Презентация на тему "Численность населения России"

Включить эффекты
1 из 31
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.9
5 оценок

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Численность населения России" содержит материал по географии. На слайдах представлен богатый иллюстративный материал, инструкции по использованию к которому находятся в прилагающемся текстовом файле. Каждый логический блок оформлен яркими изображениями, демонстрирующими государственную символику России, территорию страны и ее субъектов.

Краткое содержание

  1. крупнейшие страны мира;
  2. численность населения в Тульской области;
  3. урбанизация государства;
  4. демографические кризисы;
  5. воспроизводство населения;
  6. практическое задание;
  7. закрепление материала;
  8. задания для самостоятельного выполнения;
  9. рефлексия;

Содержание

  • Слайд 1

  • Слайд 2

  • Слайд 3

    Население России

  • Слайд 4

    Численность населения России и Тульской области

  • Слайд 5

    • Население России
    • Численность населения

  • Слайд 6

    Крупнейшие страны мира (2010 год)

  • Слайд 7

    Какова численность населения Тульской области?

    Работа с приложением учебника стр.261

    Таблица «Численность постоянного населения по субъектам РФ на 1 января 2007 г.»,

  • Слайд 8

    Численность населения Тульской области

    • 1 января 2007г. 1580,5 тыс. чел.
    • 1 января 2011г. 1550,3 тыс. чел

  • Слайд 9

    Итоги переписи населения2010 года

    Перепись населения РФ прошла с 14 по 25 октября 2010г.

    Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат) обнародовала первые результаты переписи населения 2010 года. Выяснилось, что в России по сравнению с 2002 годом численность населения снизилась на 2%. С учетом, что от переписи уклонился примерно 1 млн россиян, в настоящее время на территории РФ проживает 142,905 млн человек.

  • Слайд 10

    • Россия, 2010 год-66 млн. мужчин, 77 млн. женщин (это 46% и 54%) Для сравнения: в 2002 году мужчин было 47%, а женщин 53%.
    • Россия, 2010 год-66 млн. мужчин, 77 млн. женщин (это 46% и 54%) Для сравнения: в 2002 году мужчин было 47%, а женщин 53%.

  • Слайд 11

    По-прежнему наиболее населенными являются Центральный, Приволжский и Сибирский федеральные округа, на территории которых проживает более 61 процента населения страны. По сравнению с переписью 2002 года численность населения сократилась в 63, а возросла в 20 субъектах Федерации.

  • Слайд 12

    Россия остается высоко урбанизированной страной.

    Доля городского населения в 2010 году составила 73,7 процента против 73,3 процента в 2002 году.

  • Слайд 13

    Население России в 2010 г по сравнению с переписью 2002 г сократилось на 2,2 млн. человек или 1,6 процентов - предварительные итоги

  • Слайд 14

    Демографические кризисы

    ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС – период резкого снижения численности населения страны вследствие войн, революций, эпидемий, других социальных потрясений.

    XX век:

    • 1 демографический кризис: 1914-1922 годы ( 1 мировая война, революция 1917 года, гражданская война, эмиграция)
    • 2 демографический кризис: 1932-1937 годы ( коллективизация сельского хозяйства, голод 1933-34 г., репрессии)
    • 3 демографический кризис:1941-1945 годы (Великая Отечественная война)
    • 4 демографический кризис: 1990 годы – настоящее время ( экономический кризис, нестабильность, неблагоприятная экологическая обстановка )

  • Слайд 15

    Динамика изменения численности России

  • Слайд 16

  • Слайд 17

    Изменение численности населения между переписями определяют с помощью текущего учета:естественного движения механического движения

  • Слайд 18

    Воспроизводство населения совокупность процессов рождаемости,смертности,естественного прироста, обеспечивающих непрерывную смену поколений (естественное движение населения)

    Формула естественного прироста ЕП = Р - С, где Р – рождаемость (число родившихся за год на 1000 жителей ) С – смертность ( число умерших за год на 1000 жителей) ЕП – естественный прирост (убыль)

  • Слайд 19

    • Численность населения СССР И России в течение XX века изменялась. Изменение численности населения связано с естественным приростом населения.
    • Задание: определите динамику естественного прироста населения, рождаемости России на 1000 жителей ( таб. 15, с.185 учебника)

  • Слайд 20

    Задание. По статистическим данным и картам определите динамику естественного прироста населения, рождаемости и смертности по территориальным образованиям Тульской области

  • Слайд 21

    Тип воспроизводства

    • сложившееся в данный период
    • определенное соотношение рождаемости и смертности

  • Слайд 22

    Практическое задание

    Выявить территориальные различия в уровне воспроизводства населенияв федеральных округах в 2009 году

  • Слайд 23

  • Слайд 24

    Механический прирост-

    Разность между числом прибывших на определенную территорию и числом выбывших за ее пределы за определенный срок

    таблица 15 стр. 185

  • Слайд 25

    Закрепление материала

    По тексту учебника ответьте, в чем причины снижения рождаемости при современном типе воспроизводства населения?

  • Слайд 26

    Готовимся к ГИА: Используя данные таблицы, определите, в каком из перечисленных регионов наблюдался наибольший ЕП

  • Слайд 27

    Готовимся к ГИА:

    Используя данные таблицы, определите, в каком из перечисленных регионов России рождаемость превашала смертность в 2007 г.

  • Слайд 28

    ЗАДАНИЕ

    По таблице ознакомьтесь с прогнозами динамики численности населения. Какая из них кажется вам наиболее реальным, почему?

  • Слайд 29

    РЕФЛЕКСИЯ

    • сегодня я узнал…
    • было интересно…
    • было трудно…
    • я научился…

  • Слайд 30

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    §38 стр. 188 задания №1,2

    Творческое задание.

    Опросите своих родителей, бабушек. Дедушек. Узнайте сколько детей было в их семьях? Все ли рожденные дети дожили до взрослого возраста, до старости. Сделайте вывод о типе воспроизводства.

  • Слайд 31

    СПАСИБО !

Посмотреть все слайды

Конспект

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22

Муниципальный конкурс методических разработок

«Мой лучший урок»

Предмет: география

Тип урока: Изучение нового материала

Тема: Численность населения России и Тульской области

Продолжительность: 1 урок, 45 минут

Класс 8

Технологии: Использование электронных образовательных ресурсов (мультимедиа, интернет)

Автор работы:

Измайлова Ирина Алексеевна

учитель географии

1 квалификационной категории

г. Узловая

2012

Оглавление

Стр.

1 Пояснительная записка 3

2 Цели и задачи урока. Ресурсы. 5

Методы и формы учебной деятельности.

Планируемый результат. Сценарий урока.

3 Приложение 12

4 Электронный образовательный ресурс

5 Список литературы 14

1. Пояснительная записка

Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности ребёнка;

- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии необходимо перерабатывать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами. Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации.

Использование информационных технологий, ставят ученика в нестандартные ситуации и позволяют повысить творческий потенциал и способствовать самореализации школьника. Современные дети владеют компьютером лучше нас, поэтому необходимо стараться найти этому применение. Современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Ученики должны обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях; использовать интернет – ресурсы: статистические материалы, графический материал.

Сегодня каждый педагог должен обладать навыками сотрудничества с учащимися на основе информационного взаимодействия, уметь осуществлять подбор,

структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач. При этом сохраняется дифференцированный подход и в освоении материала, и в заданиях для решения нет никакого психологического неудобства, так как все заняты посильной работой, и в то же время каждый является важным звеном в структуре урока.

Для реализации урока выбран 8 класс и тема урока: «Численность населения России и Тульской области.» Я работаю по рабочей программе для 8-9 кл., составленной на основе: стандарта основного общего образования по географии; примерной программы для основного общего образования по географии; программы «География России», 8-9 классы авторов И. И. Бариновой, В. П. Дронова. Учебник: В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе 8 класс «Природа. Население. Хозяйство.» Раздел 3: «Население России.» 2 часа в неделю. 70 часов в год. Место урока в изучаемой теме:1 урок в разделе 3 «Население России».

Изучение географии населения подготовит учеников к пониманию географии хозяйства России, которое они будут изучать позже.

2.Цели и задачи урока. Ресурсы. Методы и формы учебной деятельности. Планируемый результат. Сценарий урока.

Цели:

- познакомиться с численностью населения России и Тульской области;

- определить причины, влияющие на изменение численности населения России и Тульской области.

Задачи:

- дать определения понятий « демографического кризиса», «естественного прироста», «воспроизводство населения»;

- развивать умения работать с презентациями, со статистическим материалом, диаграммами, таблицами, графиками, интернет – ресурсами.

Ресурсы: учебник, презентация, статистический материал, опорный конспект, интернет – ресурсы.

Тип урока:

- урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы, методические приемы и формы учебной деятельности:

- самостоятельная работа со статистическим материалом;

- работа в реальном времени в Интернете;

- формулирование выводов;

- ответы на вопросы учителя.

Планируемый результат:

Знать\ понимать:

-основные понятия «демографический кризис», «естественный прирост», «воспроизводство населения»;

-причины изменения численности России и Тульской области.

Уметь:

- находить в разных источниках и анализировать информацию о населении России и Тульской области;

- рассчитывать естественный прирост населения России и Тульской области.

Сценарий урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

Приветствует учащихся, определяет их готовность к работе. Сообщает о том, что урок пройдет в необычной форме с использованием Интернета и презентации.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места.

2.

Целепологание

Предлагает посмотреть слайд 1.Картинки животных, слайд 2. Картинки людей, с помощью наводящих вопросов подводит к теме изучаемого раздела и к теме урока.

Объявляет тему раздела слайд 3.Население России и тему урока слайд 4. Численность населения России и Тульской области.

Предлагает сформулировать цели и задачи урока, корректирует ответы учащихся.

Делают вывод о том, что раздел «Природа России» изучили полностью, а следующий раздел «Население России».

Записывают тему урока в опорный конспект

Формулируют цели и задачи урока

3.

Изучение нового учебного материала

Для того, чтобы узнать численность населения России предлагает воспользоваться «Интернет-ресурсами»: сайт «Счетчик населения России» http://priroda.inc.ru/naselenie.php

Предлагает сравнить численность населения России с другими государствами слайд5.Население России. Численность населения, слайд 6.Крупнейшие страны мира

Предлагает выяснить численность населения Тульской области с помощью приложения учебника на странице 261 по таблице «Численность постоянного населения по субъектам РФ на 1 января 2007 года»слайд 7. Какова численность населения Тульской области

Представляет данные полученные из таблицы учащимися и предлагает сравнить данные по численности населения Тульской области с 2011г.слайд8.Численность населения Тульской области

Вводит понятие «Перепись населения». Предлагает заслушать выступления представителей групп по темам: «История переписи населения в России», «Итоги переписи населения России 2010 года». слайды 9,10,11,12,13

Вводит понятие «Демографический кризис».слайд14.Демографические кризисы.Рассказывает уч-ся о демографических кризисах, происшедших в 20-м столетии.

По столбиковым диаграммам предлагает изучить динамику изменения численности населения России и Тульской области. слайд 15. Динамика изменения численности населения России. слайд 16. Динамика изменения численности населения Тульской области.

Объясняет, что снижение численности связано с действием факторов, вводит новые понятия «Естественное движение», «Механическое движение». А естественное движение населения связано с процессом (вводит новое понятие) «Воспроизводство населения»слайды17,18.

Воспроизводство населения.

Предлагает выполнить практические задания на определение естественного прироста населения России и Тульской области, рождаемости и смертности на 1000 человек. слайды 19,20. Практическое задание.

Объясняет снижение естественного прироста на протяжении 20-го столетия, которое связано с изменением типов воспроизводства населения. слайд21.Типы воспроизводства населения.

Предлагает выполнить практическое задание по выявлению территориальных различий в воспроизводстве населения в ФО в 2009 году с помощью Интернета: сайт « Естественный прирост по субъектам федерации» http://www.dcmoscope.ru

слайд 22,23. Практическое задание.

Объясняет понятие, влияющее на изменение численности населения «Механический прирост», предлагает изучить данные таблицы, проанализировать их и сделать соответствующие выводы.

слайд 24.Механический прирост.

Работают с данными, конспектируют в опорный конспект.

Анализируют информацию по таблице

и столбиковой диаграмме, отвечают на вопросы, делают выводы.

Работают со статистическим материалом, выясняют с помощью таблицы численность населения Тульской области на 1 января 2007 г.

Сравнивают данные за 2007г. и 2011г. формулируют выводы об изменении численности населения Тульской области за 4 года

Записывают понятие в опорный конспект.

Выступают представители групп, по ходу рассказа анализируют полученную информацию, делают выводы по итогам переписи 2010 года, заносят в опорный конспект

Записывают понятие и основные этапы демографического кризиса в конспект

Анализируют столбиковые диаграммы, формулируют выводы, отвечают на вопросы.

Записывают понятия в опорный конспект.

Работают с различными источниками информации, вычисляют естественный прирост, рождаемость и смертность на 1000 человек по России и по Тульской области, делают выводы по полученным результатам.

Записывают в опорный конспект

Группы работают со статистическими данными на сайте, анализируют информацию, делают выводы. Выступают представители групп, знакомят одноклассников со своими результатами работы.

Понятие записывают в опорный конспект, работают с таблицей в учебнике, анализируют данные, делают выводы

4.

Закрепление и применение учебного материала

Предлагает по тексту учебника ответить на вопрос о причинах снижения рождаемости при современном типе воспроизводства населения. Корректирует ответы учащихся.слайд 25. Закрепление материала.

Предлагает выполнить практические задания «Готовимся к ГИА» на определение естественного прироста и рождаемости в разных регионах России. слайды 26,27. Готовимся к ГИА.

Предлагает ознакомиться с таблицей «Прогнозы динамики численности населения», проанализировать данные и ответить на вопрос, какой из прогнозов наиболее реальный, почему? слайд 28. Прогнозы динамики численности населения.

Работают с текстом параграфа, отвечают на вопрос.

Работают с данными представленных таблиц, анализируют, делают выводы.

Изучают данные таблицы, высказывают различные мнения.

5.

Подведение итогов. Рефлексия

Обращает внимание учащихся на достижение цели урока. Предлагает оценить результат своей деятельности на уроке с помощью «Закончите предложение…» слайд 29. Рефлексия.

Убеждаются в достижении цели урока, анализируют результаты своей деятельности, оценивают свою работу на уроке.

6.

Домашнее задание.

Дает домашнее задание: прочитать текст параграфа и выполнить задания после него, выполнить творческое задание. Слайд 30. Домашнее задание.

Благодарит за активную работу на уроке, выставляет оценки. слайд 31. Спасибо.

Записывают домашнее задание

3. Приложения Приложение 1

Демографические показатели Тульской области в 2008 году

Территориальное образование

рождаемость

смертность

убыль

Алексинский р-н

7,2

20,4

-13,2

Арсеньевский р-н

7,1

24,1

-17,0

Белевский р-н

8,2

27,0

-18,8

Богородицкий р-н

8,1

21,8

-13,7

Веневский р-н

8,8

22,1

-13,3

Воловский р-н

8,7

23,5

-14,8

Дубенский р-н

8,7

21,2

-12,5

Ефремовский р-н

8,4

21,7

-13,3

Заокский р-н

7,9

21,3

-13,4

Каменский р-н

7,6

21,7

-14,1

Кимовский р-н

7,8

27,8

-20,0

Киреевский р-н

9,4

22,1

-12,7

Куркинский р-н

8,7

21,5

-12,8

Ленинский р-н

9,5

19,8

-10,3

Новомосковский р-н

7,8

20,2

-12,4

Одоевский р-н

8,2

22,9

-14,7

Плавский р-н

7,5

18,7

-11,2

Суворовский р-н

7,0

26,3

-19,3

Тепло-Огаревский р-н

9,1

20,3

-11,2

Узловский р-н

8,7

20,1

-11,4

Чернский р-н

9,3

25,1

-15,8

Щекинский р-н

7,7

23,0

-15,3

Ясногорский р-н

8,1

23,3

-15,2

г. Тула

7,5

18,8

-11,3

г. Донской

7,9

21,2

-13,3

р.п. Новогуровский

6,7

18,6

-11,9

Приложение 2 Опорный конспект Дата___________________________

Тема урока ___________________________________________________________

Численность России

Родилось

Умерло

млн. чел.

Место России среди других стран мира

место

Численность населения Тульской области

1 января 2007г.

1 января 2011г.

_____________________________________

Последняя перепись населения РФ

год

Демографический кризис

это

Количество демографических кризисов, произошедших в 20 веке

Воспроизводство населения

это

Формула естественного прироста

Тип воспроизводства

это

Типы воспроизводства

1)__________________________

2)__________________________

Механический прирост

____________________________

Домашнее задание

Это

_______________________________________________

5. Список литературы

Барабанов В. В., Кузнецов А. П., Шилина И. Б. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2010/ ФИПИ.- М.: «Интеллект-Центр», 2010.-144 с.

Ваулина Г.В Использование Интернета на уроке географии. http://klasnaocinkf.com.ua/ru/

Горбунов Е. Л. Социально-экономическая география Тульской области. Тула Издательский Дом «Пересвет», 2009.-160 с.

Жижина Е. А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс.-М.: «ВАКО», 2006, 288с.

Курашева Е. М. География России: 8-9 классы: в схемах и таблицах.-М.: Издательство «Экзамен», 2009.-222с.

Кулева Н.В.«Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика» http://nsportal.ru

Москвитина Н. А. « Использование новых образовательных технологий на уроках географии.» http://www.uchportal.ru

Томкевич О. Б. Использование интернет-ресурсов на уроке географии. http://www.den-za-dnem.ru

�PAGE � �PAGE �6�

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22

Муниципальный конкурс методических разработок

«Мой лучший урок»

Предмет: география

Тип урока: Изучение нового материала

Тема: Численность населения России и Тульской области

Продолжительность: 1 урок, 45 минут

Класс 8

Технологии: Использование электронных образовательных ресурсов (мультимедиа, интернет)

Автор работы:

Измайлова Ирина Алексеевна

учитель географии

1 квалификационной категории

г. Узловая

2012

Оглавление

Стр.

1 Пояснительная записка 3

2 Цели и задачи урока. Ресурсы. 5

Методы и формы учебной деятельности.

Планируемый результат. Сценарий урока.

3 Приложение 12

4 Электронный образовательный ресурс

5 Список литературы 14

1. Пояснительная записка

Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности ребёнка;

- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии необходимо перерабатывать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами. Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации.

Использование информационных технологий, ставят ученика в нестандартные ситуации и позволяют повысить творческий потенциал и способствовать самореализации школьника. Современные дети владеют компьютером лучше нас, поэтому необходимо стараться найти этому применение. Современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Ученики должны обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях; использовать интернет – ресурсы: статистические материалы, графический материал.

Сегодня каждый педагог должен обладать навыками сотрудничества с учащимися на основе информационного взаимодействия, уметь осуществлять подбор,

структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач. При этом сохраняется дифференцированный подход и в освоении материала, и в заданиях для решения нет никакого психологического неудобства, так как все заняты посильной работой, и в то же время каждый является важным звеном в структуре урока.

Для реализации урока выбран 8 класс и тема урока: «Численность населения России и Тульской области.» Я работаю по рабочей программе для 8-9 кл., составленной на основе: стандарта основного общего образования по географии; примерной программы для основного общего образования по географии; программы «География России», 8-9 классы авторов И. И. Бариновой, В. П. Дронова. Учебник: В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе 8 класс «Природа. Население. Хозяйство.» Раздел 3: «Население России.» 2 часа в неделю. 70 часов в год. Место урока в изучаемой теме:1 урок в разделе 3 «Население России».

Изучение географии населения подготовит учеников к пониманию географии хозяйства России, которое они будут изучать позже.

2.Цели и задачи урока. Ресурсы. Методы и формы учебной деятельности. Планируемый результат. Сценарий урока.

Цели:

- познакомиться с численностью населения России и Тульской области;

- определить причины, влияющие на изменение численности населения России и Тульской области.

Задачи:

- дать определения понятий « демографического кризиса», «естественного прироста», «воспроизводство населения»;

- развивать умения работать с презентациями, со статистическим материалом, диаграммами, таблицами, графиками, интернет – ресурсами.

Ресурсы: учебник, презентация, статистический материал, опорный конспект, интернет – ресурсы.

Тип урока:

- урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы, методические приемы и формы учебной деятельности:

- самостоятельная работа со статистическим материалом;

- работа в реальном времени в Интернете;

- формулирование выводов;

- ответы на вопросы учителя.

Планируемый результат:

Знать\ понимать:

-основные понятия «демографический кризис», «естественный прирост», «воспроизводство населения»;

-причины изменения численности России и Тульской области.

Уметь:

- находить в разных источниках и анализировать информацию о населении России и Тульской области;

- рассчитывать естественный прирост населения России и Тульской области.

Сценарий урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

Приветствует учащихся, определяет их готовность к работе. Сообщает о том, что урок пройдет в необычной форме с использованием Интернета и презентации.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места.

2.

Целепологание

Предлагает посмотреть слайд 1.Картинки животных, слайд 2. Картинки людей, с помощью наводящих вопросов подводит к теме изучаемого раздела и к теме урока.

Объявляет тему раздела слайд 3.Население России и тему урока слайд 4. Численность населения России и Тульской области.

Предлагает сформулировать цели и задачи урока, корректирует ответы учащихся.

Делают вывод о том, что раздел «Природа России» изучили полностью, а следующий раздел «Население России».

Записывают тему урока в опорный конспект

Формулируют цели и задачи урока

3.

Изучение нового учебного материала

Для того, чтобы узнать численность населения России предлагает воспользоваться «Интернет-ресурсами»: сайт «Счетчик населения России» http://priroda.inc.ru/naselenie.php

Предлагает сравнить численность населения России с другими государствами слайд5.Население России. Численность населения, слайд 6.Крупнейшие страны мира

Предлагает выяснить численность населения Тульской области с помощью приложения учебника на странице 261 по таблице «Численность постоянного населения по субъектам РФ на 1 января 2007 года»слайд 7. Какова численность населения Тульской области

Представляет данные полученные из таблицы учащимися и предлагает сравнить данные по численности населения Тульской области с 2011г.слайд8.Численность населения Тульской области

Вводит понятие «Перепись населения». Предлагает заслушать выступления представителей групп по темам: «История переписи населения в России», «Итоги переписи населения России 2010 года». слайды 9,10,11,12,13

Вводит понятие «Демографический кризис».слайд14.Демографические кризисы.Рассказывает уч-ся о демографических кризисах, происшедших в 20-м столетии.

По столбиковым диаграммам предлагает изучить динамику изменения численности населения России и Тульской области. слайд 15. Динамика изменения численности населения России. слайд 16. Динамика изменения численности населения Тульской области.

Объясняет, что снижение численности связано с действием факторов, вводит новые понятия «Естественное движение», «Механическое движение». А естественное движение населения связано с процессом (вводит новое понятие) «Воспроизводство населения»слайды17,18.

Воспроизводство населения.

Предлагает выполнить практические задания на определение естественного прироста населения России и Тульской области, рождаемости и смертности на 1000 человек. слайды 19,20. Практическое задание.

Объясняет снижение естественного прироста на протяжении 20-го столетия, которое связано с изменением типов воспроизводства населения. слайд21.Типы воспроизводства населения.

Предлагает выполнить практическое задание по выявлению территориальных различий в воспроизводстве населения в ФО в 2009 году с помощью Интернета: сайт « Естественный прирост по субъектам федерации» http://www.dcmoscope.ru

слайд 22,23. Практическое задание.

Объясняет понятие, влияющее на изменение численности населения «Механический прирост», предлагает изучить данные таблицы, проанализировать их и сделать соответствующие выводы.

слайд 24.Механический прирост.

Работают с данными, конспектируют в опорный конспект.

Анализируют информацию по таблице

и столбиковой диаграмме, отвечают на вопросы, делают выводы.

Работают со статистическим материалом, выясняют с помощью таблицы численность населения Тульской области на 1 января 2007 г.

Сравнивают данные за 2007г. и 2011г. формулируют выводы об изменении численности населения Тульской области за 4 года

Записывают понятие в опорный конспект.

Выступают представители групп, по ходу рассказа анализируют полученную информацию, делают выводы по итогам переписи 2010 года, заносят в опорный конспект

Записывают понятие и основные этапы демографического кризиса в конспект

Анализируют столбиковые диаграммы, формулируют выводы, отвечают на вопросы.

Записывают понятия в опорный конспект.

Работают с различными источниками информации, вычисляют естественный прирост, рождаемость и смертность на 1000 человек по России и по Тульской области, делают выводы по полученным результатам.

Записывают в опорный конспект

Группы работают со статистическими данными на сайте, анализируют информацию, делают выводы. Выступают представители групп, знакомят одноклассников со своими результатами работы.

Понятие записывают в опорный конспект, работают с таблицей в учебнике, анализируют данные, делают выводы

4.

Закрепление и применение учебного материала

Предлагает по тексту учебника ответить на вопрос о причинах снижения рождаемости при современном типе воспроизводства населения. Корректирует ответы учащихся.слайд 25. Закрепление материала.

Предлагает выполнить практические задания «Готовимся к ГИА» на определение естественного прироста и рождаемости в разных регионах России. слайды 26,27. Готовимся к ГИА.

Предлагает ознакомиться с таблицей «Прогнозы динамики численности населения», проанализировать данные и ответить на вопрос, какой из прогнозов наиболее реальный, почему? слайд 28. Прогнозы динамики численности населения.

Работают с текстом параграфа, отвечают на вопрос.

Работают с данными представленных таблиц, анализируют, делают выводы.

Изучают данные таблицы, высказывают различные мнения.

5.

Подведение итогов. Рефлексия

Обращает внимание учащихся на достижение цели урока. Предлагает оценить результат своей деятельности на уроке с помощью «Закончите предложение…» слайд 29. Рефлексия.

Убеждаются в достижении цели урока, анализируют результаты своей деятельности, оценивают свою работу на уроке.

6.

Домашнее задание.

Дает домашнее задание: прочитать текст параграфа и выполнить задания после него, выполнить творческое задание. Слайд 30. Домашнее задание.

Благодарит за активную работу на уроке, выставляет оценки. слайд 31. Спасибо.

Записывают домашнее задание

3. Приложения Приложение 1

Демографические показатели Тульской области в 2008 году

Территориальное образование

рождаемость

смертность

убыль

Алексинский р-н

7,2

20,4

-13,2

Арсеньевский р-н

7,1

24,1

-17,0

Белевский р-н

8,2

27,0

-18,8

Богородицкий р-н

8,1

21,8

-13,7

Веневский р-н

8,8

22,1

-13,3

Воловский р-н

8,7

23,5

-14,8

Дубенский р-н

8,7

21,2

-12,5

Ефремовский р-н

8,4

21,7

-13,3

Заокский р-н

7,9

21,3

-13,4

Каменский р-н

7,6

21,7

-14,1

Кимовский р-н

7,8

27,8

-20,0

Киреевский р-н

9,4

22,1

-12,7

Куркинский р-н

8,7

21,5

-12,8

Ленинский р-н

9,5

19,8

-10,3

Новомосковский р-н

7,8

20,2

-12,4

Одоевский р-н

8,2

22,9

-14,7

Плавский р-н

7,5

18,7

-11,2

Суворовский р-н

7,0

26,3

-19,3

Тепло-Огаревский р-н

9,1

20,3

-11,2

Узловский р-н

8,7

20,1

-11,4

Чернский р-н

9,3

25,1

-15,8

Щекинский р-н

7,7

23,0

-15,3

Ясногорский р-н

8,1

23,3

-15,2

г. Тула

7,5

18,8

-11,3

г. Донской

7,9

21,2

-13,3

р.п. Новогуровский

6,7

18,6

-11,9

Приложение 2 Опорный конспект Дата___________________________

Тема урока ___________________________________________________________

Численность России

Родилось

Умерло

млн. чел.

Место России среди других стран мира

место

Численность населения Тульской области

1 января 2007г.

1 января 2011г.

_____________________________________

Последняя перепись населения РФ

год

Демографический кризис

это

Количество демографических кризисов, произошедших в 20 веке

Воспроизводство населения

это

Формула естественного прироста

Тип воспроизводства

это

Типы воспроизводства

1)__________________________

2)__________________________

Механический прирост

____________________________

Домашнее задание

Это

_______________________________________________

5. Список литературы

Барабанов В. В., Кузнецов А. П., Шилина И. Б. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2010/ ФИПИ.- М.: «Интеллект-Центр», 2010.-144 с.

Ваулина Г.В Использование Интернета на уроке географии. http://klasnaocinkf.com.ua/ru/

Горбунов Е. Л. Социально-экономическая география Тульской области. Тула Издательский Дом «Пересвет», 2009.-160 с.

Жижина Е. А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс.-М.: «ВАКО», 2006, 288с.

Курашева Е. М. География России: 8-9 классы: в схемах и таблицах.-М.: Издательство «Экзамен», 2009.-222с.

Кулева Н.В.«Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика» http://nsportal.ru

Москвитина Н. А. « Использование новых образовательных технологий на уроках географии.» http://www.uchportal.ru

Томкевич О. Б. Использование интернет-ресурсов на уроке географии. http://www.den-za-dnem.ru

�PAGE � �PAGE �6�

Скачать конспект

Предложить улучшение Сообщить об ошибке