Содержание
-
Чокан Валиханов (1835-1865гг)
-
Чокан Валиханов Петр I не только прорубил окно в Европу. Он также заложил основы продвижения России на восток. Огромные неосвоенные пространства Сибири требовали подготовки новых кадров. Одна из главных нагрузок в этом процессе выпадала на казаков. В связи с этим в Омске, основном городе на Иртышской линии и столице Западной Сибири, в 1813 году было образовано войсковое казачье училище. В нем велось обучение детей казачества для подготовки командных кадров для войск на восточной границе России.
-
Как известно, после разгрома Джунгарии Китай начал претендовать на земли Восточного Казахстана, и необходимо было строить крепости и укреплять границу. Изначально училище было рассчитано на 30 человек, 20 из них содержались за счет казачества и 10 — за счет своих родителей. Училище стало пользоваться авторитетом, и уже через два года в нем обучалось 320 человек. В 1826 году оно было преобразовано в училище Сибирского военного казачества и переведено на государственное содержание, а в 1845 году преобразовано в Кадетский корпус.
-
Чокан в детстве
Чокан Валиханов (полное его имя – Мухаммед-Ханафия, а Чокан – ласковое имя, данное матерью) родился в ноябре 1835 года в крепости Кушмурун. Чокан был очень живым и умным мальчиком. Сначала он учился в Кушмуруне в частной казахской школе. Здесь он овладел основами арабского письма и научился рисовать карандашом. Этому искусству он научился у русских художников, топографов и геодезистов, подолгу проживавших в семье Валихановых. Кроме того, в ауле Валихановых часто гостили русские ученые, инженеры и образованные офицеры, которые возбудили в восприимчивом мальчике интерес к искусству и литературе. Осенью 1847 года отец привез 12 – летнего Чокана в Омск на учебу в сибирский кадетский корпус, считавшийся тогда лучшим учебным заведением Сибири.
-
Сибирский кадетский корпус — не просто военное училище.
Кроме своей основной функции — подготовки младшего офицерского состава, корпус славился и высоким уровнем светского образования. Здесь преподавали известные вольнодумные профессора, которые не прижились в столицах. Принимали на учебу и детей из казахских семей. В 1847 году его окончил отец Чокана. Уже в звании полковника царской армии он привез сюда своего сына. Когда они встречались с преподавателем географии, Чокан познакомился еще с одним воспитанником корпуса — Григорием Потаниным, который проучился там уже год. Сначала отношения у них не заладились. Но позже, когда Чокан почувствовал атмосферу учебы, они стали близкими друзьями. Эти два выпускника корпуса вписали славные страницы в исследование самых труднодоступных районов Азии. Среди известных выпускников корпуса Лавр Корнилов, Дмитрий Карбышев
-
ПаятникЧокану Валиханову в Омске По окончании учебы Валиханов остался служить в Омске. Здесь же он познакомился с Федором Достоевским. Увы, того привели в этот город печальные обстоятельства. Он отбывал здесь каторгу в Омском остроге после суда над «петрашевцами». «Записки из мертвого дома», открывшие миру великого писателя, описывают именно эти страницы его жизни. После освобождения Достоевский поступил на службу и сблизился с Валихановым. Их связывала теплая дружба, хотя разница в возрасте была значительная.
-
Достоевский и Валиханов
Достоевский любил Валиханова не меньше, чем родного брата. Затем Достоевский переехал в Семипалатинск, но и там они не раз встречались, так как многие из поездок Валиханова проходили через этот город. Великолепный музей Достоевского в одном из старинных зданий Омска хранит несколько экспонатов, посвященных его искренней дружбе с Валихановым.
-
Валиханов попадает в поле зрения русской разведки.
Выпускник Омского кадетского корпуса корнет султан Чокан Валиханов попадает в поле зрения военной разведки. Первым на исключительные интеллектуальные и волевые качества молодого казахского аристократа, потомка славного казахского рода обратил внимание полковник Карл Каземирович Гутковский, выпускник военной академии Генерального штаба, занимавшийся в Сибирском казачьем войске военной разведкой. Кроме всего прочего, Карл Казимирович преподавал в корпусе некоторые военные предметы, тактику, артиллерию.
-
Знаток шести языков, разбирающийся в геодезии, топографии, военном деле, тесно общавшийся с другим знаменитым путешественником Семеновым-Тян-Шанским, он блестяще подходил для роли разведчика. Кашгария (самый восточный регион Средней Азии, соседствующий с Внутренним Китаем, Внутренней Монголией) входила в орбиту колонизационной политики Цинского Китая, а Российская империя крайне неравнодушно смотрела на эти территории. Для изучения политической и социально-экономической ситуации, а также для создания новых карт туда и был отправлен Чокан. Азиатские черты лица имели значение – к европейцам, как правило, китайцы относились предвзято и частенько свои сомнения решали в один миг – ударом короткого меча.
-
В июне 1858 года 21-летний Валиханов отправляется в опасное путешествие в составе каравана семипалатинского купца МусабаяТохтубаева. Отныне он именует себя Алимбаем, одежда соответствующая, бритая голова. За полтора месяца достигнув верховий реки Или, купцы провели здесь месяц, занимаясь торговлей с киргизами, после чего караван двинулся к китайской границе через Тянь-Шань.
-
Во время пребывания в Кашгаре Валиханов знакомится со многими купцами, чиновниками и другими местными жителями. Ему удалось собрать сведения о населении и дорогах «страны шести городов» (Алтышар), как называли уйгуры Кашгарию. Исследователь записывал также данные о климате и природе страны, её экономике.
-
Открытия, сделанные им, поставили молодого поручика русской армии в ряд с выдающимися географами мира. Валиханову принадлежат выдающиеся труды по географии, истории, этнографии, экономике, социологии Казахстана, он сделал записи казахского фольклора, открыл для науки киргизский эпос «Манас».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.