Содержание
-
Этноконфессиональная сфера Юга России: точки напряженности
Тимур А. Халилов
pptcloud.ru
-
Религии нередко процветали в те времена, когда исчезали надежды, когда все остальные типы социальных связей рушились, как раз это и происходит сейчас во многих частях планеты. Прежние социальные связи разрушаются, и люди перестают понимать, во что они верят, к какой общности принадлежат, кто их друзья, а кто – враги.
-
«Людям необходимы сообщества, в которых они могли бы найти духовный приют и ощущение физической безопасности. В результате мы сталкиваемся со странной ситуацией: чем больше в мире социальных расколов и размежеваний, тем сильнее в нем роль религий»
Д. Белл, В. Иноземцев «Эпоха разобщенности»
-
Религия служила и служит очень важным инструментом самоопределения человека, формирования того, что нередко называют идентичностью.
-
Религия сегодня является мощным политическим ресурсом…
-
Проект Института общественного проектирования и ВЦИОМ
«Мировоззрение и идеология современной российской элиты», 2010 г.
-
Юг России и Большой Кавказ – трансграничные пространства со сложными геополитическими процессами
-
Факторы, влияющие на ситуацию на Юге России:
- распад СССР и последовавший за этим глубокий системный кризис;
- передел собственности, особенно в курортно-рекреационных зонах;
- маргинализация населения;
- отсутствие «общей» истории;
- распространение сепаратистских настроений;
- рост преступности;
- низкий уровень эффективности региональных бюрократических систем;
- моральная деградация общества, деформация правосознания, правовой нигилизм;
-
Напряжения и конфликты в:
- Республике Адыгея;
- Республике Дагестан;
- Кабардино-Балкарской Республике;
- Карачаево-Черкесской Республике;
- Краснодарском крае;
- Ставропольском крае.
-
Республика Адыгея
-
Межконфессиональные отношения в республике бесконфликтны. В основном население исповедует православие (РПЦ) и ислам. Православные церкви и мечети имеются в большинстве населенных пунктов. Лидеры традиционных конфессий входят в различные общественные советы и выступают в СМИ. По оценкам местных экспертов, активно верующими можно назвать примерно 10-15% населения.
-
Республика Дагестан
-
В республике современный националистический (этнический) экстремизм тесно смыкается с конфессиональным экстремизмом. Для привлечения на свою сторону сторонников этнические экстремисты широко используют религиозно-экстремистские идеи, нередко пытаются подменить национализм религией или синтезировать эти два понятия. Не случайно в последние годы наблюдается стойкая тенденция соединения религии и политики, которая по мнению многих экспертов, способствует развитию конфликтности в собственно межконфессиональных и межэтнических отношениях в регионе.
-
Кабардино-Балкарская Республика
-
Современная ситуация в регионе далека от идеальной. Республика не кажется тихим уголком Кавказа. Имеется много нерешенных проблем, в т.ч. и тлеющие конфликты, значительная часть которых лежит в плоскости межгрупповых/межэтнических противоречий. Не стоит сбрасывать со счетов и религиозный фактор, который до сих пор значим в республике, обладающей значительным религиозно-экстремистским подпольем в виде сетевых джамаатов. Все эти проблемы усугубляются экономическими трудностями.
-
Карачаево-Черкесская Республика
-
В республике имеет место этноконфессиональная напряженность. Так, 18 мая 2009 г. на заседании президиума регионального общественного движения «Русь» был рассмотрен вопрос об инциденте, произошедшем в Доме правительства на встрече представителей Общественного совета КЧР с группой членов Общественной палаты РФ. Тогда первый заместитель председателя правительства И.И. Алиев назвал предложения архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана по возобновлению богослужения в древних христианских храмах КЧР провокацией и «плохими играми», задевающими национальные интересы народов КЧР.
-
Краснодарский край
-
При внешнем благополучии в сфере конфессионального взаимодействия отношение молодых людей к различным религиозным группам нельзя назвать однозначно уважительным. Скорее, можно говорить о некоем балансе между религиозной корректностью и ее отсутствием.
Однако самостоятельной проблемы религиозного экстремизма в крае нет.
-
Ставропольский край
-
По мнению многих экспертов, в настоящий момент в регионе формируются устойчивые этноконфессиональные идентичности, которые приобретают политическую окраску. В частности, можно говорить о повышении конфликтогенной готовности молодежи и ее стремлении к объединению на основе сугубо этноконфессионального начала. Популярны ксенофобные настроения и среди русского населения.
-
Выводы:
- необходимо развивать гражданский сектор Юга России;
- вести активную просветительскую деятельность;
- повышать уровень образованности населения региона;
- снижать уровень безработицы;
- создавать качественные каналы трансляции важных и нужных смыслов (новые медиа);
- формировать атмосферу добрососедства, используя межкультурную дипломатию;
- формировать общегражданскую идентичность.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.