Содержание
-
Г е о г р а ф и я культуры
Формирование этносов как главных носителей культуры.
-
Справка
Этнос (энцикл. словарь) — исторически сложившийся вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Термин этнос (этническая общность) близок к понятию народ (в этнографическом смысле). Иногда им обозначают несколько народов (этнолингвистические группы), а также обособленные части внутри народа (этнографические группы).
Этнос(по Л.Н. Гумилеву) — коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим таким же коллективам, исходя не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарности — подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей. Каждый такой этнос должен был приспособиться к условиям ландшафта, где он жил. Связи этносов с окружающей природой и порождают пространственные взаимоотношения этносов между собой.
-
Л. Н. Гумилев считал, что носителями культуры являются этносы— устойчивые сложившиеся коллективы людей, противопоставляющие себя всем прочим аналогичным коллективам (эллины — варварам; китайцы — людям Срединного царства; арабы — нечестивым, православные — нехристям, причем к последним относились и католики).
Все эти коллективы различаются по языку, иногда — по системе идеологии, по происхождению, и главное — по исторической судьбе.
-
Каждый этнос имеет свои неповторимые, стереотипы и нормы поведения, которые негласно существуют во всех областях жизни и быта.
-
Соприкасаясь с другой нормой поведения в другом этносе, люди удивляются «чудачествам» другого народа. Например, такой деликатес корейской кухни, как мясо собак, приводит в изумление другие народы.
Арабские женщины
Арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам, а крестоносцы — многоженство.
-
Из нескольких этносов, возникших в определенном регионе и взаимосвязанных экономически, политически и идеологически, формируются суперэтносы (мусульманский, латиноамериканский и др.).
-
Становление новых этносов приурочено к регионам стыка двух и более различных ландшафтов, т. е. географическая среда является благоприятным условием для этногенеза, но не является его
причиной. Так, основные процессы этногенеза в Евразии возникали при сочетании горного и степного ландшафтов (на востоке), лесного и лугового (на западе — поляны в Волго-Окском
междуречье), степного и оазисного (на юге — Крым, Средняя Азия), лесотундра и тундра (на севере).
Народы же, населяющие однотипные ландшафты, например степи (саки, печенеги, кыпчаки), и в этническом, и в социальном плане стабильны. На Ближнем Востоке (в Леванте) при сочетании гор, моря, пустынь и речных долин новые этнические комбинации возникали достаточно часто.
Крым
-
В истории известно два случая, когда море являлось составной частью места развития этносов: это культуры на берегах Ледовитого океана (эскимосы) и в Полинезии.
Монотонный однородный ландшафтный ареал стабилизирует обитающие на нем этносы, разнородный — стимулирует изменения, ведущие к появлению новых этнических образований.
-
Теория этногенеза Л.Н. Гумилева
Этногенез — основное понятие теории Л. Н. Гумилева — процесс становления этноса от момента его возникновения до исчезновения (средняя продолжительность жизни 1200-1500 лет). Основной принцип этногенеза — угасание импульса в следствии энтропии (т.е. утрата пассионарности системы из-за сопротивления окружающей среды — этнической и природной).
Л.Н. Гумилев (1912—1992)
-
Фазы этногенеза
1. фаза пассионарного подъема этноса;
2. акматическая фаза;
3. фаза надлома;
4. инерционная фаза;
5. фаза обскурации;
6. мемориальная.
-
-
1. Фаза подъема
Этнос, возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития. Первая фаза — фаза пассионарного (от лат. рassio — страдание) подъема этноса, вызванная пассионарным толчком. Пассионарность — это способность людей к своего рода перенапряжению, когда пассионарный импульс превышает инстинкт самосохранения. Спаянные пассионарной энергией этнические целостности, расширяясь, подчиняют территориально близкие народы. Группа этносов в одном регионе создает суперэтнос. Так, византийский суперэтнос, возникший в 1 в. н. э., состоял из греков, египтян, сирийцев, грузин, армян, славян и просуществовал до XV в. Продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова и составляет от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет, за исключением тех случаев, когда агрессия иноплеменников нарушает нормальный ход этногенеза. Фаза пассионарного подъема длится примерно 300 лет.
-
Византийская Империяначало V века
-
2. Акматическая фаза
Акматическаяфаза (длится приблизительно 300 лет) - фаза, в которой люди в наибольшей степени стремятся «быть самими собой», т. е. не подчиняться общим установлениям, считаться лишь с собственной природой. Именно в этом периоде складывается комплексное своеобразие этноса, заканчивается его экспансия и создаются условия для формирования суперэтнических культурных образований. Этот период заканчивается соперничеством, гражданскими войнами, ход этногенеза временно тормозится. Этнос переходит в фазу надлома.
-
3. Фаза надлома
Фаза надлома продолжается 150— 200 лет. Этот период сопровождается расцветом культуры. Затем этнос начинает жить по инерции, благодаря приобретенным ценностям. Наступает инерционная фаза.
-
4. Инерционная фаза
В период инерционной фазы идет взаимное подчинение людей друг другу, происходит образование больших государств, создание и накопление материальных благ.
Постепенно пассионарность снижается, наступает фаза обскурации.
-
5. Фаза обскурации
Фаза обскурации - фаза этногенеза, снижение пассионарного напряжения ниже уровня гомеостаза, сопровождающееся либо исчезновением этноса как системы, либо превращением его в реликт.
Люди с пониженной пассионарностью стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых гармоничных людей.
Процессы распада становятся необратимыми: господствуют люди вялые, эгоистичные, с потребительской психологией. Наступает последняя фаза этногенеза — мемориальная.
-
6. Мемориальная фаза
Мемориальная фаза – фаза, в которой этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Приходит время равновесия с природой, когда люди живут в гармонии с родным ландшафтом и великим замыслам предпочитают обывательский покой. Продолжительность этой фазы целиком зависит от историко-географических особенностей территории, вместившей остаток разбитого этноса. Если эти условия благоприятны, он существует неопределенно долго, до тех пор, пока его местообитание не будет завоевано соседями.
-
Новый цикл развития может быть вызван очередным пассионарным толчком, при этом возникает новая пассионарная популяция, она создает новый этнос, давая начало очередному витку этногенеза, благодаря которому человечество не исчезнет с лица Земли.
-
Зоны пассионарных толчков
Зоны пассионарных толчков — это узкие полосы шириной около 300 км при широтном простирании и несколько больше — при меридиональном, приблизительно на половину окружности Земли. Возникают толчки этногенеза достаточно редко, два или три раза за тысячу лет, и почти никогда не проходят по одному и тому же месту.
Один и тот же толчок может создать несколько очагов повышенной пассионарности (и как следствие — несколько суперэтносов), если его зона перекрывает разнообразные физико-географические регионы. Так, толчок VI в. н. э. «задел» Аравию, долину Инда, Южный Тибет, Северный Китай и Среднюю Японию. Во всех этих странах возникли этносы ровесники, каждый из которых имел свой стереотип поведения и культуру. Их соседи — Византия, Иран, Великая степь — были старше. В XI в. появились чжурчжэни и монголы, в XIII в. — литовцы, великороссы, турки османы, эфиопы.
-
Шабалина Е.
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.