Содержание
-
Главные речные системы России
- Интегрированный урок географии и литературы
- Тема реки в русской литературе и живописи
-
Учебно-воспитательные задачи
- Познакомить учащихся с главными речными системами России и их бассейнами, раскрыть мир лирического стихотворения.
- Продолжить закрепление навыков работы с физической картой, контурными картами, с планом при составлении характеристики реки, развивать навыки анализа лирического произведения.
- Передать чувства восхищения природой, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
-
Типы вод на суше
- Каково же значение мирового круговорота воды?
- Связывает ли круговорот воды между собой оболочки земного шара? Какие?
- На суше выделяют различные типы вод:
- воды рек;
- воды озёр;
- воды болот;
- воды ледников
- подземные воды.
-
Формирование рек
- Какие факторы играют роль в формировании поверхностных вод?
- Как влияет климат на формирование рек?
-
Реки и климат
- Как влияет характер рельефа на формирование рек?
- Сравните горные и равнинные реки.
-
Вопросы про реки
Вопросы:
- Место, где река берёт начало?
- Кратковременный подъём уровня воды, вызванный обильными дождями.
- Углубление в рельефе, по которому воды реки текут постоянно.
- Место впадения реки в другую реку, озеро или море.
- Часть дна речной долины, по которой река течёт только во время разлива.
- Ежегодно повторяющийся в один и тот же сезон года подъём уровня воды, связанный ,например, с таянием снега.
- Низменность в устье реки, сложенная речными наносами и прорезанная сетью рукавов.
- Граница между бассейнами рек.
- Местность, с которой река вместе со своими притоками собирает воды.
- Главная река со всеми притоками.
Ответы:
- №1 Речная система.
- №2 Водораздел.
- №3 Пойма.
- №4 Исток.
- №5 Паводок.
- №6 Устье.
- №7 Речная долина.
- №8 Дельта.
- №9 Половодье.
- №10 Бассейн.
-
Реки России
- Пользуясь картой ученика определите, к каким бассейнам относятся реки России.
- Найдите самые крупные реки в каждом бассейне. Покажите их. Укажите по какой равнине протекает, где берёт начало и куда впадает. По приложению ученика определить длину и площадь бассейна крупных рек.
- К бассейну какого океана относится наибольшее количество рек? Почему?
-
Бассейны рек России
-
Характеристика крупных рек России (на примере реки Волги)
План:
- Волга – великая русская река.
- Где зарождается (исток), главные притоки.
- В каком направлении и по какой местности течёт.
- В какое море впадает и к какому бассейну относится.
- Современное экологическое состояние.
-
Исток
- Назовите притоки Волги и покажите их на карте.
- В каком направлении течёт река Волга?
- По какой местности?
- В какое море впадает?
- Где образует дельту?
- К какому бассейну относится?
Посмотрите на карту. Где река Волга берёт начало?
-
«С мала ключика студёна началась река»
- Назовите, пожалуйста, крупные реки России, о которых шла речь на уроке географии.
- А как в народе называют эти реки?
-
Символом для индийцев является Ганг, Инд
- Какая река является символом России?
- Что означает её название?
-
Волга-матушка, Волга - мать рек русских
Версия о происхождении слова Волга: на древнерусском влага – волога. Сейчас в некоторых диалектах есть слово «волглый», т.е. влажный. Значит, иначе – это название будет звучать река Влага
Вопросы:
- Назовите какие-нибудь пословицы о Волге.
- А где ещё мы встречаем упоминание о Волге?
- Обратите внимание на эпиграф «Волга, Волга, мать родная»
- Как называется в этой песне Волга?
-
Ширь и простор Волги, её красота вдохновляла и вдохновляет художников и поэтов
-
Н.А. Некрасов
- Н.А. Некрасов родился 10 декабря 1821 года в Подольске.
- С трёхлетнего возраста жил в имении Грешнево Ярославской губернии. Здесь в деревне поэт провёл своё детство.
- Какие стихотворения поэта вам знакомы?
- Почему жизнь Некрасова связана с рекой Волгой?
-
На Волге
-
Анализ стихотворения
Задание: поставить ударение, подчеркнуть ключевые слова.Вопросы:
- На сколько частей можно разделить это стихотворение?
- Как поэт обращается к реке?
- Какой предстаёт перед нами река?
- Какие слова (эпитеты) использует при описании реки?
- Почему поэт пишет «Я не тот…»? Прочитайте эти строчки.
- Какое чувство возникает у поэта?
Работа с планом: «Волга в изображении Н.А. Некрасова».
- Как озаглавим эту часть?
- Как озаглавить вторую часть стихотворения? (Воспоминания).
- Найдите описание реки, какие слова характеризуют реку?
- Какие эпитеты использует поэт?
- Кому отдаёт своё сердце Н.А. Некрасов?
-
И.И. Левитан
Как иллюстрацию к нашему уроку можно рассмотреть картины Левитана. Всмотритесь в них и сопоставьте с ними некрасовскую Волгу.
- Какой предстаёт Волга?
- Какая вода в Волге?
- Какое небо над ней?
Картины написаны более 100 лет назад. И если внимательно присмотреться, то увидим, что вода в Волге чистая, светлая. А что же происходит с Волгой сейчас? Как мы должны относиться к природе?
-
Каково современное экологическое состояние Волги?
-
Мы часто повторяем слово «природа». Всё берёт начало в ней: и красота, и вдохновенье, и творчество. Но если мы заботимся о родной природе – она цветёт. А если допускаем бесхозяйственность – то всё вокруг угасает. Надо беречь всё, что завещали нам отцы и деды.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.