Содержание
-
- Климат и воды средней и северо-восточной сибири
-
- Оборудование: физическая карта России, компьютерная презентация, атлас, учебник.
- Цели урока: сформировать знания о климате Восточной и Северо-Восточной Сибири, систематизировать знания учащихся об особенностях формирования резко-континентального климата закрепить умения самостоятельно определять количественные климатические показатели для различных районов Сибири; изучить особенности режима и характера течения рек и их связь с рельефом и климатом.
-
- Опрос.
- -Какую территорию Н. Н. Баранский сжато и ёмко охарактеризовал?
- « 1. Крайняя отдалённость от исторических центров страны.
- 2. Крайняя малая заселённость и прямо-таки пустынность (особенно к северу и к югу от полосы тракта и затем железных дорог.
- 3. Отсутствие дворян и крепостного права.
- 4. Слабость промышленности и малое число рабочих.
- 5. Страна ссылки и каторги, в том числе политической. (Родную дореволюционную Сибирь.)
- - С какими положениями вы согласны?
- - Какой регион мы изучаем?
-
- Возьмите первый лист с вопросами и ответьте на 7 вопрос: Какие аргументы «за» и «против» можно высказать относительно объединения в крупный природный район двух довольно различных в природном отношении регионов - Средней и Северо-Восточной Сибири.( В пользу объединения: -резко-континентальный климат,
- - распространение многолетней мерзлоты,
- господство лиственничных лесов на мерзлотно-таёжных почвах.
- Против объединения: - Средняя Сибирь- крупнейшая равнина, Северо-Восточная- горные системы.;
- - Средняя Сибирь имеет в основании древнюю платформу, Северо-Восточная – горы довольно молодой мезозойской складчатости.
-
- Запишите тему урока :
- «Климат и воды Средней и Северо –Восточной Сибири».
-
- Объяснение нового материала:
- - Что называется климатом?
- - Назовите климатические пояса региона.
-
- Работаем с климатограммами: каким климатическим поясам они соответствуют?
- - Для какого климатического пояса характерны рекордсмены, занесённые в книгу рекордов Гиннеса?
- - Назовите их.
-
- Оймякон – «Бешеная стужа» в переводе с якутского .Полюс холода северного полушария с температурой -71. При такой температуре трудно дышать, железо делается хрупким, ртуть замерзает?
-
- Верхоянск - имеет самую большую годовую амплитуду = 100. Зимой рождается стон, и верхоянцы говорят «это стонет мать-земля». Но летом верхоянцы умудряются выращивать арбузы, но сажают их не в землю. А на землю: грядки делают высотой 45 см., молоко верхоянских кобылиц очень жирное-7 , из него делают превосходный кумыс.
-
- - По карте определите суммарную солнечную радиацию для г. Якутска?
- -По изотермам определите температуру января и июля, рассчитайте годовую амплитуду.
- Вывод?
- - Определите количество осадков на севере и на юге Сибири?
- - Почему так мало?
- - По карте обратите внимание на характер изотерм?
- - На что ещё влияет котловинный рельеф?
- - Дайте определение инверсии.
- - Посмотрите на границы климатических поясов и сравните их с Восточно-Европейской равниной?
- - Что ещё определяет низкие температуры зимой?
- - Какой тип климата обусловливает большие амплитуды температур?
-
- Итак, зима 8 месяцев плюс длительное отсутствие солнца. А лето тёплое и жаркое. На юге Сибирь получает тепла как южные районы Украины, в июле в Якутске жарче, чем в Сочи и вызревает рожь, ячмень, пшеница. А зима?
- Зимой можно слышать шёпот звёзд. В ясные зимние ночи при -45 -50 пар от дыхания замерзает, превращаясь в ледяные кристаллы. Сталкиваясь в воздухе, задевая друг друга, они слабо шуршат. Этот шелест и есть шёпот звёзд.
-
- Причины резкой континентальности климата:
- 1. Положение региона на севере и в центре материка.
- 2. Влияние Арктики.
- 3. Удалённость от Атлантики и изолированность от Тихого океана.
- 4. Сильное охлаждение зимой, что способствует развитию Сибирского антициклона.
- 5. Котловинный рельеф способствует инверсии ( температура поднимается на 2 на 100м. вверх).
- 6. Большие абсолютные высоты.
-
- Сибирь – это образ жизни. Чтобы пересечь пространство Сибири, надо попасть в другое измерение, изменить мышление, т. К. здесь климат выталкивает человека. Надо жить не в Сибири, а Сибирью.
- В Сибири говорят: 100 тысяч – не деньги,100 км. – не расстояние, 100 часов – не время.
-
- Сибирь- место ссылки. В Тобольске отбывали каторгу декабристы- друзья и современники Пушкина.
- « Во глубине сибирских руд
- Храните гордое терпенье,
- Не пропадёт ваш скорбный труд,
- И дум великое стремленье».
-
- На Вилюе отбывал ссылку Чернышевский, а Достоевский говорил, что по дороге на каторгу он промерзал до сердца. На Колыме сидел Варлам Шаламов - писатель, который оставил после себя «Колымские рассказы». В рассказе «Плотники» он пишет: «Круглыми сутками стоял белый туман такой густоты, что в двух шагах не было видно человека. Впрочем, ходить в одиночку не приходилось, градусники рабочим не показывали, да это было не нужно, выходить на работу приходилось в любые градусы. К тому же старожилы почти точно определяли мороз без градусников: если стоит морозный туман - значит – 40, если воздух при дыхании выходит с шумом- 45, если дыхание шумно и заметна одышка- 50, свыше -55 плевок замерзал на лету.
- Подходила зима 1940/41 года, бесснежная, злая, колымская. Холод сжимал мускулы, обручем давил на виски».
-
- По стр.236 и рис. 97 назовите следствия резкой континентальности климата.
-
- Итак, мерзлота- это следствие климатических условий с одной стороны и причина определённого развития других компонентов природы и явлений с другой.
-
- Рассмотрим более сложную схему.
- Мерзлота влияет:
- На процесс почвообразование (замедляет его).
- На рельеф (при таянии мерзлоты грунты проседают, образуются термокарстовые котловины. Ледяные бугры - гидролакколиты высотой 40-30 м.- булгунняхи.)
- Наледи.
- Растёт только лиственница.
- Не даёт образовываться грунтовым водам, способствует образованию болот, озёр, многоводности рек.
-
- Назовите и покажите реки Средней и Северо-Восточной Сибири.
- Ангара- дочь Байкала, Лена - самая длинная река России =4400км. И имеет вторую дельту в мире после Миссисипи, две Тунгуски и др.
- Ответе на вопросы, каковы свойства рек?
-
- Возьмите первый лист с вопросами и ответьте на 3 вопрос: «Определите, как следует описываемое природное явление: «…На реке в это время каждый год из-за таяния снега бывает самый высокий уровень воды, так что пойма вся затоплена».
-
- Судоходство на реках осложняется большой продолжительностью ледового покрова, маловодностью летом, порожистостью. Малые реки ненадёжные источники водоснабжения. Т. К. зимой из-за многолетней мерзлоты они лишаются питания за счёт подземных вод. В связи с этим во многих местах приходится для водоснабжения использовать подмерзлотную воду, добываемую с помощью глубоких скважин.
- Ото льда реки начинают вскрываться с верхнего течения, поэтому образуются торосы, из-за которых происходят наводнения. Спасатели взрывают льдины.
-
- Реки Сибири – центры исторических событий.
- 17 апреля 1912г. Россию потрясло событие, получившее название «Ленский расстрел». На берегах Лены, в глухой тайге, на приисках золотопромышленного товарищества была открыта стрельба по почти трёхтысячной колонне рабочих, намеревавшихся вручить жалобу прокурору о притеснениях начальства и петицию об освобождении арестованных товарищей.
- 270 рабочих погибли, 250 было ранено.
- «Слух обо мне пройдёт по всей Руси великий
- И назовёт меня всяк сущий в ней язык
- И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус…»
-
- Кто такие тунгусы? При царизме тунгусов считали бродячим инородцами. Они кочевали, ставя на привалах дымные шалаши, «чумы», заболевшего лечил знахарь. Шаман, который бил в бубен, изгонял злых духов. Грамотных среди эвенков не было вовсе. Сейчас у них свой округ- Эвенкийский. А пророчества великого поэта сбылись: в любом книжном магазине эвенки могут купить томик Пушкина на эвенкийском языке.
-
- Домашнее задание
- Выполнить практическую работу на стр.235, вопрос 2 в виде таблицы, параграф 40.
Посмотреть все слайды
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.