Презентация на тему "Маленький народ большой страны. Ульчи" 5 класс

Презентация: Маленький народ большой страны. Ульчи
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по социальной географии на тему: "Маленький народ большой страны. Ульчи", созданная ученицей. Благодаря данной работе мы познакомимся с одним из малых народов Дальнего Востока, его фольклором и культурой, а также традиционным бытом.

Краткое содержание

  • История происхождения народа
  • Данные переписи
  • Традиционные занятия и жилища
  • Духовная культура
  • Сикачи – Алян. Музей
  • Ульчский фольклор
  • Ремесло

Содержание

  • Презентация: Маленький народ большой страны. Ульчи
    Слайд 1

    Маленький народ большой страны. Ульчи.

    Цель: познакомить с коренным малочисленным народом ульчи,

    • Проект выполнила: Елькина Виктория. 5 класс.
    • Руководитель: Николаева А. Н.
  • Слайд 2

    В древние времена на берегах Амура жили племенные группы ульчи – наши предки. Народ ульчи образовался из смеси других народностей (ороки, маньчжуры, тунгусы, монголы, удыге, негидальцы, айны).

  • Слайд 3

    Каждая народность привносила что – то свое в культуру ульчей. Ульчи населяли низовье Амура. В прошлом ульчи были известны как ольчи или мангуны

  • Слайд 4

    В 1926 г. было принято официальное название «ульчи».

    Ульчи вели оседлый образ жизни. По данным XVII – XIX в. возраст некоторых селений насчитывали многие десятки и даже сотни лет. Раньше было много стойбищ. Исчезли такие стойбища, как Карги, Больби, Гуани, Ферма, Аури и другие.

  • Слайд 5

    По данным переписи:

    • в 1896 г. – ольчи 1455 чел.,
    • 1989 г. – 3233 чел.
    • 2002 г. – 2913 чел.

    Место проживания ульчей в Ульчском районе Хабаровского края.

  • Слайд 6

    Жили ульчи в больших землянках диаметром 10 м, глубиной 2,5; потом стали строить восьмиугольные дома на столбах. В них проживало от 3 –х до 10 семей. Носили летом одежду из рыбьей кожи, а зимой - собачьи шубы.

  • Слайд 7

    Традиционное занятие

    Круглогодичное рыболовство (кета, горбуша, осетровые и др.) с помощью неводов, сетей, различных крючков, удочек, острог. А также охота, собирательство.

  • Слайд 8

    Охота с помощью давящих ловушек, луков, самострелов, ружей и др. Собирали съедобные корни, ягоды, грибы.

  • Слайд 9

    Поддерживали отношения с другими племенами, торговали с китайцами: меняли меха на ткань, бусы, посуду, оружие. Китайцы научили сажать огород (огурцы, мак, бобы, коноплю).

  • Слайд 10

    При зимнем рыболовстве каждый род каждый род имел свой участок. Чтобы рыбачить на участке чужого рода нужно разрешение – за часть улова.

  • Слайд 11

    Каждая семья ловила столько рыбы, сколько требовалось для пропитания. Законы лова строго соблюдались, а особенно недопустим вылов рыбы в нерестовых речках.

  • Слайд 12

    Содержали помногу собак, кормили их сушеной рыбой – юколой. В племени всегда растили медведя. Культ медведя. Добывали медведя для «медвежьего праздника».

  • Слайд 13

    Духовная культура

    Горы, реки, леса, промысловые угодья имели своих духов – хозяев. У ульчей были культ неба, воды, тайги.

    Поклонялись и духу-хозяину воды Тэму Обряд жертвоприношения воде проводили также два раза в год, но чаще осенью, когда реку покроет лед. Прорубая лед, молились, «кормили воду», прося удачной рыбалки. Иногда убивали белую собаку, ее кровью мазали идолов.

  • Слайд 14

    Сэвэны – духи (школьный краеведческий музей) с. Софийск

    Духам неба посвящался ритуал либо весной или осенью. В жертву специально приносили откормленную свинью. С молитвами обращались к небу, просили хорошей жизни, здоровья, удачи в охоте. В обряде принимали участие только мужчины, мальчики.

  • Слайд 15

    Покровитель рода – медведь и идол – покровитель леса

    Сикачи – Алян. Музей.

    Дух-хозяина тайги - Дуэнтэ Эдени представляли в образе огромного медведя. Одним из древнейших был культ близнецов. Их рождение считалось большим событием. Близнецы по их представлениям были священными людьми: один – таежный, другой – водяной.

  • Слайд 16

    Ульчский фольклор Волосатый мальчик (тэлэнгу)рассказ бабы Сони с. КалиновкаТэлэнгу – быль

    предание о том, что имело место в действительности

    У Заксули родился ребенок, весь волосатый. Когда подрос с другими мальчиками играл. Пальцем укажет на другого ребенка – тот умирает. Отец и мать тогда судились. Еще с другими ребятами играл, плюнул, другой ребенок умер. Отец, мать судятся. Стали совещаться отец и мать, как своего ребенка убить.

  • Слайд 17

    Ритуальная маска шаман.Школьный краеведческий музей с. Софийск

    Потом отец со своим ребенком пошли в тайгу. Дерево рубя, позвал ребенка. То дерево упало и придавило ребенка, в него воткнулись сучья. Отец собрался идти домой, но тут ребенок позвал его. Отец повернулся к нему, ребенок голову поднял и сказал: «Мною будут убиты остальные дети, в чертей превращены» . И ребенок умер. Потом остальные дети умерли. Тогда шаманы о детях шаманили, чтобы убитые дети чертями не стали.

  • Слайд 18

    Ремесло

    Резьба по дереву, кости и металлу (мужчины), рыбьей кожи, ткани и бересты (женщины). Ажурной резьбой украшались ковши, кроильные дощечки, другие бытовые предметы.

  • Слайд 19

    Женщины шили одежду, плели корзины и циновки из тальника, занимались вышивкой.С. Булава.

    Экспозиция музея Г. Хабаровск Этнографический центр. Одежда ульчей.

  • Слайд 20

    Прошли века, но маленький народ ульчи не забыл свои традиции и обычаи. Искусство имеет свое продолжение в руках мастеров и мастериц. А как же иначе? Забудем свою культуру – исчезнет народ.

  • Слайд 21

    Литература

    Краски земли Дерсу. Хабаровск: Хабаровское кн. изд-во, 1982.

    Родовой строй и религия ульчей. Золоторев А.М. Хабаровск: Дальгиз, 1939 г.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке