Содержание
-
Презентация по курсу «Родное Подмосковье»Население Московской области
Автор: Виниченко Е.В., Учитель географии МОУ СОШ №8 г.Раменское
-
Цели и задачи урока:
Определить численность населения Московской области и Раменского района; сформулировать определение понятий «демография»; «естественный прирост населения»; «миграция»; «продолжительность жизни»; «трудоспособное население»; Выяснить динамику численности населения Московской области, г.Раменское и Раменского района; Установить какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей области и края; Ознакомиться с национальным ставом Московской области.
-
Основные термины и понятия
Демография – наука изучающая население Естественный прирост- разница между числом родившихся и умерших за определенный промежуток времени Миграция – передвижение людей по территории между различными поселениями Средняя продолжительность жизни – ожидаемая продолжительность жизни при рождении Трудоспособное население – люди находящиеся в трудоспособном возрасте ( мужчины: от 16 до 60лет, женщины от 16 до 55 лет)
-
Динамика численности населения Московского региона
-
Факторы влияющие на изменение численности населения:
Естественный прирост Миграция
-
Естественный прирост жителей Московского региона
-
Естественный прирост г.Раменское(2010г)
Число родившихся – 2147 человек Число умерших – 3552 человека Естественный прирост - ? Причины смертности: Заболевания 84% (сердечно-сосудистые, онкологические заболевания и т.д.) Несчастные случаи Старость 6%
-
Причины снижения естественного прироста населения:
- общее «старение» населения, увеличение доли старших возрастов, сокращение доли детей и подростков, что является следствием сокращения рождаемости; - занятость женщин на производстве; - социальные условия жизни (сокращение уровня жизни населения, социальная психология жителей крупных городов и ближайшего окружения, имеющих стойкое убеждение не иметь много детей) - увеличение смертности младенцев, - ухудшение здоровья женщин и мужчин (влияние экологии на здоровье, социальных условий жизни и работы, психологический фактор и т.д.)
-
Соотношение мужчин и женщин
Московская область 2010г. Мужчины – 46,1%, женщины – 53,9% Раменский район: Рождается 51% мальчиков и 49% девочек 2010г. Мужчины – 46,5%, женщины – 53,2% Г. Раменское – М – 45,7%, Ж – 54,3%
-
Ожидаемая продолжительность жизни
Московская область 1990г.- 69,6 лет 2000г.- 65,4 г. 2010г. – 68,2 г.( М.- 58л., Ж – 72г.) Раменский район 2009г. – Ж- 74г. М – 61г
-
Национальный состав
-
Миграции
Трудовые Особое место в миграциях занимает маятниковая миграция: из Подмосковья в Москву, и из Москвы в Подмосковье. Ежедневно в Москву из Подмосковья на работу (учебу) приезжает около 700тыс. человек, а из Москвы в Московскую область на учебу (работу, место жительства в загородные дома) ездят около 300 тыс. человек Из города в село и наоборот Беженцы прибывшие в Москву и Московскую область из районов военных конфликтов, из стран Ближнего зарубежья(«русско-язычные») и другие.
-
Движение москвичей, выезжающих на отдых в Подмосковье, наиболее интенсивно в радиусе до 50 км(90% миграций). Основные передвижения отдыхающих, выезжающих с вокзалов: Ленинградского, Савеловского, Ярославского- 50% Киевского, Белорусского, Рижского- 33% Курского, Павелецкого – 15 % Казанского – 2 % Ежедневно в выходные дни из Москвы в Подмосковье выезжает до 3 млн. человек. Это вызывает некоторые социальные проблемы: транспортные, медицинские и другие.
-
Социологический опрос
Опрос или анкетирование – субъективный количественный метод исследований, заключающийся в опросе (анкетировании) респондентов на основе заранее разработанной анкеты. Важную роль здесь играет количество респондентов – чем больше человек опрошено, тем объективнее будет результат
-
1. Воспроизводство населения. Родословная семьи. - Сколько детей было в семье бабушки?, прабабушки? (дедушки, прадедушки) - Сколько детей было в семье твоей мамы? (папы, мамы) - Сколько детей в вашей семье? - В каком возрасте вы хотели бы вступить в брак? - В каком возрасте вы хотели бы иметь детей? - Сколько бы вы хотели иметь детей? 2. На основе опроса членов своей семьи, составьте таблицу «Эти милые хлопоты о ребенке»(что нужно малышу первого года жизни) Что нужно иметь малышу Количество Материальные затраты Мин. Средн. Макс. Сделайте подсчеты и выводы? 3.Какова средняя продолжительность жизни ваших предков (по маминой и папиной линии)? 4. Факторы, влияющие на продолжительность жизни ваших пред- ков? (социальные условия, войны, несчастные случаи, болезни и др.)
-
5.Миграции моей семьи. - Место рождения членов семьи, включая предков по маминой и папиной линии; - причины миграций после рождения; - география городов и сел в жизни моей семьи (сельское и городское население родословной моей семьи) - были ли в вашей семье внешние миграции за границу, назовите причины; - хотели ли бы вы уехать из страны ? Укажите причины. 6.Трудовые ресурсы моей семьи. - каковы профессии и род деятельности в вашей семье; - есть ли трудовые династии, сколько им лет; - какое образование имеют члены вашей семьи. Назовите учебные заведения, в которых обучались члены вашей семьи (место их нахождения); - какую профессию и в каком учебном заведении вы хотели бы получить? - хотели бы вы уехать из России для (после) получения образования? - уверены ли вы, что после получения профессии, вы найдете работу по специальности? Назовите возможные варианты вашего места работы.
-
7. Социальные проблемы населения. - Считаете ли вы, что в стране имеются все необходимые условия для рождения здоровых детей? - Курите ли вы? В каком возрасте начали? - Пробовали ли вы спиртное? В каком возрасте и как часто употребляете сейчас? Пробовали ли вы наркотики? Как влияют эти факторы риска на Ваше здоровье, здоровье ваших родителей, родственников, друзей?
-
8.Социальные условия жизни в нашем микрорайоне (поселке, селе) Для ответа на данный вопрос Вам предлагается провести исследование учреждений сферы услуг своего микрорайона: наличие школ, детского сада, аптек, поликлиник, стадионов, театров, концертных залов, магазинов, банков, служб быта (мастерских, химчисток и) и др. В ходе изучения этих учреждений составьте таблицу: Виды услуг Виды учреждений Общее количество После подсчетов ответьте на вопросы: Какие виды услуг и учреждений преобладают? На какой возраст- ной состав они ориентируются в большей степени (на молодежь, людей среднего или старшего возраста)? Укажите на план - схеме микрорайона размещение учреждений сферы услуг. Чем можно объяснить сложившуюся структуру и концентрацию учреждений сферы услуг?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.