Содержание
-
31.1.12 В России строчевая вышивка как промысел возникла в большом приволжском торгово-промышленном селе Катунки, находящимся в северо-западной части Нижегородской губернии (ныне Чкаловский район Нижегородской области). Село Катунки долгое время было одним из центров кружевного производства. Нижегородский гипюр Карасева Александра 7а класс МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»
-
Горьковский гипюр – это сквозная вышивка с удивительной красотой и своеобразием своего орнамента, не встречается в других районах страны. Он выполняется по продернутой на ткани сетке, с увеличенным по сравнению с нижегородским гипюром размером ячеек до одного сантиметра. В нижегородском гипюре размер ячеек сетки 0,5÷0,8 см. Своеобразие горьковского гипюра заключается еще и в том, что здесь определенный шов оказывает существенное влияние на характер орнаментальных форм — их очертание и фактуру. Сложилась такая техника вышивки на рубеже 19-20 веков в результате соединения традиционной народной строчки с другими приемами образования ажурного узора, которые получили широкое распространение в городской среде. К ним относятся японская строчка, филе по плетеной сетке, игольный гипюр. Горьковский гипюр, как определенный вид вышивки, складывался в народной среде постепенно. Вначале в угоду покупателю народные мастерицы вводили в традиционную белую строчку новые приемы, отбирая наиболее интересные разделки. Затем появились вышивки с усложненным узором из длинных пушистых настилов. Постепенно увеличивались и размеры ячеек сетки. В конце 30-х годов начинают намечаться существенные изменения в стиле горьковского гипюра за счет введения новых приемов выполнения узора. В конце 40-х годов в многочисленных артелях Горьковской области сложился крепкий коллектив талантливых мастериц и художников, которые в совершенстве владели этой сложной техникой сквозной вышивки.
-
Этот первый, наиболее плодотворный этап развития вышивки был связан с созданием предметов, предназначенных для убранства жилого и общественного интерьера,— занавесей, покрывал, скатертей, накидок, дорожек, салфеток. В каждом из этих произведений всегда удачно сочетались и утилитарные, и эстетические качества. Формы предметов были устойчивы, просты и функционально продуманы. Ткани однотипны — льняное полотно, белый по цвету шелковый шифон или креп-жоржет и батист с необходимым для получения сетки полотняным переплетением. В лучших произведениях той поры пропорции декора всегда были строго соразмерны предмету, орнамент подчинен математически строгому, ясно читающемуся линейному ритму. Вместе с тем каждый художник и мастер стремились добиться особой остроты, декоративности, выразительности в рамках доступных им специфических средств выражения — создания фактурного узора на крупной прозрачной сетке. Композиционный строй узора был в те годы достаточно разнообразен. Однако на некоторых предметах прослеживается привязанность художников и мастериц к определенной схеме. Так, в многочисленных накидках, самом популярном виде изделий тех лет, наблюдается некоторая повторяемость художественного решения — широкая кайма вокруг и крупный медальон в центре. Широкая кайма и крупный медальон в центре на современном столовом белье. Выставочный зал ЗАО «Гипюр»
-
Талантливая художница В. Т. Куликова оказала значительное влияние на изменение характера орнамента и фактуры горьковского гипюра, введя в него разделки из длинных пушистых стежков. Нельзя сказать, что такой прием вышивки был открытием В. Т. Куликовой. Длинные стежки местные мастерицы использовали еще до революции, особенно в Катунках, но в первое десятилетие работы артелей о них как-то забыли. Правда, длинными одиночными петлями они окружали ромбы — «цветки», вводили в узор также и восьмилепестковую розетку, образованную из тех же одиночных петель. В. Т. Куликова стала применять не одиночные петли, а группу из них, создавая плотный рельефный узор самых разных очертаний. Вслед за ней и катунские мастерицы, вспомнив вышивки прошлых времен, вновь обратились к узорам из длинных пушистых стежков. Вскоре этот прием вышивки освоили в Пурехе, Бубнове, где была Беловская артель, Новинках, Городце, Арзамасе, Лыскове и Боре. Пример выполнения длинных пушистых стежков. Выставочный зал ЗАО «Гипюр»
-
Введение в узор большого количества длинных стежков повлекло за собой не только обогащение фактуры вышивки,— она стала более рельефной, но и изменение стиля самого орнамента. С одной стороны, узор стал крупнее и декоративнее. С другой, появились новые мотивы орнамента, не встречавшиеся ранее в такой вышивке. С третьей, привычные формы орнамента стали более сложными. Особенно это отразилось на очертании «цветков», которые в основном стали формироваться теперь из длинных стежков и начали больше походить на головки сказочных цветков. Такие цветки получили со временем бесконечное множество вариантов. На одних произведениях по-прежнему главенствовали цепочки ромбов, в просветы которых вписывались «цветки» разнообразных очертаний. На других орнамент строился из самих цветков, которые складывались в узоры самого разного размера и формы: полосы, ромбы, круги, квадраты, прямоугольники. В таких новых вышивках начинает ярче выявляться контраст между фоном и узором. Для этого вокруг орнамента всегда оставлялся ряд незаполненных ячеек, отчего каждый «цветок» четко выступал на ажурном фоне. Оставшиеся же ячейки сетки вокруг орнамента переплетались различными разделками в одну тонкую нитку, которые образовывали полутон. Работа в пяльцах, 2007 год. Цех ЗАО «Гипюр», г.Чкаловск
-
31.1.12 Такие прозрачные вышивки с контрастом белых плотных и легчайших разделок обладали богатейшей светотеневой игрой фактуры, которая получалась за счет разного переплетения нитей, идущих параллельно и по диагонали по отношению к столбикам сетки. Вышивки, где строго геометрический узор сочетался с «цветками», были характерны для целого ряда предприятий Горьковской области. Лучшими были произведения художников и мастериц из Бора, Городца, Чкаловска и Пуреха. «Салют победы». Художник Городецкой строчевышивальной фабрики, 1975 год. Городецкий краеведческий музей
-
Платье и туника (лен 100%). Городецкая строчевышивальная фабрика
-
«Древо жизни». Выставочный зал ЗАО «Гипюр» Накидка (крепдешин, горьковский гипюр – цветки, штопка, кольчик на ножках, розетки) 1956 год. Музей народных художественных промыслов.
-
Спустя почти полвека наследником Чкаловской строчевышивальной фабрики стало предприятие ЗАО «Гипюр». Из поколения в поколение талантливые художники и мастера промысла с любовью сохраняют и творчески осмысляют богатое наследие, имеющее уже вековые традиции. Ассортимент выпускаемой продукции разнообразен - это постельное и столовое белье, панно, сувенирная продукция, одежда из льна, предметы интерьера. Льняные изделия с нижегородским гипюром пользуются популярностью как в России, так и за ее пределами. Часть продукции идет на экспорт в Канаду, Германию. Америку. Недаром высокохудожественные гипюрные изделия уже давно признаны специалистами настоящими произведениями искусства. Экспериментальной группой предприятия руководит главный художник Е.Н.Балашова, ученица Г.Г.Максимовой. Художник тонко чувствует композицию гипюровых орнаментов, удачно сочетает в узорах чередование плотных и прозрачных строченых разделок. Примером служат скатерти «Узорчатая» и «Ленок».
-
Благодаря классическому строю орнамента и мягкой игре светотени создается ощущение торжественности узора, например на полотенце «Праздничное». Полотенце «Праздничное» (65х300, лен 100%) Из «Альбома лучших изделий» ЗАО «Гипюр»
-
Художница часто использует в своих работах мотив знаменитой «катунской ветки». Этот пушистый узор ветки был создан в конце 50-х годов талантливой мастерицей С. П. Стрелковой. Изящные веточки Е. Н. Балашова дополняет цветами, не нарушая общего мотива. Работы художника Н.В.Харламовой, ученицы Г.Г.Максимовой, имеют ярко выраженный индивидуальный характер. Используя возможности техники строчевой вышивки «нижегородский гипюр», она создала ряд орнаментальных и сюжетных композиций. Работы эти посвящены важным общественным событиям и юбилейным датам, например, панно «Золотые купола», «Юбилейное». Панно «Золотые купола» Панно «Юбилейное» (60х80, лен 100 %) Выставочный зал ЗАО «Гипюр» (135х150, лен 100%)
-
Произведения ее имеют сложную проработку деталей. Обводка зачастую идет по вольному контуру, создавая плавные изгибы архитектурных сооружений, пышных цветов, птиц, как в панно «Победа». Ее легкие цветовые решения и разнообразные творческие находки основаны на изучении окружающей действительности и наследии мастеров промысла. Панно «Победа» Полотенце «Солнечное») (100х150, лен 100%) (230х55, лен 100% Выставочный зал ЗАО «Гипюр»
-
Художником проведена большая работа по созданию новых уникальных образцов в выставочных залах предприятия, в том числе интерьер комнаты «Русский лен» и кукла «Виктория». Комната «Русский лен» Кукла «Виктория» Выставочный зал ЗАО «Гипюр»
-
Техника выполнения Процесс создания изделий с нижегородским гипюром является трудоемким и интересным. Начиная с раскроя ткани, в процессе много ручного труда. Изделия с вышивкой по держке кроятся на разрыв или режутся ножницами по нитке. Это необходимо, чтобы в дальнейшем изделие подучилось качественным, а его края были ровными. Техника вышивки «нижегородский гипюр» относится к строчевым видам вышивки, она сквозная. Основой для узора служит сетка размером 0,5 до 0,8 см. А формируется эта сетка (рефеть) в цехе заготовки под ажур. Согласно планчику на данное изделие, на ткани намечается расположение будущей сетки. Затем определенные нити основы и утка ткани подрезаются и удаляются, то есть выдергиваются. Инструмент у мастеров заготовки под ажур нехитрый — это сантиметровые ленты, ножницы, иглы. Формирование сетки. Цех ЗАО «Гипюр»
-
После держки рефеть имеет рыхлый вид, поэтому ее закрепляют в цехе машинной вышивки. Будущая сетка запяливается в круглые пяльцы и перевивается. По ее границам прокладывается закрепление более плотного вида, называемое валиком. Одновременно с перевивкой могут вышиваться и машинные элементы гипюра. Машина лишь подает мастерице нить в ритме, заданном ей же. При этом она должна виртуозно положить ее в определенном месте рефети тем или иным узором. Закрепление сетки и машинная вышивка. Цех ЗАО «Гипюр» В цехе ручной вышивки запяливают ткань с тугим натяжением в прямоугольные пяльцы. Вышивка производится иголкой и нитками мулине (можно льняными). Ручная вышивка. Цех ЗАО «Гипюр»
-
Строчевые разделки вышивки нижегородского гипюра В настоящее время ЗАО «Гипюр» применяет следующие виды разделок
-
Растительные формы орнамента из длинных стежков, применяемые в гипюре Ветка Ромашка Ромашка Василек Колосок
-
31.1.12
-
31.1.12
-
31.1.12
-
31.1.12
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.