Содержание
-
Учитель географии Гостюхина Светлана Николаевна
высшая категория
cтаж педагогической работы 34года
МКОУ СОШ с УИОП г. Кирс
Кировской области
-
Почвенные ресурсы России
- Что бы вы хотели узнать по обозначенной теме урока?
- На какие вопросы получить ответы?
- Вам предлагаются следующие вопросы для изучения:
-
- Значение почв для жизни человека
- От чего нужно охранять почву?
- Что такое «эрозия» почвы? Ее причины.
- Главные противоэрозионные мероприятия.
- Роль мелиорации в повышении плодородия почв.
- Охрана почв.
- Почвенные ресурсы.
- Сформулируйте личную цель урока и запишите в тетрадь.
Цель урока
-
Значение почв для жизни человека
Своим существованием человечество обязано почве!
Почему? сельхозпродукты сырье для промышленности 90% пищи человечество получает в виде урожаев с обработанной земли
-
Ценность почвы
- Производство продуктов питания
- Сырье для промышленности
- Экологическая роль
- Биосфера
- Земная кора
- Гидросфера
- Атмосфера
- Сложнейшие процессы обмена веществом и энергией
-
От чего нужно охранять почву?
- Легкоразрушаемый и практически невосполнимый природный ресурс
- Ветровая эрозия
- Водная эрозия
- Хозяйственная деятельность человека
- Эрозия – разрушение почв в результате хозяйственной деятельности человека
-
Причины развития эрозии
- Уничтожение древесной растительности
- Распашка площадей
- Нерегулируемый выпас скота
- Отсутствие противоэрозионной агротехники
- Ошибки в размещении культур
- Недостатки в хозяйственной организации территории
-
Главные противоэрозионные мероприятия
Задания: на основе работы с текстом учебника
параграф 28, стр. 133, заполните схему:
- Внедрение правильных почвозащитных севооборотов
- Полезащитные и противоэрозионные лесонасаждения
- Специальные гидротехнические сооружения
- Строгое соблюдение агротехники
Проверим
-
Роль мелиорации в повышении плодородия почв
1. Выпишите понятие «мелиорация».
2. Каковы основные виды сельскохозяйственных мелиораций.
3. Какие науки играют важную роль для охраны и повышения плодородия почв?
4. В чем состоит главная задача географии? Каковы последствия непродуманной мелиорации почв?
Для работы используйте текст учебника на стр. 134 – 135 параграфа 28.
-
Почвенно-земельные ресурсы
- Пашня – черноземы, серые лесные и темно- каштановые
- Подзолистые – массивы сенокосов
- На светло– каштановых, бурых и светло- бурых почвах, а также на горно -луговых почвах – пастбища.
-
География почвенных ресурсов
-
Мелиорация и ее виды
Мелиорация – это совокупность мер, направленных на коренное улучшение почв, повышения плодородия с целью получения устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур и кормов для животноводства.
-
Виды мелиорации
- Осушение
- Орошение
- Борьба с эрозией
- Химическая мелиорация
Как вы думаете, в каких районах нашей страны преобладает орошение, осушение, химическая мелиорация?
Проверьте себя по карте на стр. учебника 134, рис. 50.
-
Рекультивация почв
С целью полного или частичного восстановления нарушенных или уничтоженных почв используется комплекс мер, направленных на их воссоздание.
Заботу о воссоздании, таким образом, почв на долгое время их жизни берут на себя люди.
Особенно страдают почвы в черте крупных городов, вблизи загрязняющих почвы предприятий и там, где нерационально ведется обработка почв.
-
Охрана почв
1. Почему почвы необходимо охранять?
2. Каковы основные мероприятия по охране почв?
3. Почему человек изменяет почвы и в лучшую и в худшую сторону?
4. Каковы основные меры по охране почв?
-
-
Почвенные карты
Отражают разнообразие почв любой территории и закономерности их размещения в пространстве.
На картах отдельных хозяйств содержатся более разнообразные характеристики почв: типы и подтипы, их механический состав, степень эрозированности (на сколько смыт верхний горизонт почв), переувлажненности.
На картах, охватывающих большие территории, показывают обычно только типы почв.
-
выводы
Основные земледельческие районы России расположены в зонах смешенных лесов, лесостепи и степи.
Основные типы почв России – тундрово-глеевые, подзолистые и дерново- подзолистые, серые и бурые лесные, чернозем и каштановые почвы.
Мелиорация и рекультивация почв – основные мероприятия, направленные на улучшение свойств и поддержание и восстановления их плодородия.
-
Рефлексия
Вернитесь к личной цели урока.
Добились ли вы поставленной цели?
Оцените свою деятельность продолжив одну из фраз:
- Сегодня на уроке мне было ….
- Знания, полученные на уроке, мне пригодятся….
- Сегодня я…..
- Мне было легко…
- Мне было сложно…
- О том, что я узнал (а), я расскажу….
-
Домашнее задание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.