Презентация на тему "Природные Комплексы России"

Презентация: Природные Комплексы России
Включить эффекты
1 из 17
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.7
8 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Природные Комплексы России" поможет выработать понимание ключевых закономерностей распределения климатических зон, проконтролировать корректное понимание учащимися терминов, понятий темы, научиться работать с источниками информации о природно-территориальных комплексах.

Краткое содержание

  • Тест "Природные зоны России"
  • Географический диктант
  • Практическая работа

Содержание

  • Презентация: Природные Комплексы России
    Слайд 1

    Итоговое занятие по теме «Природные Комплексы России»

    Гуреева Ольга Алексеевна

    Учитель географии.

  • Слайд 2

    Цели и задачи урока.

    • Проверить, систематизировать и закрепить ранее полученные знания о ПТК на территории России обучающимися.
    • Знание и понимание основных закономерностей распределения природных зон.
    • Проверить знания обучающихся основных терминов и понятий по теме.
    • Работать с различными источниками географической информации о ПТК и природных зонах.
    • Показывать на географических картах местоположение основных природных зон России.
    • Составлять характеристики природных зон Саратовской области.
  • Слайд 3

    1.Распределение природных зон с севера на юг по территории России.

    Назвать и показать природные зоны России.

  • Слайд 4

    Природные зоны России:

    • Арктические пустыни
    • Тундра
    • Лесотундра
    • Тайга
    • Смешанные леса
    • Широколиственные леса
    • Степи
    • Полупустыни
    • Субтропики
  • Слайд 5

    2.Выделите верные признаки природных зон

  • Слайд 6

    Арктические пустыни:

    А. зона расположена на островах Северного Ледовитого океана.Б. избыточное увлажнение, много озер и болот.В. зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.Г. лето короткое и холодное.

  • Слайд 7

    Зона тундры.

    А. выпадает много осадков.

    Б. увлажнение избыточное.

    В. самая большая по площади природная зона России.

    Г. территория зоны – огромные пастбища домашних оленей.

  • Слайд 8

    Зона тайги.

    А. избыточное увлажнение, много озер, рек и болот.

    Б. главная ценность плодородные почвы.

    В. преобладают хвойные деревья.

    Г. зима холодная, лето теплое.

  • Слайд 9

    Зона смешанных и широколиственных лесов.

    А. суровая зима.

    Б. почвы дерново-подзолистые, серые лесные, бурые лесные.

    В. увлажнение недостаточное.

    Г. растут дуб, клен, липа.

  • Слайд 10

    Зона степей.

    А. зона расположена на юге Русской равнины.

    Б. увлажнение недостаточное.

    В. значительная часть зоны распахана.

    Г. почвы не плодородны.

  • Слайд 11

    Полупустыни и пустыни.

    А. растения: бук, каштан.

    Б. реки полноводные, много озер.

    В. Встречаются опасные насекомые.

    Г. растения имеют длинные корни.

  • Слайд 12

    Проверка.

    13-14 правильных ответов – оценка «5»

    9-12 правильных ответов – оценка «4»

    6-8 правильных ответов – оценка «3»

  • Слайд 13

    Географический диктант.

    • Закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов на определенной территории.
    • Территория, на которой охраняется в естественном состоянии растительный и животный мир.
    • Закономерная смена природных условий, природных зон, ландшафтов в горах.
    • Природные комплексы, измененные в результате хозяйственной деятельности человека.
    • Органическое вещество, входящее в состав почвы, являющееся продуктом распада остатков растений и животных.
    • Природные богатства, которые можно использовать для развития хозяйства.
    • Закономерная смена природных зон на равнинах.
  • Слайд 14

    Проверка.

    1. ПТК

    2. Заповедник

    3. Высотная поясность

    4. Антропогенные ландшафты

    5. Гумус

    6. Природные ресурсы

    7. Широтная зональность

  • Слайд 15

    Практическая работа.

    Составьте характеристику природной зоны Саратовской области.

  • Слайд 16

    План характеристики природной зоны.

    1. географическое положение.

    2. особенности климата.

    3. типичные растения и их приспособленность к условиям жизни.

    4. типичные животные.

    5. преобладающие почвы.

    6. основные виды хозяйственной деятельности человека.

    7. созданные охранные территории в пределах данной территории.

  • Слайд 17

    Гуреева Ольга Алексеевна

    Учитель географии.

Посмотреть все слайды

Конспект

Внеклассное мероприятие

Тема: «Путешествие по России»

Цели:

Образовательная: Повторить, обобщить и создать целостное представление об изученных частях страны.

Развивающая: Развитие пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения; развитие умений работы с картой и другими источниками информации; развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение).

Воспитательная: Повышение интереса к изучаемому предмету, побуждение поиска новых, дополнительных знаний по изученному материалу; внимательного отношения к природе, формирования мировоззрения, оценочного суждения; воспитание чувства долга, ответственности и коллективизма.

Структура мероприятия.

В игре принимают участие учащиеся 9-х классов. Число команд по числу классов в параллели, в каждой команде – 5 человек. Остальные учащиеся выступают в роли болельщиков. В начале игры: представление участников и жюри. В процессе игры учащиеся должны преодолеть несколько препятствий-заданий.

1) Команды по очереди представляют название, девиз, эмблему (1-5 баллов).

2) Домашнее задание (10 баллов) В качестве домашнего задания выдаётся кроссворд, который команды сдают на проверку. Домашнее задание выдаётся заранее

м

у

р

м

а

н

с

к

п

л

е

щ

е

е

в

о

в

ы

л

т

з

в

е

з

д

н

ы

й

о

ы

с

о

с

о

с

к

о

л

е

о

у

о

ц

а

р

е

в

о

к

о

к

ш

а

й

с

к

п

р

о

м

и

л

л

е

к

б

о

г

о

е

с

е

н

и

н

м

у

к

м

т

ы

в

а

И

б

т

е

н

а

Н

и

с

н

а

д

ы

г

е

я

о

т

р

а

с

л

ь

н

к

и

а

к

а

а

г

н

д

с

а

р

о

в

т

б

р

я

н

с

к

у

р

а

л

е

я

б

о

к

и

с

е

л

о

а

г

л

о

м

е

р

а

ц

и

я

в

р

е

к

а

л

у

г

а

д

а

г

е

с

т

а

н

н

н

т

о

р

ж

о

к

т

е

х

н

о

п

о

л

и

с

в

е

о

3) Долина сомнений (1-5 баллов) первое препятствие.

У меня в руках письмо ученика 9-го класса своему зарубежному другу. Он себя считает знатоком географии. Внимательно прочитайте письмо и выпишите то, что вызовет у вас сомнения.

Ребята работают индивидуально и в парах, используют атлас на черновике отмечают ошибки.

…Ты просил рассказать о России, я учусь в 9-ом классе, поэтому знаю многое о населении и ведении хозяйства своей страны. Россия – самое большое государство в мире, её площадь составляет 30,3 млн.км². Россию омывают воды четырёх океанов, по суше она граничит с 12 государствами. Население России составляет примерно 143 млн.человек (8-е место в мире). Повсюду в стране наблюдается высокая рождаемость, естественный прирост положительный. В моей стране огромное количество природных ресурсов. Самые распространённые: агроклиматические, лесные, минеральные. По запасам нефти и газа Россия занимает I место в мире. Крупнейшие месторождения угля расположены в азиатской части страны – это Кузбасс, Канско-Ачинский каменноугольный бассейн, Донбасс. Так как в России огромное количество полноводных рек больше всего энергии вырабатывается на гидроэлектростанциях. Самые мощные находятся на реке Волга. Одним из ведущих межотраслевых комплексов является машиностроительный. Большинство предприятий машиностроительного комплекса расположено за Уралом. Важной статьёй российского экспорта является экспорт электроники, оружия, легковых автомобилей. Заготовка леса ведётся в лесоизбыточных районах: на Европейском Севере, Восточной Сибири, Дальнем Востоке. В местах заготовки леса расположены мебельные фабрики. Россия является крупным производителем чёрных и цветных металлов. При строительстве предприятий этого комплекса учитывается фактор специализации и кооперирования. Для перевозки пассажиров и грузов в России сформировалась транспортная система. Большинство автомобильных и железных дорог имеют меридиональное направление, это связано с географическим положением России. Извини времени очень мало, нужно готовиться к экзамену. Жди моего следующего письма…

Что напутал ученик?

4) Река (2балла)

По картинам на слайдах необходимо определить тип электростанции и привести примеры расположения таких электростанций на территории России.

5)«гора Эрудит» (3 балла).

А теперь наш путь лежит

Через гору «Эрудит»

Если много вы читаете,

Значит все вы отгадаете.

А) В каких полушариях Земли расположена РФ? (Северное, западное, восточное)

Б) Какие товары сейчас преобладают в экспорте России? (газ, нефть, уголь, лес)

В) Каков трудоспособный возраст мужчин в РФ? (16-60)

Г) Каких новых качеств требует безработица от работников? (Владение несколькими профессиями)

Д) Что такое демографический взрыв? Какова демографическая ситуация в РФ сейчас? (Резкое увеличение темпов роста населения. Естественная убыль населения, за счёт высокой смертности и низкой рождаемости.)

Е) К каким языковым семьям относятся народы России? (Индоевропейская, кавказская, уральская, алтайская)

Ж) Какие отрасли входят в состав ТЭК? (Топливная промышленность, электроэнергетика, транспортировка топлива и электроэнергии)

З) Где удобнее располагать ЦБК? ( На берегах рек и озёр)

И) На территории какого субъекта федерации расположена крайняя северная материковая точка России? (Красноярский край)

К) Какие меры предосторожности соблюдают при транспортировке солей? (Не допускают попадания воды)

6) Болото. (2 балла) По иллюстрациям на слайдах определите субъект федерации и экономический район.

7)«Хребет Географии»(10баллов).

Заполните пропуски в таблице:

Республика

Административный центр

Народ

Языковая семья

Карелия

Петрозаводск

карелы

уральская

Татарстан

Казань

татары

алтайская

Северная Осетия

Владикавказ

осетины

индоевропейская

Калмыкия

Элиста

калмыки

алтайская

Адыгея

Майкоп

адыгейцы

кавказская

8) «Хребет Географии» для болельщиков (1-2балла)

В каждом наборе есть лишнее слово

Назвать вы сейчас его будьте готовы!

Буряты, татары, калмыки, тувинцы.

Подмосковный, Канско-Ачинский, Самотлор, Кузбасс.

Тропический, Арктический, Субарктический, Умеренный.

Новосибирск, Москва, Ростов-на-Дону, Омск, Владивосток.

Калмыкия-Элиста, Адыгея-Назрань, Мордовия-Саранск, Коми-Сыктывкар.

Уренгойское, Астраханское, КМА, Оренбургское.

Тундра, Тайга, Тропические леса, Степи.

Обь-Новосибирская, Енисей-Богучанская, Волга-Рыбинская, Ангара-Братская.

Карское, Лаптевых, Белое, Охотское.

Доменная, цветная, полного цикла, передельная.

9)«Пропасть». Конкурс капитанов (5 баллов)

1. Всем известно, что «Иваново – город невест». А какие регионы России богаты женихами? (Районы нового освоения с суровыми климатическими условиями)

2. Назовите города-миллионеры России, занимающие самое северное, южное, западное и восточное положение. (север и запад Санкт-Петербург; юг Ростов-на-Дону; восток Новосибирск)

3. Природные условия для жизни на Севере крайне неблагоприятны. Что же заставляет людей там жить? Назовите некоторые северные населённые пункты и причины их возникновения. (задача освоения Севера возникает из-за истощения природных ресурсов в благоприятных для жизни регионах. Среди крупных городов Севера: Норильск (медно-никелевый комбинат); Мурманск (незамерзающий порт в Северном Ледовитом океане). Для коренных народов суровые климатические условия считаются естественными.)

4. Трубопроводный транспорт перевозит очень ограниченный набор грузов. Почему, тем не менее, он занимает лидирующие позиции в грузообороте страны? (Это связано с большими объёмами поставок нефти и газа за рубеж и с удалённостью основных месторождений от центров потребления и переработки)

5. Где находились самые восточные границы России за всю её историю? (В Северной Америке, на Аляске)

10) Океан (1-2 балла)

По иллюстрациям на слайдах необходимо определить название предприятия, выпускающего данную продукцию, назвать город, в котором расположено предприятие.

11)Блиц – турнир «Я знаю» - «Пик успеха» (1 балл)

И осталось нам ребята

На «пик Успеха» взойти,

А для этого нам надо

«Блиц – турнир» провести.

1. Самый большой по площади субъект федерации (Саха)

2. Административный центр республики Тыва (Кызыл)

3. Родина Деда Мороза (Великий Устюг)

4.Перемещение, переселение людей (Миграции)

5. Какой город изображён на 10-рублёвой купюре (Красноярск)

6. Главная зерновая культура России (Пшеница)

7. Какой российский город называют родиной космонавтики (Калуга)

8. Где в России самое жаркое лето? (Волгоград)

9. Где в России самая холодная зима? (Оймякон)

10. Какой приморский город России самый длинный? (Сочи)

11.Административный центр республики Коми. (Сыктывкар)

12. Наука о численности населения (Демография)

13. Материалы, предназначенные для изготовления готовых изделий или сооружений (Конструкционные)

14. Горючая маслянистая жидкость, распространённая в осадочном слое земной коры (Нефть)

15. Процесс увеличения городского населения и повышения роли городов в развитии общества. (Урбанизация)

Подведение итогов. Рефлексия.

Внеклассное мероприятие

Тема: «Путешествие по России»

Цели:

Образовательная: Повторить, обобщить и создать целостное представление об изученных частях страны.

Развивающая: Развитие пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения; развитие умений работы с картой и другими источниками информации; развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение).

Воспитательная: Повышение интереса к изучаемому предмету, побуждение поиска новых, дополнительных знаний по изученному материалу; внимательного отношения к природе, формирования мировоззрения, оценочного суждения; воспитание чувства долга, ответственности и коллективизма.

Структура мероприятия.

В игре принимают участие учащиеся 9-х классов. Число команд по числу классов в параллели, в каждой команде – 5 человек. Остальные учащиеся выступают в роли болельщиков. В начале игры: представление участников и жюри. В процессе игры учащиеся должны преодолеть несколько препятствий-заданий.

1) Команды по очереди представляют название, девиз, эмблему (1-5 баллов).

2) Домашнее задание (10 баллов) В качестве домашнего задания выдаётся кроссворд, который команды сдают на проверку. Домашнее задание выдаётся заранее

м

у

р

м

а

н

с

к

п

л

е

щ

е

е

в

о

в

ы

л

т

з

в

е

з

д

н

ы

й

о

ы

с

о

с

о

с

к

о

л

е

о

у

о

ц

а

р

е

в

о

к

о

к

ш

а

й

с

к

п

р

о

м

и

л

л

е

к

б

о

г

о

е

с

е

н

и

н

м

у

к

м

т

ы

в

а

И

б

т

е

н

а

Н

и

с

н

а

д

ы

г

е

я

о

т

р

а

с

л

ь

н

к

и

а

к

а

а

г

н

д

с

а

р

о

в

т

б

р

я

н

с

к

у

р

а

л

е

я

б

о

к

и

с

е

л

о

а

г

л

о

м

е

р

а

ц

и

я

в

р

е

к

а

л

у

г

а

д

а

г

е

с

т

а

н

н

н

т

о

р

ж

о

к

т

е

х

н

о

п

о

л

и

с

в

е

о

3) Долина сомнений (1-5 баллов) первое препятствие.

У меня в руках письмо ученика 9-го класса своему зарубежному другу. Он себя считает знатоком географии. Внимательно прочитайте письмо и выпишите то, что вызовет у вас сомнения.

Ребята работают индивидуально и в парах, используют атлас на черновике отмечают ошибки.

…Ты просил рассказать о России, я учусь в 9-ом классе, поэтому знаю многое о населении и ведении хозяйства своей страны. Россия – самое большое государство в мире, её площадь составляет 30,3 млн.км². Россию омывают воды четырёх океанов, по суше она граничит с 12 государствами. Население России составляет примерно 143 млн.человек (8-е место в мире). Повсюду в стране наблюдается высокая рождаемость, естественный прирост положительный. В моей стране огромное количество природных ресурсов. Самые распространённые: агроклиматические, лесные, минеральные. По запасам нефти и газа Россия занимает I место в мире. Крупнейшие месторождения угля расположены в азиатской части страны – это Кузбасс, Канско-Ачинский каменноугольный бассейн, Донбасс. Так как в России огромное количество полноводных рек больше всего энергии вырабатывается на гидроэлектростанциях. Самые мощные находятся на реке Волга. Одним из ведущих межотраслевых комплексов является машиностроительный. Большинство предприятий машиностроительного комплекса расположено за Уралом. Важной статьёй российского экспорта является экспорт электроники, оружия, легковых автомобилей. Заготовка леса ведётся в лесоизбыточных районах: на Европейском Севере, Восточной Сибири, Дальнем Востоке. В местах заготовки леса расположены мебельные фабрики. Россия является крупным производителем чёрных и цветных металлов. При строительстве предприятий этого комплекса учитывается фактор специализации и кооперирования. Для перевозки пассажиров и грузов в России сформировалась транспортная система. Большинство автомобильных и железных дорог имеют меридиональное направление, это связано с географическим положением России. Извини времени очень мало, нужно готовиться к экзамену. Жди моего следующего письма…

Что напутал ученик?

4) Река (2балла)

По картинам на слайдах необходимо определить тип электростанции и привести примеры расположения таких электростанций на территории России.

5)«гора Эрудит» (3 балла).

А теперь наш путь лежит

Через гору «Эрудит»

Если много вы читаете,

Значит все вы отгадаете.

А) В каких полушариях Земли расположена РФ? (Северное, западное, восточное)

Б) Какие товары сейчас преобладают в экспорте России? (газ, нефть, уголь, лес)

В) Каков трудоспособный возраст мужчин в РФ? (16-60)

Г) Каких новых качеств требует безработица от работников? (Владение несколькими профессиями)

Д) Что такое демографический взрыв? Какова демографическая ситуация в РФ сейчас? (Резкое увеличение темпов роста населения. Естественная убыль населения, за счёт высокой смертности и низкой рождаемости.)

Е) К каким языковым семьям относятся народы России? (Индоевропейская, кавказская, уральская, алтайская)

Ж) Какие отрасли входят в состав ТЭК? (Топливная промышленность, электроэнергетика, транспортировка топлива и электроэнергии)

З) Где удобнее располагать ЦБК? ( На берегах рек и озёр)

И) На территории какого субъекта федерации расположена крайняя северная материковая точка России? (Красноярский край)

К) Какие меры предосторожности соблюдают при транспортировке солей? (Не допускают попадания воды)

6) Болото. (2 балла) По иллюстрациям на слайдах определите субъект федерации и экономический район.

7)«Хребет Географии»(10баллов).

Заполните пропуски в таблице:

Республика

Административный центр

Народ

Языковая семья

Карелия

Петрозаводск

карелы

уральская

Татарстан

Казань

татары

алтайская

Северная Осетия

Владикавказ

осетины

индоевропейская

Калмыкия

Элиста

калмыки

алтайская

Адыгея

Майкоп

адыгейцы

кавказская

8) «Хребет Географии» для болельщиков (1-2балла)

В каждом наборе есть лишнее слово

Назвать вы сейчас его будьте готовы!

Буряты, татары, калмыки, тувинцы.

Подмосковный, Канско-Ачинский, Самотлор, Кузбасс.

Тропический, Арктический, Субарктический, Умеренный.

Новосибирск, Москва, Ростов-на-Дону, Омск, Владивосток.

Калмыкия-Элиста, Адыгея-Назрань, Мордовия-Саранск, Коми-Сыктывкар.

Уренгойское, Астраханское, КМА, Оренбургское.

Тундра, Тайга, Тропические леса, Степи.

Обь-Новосибирская, Енисей-Богучанская, Волга-Рыбинская, Ангара-Братская.

Карское, Лаптевых, Белое, Охотское.

Доменная, цветная, полного цикла, передельная.

9)«Пропасть». Конкурс капитанов (5 баллов)

1. Всем известно, что «Иваново – город невест». А какие регионы России богаты женихами? (Районы нового освоения с суровыми климатическими условиями)

2. Назовите города-миллионеры России, занимающие самое северное, южное, западное и восточное положение. (север и запад Санкт-Петербург; юг Ростов-на-Дону; восток Новосибирск)

3. Природные условия для жизни на Севере крайне неблагоприятны. Что же заставляет людей там жить? Назовите некоторые северные населённые пункты и причины их возникновения. (задача освоения Севера возникает из-за истощения природных ресурсов в благоприятных для жизни регионах. Среди крупных городов Севера: Норильск (медно-никелевый комбинат); Мурманск (незамерзающий порт в Северном Ледовитом океане). Для коренных народов суровые климатические условия считаются естественными.)

4. Трубопроводный транспорт перевозит очень ограниченный набор грузов. Почему, тем не менее, он занимает лидирующие позиции в грузообороте страны? (Это связано с большими объёмами поставок нефти и газа за рубеж и с удалённостью основных месторождений от центров потребления и переработки)

5. Где находились самые восточные границы России за всю её историю? (В Северной Америке, на Аляске)

10) Океан (1-2 балла)

По иллюстрациям на слайдах необходимо определить название предприятия, выпускающего данную продукцию, назвать город, в котором расположено предприятие.

11)Блиц – турнир «Я знаю» - «Пик успеха» (1 балл)

И осталось нам ребята

На «пик Успеха» взойти,

А для этого нам надо

«Блиц – турнир» провести.

1. Самый большой по площади субъект федерации (Саха)

2. Административный центр республики Тыва (Кызыл)

3. Родина Деда Мороза (Великий Устюг)

4.Перемещение, переселение людей (Миграции)

5. Какой город изображён на 10-рублёвой купюре (Красноярск)

6. Главная зерновая культура России (Пшеница)

7. Какой российский город называют родиной космонавтики (Калуга)

8. Где в России самое жаркое лето? (Волгоград)

9. Где в России самая холодная зима? (Оймякон)

10. Какой приморский город России самый длинный? (Сочи)

11.Административный центр республики Коми. (Сыктывкар)

12. Наука о численности населения (Демография)

13. Материалы, предназначенные для изготовления готовых изделий или сооружений (Конструкционные)

14. Горючая маслянистая жидкость, распространённая в осадочном слое земной коры (Нефть)

15. Процесс увеличения городского населения и повышения роли городов в развитии общества. (Урбанизация)

Подведение итогов. Рефлексия.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке