Содержание
-
развитие речи На уроках географии
-
. В учебной программе названы несколько образовательно-воспитательных задач географии, в том числе и формирование необходимых умений и навыков учебного труда учащихся, развитие у них логического мышления, памяти, речи и т. д.
-
В настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях в связи с тем что, возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей с нарушениями речи (в настоящее время их называют “дети с ограниченными возможностями здоровья”, сокращенно “дети с О.В.З.”)
-
Для развития в целом личности ребенка очень важную роль играют коррекционно-развивающие уроки. Это уроки, в ходе которых происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов (зрения, слуха, обоняния, осязания) каждого конкретного ученика. Коррекционно-развивающие уроки способствуют работе всех высших психических функций (мышления, памяти, речи, восприятия, внимания), направленные на решение поставленных целей и задач урока
-
Коррекционно-развивающие технологии на уроках географии Исходя из коррекционно-развивающей модели обучения, я вижу главную цель выбранной темы в следующем: – Использование современных технологий на уроках географии, направленных на развитие и коррекцию психических и физических недостатков учащихся, способствующих усвоению географических знаний, умений и навыков, необходимых для повышения их жизненной компетентности
-
– Использовать на уроках географии разнообразные виды деятельности, помогающих учащимся с нарушениями речи преодолеть их недостатки развития. – Разработать новые приемы развития и коррекции высших психических функций (мышления, памяти, речи, внимания, восприятия).
-
Таким образом, применение технологии коррекционно-развивающего обучения на уроках географии способствуют: – активизации мыслительной деятельности, развитию произвольного внимания, памяти, речи, восприятия и моторики учащихся. – развитию практических умений и навыков, необходимых в жизни (умение измерять расстояние, анализировать данные наблюдений, ориентироваться на местности и.т.д.). – позволяет учащимся лучше понимать причинно-следственные зависимости явлений.
-
уточняют и обогащают представление о мире. – способствуют развитию умения выделять главное и второстепенное в предмете. – помогают анализировать и сравнивать предметы. – способствуют закреплению необходимых знаний, умений и навыков, воспитывают самоконтроль, самооценку, активизируют познавательную деятельность. Коррекционно-развивающие уроки имеют большое значение для развития устной и письменной речи учащихся. В процессе их выполнения обогащается словарь учащихся, они отвечают на вопросы и формулируют их, им приходиться планировать предстоящие действия и составлять словесные ответы.
-
Чтобы учащиеся хорошо усваивали географические знания, умения и навыки надо для них создать условия работы на уроке (наглядные пособия, карточки, географические карты, контурные карты, схемы, таблицы с географическими названиями, объемные пособия и др.), а также подобрать такие методы и приемы, которые способствуют преодолению возникающих трудностей в развитии речи на географии.
-
Примерами таких работ являются: работы с календарями природы, с условными знаками и цветами, измерение расстояний и вычисления по масштабу на планах и картах, работы по ориентированию на местности, работы с географическими и контурными картами, с таблицами, схемами, работы по изготовлению макетов и моделей и др
-
При ответах учащихся сразу требую, чтобы ответ был полным и предложение было правильно построено.У ч и т е л ь. Найдите абзац в первом параграфе, где говорится об основных задачах географии.Учащиеся читают четвертый абзац.Далее предлагаю ученикам поставить вопросы к прочитанному тексту.Особое значение имеет умение школьников выделять в тексте главное, разбивать текст на смысловые части, составлять план. Обращаю их внимание на то, что абзац - важная структурная единица текста, абзацы облегчают выделение главных мыслей. На первом уроке коллективно составляем план первого параграфа учебника.
-
По составленному плану учащимся предлагается подготовить домашнее задание. На следующем уроке дети отвечают по этому плану, что значительно облегчает их работу.Подобную работу, где есть возможность, стараюсь почаще проводить и с текстом других параграфов. Особенно эффективна такая работа с учебником в 6-7 классах.
-
Большого внимания требует обучение устному ответу с использованием географической карты. Например, шестиклассники готовят рассказ о формах рельефа Земли на основе карты полушарий. Показав ученикам, как стоять у карты, как держать указку, я намечаю с ними план ответа: вступление, раскрывающее вопрос, содержание и вывод-заключение. Обсуждаем и последовательность приводимых примеров и фактов.. Учащиеся открывают для себя, как непросто научиться говорить на географическую тему да еще сопровождать рассказ показом объектов по карте.
-
Я провожу работу по обучению такому виду устного рассказа, как трансформирование учеником инструктивного рассказа учителя. Например, я знакомлю с порядком действий, осуществляемых при измерении расстояний на плане и карте, при определении географических координат и т. д., и затем при опросе контролирую не только практические умения, но и теоретические знания, требуя, чтобы ученик объяснял ход своих действий. Часто многим легче выполнить задание практически, чем рассказать, как его сделать.
-
Определите республики Практикум по теме «Административно – территориальное устройство России».
-
Значительного успеха можно достигнуть, обучая учащихся строить свой ответ как рассуждение. В полном, правильном ответе должны выделяться тезис (то, что доказывается), и доказательства. Доказательства ответов свидетельствуют о логике мышления. Для развития умения рассуждать предлагаю учащимся высказывать свое мнение, пользуясь такой схемой:1. Тезис (основное положение).2. Аргументы (доказательства):а) …б) …3. Вывод.
-
Например, при ответе на вопрос «От чего зависит сила ветра?» ученик, используя схему ответа, говорит: «Сила ветра зависит от разности атмосферного давления» (основное положение). И далее объясняет, что если разность давления невелика, то ветер будет слабый, а если разность давления большая, то ветер будет сильный (доказательство). Следовательно, чем больше разница в атмосферном давлении между двумя участками земной поверхности, тем быстрее будет перемещаться воздух и тем сильнее будет ветер (вывод).
-
Давая задания в игровой форме, можно пробудить творческие силы ученика, помочь ему ответить лучше, повысить интерес к выполнению домашней работы, так как при этом возникают положительные эмоции к предстоящей деятельности. Сюда я отношу разнообразные творческие задания по составлению устных рассказов.
-
(Перистые)
-
Например, при изучении географии материков и океанов в 7 классе можно предложить учащимся подготовить устные рассказы на тему «День в Сахаре» (или в сельве, джунглях и т. д.), разрешив составить такой рассказ в форме дневника от первого лица, дать возможность пофантазировать, продумать в деталях собственное путешествие, с непременным использованием знаний о реальных природных особенностях описываемой территории.
-
Климатические пояса и природные зоны мира.
-
Неизменный интерес у детей вызывают задания по объяснению значений пословиц, интересных высказываний, поговорок. При знакомстве с природой Евразии учащиеся 7 класса спорят о смысле поговорки шерпов: «Гималаи начинаются там, где кончаются остальные горы» или задумываются над словами персидского поэта Саади: «Все земли перед тобою убоги… О пустыня!»
-
Начиная с 6 класса обучаю учащихся составлению таких вопросов по изученному материалу, на которые можно найти ответ, рассуждая логически. Большинство детей составляют простые вопросы: что это за растение? Какие животные обитают в саванне? и т. д. Чтобы вопрос получился интересным, необходимо научить учеников выстраивать логическую цепь взаимосвязей.
-
Качества хорошей речи: 1) правильность; 2) содержательность; 3) чистота; 4) точность; 5) уместность; 6) богатство; 7) выразительность; 8) логичность.
-
По моему мнению, все вышеизложенные приемы работы в сочетании с другими формами устной работы на уроках географии способствуют совершенствованию устной речи учащихся и формируют познавательный интерес к предмету. Человеку нужен УСПЕХ. Язык может привести к успеху - если им правильно пользоваться. Степень успешности во многом определяет самочувствие, отношение к миру, желание работать. Бесспорно, что умение четко и обоснованно излагать свои мысли и правильно задавать вопросы станет залогом успешности наших детей в их дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.
-
На уроках географии применяю различные дидактические приемы, специальные упражнения, игры, занятия на развитие речи и коррекцию мыслительных операций, зрительного восприятия и произвольного внимания. Применение разнообразных видов деятельности на уроках способствуют коррекции эмоционально – волевой сферы учащихся с нарушениями речи, моторики, пространственной ориентировки, активизации познавательной деятельности, расширению кругозора, словаря.
-
Спасибо за внимание! Презентацию подготовила: Чернова Л.И.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.