Презентация на тему "Сфагнум"

Презентация: Сфагнум
Включить эффекты
1 из 58
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.1
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Сфагнум - торфяной белый мох. Образование болот" по географии поможет учителю в проведении урока. Школьники ознакомятся с внешним и внутренним строением мха сфагнума, с процессом образования торфа. Кроме этого, изучат типы болот и причины их образования. Презентация содержит задания, которые помогут ученикам закрепить изученный материал.

Краткое содержание

  1. Строение мха сфагнума
  2. Типы болт
  3. Причины образования болот

Содержание

  • Презентация: Сфагнум
    Слайд 1

    «Сфагнум – торфяной белый мох»

    Образование болот.

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Цели урока:

    • Ознакомиться с внешним и внутренним строением мха сфагнума,с процессом образования торфа.
    • Ознакомится с типами болот, причинами образования болот.
  • Слайд 3
    • I Проверка знаний (самопроверка)
  • Слайд 4
    • Переходим к выполнению задания I А
  • Слайд 5
    • Переходим к выполнению задания I Б
  • Слайд 6

    Переходим к выполнению задания IВ

  • Слайд 7
    • Изучение нового материала
  • Слайд 8

    ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ

    • Известно свыше 300 видов сфагнумов
    • Сфагнум обитает на болотах, в лесах.
    • Впитывает воду, вызывает заболачивание.
    • Образует торф, выделяет противогнилостное вещество сфагнол.
  • Слайд 9
    • Работа с учебником. Откройте учебник на странице 67, 68. Прочитайте текст до слов «Обычно»
  • Слайд 10

    Работа в парах.

    • Работа I I А. Рассказать соседу внешнее строение мха сфагнума
    • Работа I I Б Рассказать соседу внутреннее строение мха сфагнума
    • Оценку не ставим!
  • Слайд 11

    Опрос у доски

    • Рассказать внешнее строение мха сфагнума
    • Рассказать внутреннее строение сфагнума
  • Слайд 12

    Внешнее строение сфагнума

    • Сфагнум состоит из главного стебля и боковых стеблей покрытых мелкими листьями. Ризоидов нет.
  • Слайд 13

    Внутреннее строение сфагнума

    • Сфагнум состоит из живых зеленых клеток и мертвых клеток с отверстиями
  • Слайд 14
    • Оценить ответы соседапо парте II А и II Б.
  • Слайд 15
    • Как доказать, что сфагнум впитывает воду как губка?
  • Слайд 16

    Запишите в тетради

    • Образование торфа.
    • Сфагнум нарастает сверху, а снизу стебли отмирают, образуя торф.
  • Слайд 17
    • Просмотр презентации
  • Слайд 18

    Северное болото

  • Слайд 19

    Болото

    • Болотами занято
    • 14% Архангельской области. Болото - участок земли с избыточным увлажнением, на котором происходит накопление неразложившегося органического вещества.
    • Значение болот.

    1. Накопитель пресной воды.

    2. Кислородное обогащение воздушного бассейна.

    • В Архангельской области охраняется 661 болото.
  • Слайд 20
    • Причины образования болот: - при зарастании водоёмов, чаще всего озёр; - в результате переувлажнения почвы.
  • Слайд 21

    Запишите в тетрадь

    • Причины образования болот:

    - при зарастании озёр;

    - в результате переувлажнения почвы.

  • Слайд 22

    Верховые болота.

    • Болота подразделяются на: верховые(75%), низинные (10%), переходные(15%).Верховые болота наиболее распространены на севере Архангельской области. Они чаще всего встречаются в верхних участках гидрологического профиля, поэтому их называют верховыми. Причина заболачивания верховых болот - избыток атмосферной влаги при замедленном стоке.
  • Слайд 23
    • На верховых болотах растёт только сосна, но и она растет плохо. Деревья небольшой высоты, их стволы искривлены, годовой прирост небольшой, крона редкая. Причина – бедность почвы и переувлажнение. Торф верховых болот беден питательными веществами, слабокислый, используется как подстилка для скота. Почвы верховых болот в сельском хозяйстве используются редко, требуют много затрат на осушение, удобрение, известкование.
  • Слайд 24
    • Не смотря на то, что растения верхового болота живут «по шею в воде», у большинства растений отмечаются признаки недостатка влаги:

    - листья маленькие, жесткие, сухие.

    • Причин экономить воду несколько:

    - поверхностные корни растений, так как в воде корни не могут дышать,

    - повышенная кислотность болотной воды препятствует поступлению воды из почвы в клетки растений.

  • Слайд 25

    Растения верховых болот. Мох сфагнум

  • Слайд 26

    Торф

    • Со временем нижняя часть стебля сфагнума отмирает. Благодаря увлажнению, недостатку кислорода и наличию бактерицидной кислой среды разложение остатков не происходит. Так накапливаются залежи торфа.
  • Слайд 27

    Сфагнум может заменить йод и вату при ранениях – дезинфицирует и впитывает кровь

    Меж клюквы и морошки

    Жилец лесных болот,

    На кочке мох без ножки

    Куда ни глянь, растёт,

    Он снизу седоватый,

    Повыше – зеленей.

    Коль нужно будет ваты,

    Нарви его скорей!

    На кустиках поляны

    Подсушен в летний зной,

    Он партизанам раны

    Лечил в глуши лесной.

    Вс. Рождественский

  • Слайд 28
    • Сфагнум содержит вещество сфагнол, препятствующее развитию гнилостных бактерий. Известно много случаев, когда при торфяных разработках находили неразложившиеся трупы людей и животных. Так в Англии был найден провалившийся в болото несколько веков назад закованный в латы рыцарь вместе с лошадью.
  • Слайд 29

    Растения верховых болот. Кустарнички. Багульник болотный

    • БАГУЛЬНИК - род вечнозеленых кустарничков семейства вересковых. Ок. 10 видов. Настой болотного багульника - отхаркивающее средство. Растение ядовито. От запаха багульника может сильно заболеть голова.
  • Слайд 30

    Багун, болотный мирт обыкновенный, кассандра

    • Вечнозелёный кустарничек. Растёт на торфяных болотах. Имеет ксерофитный характер. Листья жесткие, покрыты мелкими чешуйками, видными в лупу. Каждый лист живет два года.
  • Слайд 31

    Андромеда многолистная. Подбел многолистный

    • Сем. Вересковых. Вечнозелёный, небольшой кустарник торфяных болот. Высота 30 см. Листья кожистые, линейноланцетные, сверху блестящие, снизу беловатые от воскового налёта. Цветки похожи на розовые шарики.
  • Слайд 32

    Растения верховых болот.Кустарнички. Морошка

    • МОРОШКА - многолетнее травянистое растение семейства розанных. Растет главным образом в Северном полушарии, на моховых болотах тундры и лесной зоны. Плоды съедобны. Медонос.
  • Слайд 33

    Растения верховых болот.Кустарнички. Клюква болотная

    • КЛЮКВА - род вечнозеленых кустарничков семейства вересковых. 4 вида, в холодном и умеренном поясах Северного полушария, на торфяных болотах. Ягоды - ценныйпищевой продукт.
  • Слайд 34

    Растения верховых болот.Кустарнички. Голубика (черника арктическая)

    • ГОЛУБИКА (гонобобель) - кустарничек семейства вересковых. Растет в северном полушарии. Ягоды съедобны. Пожары способствуют разрастанию голубики: после пожаров закладывается множество порослевых побегов.
  • Слайд 35

    Растения верховых болот.Кустарнички. Вереск обыкновенный

    • ВЕРЕСК - род кустарничков семейства вересковых. 1 вид, в Евразии, Сев. Африке, Америке.
  • Слайд 36

    Растения верховых болот.Травы. Пушица

    • ПУШИЦА - род многолетних трав семейства осоковых. Ок. 20 видов, в тундре, лесной зоне и альпийском поясе гор, часто на болотах, по заболоченным местам. Торфообразователь, корм для северных оленей и лосей. Образует плотные куртины – настоящие кочки.
  • Слайд 37

    Растения верховых болот.Травы. Осока волосистая

    • ОСОКА - род многолетних трав семейства осоковых. Ок. 1500 (по другим данным, до 2500) видов. Растут повсеместно по сырым местам, на песках. Многие осоки - кормовые, лекарственные, декоративные растения.
  • Слайд 38

    Растения верховых болот.Травы. Росянка круглолистная

    • РОСЯНКА - род многолетних насекомоядных трав семейства росянковых. Железистые волоски листьев выделяют липкую жидкость для улавливания и переваривания насекомых.
  • Слайд 39
    • Хищных, или насекомоядных растений на земном шаре насчитывается около 500 видов.
    • Например, в Португалии встречается росолист. Одно такое растение может поймать до 150 насекомых. Местные крестьяне у себя дома подвешивают кустики росолиста и при его помощи избавляются от назойливых мух.
    • К счастью, все хищные растения невелики и для человека не опасны.
    • Ученые предполагают, что насекомоядные растения, питаясь насекомыми, получают недостающий азот.
  • Слайд 40

    Растения верховых болот. Хвощи

  • Слайд 41

    Низинные болота

    • Низинные болота формируются в понижениях рельефа, куда стекают богатые питательными веществами грунтовые воды. На низинных болотах обычно растут ельники, березняки с примесью ольхи, ивы, черемухи, осины. В надпочвенном покрове преобладают – осоки, злаки, таволга хвощи. В напочвенном ярусе преобладают зеленые мхи. Торф низинных болот более плодороден, менее кислотен. Такие почвы можно превратить в ценные сельскохозяйственные земли.
  • Слайд 42

    Переходные болота

    • Переходные болота сочетают в себе поступление атмосферных осадков с действием избыточного увлажнения. Такие условия обычно складываются на склонах. На переходных болотах сочетаются условия верховых и низинных болот.
  • Слайд 43

    Значение болот

    • Сфагновый торф – прекрасное топливо.
    • В результате промышленной перегонки из торфа можно получить фенолы, карболовую и уксусную кислоты, метиловый спирт, сахарин, воск, парафин, краски…
    • Благодаря низкой теплопроводности торф находит применение в строительстве.
    • Из торфа можно изготавливать картон, бумагу.
    • Торф можно использовать как один из видов грязелечения.
    • Сфагновые мхи могут использоваться как перевязочный материал, заменяющий вату (они обладают бактерицидными свойствами).
  • Слайд 44
    • В сельском хозяйстве торф используют как удобрение, мульчу, готовят из него горшочки под рассаду; используют торф как консервирующий и упаковочный материал при хранении и перевозке овощей, фруктов.
    • Болота снабжают людей ценными ягодами – морошкой, клюквой, голубикой, брусникой.
    • На болотах растут лекарственные растения – багульник, клюква…
    • Большой научный интерес представляет то, что в торфе хорошо сохраняются остатки растений, животных.
    • Не следует также забывать о значении болот как накопителей пресной воды и поставщиках кислорода.
  • Слайд 45
    • Переходим к выполнению задания III А
  • Слайд 46

    Правильные ответы задания III А

    • Задание 1 – «…верховые»
    • задание 2 – «…отмирает»
    • задание 3 – «…торф».

    Поставьте себе оценку

  • Слайд 47
    • Переходим к выполнению задания III Б
  • Слайд 48

    Правильные ответы задания III Б

    • 3,2,1

    Поставьте себе оценку

  • Слайд 49
    • Переходим к выполнению задания III В
  • Слайд 50

    Правильные ответы задания III В

    • 2, 3, 4, 5

    Поставьте себе оценку

  • Слайд 51

    Заключение

    • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Слайд 52

    Домашнее задание

    • Читать стр. 67, 68
  • Слайд 53
    • Давайте обсудим: как правильно вести себя на болоте?
  • Слайд 54

    Правила поведения на болоте:

    а)иметь с собой палку, опираясь на которую (если положить её поперёк) можно вылезти из трясины;

    б) стараться ступать на кочки;

    в) избегать ярко – зеленых участков;

  • Слайд 55

    г) держаться ближе к деревьям и кустарникам;

    д) не ходить на болото по одному.

    е) не носить тяжелую, а также легко спадающую с ноги обувь;

    ж) помогать товарищу

  • Слайд 56

    з) не подходить близко к краю сплавины ( слоя торфа, нависающего над водой зарастающего озера) – дно озера может быть покрыто вязкой торфяной массой и выбраться будет трудно;

  • Слайд 57

    И) умей оказывать первую помощь

  • Слайд 58

    Спасибо за урок!

Посмотреть все слайды

Конспект

Тема урока: «Сфагнум – торфяной белый мох. Образование болот»

Цели. Обучающая - раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения мха сфагнума, объяснить процесс образования торфа из сфагнума. Ознакомить с типами болот на примере болот Архангельской области, с причинами образования болот.

Воспитательная – воспитание уважения к родной природе, ответственного отношения к окружающему миру; формирование умения работать в паре.

Развивающая – совершенствовать умения самооценки и оценки работы других учащихся, развивать умения самостоятельной работы и работы в парах, работы с учебником, с программированными материалами.

Оборудование: гербарные экземпляры сфагнума, таблица «Мох сфагнум», презентация урока «Сфагнум – торфяной белый мох. Образование болот» (создана на основе презентации «Болото»), лист вопросов и лист оценок, мох сфагнум 1 гр, вода, весы.

Урок построен на использовании презентации Microsoft Power Point по теме «Сфагнум – торфяной белый мох. Образование болот» Необходим мультимедийный проектор, компьютер. СЛ. – номер слайда.

Организационный момент.

СЛ. 1 Запишем тему урока.

«Сфагнум – торфяной белый мох. Образование болот »

СЛ. 2 Цели урока (устно)

Ознакомиться с внешним и внутренним строением мха сфагнума, с процессом образования торфа. Ознакомится с типами болот, причинами образования болот.

СЛ. 3

I Проверка знаний (самопроверка) по теме «Кукушкин лен».

За устные ответы, учащиеся получают жетоны. В конце урока подсчитывается и оценивается количество жетонов.

У учащихся на столах лежат лист вопросов и лист оценок.

Лист оценок

Вопрос

Фамилия, имя

…………………………………

Фамилия, имя

………………….

I А

I Б

I В

II А

II Б

III А

III Б

III В

Общее число баллов

На листе оценок запишите свою фамилию. Начинаем работать по листу вопросов.

Лист вопросов.

Самопроверка

I А. Проверочная работа по теме: « мох кукушкин лён»

В тетради. Выпишите в строчку цифры правильных утверждений Например: 2, 3, 5, 6

1. Мохообразные – небольшие травянистые растения

2. Мохообразные – низшие растения

3. Мохообразные распространяются спорами

4. Мохообразные - высшие растения

5. Мохообразные распространяются семенами

6. Среди мохообразных есть древесные растения

I Б. Проверочная работа по теме: «мох кукушкин лён»

Рассмотрите мох кукушкин лён. Напишите в тетради. Под какими цифрами находятся:

Ризоиды - ?

Ножка - ?

Стебель - ?

Листья - ?

Коробочка - ?

image1.png

I В. Проверочная работа по теме: «мох кукушкин лён»

Рассмотрите мох кукушкин лён. Напишите в тетради. Под какими цифрами находятся:

Стенка коробочки - ?

Ножка - ?

Крышечка - ?

Созревающие споры - ?

image2.png

Взаимопроверка Работа в парах.

Работа I I А. Рассказать соседу внешнее строение мха сфагнума

Работа I I Б Рассказать соседу внутреннее строение сфагнума

III А Проверочная работа по теме: «мох сфагнум»

В тетради. Необходимо продолжить предложение по смыслу (пишем только окончание предложения)

1. Известны три вида болот: переходные, низинные и ……..

2. Со временем нижняя часть стебля сфагнума …….

3. Из отмершего сфагнума образуется ……

Самопроверка

I I I Б Проверочная работа по теме: «мох сфагнум»

Рассмотрите белый мох сфагнум и его лист. Напишите в тетради. Под какими цифрами находятся:

живые фотосинтезирующие клетки - ? клеточная стенка - ?

мертвая водозапасающая клетка - ?

image3.png

I I I В Проверочная работа по теме: «мох сфагнум»

В тетради. Выпишите в строчку цифры правильных утверждений. Например:1, 2, 5

1.Мох сфагнум имеет стебель, лист, ризоиды.

2.Мох сфагнум не имеет ризоидов.

3.Питание сфагнума происходит за счет зелёных клеток.

4.Мертвые клетки сфагнума впитывают воду как губка.

5.Сфагнум способствует заболачиванию.

СЛ. 4

Переходим к выполнению задания I А

Проверяем работу I А

Вы должны были выписать в строчку цифры правильных утверждений

Учитель показывает правильный ответ на листке бумаги

- У кого такой ответ (1,3 ,4), поднимите руки.

На листе оценок поставьте себе оценку «Пять»; одна ошибка - «Четыре»; две ошибки – «Три»

- Прочитайте правильные ответы, получите жетоны.

СЛ. 5

Переходим к выполнению работы I Б

Проверяем работу I Б

Учитель показывает правильный ответ на листке бумаги

- У кого такой ответ (5, 2, 4, 3, 1), поднимите руки.

Поставьте себе оценку «Пять»; одна ошибка - «Четыре»; две ошибки – «Три»

СЛ. 6

Переходим к выполнению работы I В

Проверяем работу I В

Назвать, какие цифры получились.

Учитель показывает правильный ответ на листке бумаги

- У кого такой ответ (3, 4, 1, 2), поднимите руки.

Поставьте себе оценку «Пять»; одна ошибка - «Четыре»; две ошибки – «Три»

I I этап урока. Изучение нового материала

СЛ.7 Изучение нового материала

Рассказ учителя

Сегодня на уроке мы познакомимся с «Торфяным белым мхом – сфагнумом».

СЛ. 8 Запишите в тетради

Известно свыше 300 видов сфагнумов.

Сфагнум обитает на болотах, в лесах.

Впитывает воду, вызывает заболачивание

Образует торф, выделяет противогнилостное вещество сфагнол.

Пример: В ноябре 1941 года летчик Алексей Севастьянов совершил первый ночной таран над Ленинградом. Алексей Севастьянов получил звание Героя Советского Союза посмертно. Он погиб охраняя «дорогу жизни». Останки героя нашли только через 29 лет в торфяном болоте на глубине 1, 5 метра. Хорошо сохранились многие вещи летчика.

Сл. 9 Работа по учебнику. Откройте учебник. Прочитайте текст, посвященный строению мха сфагнума

СЛ. 10 Работа в парах.

Работа I I А. Рассказать соседу внешнее строение мха сфагнума

Работа I I Б Рассказать соседу внутреннее строение сфагнума

Оценку пока не ставим!

СЛ.11 Опрос у доски.

Рассказать внешнее строение мха сфагнума

Рассказать внутреннее строение сфагнума

Проверим ответы…

СЛ. 12 Внешнее строение мха сфагнума

Сфагнум состоит из главного стебля и боковых стеблей, покрытых мелкими листьями. Ризоидов нет.

СЛ. 13 Внутреннее строение сфагнума.

Сфагнум состоит из живых зеленых клеток и мертвых клеток с отверстиями.

СЛ. 14 Оценить ответы соседа по парте II А и II Б.

Сл.15 Рассказ учителя.

Как доказать, что сфагнум впитывает воду как губка?

Возьмем 1 грамм сухого сфагнума и опустим в воду. Через несколько минут вынем мох из воды и взвесим. Его вес 10 граммов.

Сделайте вывод, с помощью чего сфагнум впитывает воду?

- С помощью мертвых клеток.

Высокая влагоёмкость торфа приводит к развитию болот.

Как образуется торф? Стебли сфагнума ежегодно снизу отмирают, а рост продолжают верхушечные ветви, так образуется торф. Некоторые ученые считают, что торф может образовываться со скоростью 7 см. завднум о видов, кушкиного еиерее кукушкиного мха 100 лет.

Сл. 16 Записали в тетради заголовок«Образование торфа»

Сфагнум нарастает сверху, а снизу стебли отмирают, образуя торф.

Мы немного устали. Для того, чтобы сбросить напряжение проводим физкультминутку.

Я читаю предложение, если вы согласны со мной, поднимаете руки вверх и говорите «ДА». Если не согласны, разводите руки в стороны и говорите «НЕТ».

Репетируем . Вы со мной согласны? «ДА».

Вы бывали на болотах? «ДА»

На болоте есть вода? «ДА»

На болоте повстречали вы кита? «НЕТ»

Мы не будем есть кита на обед? «ДА»

Потому что на болоте китов… «Нет»

СЛ. 17 Просмотр презентации

СЛ. 18 Фото. Северное болото

СЛ. 19 Заголовок. Болото

Текст. Болотами занято 14% Архангельской области. Болото - участок земли с избыточным увлажнением, на котором происходит накопление неразложившегося органического вещества.

Значение болот. 1. Накопитель пресной воды. 2. Кислородное обогащение воздушного бассейна. В Архангельской области охраняется 661 болото.

Фото. Болото

СЛ. 20 Текст. Причины образования болот: - при зарастании водоёмов, чаще всего озёр; - в результате переувлажнения почвы.

Фото. Болото

СЛ.21 Запишите в тетрадь. Причины образования болот: - при зарастании озёр; - в результате переувлажнения почвы.

СЛ. 22 Заголовок. Верховые болота

Текст. Болота подразделяются на: верховые (75%), низинные (10%), переходные(15%).�Верховые болота наиболее распространены на севере Архангельской области. Они чаще всего встречаются в верхних участках гидрологического профиля, поэтому их называют верховыми. Причина заболачивания верховых болот - избыток атмосферной влаги при замедленном стоке.

Фото. Болото

СЛ. 23 Текст. На верховых болотах растёт только сосна, но и она растет плохо. Деревья небольшой высоты, их стволы искривлены, годовой прирост небольшой, крона редкая. Причина – бедность почвы и переувлажнение. Торф верховых болот беден питательными веществами, слабокислый, используется как подстилка для скота. Почвы верховых болот в сельском хозяйстве используются редко, требуют много затрат на осушение, удобрение, известкование.

СЛ. 24 Текст. Не смотря на то, что растения верхового болота живут «по шею в воде», у большинства растений отмечаются признаки недостатка влаги:

- листья маленькие, жесткие, сухие.

Причин экономить воду несколько: - поверхностные корни растений, так как в воде корни не могут дышать, - повышенная кислотность болотной воды препятствует поступлению воды из почвы в клетки растений.

СЛ. 25 Заголовок. Растения верховых болот. Сосна обыкновенная.

Текст. СОСНА - род хвойных вечнозеленых деревьев и стелющихся кустарников семейства сосновых. Ок. 100 видов. Одна из главных лесообразующих пород. Источник строевой древесины и многих химических продуктов (скипидар, канифоль, деготь, витамин С - из молодой хвои, и т. д.).

Фото. Сосна

СЛ. 26 Заголовок. Растения верховых болот. Мох сфагнум

Фото. Мох сфагнум

СЛ. 27 Заголовок. Торф

Текст. Со временем нижняя часть стебля сфагнума отмирает. Благодаря увлажнению, недостатку кислорода и наличию бактерицидной кислой среды разложение остатков не происходит. Так накапливаются залежи торфа.

Фото. Брикет торфа

СЛ. 28 Заголовок. Сфагнум может заменить йод и вату при ранениях – дезинфицирует и впитывает кровь.

Меж клюквы и морошки

Жилец лесных болот,

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь, растёт,

Он снизу седоватый,

Повыше – зеленей.

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей!

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной

.Вс. Рождественский

СЛ. 29 Текст. Сфагнум содержит вещество сфагнол, препятствующее развитию гнилостных бактерий. Известно много случаев, когда при торфяных разработках находили неразложившиеся трупы людей и животных. Так в Англии был найден провалившийся в болото несколько веков назад закованный в латы рыцарь вместе с лошадью.

СЛ. 30 Заголовок. Растения верховых болот. Кустарнички. Багульник болотный.

Текст. БАГУЛЬНИК - род вечнозеленых кустарничков семейства вересковых. Ок. 10 видов. Настой болотного багульника - отхаркивающее средство. Растение ядовито. От запаха багульника может сильно заболеть голова.

Фото. Багульник

СЛ. 31 Заголовок. Багун, болотный мирт обыкновенный, кассандра

Текст. Вечнозелёный кустарничек. Растёт на торфяных болотах. Имеет ксерофитный характер. Листья жесткие, покрыты мелкими чешуйками, видными в лупу. Каждый лист живет два года.

Фото. Кассандра

СЛ. 32 Заголовок. Андромеда многолистная. Подбел многолистный

Текст. Сем. Вересковых. Вечнозелёный, небольшой кустарник торфяных болот. Высота 30 см. Листья кожистые, линейноланцетные, сверху блестящие, снизу беловатые от воскового налёта. Цветки похожи на розовые шарики.

Фото. Подбел многолистный

СЛ. 33 Заголовок. Растения верховых болот. Кустарнички. Морошка.

Текст. МОРОШКА - многолетнее травянистое растение семейства розанных. Растет главным образом в Северном полушарии, на моховых болотах тундры и лесной зоны. Плоды съедобны. Медонос.

Фото. Морошка

СЛ. 34 Заголовок. Растения верховых болот.Кустарнички. Клюква болотная.

Текст. КЛЮКВА - род вечнозеленых кустарничков семейства вересковых. 4 вида, в холодном и умеренном поясах Северного полушария, на торфяных болотах. Ягоды - ценный пищевой продукт.

Фото. Клюква болотная.

СЛ. 35 Заголовок. Растения верховых болот.�Кустарнички. Голубика (черника арктическая)

Текст. ГОЛУБИКА (гонобобель) - кустарничек семейства вересковых. Растет в северном полушарии. Ягоды съедобны. Пожары способствуют разрастанию голубики: после пожаров закладывается множество порослевых побегов.

Фото. Голубика

СЛ. 36 Заголовок Растения верховых болот. Кустарнички. Вереск обыкновенный

Текст. ВЕРЕСК - род кустарничков семейства вересковых. 1 вид, в Евразии, Сев. Африке, Америке.

Фото. Вереск

СЛ. 37 Заголовок. Растения верховых болот.Травы. Пушица.

Текст. ПУШИЦА - род многолетних трав семейства осоковых. Ок. 20 видов, в тундре, лесной зоне и альпийском поясе гор, часто на болотах, по заболоченным местам. Торфообразователь, корм для северных оленей и лосей. Образует плотные куртины – настоящие кочки.

Фото. Пушица

СЛ. 38 Заголовок. Растения верховых болот. Травы. Осока волосистая.

Текст. ОСОКА - род многолетних трав семейства осоковых. Ок. 1500 (по другим данным, до 2500) видов. Растут повсеместно по сырым местам, на песках. Многие осоки - кормовые, лекарственные, декоративные растения.

Фото. Осока

СЛ. 39 Растения верховых болот. Травы. Росянка круглолистная.

РОСЯНКА - род многолетних насекомоядных трав семейства росянковых. Железистые волоски листьев выделяют липкую жидкость для улавливания и переваривания насекомых.

Фото. Росянка

СЛ. 40 Текст. Хищных, или насекомоядных растений на земном шаре насчитывается около 500 видов.

Например, в Португалии встречается росолист. Одно такое растение может поймать до 150 насекомых. Местные крестьяне у себя дома подвешивают кустики росолиста и при его помощи избавляются от назойливых мух.

К счастью, все хищные растения невелики и для человека не опасны. Ученые предполагают, что насекомоядные растения, питаясь насекомыми, получают недостающий азот.

СЛ. 41 Заголовок. Растения верховых болот. Хвощи.

Фото. Хвощи

СЛ. 42 Заголовок. Низинные болота

Текст. Низинные болота формируются в понижениях рельефа, куда стекают богатые питательными веществами грунтовые воды. На низинных болотах обычно растут ельники, березняки с примесью ольхи, ивы, черемухи, осины. В надпочвенном покрове преобладают – осоки, злаки, таволга хвощи. В напочвенном ярусе преобладают зеленые мхи. Торф низинных болот более плодороден, менее кислотен. Такие почвы можно превратить в ценные сельскохозяйственные земли.

СЛ. 43 Переходные болота

Текст Переходные болота сочетают в себе поступление атмосферных осадков с действием избыточного увлажнения. Такие условия обычно складываются на склонах. На переходных болотах сочетаются условия верховых и низинных болот.

СЛ. 44 Заголовок. Значение болот.

Текст. Сфагновый торф – прекрасное топливо.

В результате промышленной перегонки из торфа можно получить фенолы, карболовую и уксусную кислоты, метиловый спирт, сахарин, воск, парафин, краски…

Благодаря низкой теплопроводности торф находит применение в строительстве.

Из торфа можно изготавливать картон, бумагу.

Торф можно использовать как один из видов грязелечения.

Сфагновые мхи могут использоваться как перевязочный материал, заменяющий вату (они обладают бактерицидными свойствами).

СЛ. 45 Заголовок. Значение болот.

Текст. В сельском хозяйстве торф используют как удобрение, мульчу, готовят из него горшочки под рассаду; используют торф как консервирующий и упаковочный материал при хранении и перевозке овощей, фруктов.

Болота снабжают людей ценными ягодами – морошкой, клюквой, голубикой, брусникой.

На болотах растут лекарственные растения – багульник, клюква…

Большой научный интерес представляет то, что в торфе хорошо сохраняются остатки растений, животных.

Не следует также забывать о значении болот как накопителей пресной воды и поставщиках кислорода.

СЛ. 46 Переходим к выполнению задания III А

СЛ. 47 Правильные ответы задания III А.

Задание 1 – «…верховые» задание 2 – «…отмирает» задание 3 – «…торф».

Поставьте себе оценку. Нет ошибок - «Пять»; одна ошибка - «Четыре»; две ошибки – «Три».

СЛ. 48 Переходим к выполнению задания III Б

СЛ. 49 Правильные ответы задания III Б.

3,2,1

Поставьте себе оценку

СЛ. 50 Переходим к выполнению задания III В

СЛ. 51 Правильные ответы задания III В.

2, 3, 4, 5

Поставьте себе оценку

Сл. 52 Подсчитайте общее число баллов и напишите на листке оценок. Листы оценок сдать на проверку.

Сл. 53 Заключение

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- рассказать внешнее строение мха сфагнума,

- рассказать внутреннее строение мха сфагнума,

- объяснить процесс образования торфа из сфагнума,

- какие типы болот существуют,

- каковы причины образования болот?

Сл. 54 Давайте обсудим: как правильно вести себя на болоте?

Что нужно делать на болоте, чтобы не попасть в беду?

А вот, что советуют бывалые туристы слайды – «Правила поведения на болоте».

СЛ. 55 Заголовок. Правила поведения на болоте:

Текст.

а) Иметь с собой палку, опираясь на которую (если положить её поперёк) можно вылезти из трясины;

б) стараться ступать на кочки;

в) избегать ярко – зеленых участков;

Фото. Школьники на болоте

СЛ. 56 Заголовок. Правила поведения на болоте:

Текст.

г) держаться ближе к деревьям и кустарникам;

д) не ходить на болото по одному.

е) не носить тяжелую, а также легко спадающую с ноги обувь;

ж) помогать товарищу

Фото. Школьники на болоте

Сл. 57 Заголовок. Правила поведения на болоте:

Текст.

з) не подходить близко к краю сплавины (слоя торфа, нависающего над водой зарастающего озера) – дно озера может быть покрыто вязкой торфяной массой и выбраться будет трудно;

Фото. Школьники на болоте

Сл. 58 Заголовок. Правила поведения на болоте:

Текст

И) умей оказывать первую помощь

Фото. Приемы оказания первой помощи

СЛ. 59 Домашнее задание. Читать материалы, посвященные мху сфагнуму

Сл. 60 Спасибо за урок!

�PAGE � �PAGE �2� � HYPERLINK "http://www.jiwoy.ru/" ����

image4.png

_1241928073/ole-[42, 4D, 36, 5A, 09, 00, 00, 00]

_1241928352/ole-[42, 4D, 36, 5A, 09, 00, 00, 00]

Тема урока: «Сфагнум – торфяной белый мох. Образование болот»

Цели. Обучающая - раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения мха сфагнума, объяснить процесс образования торфа из сфагнума. Ознакомить с типами болот на примере болот Архангельской области, с причинами образования болот.

Воспитательная – воспитание уважения к родной природе, ответственного отношения к окружающему миру; формирование умения работать в паре.

Развивающая – совершенствовать умения самооценки и оценки работы других учащихся, развивать умения самостоятельной работы и работы в парах, работы с учебником, с программированными материалами.

Оборудование: гербарные экземпляры сфагнума, таблица «Мох сфагнум», презентация урока «Сфагнум – торфяной белый мох. Образование болот» (создана на основе презентации «Болото»), лист вопросов и лист оценок, мох сфагнум 1 гр, вода, весы.

Урок построен на использовании презентации Microsoft Power Point по теме «Сфагнум – торфяной белый мох. Образование болот» Необходим мультимедийный проектор, компьютер. СЛ. – номер слайда.

Организационный момент.

СЛ. 1 Запишем тему урока.

«Сфагнум – торфяной белый мох. Образование болот »

СЛ. 2 Цели урока (устно)

Ознакомиться с внешним и внутренним строением мха сфагнума, с процессом образования торфа. Ознакомится с типами болот, причинами образования болот.

СЛ. 3

I Проверка знаний (самопроверка) по теме «Кукушкин лен».

За устные ответы, учащиеся получают жетоны. В конце урока подсчитывается и оценивается количество жетонов.

У учащихся на столах лежат лист вопросов и лист оценок.

Лист оценок

Вопрос

Фамилия, имя

…………………………………

Фамилия, имя

………………….

I А

I Б

I В

II А

II Б

III А

III Б

III В

Общее число баллов

На листе оценок запишите свою фамилию. Начинаем работать по листу вопросов.

Лист вопросов.

Самопроверка

I А. Проверочная работа по теме: « мох кукушкин лён»

В тетради. Выпишите в строчку цифры правильных утверждений Например: 2, 3, 5, 6

1. Мохообразные – небольшие травянистые растения

2. Мохообразные – низшие растения

3. Мохообразные распространяются спорами

4. Мохообразные - высшие растения

5. Мохообразные распространяются семенами

6. Среди мохообразных есть древесные растения

I Б. Проверочная работа по теме: «мох кукушкин лён»

Рассмотрите мох кукушкин лён. Напишите в тетради. Под какими цифрами находятся:

Ризоиды - ?

Ножка - ?

Стебель - ?

Листья - ?

Коробочка - ?

image1.png

I В. Проверочная работа по теме: «мох кукушкин лён»

Рассмотрите мох кукушкин лён. Напишите в тетради. Под какими цифрами находятся:

Стенка коробочки - ?

Ножка - ?

Крышечка - ?

Созревающие споры - ?

image2.png

Взаимопроверка Работа в парах.

Работа I I А. Рассказать соседу внешнее строение мха сфагнума

Работа I I Б Рассказать соседу внутреннее строение сфагнума

III А Проверочная работа по теме: «мох сфагнум»

В тетради. Необходимо продолжить предложение по смыслу (пишем только окончание предложения)

1. Известны три вида болот: переходные, низинные и ……..

2. Со временем нижняя часть стебля сфагнума …….

3. Из отмершего сфагнума образуется ……

Самопроверка

I I I Б Проверочная работа по теме: «мох сфагнум»

Рассмотрите белый мох сфагнум и его лист. Напишите в тетради. Под какими цифрами находятся:

живые фотосинтезирующие клетки - ? клеточная стенка - ?

мертвая водозапасающая клетка - ?

image3.png

I I I В Проверочная работа по теме: «мох сфагнум»

В тетради. Выпишите в строчку цифры правильных утверждений. Например:1, 2, 5

1.Мох сфагнум имеет стебель, лист, ризоиды.

2.Мох сфагнум не имеет ризоидов.

3.Питание сфагнума происходит за счет зелёных клеток.

4.Мертвые клетки сфагнума впитывают воду как губка.

5.Сфагнум способствует заболачиванию.

СЛ. 4

Переходим к выполнению задания I А

Проверяем работу I А

Вы должны были выписать в строчку цифры правильных утверждений

Учитель показывает правильный ответ на листке бумаги

- У кого такой ответ (1,3 ,4), поднимите руки.

На листе оценок поставьте себе оценку «Пять»; одна ошибка - «Четыре»; две ошибки – «Три»

- Прочитайте правильные ответы, получите жетоны.

СЛ. 5

Переходим к выполнению работы I Б

Проверяем работу I Б

Учитель показывает правильный ответ на листке бумаги

- У кого такой ответ (5, 2, 4, 3, 1), поднимите руки.

Поставьте себе оценку «Пять»; одна ошибка - «Четыре»; две ошибки – «Три»

СЛ. 6

Переходим к выполнению работы I В

Проверяем работу I В

Назвать, какие цифры получились.

Учитель показывает правильный ответ на листке бумаги

- У кого такой ответ (3, 4, 1, 2), поднимите руки.

Поставьте себе оценку «Пять»; одна ошибка - «Четыре»; две ошибки – «Три»

I I этап урока. Изучение нового материала

СЛ.7 Изучение нового материала

Рассказ учителя

Сегодня на уроке мы познакомимся с «Торфяным белым мхом – сфагнумом».

СЛ. 8 Запишите в тетради

Известно свыше 300 видов сфагнумов.

Сфагнум обитает на болотах, в лесах.

Впитывает воду, вызывает заболачивание

Образует торф, выделяет противогнилостное вещество сфагнол.

Пример: В ноябре 1941 года летчик Алексей Севастьянов совершил первый ночной таран над Ленинградом. Алексей Севастьянов получил звание Героя Советского Союза посмертно. Он погиб охраняя «дорогу жизни». Останки героя нашли только через 29 лет в торфяном болоте на глубине 1, 5 метра. Хорошо сохранились многие вещи летчика.

Сл. 9 Работа по учебнику. Откройте учебник. Прочитайте текст, посвященный строению мха сфагнума

СЛ. 10 Работа в парах.

Работа I I А. Рассказать соседу внешнее строение мха сфагнума

Работа I I Б Рассказать соседу внутреннее строение сфагнума

Оценку пока не ставим!

СЛ.11 Опрос у доски.

Рассказать внешнее строение мха сфагнума

Рассказать внутреннее строение сфагнума

Проверим ответы…

СЛ. 12 Внешнее строение мха сфагнума

Сфагнум состоит из главного стебля и боковых стеблей, покрытых мелкими листьями. Ризоидов нет.

СЛ. 13 Внутреннее строение сфагнума.

Сфагнум состоит из живых зеленых клеток и мертвых клеток с отверстиями.

СЛ. 14 Оценить ответы соседа по парте II А и II Б.

Сл.15 Рассказ учителя.

Как доказать, что сфагнум впитывает воду как губка?

Возьмем 1 грамм сухого сфагнума и опустим в воду. Через несколько минут вынем мох из воды и взвесим. Его вес 10 граммов.

Сделайте вывод, с помощью чего сфагнум впитывает воду?

- С помощью мертвых клеток.

Высокая влагоёмкость торфа приводит к развитию болот.

Как образуется торф? Стебли сфагнума ежегодно снизу отмирают, а рост продолжают верхушечные ветви, так образуется торф. Некоторые ученые считают, что торф может образовываться со скоростью 7 см. завднум о видов, кушкиного еиерее кукушкиного мха 100 лет.

Сл. 16 Записали в тетради заголовок«Образование торфа»

Сфагнум нарастает сверху, а снизу стебли отмирают, образуя торф.

Мы немного устали. Для того, чтобы сбросить напряжение проводим физкультминутку.

Я читаю предложение, если вы согласны со мной, поднимаете руки вверх и говорите «ДА». Если не согласны, разводите руки в стороны и говорите «НЕТ».

Репетируем . Вы со мной согласны? «ДА».

Вы бывали на болотах? «ДА»

На болоте есть вода? «ДА»

На болоте повстречали вы кита? «НЕТ»

Мы не будем есть кита на обед? «ДА»

Потому что на болоте китов… «Нет»

СЛ. 17 Просмотр презентации

СЛ. 18 Фото. Северное болото

СЛ. 19 Заголовок. Болото

Текст. Болотами занято 14% Архангельской области. Болото - участок земли с избыточным увлажнением, на котором происходит накопление неразложившегося органического вещества.

Значение болот. 1. Накопитель пресной воды. 2. Кислородное обогащение воздушного бассейна. В Архангельской области охраняется 661 болото.

Фото. Болото

СЛ. 20 Текст. Причины образования болот: - при зарастании водоёмов, чаще всего озёр; - в результате переувлажнения почвы.

Фото. Болото

СЛ.21 Запишите в тетрадь. Причины образования болот: - при зарастании озёр; - в результате переувлажнения почвы.

СЛ. 22 Заголовок. Верховые болота

Текст. Болота подразделяются на: верховые (75%), низинные (10%), переходные(15%).�Верховые болота наиболее распространены на севере Архангельской области. Они чаще всего встречаются в верхних участках гидрологического профиля, поэтому их называют верховыми. Причина заболачивания верховых болот - избыток атмосферной влаги при замедленном стоке.

Фото. Болото

СЛ. 23 Текст. На верховых болотах растёт только сосна, но и она растет плохо. Деревья небольшой высоты, их стволы искривлены, годовой прирост небольшой, крона редкая. Причина – бедность почвы и переувлажнение. Торф верховых болот беден питательными веществами, слабокислый, используется как подстилка для скота. Почвы верховых болот в сельском хозяйстве используются редко, требуют много затрат на осушение, удобрение, известкование.

СЛ. 24 Текст. Не смотря на то, что растения верхового болота живут «по шею в воде», у большинства растений отмечаются признаки недостатка влаги:

- листья маленькие, жесткие, сухие.

Причин экономить воду несколько: - поверхностные корни растений, так как в воде корни не могут дышать, - повышенная кислотность болотной воды препятствует поступлению воды из почвы в клетки растений.

СЛ. 25 Заголовок. Растения верховых болот. Сосна обыкновенная.

Текст. СОСНА - род хвойных вечнозеленых деревьев и стелющихся кустарников семейства сосновых. Ок. 100 видов. Одна из главных лесообразующих пород. Источник строевой древесины и многих химических продуктов (скипидар, канифоль, деготь, витамин С - из молодой хвои, и т. д.).

Фото. Сосна

СЛ. 26 Заголовок. Растения верховых болот. Мох сфагнум

Фото. Мох сфагнум

СЛ. 27 Заголовок. Торф

Текст. Со временем нижняя часть стебля сфагнума отмирает. Благодаря увлажнению, недостатку кислорода и наличию бактерицидной кислой среды разложение остатков не происходит. Так накапливаются залежи торфа.

Фото. Брикет торфа

СЛ. 28 Заголовок. Сфагнум может заменить йод и вату при ранениях – дезинфицирует и впитывает кровь.

Меж клюквы и морошки

Жилец лесных болот,

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь, растёт,

Он снизу седоватый,

Повыше – зеленей.

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей!

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной

.Вс. Рождественский

СЛ. 29 Текст. Сфагнум содержит вещество сфагнол, препятствующее развитию гнилостных бактерий. Известно много случаев, когда при торфяных разработках находили неразложившиеся трупы людей и животных. Так в Англии был найден провалившийся в болото несколько веков назад закованный в латы рыцарь вместе с лошадью.

СЛ. 30 Заголовок. Растения верховых болот. Кустарнички. Багульник болотный.

Текст. БАГУЛЬНИК - род вечнозеленых кустарничков семейства вересковых. Ок. 10 видов. Настой болотного багульника - отхаркивающее средство. Растение ядовито. От запаха багульника может сильно заболеть голова.

Фото. Багульник

СЛ. 31 Заголовок. Багун, болотный мирт обыкновенный, кассандра

Текст. Вечнозелёный кустарничек. Растёт на торфяных болотах. Имеет ксерофитный характер. Листья жесткие, покрыты мелкими чешуйками, видными в лупу. Каждый лист живет два года.

Фото. Кассандра

СЛ. 32 Заголовок. Андромеда многолистная. Подбел многолистный

Текст. Сем. Вересковых. Вечнозелёный, небольшой кустарник торфяных болот. Высота 30 см. Листья кожистые, линейноланцетные, сверху блестящие, снизу беловатые от воскового налёта. Цветки похожи на розовые шарики.

Фото. Подбел многолистный

СЛ. 33 Заголовок. Растения верховых болот. Кустарнички. Морошка.

Текст. МОРОШКА - многолетнее травянистое растение семейства розанных. Растет главным образом в Северном полушарии, на моховых болотах тундры и лесной зоны. Плоды съедобны. Медонос.

Фото. Морошка

СЛ. 34 Заголовок. Растения верховых болот.Кустарнички. Клюква болотная.

Текст. КЛЮКВА - род вечнозеленых кустарничков семейства вересковых. 4 вида, в холодном и умеренном поясах Северного полушария, на торфяных болотах. Ягоды - ценный пищевой продукт.

Фото. Клюква болотная.

СЛ. 35 Заголовок. Растения верховых болот.�Кустарнички. Голубика (черника арктическая)

Текст. ГОЛУБИКА (гонобобель) - кустарничек семейства вересковых. Растет в северном полушарии. Ягоды съедобны. Пожары способствуют разрастанию голубики: после пожаров закладывается множество порослевых побегов.

Фото. Голубика

СЛ. 36 Заголовок Растения верховых болот. Кустарнички. Вереск обыкновенный

Текст. ВЕРЕСК - род кустарничков семейства вересковых. 1 вид, в Евразии, Сев. Африке, Америке.

Фото. Вереск

СЛ. 37 Заголовок. Растения верховых болот.Травы. Пушица.

Текст. ПУШИЦА - род многолетних трав семейства осоковых. Ок. 20 видов, в тундре, лесной зоне и альпийском поясе гор, часто на болотах, по заболоченным местам. Торфообразователь, корм для северных оленей и лосей. Образует плотные куртины – настоящие кочки.

Фото. Пушица

СЛ. 38 Заголовок. Растения верховых болот. Травы. Осока волосистая.

Текст. ОСОКА - род многолетних трав семейства осоковых. Ок. 1500 (по другим данным, до 2500) видов. Растут повсеместно по сырым местам, на песках. Многие осоки - кормовые, лекарственные, декоративные растения.

Фото. Осока

СЛ. 39 Растения верховых болот. Травы. Росянка круглолистная.

РОСЯНКА - род многолетних насекомоядных трав семейства росянковых. Железистые волоски листьев выделяют липкую жидкость для улавливания и переваривания насекомых.

Фото. Росянка

СЛ. 40 Текст. Хищных, или насекомоядных растений на земном шаре насчитывается около 500 видов.

Например, в Португалии встречается росолист. Одно такое растение может поймать до 150 насекомых. Местные крестьяне у себя дома подвешивают кустики росолиста и при его помощи избавляются от назойливых мух.

К счастью, все хищные растения невелики и для человека не опасны. Ученые предполагают, что насекомоядные растения, питаясь насекомыми, получают недостающий азот.

СЛ. 41 Заголовок. Растения верховых болот. Хвощи.

Фото. Хвощи

СЛ. 42 Заголовок. Низинные болота

Текст. Низинные болота формируются в понижениях рельефа, куда стекают богатые питательными веществами грунтовые воды. На низинных болотах обычно растут ельники, березняки с примесью ольхи, ивы, черемухи, осины. В надпочвенном покрове преобладают – осоки, злаки, таволга хвощи. В напочвенном ярусе преобладают зеленые мхи. Торф низинных болот более плодороден, менее кислотен. Такие почвы можно превратить в ценные сельскохозяйственные земли.

СЛ. 43 Переходные болота

Текст Переходные болота сочетают в себе поступление атмосферных осадков с действием избыточного увлажнения. Такие условия обычно складываются на склонах. На переходных болотах сочетаются условия верховых и низинных болот.

СЛ. 44 Заголовок. Значение болот.

Текст. Сфагновый торф – прекрасное топливо.

В результате промышленной перегонки из торфа можно получить фенолы, карболовую и уксусную кислоты, метиловый спирт, сахарин, воск, парафин, краски…

Благодаря низкой теплопроводности торф находит применение в строительстве.

Из торфа можно изготавливать картон, бумагу.

Торф можно использовать как один из видов грязелечения.

Сфагновые мхи могут использоваться как перевязочный материал, заменяющий вату (они обладают бактерицидными свойствами).

СЛ. 45 Заголовок. Значение болот.

Текст. В сельском хозяйстве торф используют как удобрение, мульчу, готовят из него горшочки под рассаду; используют торф как консервирующий и упаковочный материал при хранении и перевозке овощей, фруктов.

Болота снабжают людей ценными ягодами – морошкой, клюквой, голубикой, брусникой.

На болотах растут лекарственные растения – багульник, клюква…

Большой научный интерес представляет то, что в торфе хорошо сохраняются остатки растений, животных.

Не следует также забывать о значении болот как накопителей пресной воды и поставщиках кислорода.

СЛ. 46 Переходим к выполнению задания III А

СЛ. 47 Правильные ответы задания III А.

Задание 1 – «…верховые» задание 2 – «…отмирает» задание 3 – «…торф».

Поставьте себе оценку. Нет ошибок - «Пять»; одна ошибка - «Четыре»; две ошибки – «Три».

СЛ. 48 Переходим к выполнению задания III Б

СЛ. 49 Правильные ответы задания III Б.

3,2,1

Поставьте себе оценку

СЛ. 50 Переходим к выполнению задания III В

СЛ. 51 Правильные ответы задания III В.

2, 3, 4, 5

Поставьте себе оценку

Сл. 52 Подсчитайте общее число баллов и напишите на листке оценок. Листы оценок сдать на проверку.

Сл. 53 Заключение

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- рассказать внешнее строение мха сфагнума,

- рассказать внутреннее строение мха сфагнума,

- объяснить процесс образования торфа из сфагнума,

- какие типы болот существуют,

- каковы причины образования болот?

Сл. 54 Давайте обсудим: как правильно вести себя на болоте?

Что нужно делать на болоте, чтобы не попасть в беду?

А вот, что советуют бывалые туристы слайды – «Правила поведения на болоте».

СЛ. 55 Заголовок. Правила поведения на болоте:

Текст.

а) Иметь с собой палку, опираясь на которую (если положить её поперёк) можно вылезти из трясины;

б) стараться ступать на кочки;

в) избегать ярко – зеленых участков;

Фото. Школьники на болоте

СЛ. 56 Заголовок. Правила поведения на болоте:

Текст.

г) держаться ближе к деревьям и кустарникам;

д) не ходить на болото по одному.

е) не носить тяжелую, а также легко спадающую с ноги обувь;

ж) помогать товарищу

Фото. Школьники на болоте

Сл. 57 Заголовок. Правила поведения на болоте:

Текст.

з) не подходить близко к краю сплавины (слоя торфа, нависающего над водой зарастающего озера) – дно озера может быть покрыто вязкой торфяной массой и выбраться будет трудно;

Фото. Школьники на болоте

Сл. 58 Заголовок. Правила поведения на болоте:

Текст

И) умей оказывать первую помощь

Фото. Приемы оказания первой помощи

СЛ. 59 Домашнее задание. Читать материалы, посвященные мху сфагнуму

Сл. 60 Спасибо за урок!

�PAGE � �PAGE �2� � HYPERLINK "http://www.jiwoy.ru/" ����

image4.png

_1241928073/ole-[42, 4D, 36, 5A, 09, 00, 00, 00]

_1241928352/ole-[42, 4D, 36, 5A, 09, 00, 00, 00]

Скачать конспект

Сообщить об ошибке