Презентация на тему "Тюменская область"

Презентация: Тюменская область
Включить эффекты
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.9
8 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Тюменская область" представляет пользователям полный комплект информационных данных по Тюменской области, оформленных в виде электронного учебника. На его страницах собраны сведения, описывающие состав и богатства огромной приуральской зоны, территориально приписанной к Тюмени и составляющей в общем более чем 1,4 млн. кв. км.

Краткое содержание

  1. Тюменская область
  2. Флаг Тюменской области
  3. От древности до наших дней
  4. Экономико-географическое положение
  5. Рельеф
  6. Промышленность
  7. Животноводство
  8. Достопримечательности

Содержание

  • Презентация: Тюменская область
    Слайд 1

    ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК «ГЕОГРАФИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ»

    Исполнитель: Побочин Иван Владимирович

    Руководитель: учитель географии

    Стародумова Светлана Асхатовна .

  • Слайд 2

    ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

    В самом сердце России, где соединяются Европа и Азия, на территории более 1,4 млн. КВ.км Западно-сибирской низменности расположена Тюменская область с входящими в нее Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами (территория области сравнима с суммой площадей ФРГ, Франции, Италии и Великобритании).

    1. Неофициальное название : Приобье,Югра
    2. Федеральный округ – Уральский.
    3. Экономический район – Западно-Сибирский
  • Слайд 3

    Герб Тюменской области

    Герб Тюменской области был принят 15 апреля 1996 года. В центре серебряного геральдического герба находится абрис (контур) Тюменской области, расцвеченный белой, синей, зеленой полосами. В центре абриса круг, верхняя часть которого — золотое диск восходящего солнца с золотыми лучами, а нижняя расчерчена синими (широкими) и черными (узкими) вертикальными полосками. Над абрисом золотая корона, составленная из элементов традиционных орнаментов северных народов области. Внизу золотая лента с надписью черного цвета «Тюменская область». По сторонам — соболя, поддерживающие абрис области и корону.

  • Слайд 4

    Флаг Тюменской области

    Флаг Тюменской области был принят 15 апреля 1996 года. По середине синей полосы расположены три короны, стилизованно выполненные из элементов традиционных орнаментов северных народов области, первая корона слева в точности воспроизводит корону герба Тюменской области. В композиции флага объединены цвета символики России и Сибири. Белый цвет обозначает снега, синий – реки и озера, зеленый — леса.

  • Слайд 5

    От древности до наших дней

    XVI-Западная Сибирь начала осваиваться человеком 15-20 тысяч лет назад в конце древнекаменного века.

    Западную Сибирь заселяли племена ханты и манси (вогулы), ненцы (самоеды), селькупы (остяки-самоеды). В конце первого тысячелетия н.э. на юге Тюменской области появляются тюркские племена которые позднее сформировались в этническую общность - сибирские татары.

    В XIV-XV в. появляется Сибирское ханство. Совершаются набеги на русские территории.

    XVIII-XX В 18 - 19 вв. Тобольск являлся административным, культурным и духовным центром Сибири.

    Торгово-промышленным центром являлась Тюмень. Находясь на пересечении торговых путей между Западом и Востоком, Тюмень превратилась в "ворота Сибири". Через Тюмень проходил путь переселенцев из Европейской части Росси после отмены крепостного права и в годы Столыпиной аграрной реформы.

    Уроженцами губернии были выдающиеся люди в истории России - Д.И.Менделеев (г. Тобольск) - величайший ученый-химик, автор периодической системы , П.П. Ершов (г. Тобольск) - поэт, сказочник, автор "Конька - горбунка", Г.Е. Распутин (с. Покровское) - фаворит последнего российского императора.

  • Слайд 6

    В годы Советской власти территория Тюменской области перенесла несколько административно - территориальных реорганизаций. В 1930 г. на Обском Севере было образовано два национальных округа - Остяко-Вогульский и Ямало-Ненецкий. При образовании округов власти исходили из преобладания доли коренного населения на этих территориях - около 50% в Остяко-Вогульском и более 70% коренного населения в Ямало-Ненецком.

    Как и в дореволюционное время край становится местом ссылки. На Севере растет система ГУЛАГа. Печально известные 501 и 503 стройки проходили на территории Тюменской области.

    В 20-40 гг. территория оставалась в основном сельскохозяйственной. Основным преобразованием в этой сфере была коллективизация.

    В начале Великой Отечественной войны в связи с оккупацией значительной территории страны на города Урала и Сибири легла основная нагрузка по обеспечению потребностей армии

    В октябрьские дни 1941 г. Тюменская область приняла первые промышленные предприятия, которые эвакуировались из районов боевых действий или из прифронтовой полосы. Всего было размещено 22 эвакуированных предприятия. Так, на завод "Механик" прибыло оборудование киевского завода "Красный экскаватор", судостроительная верфь приняла оборудование с пяти заводов, сапоговаляльная фабрика разместила курский машиностроительный завод "Текстильмаш", кожевенно-шубный завод из Кунцево и др.

    .

  • Слайд 7

    Важным событием в жизни края явилось образование 14 августа 1944 г. Тюменской области с центром в г. Тюмени, в состав области вошли Ханты -Мансийский и Ямало-Ненецкий округа.

    С 1964 года начинается новая страница в истории Тюменской области. "Открытие века" - открытие месторождений нефти и газа сделали основу для создания крупнейшего в мире нефтегазового комплекса. Освоение месторождений нефти и газа коренным образом изменили жизнь в Тюменской области. Возникли новые города Новый Уренгой, Надым, Ноябрьск и др.

    В рекордно короткие сроки Тюменская область стала главной нефтегазовой энергетической базой страны. К концу 1980-х годов область ежегодно давала стране 400 млн. тонн нефти и 574,2 млрд. куб. метров газа. В обеспечение такого мощного прорыва в области возникла сильная строительная промышленность, машиностроение, стали появляться научно-исследовательские и проектные институты, новые вузы и школы. Освоение природных богатств Тюменского края стало делом всей страны. Население области увеличилось в десятки раз.

  • Слайд 8

    ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

    Тюменская область расположена в Западной Сибири. Тюменская область (южная часть) граничит: на юге – с Казахстаном, на юго-западе – с Курганской областью, на западе – со Свердловской областью, на севере – с Ханты-Мансийским автономным округом, на востоке – с Томской и Омской областями.

    Благоприятное экономико-географическое положение региона определяется близостью к экономически развитым районам европейской части страны, прежде всего к Уралу, обеспеченностью разнообразными природными ресурсами. Эти факторы, наряду с политической стабильностью, составляют инвестиционную привлекательность области, являются условиями экономического развития региона.

    Тюменская область по территории занимает третье место по России, уступая лишь Якутии Красноярскому краю, ее площадь – 1464тыс.кв км

  • Слайд 9

    Рельеф

    Область занимает большую часть западно-сибирской равнины и делит территорию России на две большие части: западнее — Урал и Европейская часть страны, восточнее — азиатская: Сибирь и Дальний Восток.

    • Высота над уровнем моря 70 метров.
    • Федеральный округ – Уральский.

    Экономический район – Западно-сибирский

    Область занимает большую часть западно-сибирской равнины и делит территорию России на две большие части: западнее — Урал и Европейская часть страны, восточнее — азиатская: Сибирь и Дальний Восток.

    Высота над уровнем моря 70 метров.

  • Слайд 10

    ПРИРОДА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

    Тюменская область расположена в самом центре Евразии, протянувшись от границ Республики Казахстан до берегов Северного Ледовитого океана, и занимает большую часть Западно-Сибирской равнины. Ландшафт юга Тюменской области богат реками, озерами и болотами. Самые протяженные реки – Иртыш, Тобол, Ишим, Тавда, Тура. Крупные озера: Большой Уват и Черное.

    Значительная часть территории покрыта тайгой (сосна, пихта, кедр, ель, лиственница), для южных районов характерна лесостепь с березовыми перелесками.

    Климат в Тюменской области континентальный.

    Тюменская область богата полезными ископаемыми: на ее территории повсеместно распространены запасы и ресурсы основных строительных материалов – песка и глины; регион обладает самыми крупными в России и мире запасами торфа.

    На севере области сосредоточена основная часть запасов нефти и газа страны, а Восточный склон Урала в пределах автономных округов хранит миллионы тонн различных полезных ископаемых. По запасам древесины Тюменская область входит в пятерку ведущих регионов страны. Третья часть территории региона (51 млн. га) покрыта лесами. Область располагает значительными земельными ресурсами: общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет свыше четырех миллионов гектар, не считая обширных оленьих пастбищ (53 млн. га).

  • Слайд 11

    ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

    Численность населения Тюменской области составила 3373 тыс. человек (2010г.)

    Однако, по прогнозу Госкомстата России, при сохранении сложившихся тенденций в демографии, численность населения южной зоны области к началу 2016 года сократится до 1242,1 тысячи человек.

    Основным фактором снижения является сложившаяся на протяжении нескольких лет устойчивая естественная убыль населения. Число умерших превысило на 20,1 тысячи число родившихся за последние пять лет.

    Темп роста уровня смертности пока опережает показатель рождаемости.

  • Слайд 12

    ПРИРОДНОРЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

    Энергетический Тюменский регион содержит в себе 64% месторождений нефти и 92% природного газа России, а также крупнейшие запасы торфа, сапропеля, йодо-бромных вод, кварцевого песка, различных глин и много других природных ресурсов. У нас имеется 777 млн. м3 такого ценного природного богатства, как экологически чистый лес (береза, осина, сосна, лиственница, ель и др.), раздольные поля для взращивания сельскохозяйственных культур, пастбищные луга, множество рыбных рек и озер, горячих минеральных источников и родников, охотничьи угодья.

  • Слайд 13

    Промышленность

    По промышленному потенциалу Тюменская область занимает второе место в РФ после Москвы.

    К главным экономическим секторам региона сегодня относятся: производство и распределение электричества, газа и воды (24%), пищевая промышленность (16%), добыча полезных ископаемых (12%), перерабатывающая промышленность - машиностроение и металлообработка, химическая, топливно-энергетическая, лесная и деревоперерабатывающая промышленность, производство строительных материалов, медицинская промышленность (48%).

    Тюменская область относится к динамично развивающимся регионам России, где осуществляется более 30 крупных и 200 малых проектов общим объёмом инвестиций более 6 млрд евро, начиная от строительства крупнейшего в мире производства полипропилена и металлургического завода, заканчивая логистическим комплексом на 120 000 м2 и гостиницами с международными операторами ("Резидор", "Мариотт", "Домина ресурса" и др.).

  • Слайд 14

    Сельское и лесное хозяйство

    Сельское хозяйство

    Агропромышленный комплекс юга Тюменской области является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции на территории Уральского федерального округа. В 2005 году на его долю приходилось 21,6% всей производимой в округе сельскохозяйственной продукции (здесь и далее используются данные Федеральной службы статистики по Тюменской области). По темпам роста производства продукции сельского хозяйства юг Тюменской области в 2005 г. занимал третье место после Свердловской и Челябинской областей, а по объёму производства на душу населения - второе место в УрФО.

  • Слайд 15

    Животноводство

    Сектор животноводства в Тюменской области, как и в России, можно охарактеризовать как один из наиболее важных секторов экономики, который в свою очередь можно условно разделить на мясное скотоводство, молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство. Продукция животноводства играет огромную роль в обеспечении населения продуктами питания, а для многих отраслей промышленности она является исходным сырьём для производства жизненно важных продуктов питания.

    Для Тюменской области характерна тенденция увеличения объемов производства продукции животноводства (по молоку - на 14,5%, по выращиванию скота и птицы на убой - на 7%, по яйцу - на 4%, надои молока в среднем на одну корову увеличены на 7,6%. Также отмечается и динамика роста поголовья скота: по КРС на 3,8%, в т.ч. по коровам на 5,5%, по свиньям - на 14,5%.).

    Наибольшая рентабельность (до 40%) достигается в производстве мяса свинины, мяса птиц.

    Правительством Тюменской области осуществляется государственная поддержка создания новых и реконструкции старых производственных мощностей.

    Осуществляется государственная поддержка закупа молока и мяса от частных подворий через сеть сельскохозяйственных кооперативов, что позволяет увеличить сбор молока для его дальнейшей переработки, однако созданная система имеет не достаточный

  • Слайд 16

    территории Тюменской области создан племрепродуктор, по кролиководству федерального значения.

    Качество продукции животноводства основных предприятий Тюменской области не уступает международному уровню.

    Налажена работа по искусственному осеменению скота, что положительно отразилось на продуктивности животных.

    Уровень конкуренции на рынке продукции животноводства можно охарактеризовать как высокий, основными препятствиями для входа в отрасль является высокий уровень капиталовложений, а также не достаточное развитие схемы реализации продукции.

    В качестве предприятий способных представлять собой партнеров для осуществления инвестиционных проектов выделены следующие: ЗАО Агрофирма «Маяк», ЗАО Агрофирма «Луговская», СПК «Емуртлинский», ЗАО «Тюменский бройлер», ЗАО «Птицефабрика «Боровская», Птицефабрика «Пышминская», СПК «Таволжан», ЗАО АПКК «Рощинский», ООО «Дружба», ЗАО «Мичуринская свиноводческая компания».

  • Слайд 17

    Рыбоводство и рыболовство

    Тюменская область по запасам рыбы, ее видовому составу занимает одно из ведущих мест в системе рыбного хозяйства Российской Федерации. В области сосредоточены основные запасы сиговых рыб, кроме того, обитают осетровые и лососевые виды рыб.

    В настоящее время проводится работа по зарыблению озер региона мальками рыб сиговых пород, карпа годовика, личинок карпа, годовика белого амура, толстолобика, личинок тугуна, щуки.

    В настоящее время единственным поставщиком молоди осетровых и сиговых рыб является Абалакский рыборазводный завод, чьих производственных мощностей недостаточно для восстановления запасов ценных пород рыб.

    За последние годы объемы улова рыбы в регионе растут (по сравнению с 2001 годом прирост составил 21%), тем не менее, данных объемов недостаточно для удовлетворения растущих потребностей потребительского рынка. В то же время, имеющийся потенциал рыбных ресурсов региона способен обеспечить растущий спрос.

    Несмотря на то, что рыбная продукция, в основной массе, не отличается низкой стоимостью, спрос населения области на нее растет так объем потребления рыбной продукции на душу населения в 2006 году вырос по сравнению с 2001 годом на 5 килограмм.

  • Слайд 18

    Растениеводство

    В настоящее время увеличиваются объемы производства продукции растениеводства, валовый сбор и реализация основных сельскохозяйственных культур.

    Объём производства зерновых культур перекрывает региональную потребность. Перепроизводство зерновых культур является следствием несвоевременного реагирования производителей на потребности рынка, что приводит к установлению невыгодных закупочных цен и проблемам со сбытом за пределы региона.

    На данный момент решена проблема наращивания посевных площадей.

    Потребительский спрос на продукцию растениеводства в Тюменской области (зерно, картофель, овощи) является неэластичным.

    Увеличивается количество хозяйствующих субъектов в секторе отрасли

    Используемое производственное оборудование в значительной степени изношено и не отвечает современным требованиям по обработке сельхозугодий, сбору и хранению урожая.

    Наиболее крупными и способными для реализации инвестиционных проектов являются следующие предприятия: ООО Агрофирма «КРиММ», СПК «Ембаевский», ЗАО «АФ «Каскара», ЗАО «Успенское», СПК «Емуртлинский», ООО «Комплекс», ЗАО «Агрокомплекс Маяк», ЗАО «Ритза».

  • Слайд 19

    Транспорт

    Грузооборот крупных и средних предприятий автомобильного транспорта Тюменской области в первом полугодии 2007 года составил 61,2 млн. тонно-км.

    – Реки Обь-Иртышского речного бассейна с развитой портовой инфраструктурой обеспечивают выход на Северный Морской путь.

    – В Тюменской области расположены 2 речных порта – в г. Тюмени и в г. Тобольске, второй из которых выполняет главную роль в системе речных пассажирских и грузовых перевозок между севером и югом области.

    – Общий грузовой оборот Тобольского речного порта составил около 3 млн. тонн в 2007 г. Порт имеет 8 механизированных причалов протяженностью 800 м, оборудованных 23 портальными кранами. Общая площадь крытых складов составляет более 7 000 м2, открытых – более 45 000 м2.

    – Навигация составляет 6 месяцев в году.

    – На территории Тюменской области, включая автономные округа, функционируют 5 международных аэропортов.

    – Международный аэропорт «Рощино» в г. Тюмени выступает в роли узлового регионального аэропорта для связи Севера и Юга области. Кроме того, географическое положение его благоприятно для промежуточных посадок самолетов на магистральных маршрутах Европа – Китай, Европейская часть России – Дальний Восток, Сибирь.

    – Тюмень в железнодорожной сети области выполняет роль связующего звена между севером и югом области, через город также проходит северная ветка транссибирской магистрали, связывающая Центральную часть России с Сибирью и Дальним Востоком.

    – С началом реализации проекта «Обход Республики Казахстан», по строительству ветки Курган-Ишим роль г. Ишима, как узловой железнодорожной станции сильно возрастет не только на областном, но и общенациональном уровне.

  • Слайд 20

    ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ Тюменской области

    Знаменский кафедральный собор в Тюмени является одним из главных архитектурных и духовных символов города. Внешний вид храма, его многоярусность, красивый орнамент, придают собору неповторимый вид. Дата построения каменного храма 1786 год. Собор — вдохновенная фантазия на тему русского барокко. Это ещё одно доказательство того, теперь уже очевидного факта, что термин “провинциальная архитектура" означает архитектуру не более низкого, чем столичная, качества, а своеобразную, самобытную архитектуру, свидетельствующую о неисчерпаемости творческих принципов русского зодчества. Только с таких позиций правомерно сопоставлять провинциальные и столичные сооружения.

  • Слайд 21

    Мост Влюбленных

    Мост Влюбленных - пешеходный вантовый мост через реку Туру в Тюмени. 14 февраля 2003 года ди-джеи местной музыкальной станции устроили на тогда ещё пешеходном мосту конкурс на "Самый долгий поцелуй". После чего, радиостанция стала инициатором предложения переименовать мост. Накануне праздника 417-летия Тюмени мост получил официальное название "Мост Влюбленных". На Мосту влюбленных установлена табличка, официально присваивающая ему звание символа города. Этот мост был построен в 80-е годы XX века на месте прежнего деревянного моста, рухнувшего в 1979 году. Мост является одним из любимых мест отдыха горожан, там всегда много молодежи, поскольку вблизи моста расположены несколько ВУЗов. Для того, чтобы влюбленным было легче назначать свидания, у входа над мостом Влюбленных вывесили часы.

  • Слайд 22

    Свято-Троицкий монастырь

    Свято-Троицкий мужской монастырь – древнейшая святыня Тюмени, основанная в 1616 году пришедшим из Казани иноком Нифонтома. Состоит из Троицкого собора и церкви Петра и Павла. Архитектурная доминанта монастыря выполнена в несколько неожиданных для Сибири формах украинского барокко. Влияние украинской архитектуры на сибирское барокко, связывают с украинским происхождением тобольского митрополита Филофея Лещинского, а также с масштабными ссылками и миграцией в Сибирь украинского населения в 18 веке. В 1746 году на землях монастыря похоронен естествоиспытатель Георг Вильгельм Стеллер.

  • Слайд 23

    Музей геологии нефти и газа

    Музей геологии, нефти и газа знакомит посетителей с новой эпохой в истории тюменской земли, ознаменовавшейся стремительным освоением ее природных богатств. В музее воссоздана хронология первых геологоразведочных работ, осуществлявшихся на территории Тюмени и ее окрестностей, а позднее — в районах Тюменского Севера. В музее работает постоянная экспозиция «Минеральные богатства Западной Сибири», представляющая коллекцию редких минералов и ряда других ценных ископаемых, обнаруженных на Тюменской земле. «Жемчужиной» этой экспозиции является карта Тюменской области, изготовленная из ценных камней.

  • Слайд 24

    Тюменский драматический театр

    Тюменский драматический театр основан в 1858 году. Театр имеет богатую историю. С 1946 по 1948 гг. в театре работал Е. С. Матвеев, а с 1955 по 1958 — П. С. Вельяминов. В 2009 году коллектив театра переехал в новое, красивое здание в центре Тюмени.

  • Слайд 25

    Тюменский театр кукол

    Тюменский театр кукол ведет свою историю с 1945 года. Современное здание со зрительным залом на 400 мест было построено в 1972 году. С этого времени одной из традиций театра стал выпуск спектаклей для взрослых зрителей, хотя главное направление деятельности — детский репертуар. Большое место в афише театра занимает классическая драматургия, ставятся спектакли для взрослой публики. Ежегодно репертуар ТТК пополняется новыми постановками. Многие спектакли кукольного театра отмечены высокими наградами театральных фестивалей и конкурсов разных лет.

  • Слайд 26

    Новое на карте области

    • Города Советский и Губкинский (с1996 г.)
    • Тарко-Сале (с 2004 г.).Антипинский НПЗ в Тюмени (с2006 г.)
    • Пуровский з-д по переработки газового конденсата (с 2005 г.).
    • Строящаяся железная дорога Обская – Бованенково к Бованенковскому газоконденсатному месторождению на Ямале
    • Автомобильные мосты :через Обь близ Сургута (2,1 км, 2000 г.).Мост через Иртыш в Ханты-Мансийске (1,4 км).
  • Слайд 27

    ЛЮДИ СВЯЗАННЫЕ С РЕГИОНОМ.

    • Абдулов Александр Гаврилович — актёр
    • Алябьев Александр Александрович — композитор
    • Батеньков Гавриил Степанович — декабрист, философ
    • Грабовский Борис Павлович — физик, изобретатель телевидения
    • Зенков Андрей Павлович — архитектор, один из основоположников сейсмостойкого строительства
    • Кокоринов Александр Филиппович — архитектор, первый директор российской Академии художеств
    • Менделеев Дмитрий Иванович — химик, экономист
    • Лидия Смирнова (1915-2007),актриса
    • Фарман Салманов (1931-2007),геолог первооткрыватель тюменской нефти.
    • Владислав Крапивин (р.1938),писатель.
    • Мария Шарапова (р. 1987),теннисистка
  • Слайд 28
    • Осипов Юрий Сергеевич — первый президент Российской Академии Наук (РАН)
    • Перов Василий Григорьевич — художник
    • Попов Александр — олимпийский чемпион по биатлону
    • Ремезов Семён Ульянович — картограф
    • Савин Евгений Леонидович — российский футболист, игрок ФК Крылья Советов (Самара)
    • Смирнова Лидия Николаевна (1915 - 2007) — актриса театра и кино, народная артистка СССР (1974)
    • Маковеев Андрей Александрович — биатлонист
    • Яковенко Сергей Степанович — ректор Тобольского государственного педагогического института
  • Слайд 29

    ПРОБЛЕМЫ,СТОЯЩИЕ ПЕРЕД РЕГИОНОМ

    Политические: распределение полномочий между округами и областью, возможное объединение трёх субъектов РФ в один, «корпоративное управление» моноспециализированных городов на северной области.

    Экологические: ущерб от разливов нефти при нефтедобыче и транспортировки нефти,деградация природной среды тундры на севере, обезлесение и засоление почв на юге.

    Экономические: падения производительности многих нефтяных и газовых месторождений, узкая специализация большинства городов.

    Транспортные: труднодоступность большинства районов в центре и на северной области, высокая заболоченность территории, нехватка мостов.

  • Слайд 30

    ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК«ГЕОГРАФИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ»

    Исполнитель: Побочин Иван Владимирович

    Руководитель: учительгеографии

    Стародумова Светлана Асхатовна .

Посмотреть все слайды

Конспект

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 10 города Советска Калининградской области.

Автор учитель географии МОУ лицея № 10

Ширшонкова Елена Николаевна

План урока в 6 классе «Облака и атмосферные осадки»

Цель: - сформировать представление об облаках и осадках, их видах,

условиях образования и значении.

Задачи: - образовательные: формирование представлений «облака», «атмосферные осадки», раскрытие причин их образования, понимание их значения. Научить чертить столбчатую диаграмму «Облачность».

- развивающие: продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником. Продолжить развитие навыков самостоятельной работы.

- воспитательные:

Оборудование: учебники географии, раздаточный материал, интерактивное оборудование.

Тип урока: изучение нового материала.

Содержание урока:

Организационный момент (3 минуты)

Вступительное слово учителя: облачность – важная характеристика погоды. Ночью облачность препятствует понижению температуры приземного слоя воздуха, образуя своеобразное «одеяло» над Землей, днем ослабляет нагревание поверхности Земли Солнцем. Кроме того, облака являются источником атмосферных осадков. Поэтому главной для нас сегодня задачей будет установить соответствие между видами облаков и характерными для них осадками.

На предыдущем уроке мы знакомились с понятиями «абсолютная влажность» и «относительная влажность».

- давайте вспомним эти понятия

- от чего зависит абсолютная влажность

2. Таким образом, чем выше температура, тем больше водяного пара может в нем содержаться. Что происходит, когда температура воздуха начинает падать?

- начнет образовываться туман.

- давайте подумаем, какое определение можно дать этому понятию?

- ответы учащихся.

Скопление водяного пара возле земной поверхности – туман

- какие ощущения вы испытываете, проходя сквозь туман?

- ответы детей.

3. Теперь представим себе, что с поверхности морей, океанов, рек и озер, под действием энергии Солнца вода испаряется и превращается в пар. Поднимаясь вверх, воздух охлаждается, и постепенно образуются облака самой причудливой формы. Сейчас мы будем работать с вами парами с текстом учебника по плану, который представлен на доске. Из раздаточного материала возьмите листочки голубого цвета. Страницы учебника 122 – 124. На работу 3-4 минуты.

План

Кучевые – 122

Слоистые - 124

Перистые - 124

Время года

Весна, лето

Весь год

Весь год

Внешний облик

Белые кучки ваты

Большие валы

Волокна и перья

Высота

2-10 км

2 км

10-12 км

Причина образования

При подъеме нагретого воздуха от поверхности земли

Теплый воздух поднимается вверх по холодному, остывает

Подъем относительно влажного и теплого воздуха в верхний слой тропосферы

4. Отмечая календарь погоды, мы фиксировали с вами и показатель «Облачность». Сегодня мы будем учиться строить столбчатую диаграмму облачность. Работа с календарем погоды.

5. Физкультминутка. (1 минута)

6. Но главную проблему урока, как связаны между собой облака и осадки, мы еще не решили.

- какие виды осадков вы знаете?

- ответы учащихся.

Возьмите со стола карточки № 1 (желтые) и заполните их, используя учебник стр.124-125. Время выполнения 2 минуты.

Карточка № 1 Дождь, снег, град – вся вода в твердом и _____________ состоянии, которая выпадает из облаков, называется атмосферными осадками. Однако, осадки выпадают не только из облаков, но и из воздуха – роса и __________________. Они образуются потому, что после захода Солнца, Земля и поверхность растений быстро ____________ и воздух соприкасаясь с поверхностью Земли ___________________.

Проверяем одну карточку и сдаем, подписав фамилию.

7. Прежде, чем начнем рассматривать первый вид осадков. Хочу загадать вам загадку:

Крупно, дробно зачастил

И всю землю напоил.

Упоминание о дождях можно встретить в древних вавилонских, индусских книгах, Библии… Написаны целые научные труды, посвященные этому виду осадков. Любой дождь образуется из облака. Дождей из ясного неба не бывает.

- У нас на доске схема. Из каких облаков дождь идти не будет?

- Дополняем схему

8. Найдите в учебнике на стр. 125 и зачитайте как образуется капелька дождя.

Дожди бывают нескольких видов и определяются они по интенсивности выпадения. Схему на доску.

Виды дождя

Моросящие Обложные Ливневые

Скучная картина!

Тучи без конца

Дождик так и льётся

Лужи у крыльца. (Плещеев)

- давайте подумаем над значением дождя.

- ответы детей.

- после дождя трава приобретает изумрудный цвет, начинают пахнуть цветы, проклевываются ростки.

9. Но дождь ведь не единственный вид осадков?

Рассыпался горох

На 70 дорог

Никто не подберет,

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица.

Град, как и ливень, продолжается гораздо меньше времени, чем существует само градовое облако, но начинается он всегда с крупных капель дождя.

- на столе у вас есть несколько карточек розового цвета, с описанием образования природных явлений, связанных с атмосферой. Найдите то описание, которое относится к граду.

- зачитываем ответ.

Град бывает очень крупных размеров. Но даже небольшие градины наносят ущерб сельскому хозяйству, постройкам. Он губит посевы, пробивает крыши, портит теплицы и парники. Защитить сельское хозяйство от града невозможно, но существует специальные противоградовые экспедиции, которые расстреливают из пушек специальными реагентами градовое облако, и оно разрушается. И наверное, наступит день, когда человек сможет победить град.

- продолжим схему.

10. Зима у нас в этом году великолепная. Какой вид осадков связан с зимой?

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложиться Суриков

Что может быть легче снежинки? Упадет на руку, и даже не почувствуешь. Она весит 2-3 мг. Снежинки падают, падают и в течении нескольких часов огромные пространства покрываются пушистым одеялом.

- найдите на карточке описание того, как образуются снежинки. Одинаковых снежинок не бывает. Спорим, что вы не знали, что

снег – рыхлая осадочная ледяная порода,

встречающаяся на границе атмосферы

и земной поверхности.

- кто может сказать, в чем заключается значение снежного покрова?

- ответы учащихся.

-предохраняет почву от промерзания, растаявший снег весной дает воду растениям.

- дополним схему.

11. Рассмотреть на уроке все виды осадков невозможно. Поэтому мы остановимся только еще на одном – но самом необычном и красивом. Трудно найти человека, который не любовался бы капельками росы.

И задымилася роса

На всем пространстве желтых нив

И ночь взошла на небеса,

Тихонько звезды засветив Майков

Все в росе красиво, но есть выражение: «Роса – источник бед»

- почему?

Наиболее интенсивно этот вид осадков образуется при скорости ветра 3-4 м/с. Это мельчайшие капли воды, выделяющиеся из воздуха на поверхности земли и наземных предметах, охлаждающихся за ночь. Т.е. роса возникает из ничего. Этот вид осадков выпадает на землю не из облаков.

- Мы закончили схему на доске и можем сделать выводы.

- учащиеся самостоятельно делают вывод о зависимости осадков от облаков.

12. Атмосферные осадки измеряют при помощи специальных приборов: осадкомера и снегомерной рейки.

13. Для закрепления заполним карточки № 3, зеленого цвета

14. Итог урока.

15. Домашнее задание

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 10 города Советска Калининградской области.

Автор учитель географии МОУ лицея № 10

Ширшонкова Елена Николаевна

План урока в 6 классе «Облака и атмосферные осадки»

Цель: - сформировать представление об облаках и осадках, их видах,

условиях образования и значении.

Задачи: - образовательные: формирование представлений «облака», «атмосферные осадки», раскрытие причин их образования, понимание их значения. Научить чертить столбчатую диаграмму «Облачность».

- развивающие: продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником. Продолжить развитие навыков самостоятельной работы.

- воспитательные:

Оборудование: учебники географии, раздаточный материал, интерактивное оборудование.

Тип урока: изучение нового материала.

Содержание урока:

Организационный момент (3 минуты)

Вступительное слово учителя: облачность – важная характеристика погоды. Ночью облачность препятствует понижению температуры приземного слоя воздуха, образуя своеобразное «одеяло» над Землей, днем ослабляет нагревание поверхности Земли Солнцем. Кроме того, облака являются источником атмосферных осадков. Поэтому главной для нас сегодня задачей будет установить соответствие между видами облаков и характерными для них осадками.

На предыдущем уроке мы знакомились с понятиями «абсолютная влажность» и «относительная влажность».

- давайте вспомним эти понятия

- от чего зависит абсолютная влажность

2. Таким образом, чем выше температура, тем больше водяного пара может в нем содержаться. Что происходит, когда температура воздуха начинает падать?

- начнет образовываться туман.

- давайте подумаем, какое определение можно дать этому понятию?

- ответы учащихся.

Скопление водяного пара возле земной поверхности – туман

- какие ощущения вы испытываете, проходя сквозь туман?

- ответы детей.

3. Теперь представим себе, что с поверхности морей, океанов, рек и озер, под действием энергии Солнца вода испаряется и превращается в пар. Поднимаясь вверх, воздух охлаждается, и постепенно образуются облака самой причудливой формы. Сейчас мы будем работать с вами парами с текстом учебника по плану, который представлен на доске. Из раздаточного материала возьмите листочки голубого цвета. Страницы учебника 122 – 124. На работу 3-4 минуты.

План

Кучевые – 122

Слоистые - 124

Перистые - 124

Время года

Весна, лето

Весь год

Весь год

Внешний облик

Белые кучки ваты

Большие валы

Волокна и перья

Высота

2-10 км

2 км

10-12 км

Причина образования

При подъеме нагретого воздуха от поверхности земли

Теплый воздух поднимается вверх по холодному, остывает

Подъем относительно влажного и теплого воздуха в верхний слой тропосферы

4. Отмечая календарь погоды, мы фиксировали с вами и показатель «Облачность». Сегодня мы будем учиться строить столбчатую диаграмму облачность. Работа с календарем погоды.

5. Физкультминутка. (1 минута)

6. Но главную проблему урока, как связаны между собой облака и осадки, мы еще не решили.

- какие виды осадков вы знаете?

- ответы учащихся.

Возьмите со стола карточки № 1 (желтые) и заполните их, используя учебник стр.124-125. Время выполнения 2 минуты.

Карточка № 1 Дождь, снег, град – вся вода в твердом и _____________ состоянии, которая выпадает из облаков, называется атмосферными осадками. Однако, осадки выпадают не только из облаков, но и из воздуха – роса и __________________. Они образуются потому, что после захода Солнца, Земля и поверхность растений быстро ____________ и воздух соприкасаясь с поверхностью Земли ___________________.

Проверяем одну карточку и сдаем, подписав фамилию.

7. Прежде, чем начнем рассматривать первый вид осадков. Хочу загадать вам загадку:

Крупно, дробно зачастил

И всю землю напоил.

Упоминание о дождях можно встретить в древних вавилонских, индусских книгах, Библии… Написаны целые научные труды, посвященные этому виду осадков. Любой дождь образуется из облака. Дождей из ясного неба не бывает.

- У нас на доске схема. Из каких облаков дождь идти не будет?

- Дополняем схему

8. Найдите в учебнике на стр. 125 и зачитайте как образуется капелька дождя.

Дожди бывают нескольких видов и определяются они по интенсивности выпадения. Схему на доску.

Виды дождя

Моросящие Обложные Ливневые

Скучная картина!

Тучи без конца

Дождик так и льётся

Лужи у крыльца. (Плещеев)

- давайте подумаем над значением дождя.

- ответы детей.

- после дождя трава приобретает изумрудный цвет, начинают пахнуть цветы, проклевываются ростки.

9. Но дождь ведь не единственный вид осадков?

Рассыпался горох

На 70 дорог

Никто не подберет,

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица.

Град, как и ливень, продолжается гораздо меньше времени, чем существует само градовое облако, но начинается он всегда с крупных капель дождя.

- на столе у вас есть несколько карточек розового цвета, с описанием образования природных явлений, связанных с атмосферой. Найдите то описание, которое относится к граду.

- зачитываем ответ.

Град бывает очень крупных размеров. Но даже небольшие градины наносят ущерб сельскому хозяйству, постройкам. Он губит посевы, пробивает крыши, портит теплицы и парники. Защитить сельское хозяйство от града невозможно, но существует специальные противоградовые экспедиции, которые расстреливают из пушек специальными реагентами градовое облако, и оно разрушается. И наверное, наступит день, когда человек сможет победить град.

- продолжим схему.

10. Зима у нас в этом году великолепная. Какой вид осадков связан с зимой?

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложиться Суриков

Что может быть легче снежинки? Упадет на руку, и даже не почувствуешь. Она весит 2-3 мг. Снежинки падают, падают и в течении нескольких часов огромные пространства покрываются пушистым одеялом.

- найдите на карточке описание того, как образуются снежинки. Одинаковых снежинок не бывает. Спорим, что вы не знали, что

снег – рыхлая осадочная ледяная порода,

встречающаяся на границе атмосферы

и земной поверхности.

- кто может сказать, в чем заключается значение снежного покрова?

- ответы учащихся.

-предохраняет почву от промерзания, растаявший снег весной дает воду растениям.

- дополним схему.

11. Рассмотреть на уроке все виды осадков невозможно. Поэтому мы остановимся только еще на одном – но самом необычном и красивом. Трудно найти человека, который не любовался бы капельками росы.

И задымилася роса

На всем пространстве желтых нив

И ночь взошла на небеса,

Тихонько звезды засветив Майков

Все в росе красиво, но есть выражение: «Роса – источник бед»

- почему?

Наиболее интенсивно этот вид осадков образуется при скорости ветра 3-4 м/с. Это мельчайшие капли воды, выделяющиеся из воздуха на поверхности земли и наземных предметах, охлаждающихся за ночь. Т.е. роса возникает из ничего. Этот вид осадков выпадает на землю не из облаков.

- Мы закончили схему на доске и можем сделать выводы.

- учащиеся самостоятельно делают вывод о зависимости осадков от облаков.

12. Атмосферные осадки измеряют при помощи специальных приборов: осадкомера и снегомерной рейки.

13. Для закрепления заполним карточки № 3, зеленого цвета

14. Итог урока.

15. Домашнее задание

Скачать конспект

Сообщить об ошибке