Презентация на тему "Усть-Цильма"

Презентация: Усть-Цильма
Включить эффекты
1 из 17
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "Усть-Цильма" по географии. Состоит из 17 слайдов. Размер файла 0.61 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Усть-Цильма
    Слайд 1

    «УСТЬ-ЦИЛЕМСКАЯ ГОРКА»

    Выполнила: Ичеткина Анастасия СКС-52

  • Слайд 2

    Усть-Цильма – это старейшей населенный пункт на территории Республики Коми, который был основан в 1542 г. выходцами из Великого Новгорода на берегу Печоры напротив устья реки Цильмы. Зарождение и основание Усть-Цильмы связано с именем Новгородского князя Ивашки Дмитриева Ластки, которому была пожалована царская грамота на пользование землями по реке Печоре. Массовое поселение по Печоре, Цильме, Пижме возникло при расколе веры – старообрядчество XVII-XVIII веков. Образовались деревни на расстоянии 2-3 км вниз и вверх по Печоре. Старообрядцы были выходцами из Великого Новгорода, Ростово-Суздальских земель, Москвы, Нижнего Новгорода, Поморья и других мест.

  • Слайд 3

     Усть-Цильма известна в Республике Коми и за её пределами как самобытный край. Около  пяти столетий устьцилемы бережно и трепетно сохраняют свою уникальную культуру. В речи устьцилем, в их одежде, укладе жизни, ремеслах, песнях, хороводах, молитвах остались черты средневековья.  Жемчужина всего культурного наследия – знаменитая «Усть-Цилемская горка», которая в 2004 году была удостоена статуса республиканского праздника. Это яркое красочное гуляние, весенне-летний обрядовый праздник, живой памятник русской старины. Корни этого праздника произошли от архаичного представления и языческого поклонения людей  солнцу - «яриле-божеству». Люди собирались за деревней на возвышенности и встречали  солнце с песнями и хороводами. 

  • Слайд 4

    С давних времен праздник "Горка" символизирует вершину трудового года, пору вхождения подростков в круг молодежи, пик веселья. В середине ХIХ века "Горка", по воспоминанию сторожил села, проходила в Усть-Цильме на центральной  улице села, это было высокое место недалеко от реки Печоры, куда приставали каюки (суда) с товарами. Купцы, прибывшие с Чердыни,  Вятки, Мезени,  Усть-Сысольска раскидывали торговые палатки, и начиналась ярмарка. Обычно к этим событиям жители соседних деревень съезжались в Усть-Цильму, так как это был период ярмарочных гуляний между посевной и сенокосным периодом.

  • Слайд 5

    В системе весенне-летнего  цикла обряд "Горка" занимал важное место, и относился к разряду так называемых "заветных праздников". Приуроченная к датам православного календаря, "Горка" начиналась с Николы вешнего, (22 мая), продолжалась в Троицу, и в каждое воскресенье, если позволяла погода, затем в Иван день (7 июля), и заканчивались все горочные гулянья в день первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля). "Горку" водили до трёх раз в день, в течение игрового дня девушки трижды меняли наряды. Выходу "горочников" в хоровод предшествует важный и торжественный момент - "снаряжение", одевание наряда. Традиционный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры устьцилём, наполненное могучей животворной силой.

  • Слайд 6

     Усть-Цилемский костюм состоит из рубахи-рукава, сшитых из репса, парчи или штофного материала, сарафана - матерчатого, фартука - из шёлка, штофа или парчи, коротенька - из парчи, обязательным атрибутом как женской, так и мужской одежды является пояс. Головной убор девушки - хаз (налобная повязка) из старинной парчи, головной убор невесты - повойник (мест. побойник) сшитый из старинной парчи, вышитой золотой и серебряной нитью.        

  • Слайд 7

    Женский головной  убор - плат. Он может быть  трёх видов - канофатным, репсовым или парчовым. Завершался наряд украшениями: металлическими запонками, достаточно крупной брошью, серебряными цепями с праздничным крестом, который заправляется под сарафан. 

  • Слайд 8

    Мужской костюм более простой. Он состоит  из рубахи - косоворотки, простых штанов, узорных (по мест. писаных) чулков и кожаных ступней.

  • Слайд 9

    Традиционно, первую "Горку" устраивали с 10-ти часов утра - её водила молодежь и подростки. Исполнив несколько песен, танцев, участники расходились по домам. После обеда на "Горку" вместе с молодежью собирались замужние женщины. Лишь на вечерней главной "Горке" собирались все возрастные группы, включая детей и стариков, присутствовавших на празднике в качестве зрителей. На вечерней "Горке" участники проигрывали все семь обязательных ритуальных фигур в строгой последовательности: "столбы", "круг", "на две стороны", "на четыре стороны", "вожжа",  "плетень",   "плясовая". 

  • Слайд 10

    Люди верили в силу заклинания и свято чтили ритуал магических фигур. Этот блок сложных хороводов исполнялся несколько раз в течение игрового дня, поэтому его можно считать кульминацией горочного гуляния. "Горочники" инсценировали исполняемые песни, поэтому праздник представляет собой красочное театрализованное представление, которое является сложным хороводно-игровым действом, требует четкого руководства, а именно,  участие людей старшего возраста в хороводах  было связано с руководством ведения "Горок", с "обучающей" функцией,  и строгим хранением  горочного репертуара. На этом  действие «Горки» заканчивалось, участники  расходились по домам небольшими группами с протяжными,  лирическими  песнями. 

  • Слайд 11

    Ритуальная фигура «вожжа»

  • Слайд 12

    Сегодня это массовое гуляние претерпело существенные изменения. Водят "горку" нынче  2 раза в год: в Иван день - 7 июля и Петров день - 12 июля, собираясь лишь в вечернее время, сами "горочники" считают это нарушением обряда.  «Горочный» фольклор составляют 17 песенных сюжетов, подавляющее большинство которых принадлежит к классическому русскому хороводному репертуару. Сегодня "Горка" в основном проводится силами творческих коллективов, которые являются своего рода наставниками и трансляторами культуры.

  • Слайд 13

    Ритуальная фигура «Круг»

  • Слайд 14

    «Горочная» традиция дает представление о целом комплексе этических и эстетических ценностей народной культуры. Богатое убранство ярких старинных костюмов, определяющих плавный, торжественный характер движения хороводов, размеренное слаженное пение, посредством которого осуществляется процесс человеческого общения, массовость действа, следование традициям старшего поколения - все это обуславливает особый тип поведения людей в этой ситуации праздника, который является частным проявлением их жизненных устоев.

  • Слайд 15

    Единоверческий храм

    Усть-Цильма в настоящее время -  это центр уникальной по сохранности древнерусской культуры и традиций территории. Считается, что именно в Усть-Цильме сохранились практически в неприкосновенности язык, бытовой уклад, старую веру, этнографический облик древних новгородских переселенцев. До сих пор развивается религиозная и культурная жизнь Усть-Цильмы. Здесь действует молитвенный дом, сохраняются традиции моления в частных домах. Строится новый старообрядческий храм, который нужен последующим поколениям устьцилемов, как гарант староверия на Печоре.

  • Слайд 16

    Начало маршрута : г. Сыктывкар Тур: Усть-Цилемская Горка на Петров день. Тур: Усть-Цилемская Горка на Иванов день. Средняя стоимость тура от 6-12 тыс. рублей на срок от 3 до 5 дней. В стоимость входит: -трансферт Ираель – Усть-Цильма – Ираель -мероприятия по программе -проживание -питание (кроме завтрака) -экскурсии -страховка

  • Слайд 17

    Спасибо за внимание!!!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке