Содержание
-
Внутренние силы Земли
Разработка урока географии
Планета Земля 6 класс
Учитель географии ГОУ СОШ № 250 Баранова Елена Николаевна
2008-2009 учебный год
-
Тема.Внутренние силы Земли
Цель.
Сформировать представление о внутренних силах Земли, оказывающих влияние на формирование рельефа
-
Задачи:
- Сформировать понятия «горст», «грабен», «сброс», «вулканизм», «вулкан», «Землетрясение», «очаг землетрясения», «сейсмический пояс».
- Сформировать представления о видах движения земной коры, о процессах землетрясения и вулканизма.
- Развивать умение определять районы возникновения землетрясений и, вулканов в основе сопоставления карт.
- Рассмотреть правила поведения при извержении вулканов и землетрясениях.
-
Планируемые результаты
Планируемые результаты (учащиеся должны знать, понимать, уметь).
Определение основных понятий темы;
- уметь объяснять влияние внутренних процессов на формирование основных форм размера поверхности Земли;
- называть виды движения земной коры;
- приводить примеры изменений в рельефе под воздействием движений в земной коре;
- действующих и потухших вулканов;
- описывать изменения в залегании горных пород под действием движения земной горы;
- процесс возникновения землетрясения, извержения вулканов; закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма;
- определять высоту гор и глубину впадин по времени и скорости их поднятия и опускания, абсолютную высоту вулканов и их географические координаты.
-
Основные термины и понятия
Вертикальное и горизонтальное движение земной коры,
- складки горных пород,
- сбросы,
- горсты,
- грабены,
- землетрясение,
- очаг и эпицентр землетрясения,
- сила землетрясения,
- пояса землетрясений,
- сейсмограф,
- вулканизм,
- вулкан, кратер и жерло вулкана,
- вулканический очаг,
- действующий и потухший вулкан.
-
Основное содержание урока
- Оргмомент
- Мотивация
Что вы представляете себе, когда слышите слово «вулкан», «землетрясение»? А может быть сами были очевидцами? Сегодня мы узнаем, что это и как себя вести …
- Что такое литосфера?
Каменная оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии. Толщина литосферы до 200 км.
- Из чего она состоит?
Литосфера состоит из отдельных блоков – литосферных плит.
Покажите на карте и назовите их.
-
Литосферные плиты Земли
-
- Какие типы земной коры выделяют?
Континентальную и океаническую.
- В чем их различия?
-
Земная кора
- материковая
- океаническая
- толщина
- До 70 км в горах
- 30-40 под равнинами
- 3 слоя (осадочный чехол, слой гранита, слой базальта)
- Более старая
- 5-10 км под океанами.
- 2 слоя ( осадочный чехол, слой базальта)
- Более молодая, формируется в районе вершин океанических хребтов
- толщина
-
Какие формы земной поверхности вам известны? Заполните схему.
В чем причины образования форм земной поверхности?
-
Внутренние силы Земли
Сегодня вы узнаете:
- Как внутренние силы Земли влияют на рельеф?
- К чему приводят движения литосферных плит?
- Почему извергаются вулканы и какими они бывают?
- Почему происходят землетрясения?
-
Объяснение нового материала
- Подумайте, что происходит с литосферными плитами под влиянием внутренних сил Земли?
- Движение литосферных плит
- фильм
-
Взаимодействие литосферных плит
- Столкновение двух плит с континентальной земной корой
- Расхождение двух плит с океанической земной корой
- Столкновение плит с океанической и континентальной земной корой
-
«Мои географические исследования»
Задание:
- Установите причины образования крупных горных поясов.
«Помощник»:
- Найдите на карте литосферные плиты» границы схождения и расхождения литосферных плит (см. атлас с. 21)
- Определите по физической карте мира, какие формы рельефа соответствуют границам схождения плит. Назовите их. ( см. атлас с.14-15).
- Назовите горную систему Атлантического океана вдоль границы расхождения плит. ( см. атлас с.14-15).
- Укажите формы рельефа, образованные на границе Африканской и Сомалийской литосферных плит. ( см. атлас с.14-15).
- Какой вывод можно сделать?
-
Образование гор
Как залегают горные породы?
Фильм
-
Схема залегания горных пород
-
Работа в группах.
Задания для «Сейсмологов»:
1. Объяснить суть понятий:
- землетрясение
- очаг землетрясения
- эпицентр
2. Причины возникновения землетрясений. Оценка силы землетрясений.
3. Назвать и показать на карте сейсмические районы Земли.
4. Влияние землетрясений на природу и жизнь человека.
5. Как предсказать?
Задания для «Вулканологов»:
Что такое вулканы?
Строение вулкана, причины образования.
Районы распространения. Назвать и показать на карте вулканы.
Последствия вулканизма.
Как предсказать?
Класс делится на две группы: «Вулканологи» и «Сейсмологи».
Ответы учащихся
Запись основных понятий в столбик
-
Обобщение ответов «ученых»
- Магма
- Кратер
- Вулканический пепел
- Лава
- Жерло
-
фильм
-
Вулканы
-
Карта крупнейших землетрясений
Карта крупнейших извержений вулканов
-
Последствия землетрясений
Калифорния находится в зоне разлома Сан-Андреаса. Крупные землетрясения в этой зоне происходят, как правило, каждые полтора века.
-
Гибель Помпеи
24 августа 79 года нашей эры тридцать тысяч жителей Помпеи, шесть тысяч жителей Геркуланума, а также жители Стабии и других соседних городов были застигнуты врасплох внезапным извержением Везувия.
Цветущий город Помпеи превратился в город мертвых, словно кто-то всемогущий и безжалостный решил создать гигантский музей скульптур самым простым, но и самым жестоким способом — сделав слепки с живых людей.
-
Если пол уходит из-под ног
Если произошло внезапное обрушение здания, а ты оказался внутри, то главное в такой ситуации — остаться живым и здоровым.
Самый надежный вариант — спрятаться под стол или крепкую кровать, чтобы на тебя не сыпались обломки мебели и штукатурки, подальше от окон и поближе к углам капитальных стен.
Постарайся добраться до телефонного аппарата, обязательно набери телефон спасения «01» и сообщи о случившемся. А также отключи все электроприборы, электрическое освещение и перекрой газ.
Наберись терпения и жди. А если у тебя под рукой мобильный телефон, набери номер экстренной помощи — «112», а потом «1» и сообщи, где ты находишься. Стучи, кричи, зови на помощь!
Помни: тебя обязательно найдут и помогут выбраться
-
Закрепление знаний.
- Какие формы рельефа возникают при взаимодействии литосферных плит?
- Каковы основные причины землетрясений, и главные районы их распространения? (Движение горных пород; сейсмически опасные)
- Как образуются вулканы, и в каких районах мира они распространены?
-
Проверка и оценка результатов. Тестирование
1. Наименьшие глубины Мирового океана характерны для :
А) срединных океанических хребтов;
Б) шельфа;
В) ложа океанов;
Г) подводных желобов.
2. При столкновении литосферных плит формируются?
А) срединные океанические хребты;
Б) глыбовые горы;
В) холмистые равнины;
Г) складчатые горы.
3. Выясните, для какого материка не характерны вулканизм и землетрясения?
Почему?
-
Варианты ответов
- Б
- Г
Австралия, так как лежит на Индо-Австралийской плите
-
Домашнее задание:
19, страница 58-61;
на контурной карте № 6-7 обозначить и подписать вулканы, выделить сейсмический пояс.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.