Содержание
-
Тема урока: «Русская (Восточно-Европейская) равнина»
Урок географии 8 класс Учитель географии МОУ «СОШ № 24» Князева О.Н.
-
Цели урока. Создать образ Русской равнины, крупнейшей физико-географической страны России; показать ее уникальность, специфику, обеспечить географическое восприятие ее через эмоциональную сферу (с использованием произведений изобразительного искусства, стихов и прозы русских поэтов и писателей). Развивать речевую активность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации. Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, любовь к природе. Развивать умения анализировать карты и делать выводы.
-
Девиз урока: «Кто же, если не мы? Когда же, если не сейчас?»
-
Контрольные вопросы по общему разделу география России.
1.Как называется самая большая по площади равнина в России? 2.Представителями животного мира какой из перечисленных природных зон являются соболь, рысь. А)тайга б)тундра в)степь г) п/пустыня. 3.С каким из перечисленных государств Россия имеет сухопутную границу? А) Норвегия б) Молдавия в) Турция г) Монголия 4. Какие объекты разделяют: пролив Лонга и пролив Маточкин Шар?
-
5.В каких морях расположены следующие объекты: Финский залив, Обская губа, Пенжинская губа, Шелихова. 6.Расположите с востока на запад острова: Северная Земля, Врангеля, Новая Земля, Новосибирские острова. 7. Установите соответствие река – море: (Дон, Обь, Анадырь, Лена, Амур ) – (Охотское, Азовское, Берингово, Карское, Лаптевых, Каспийское). 8. Соотнесите названия гор и горных вершин, которые на них расположены: (Алтай, Кавказ, Урал, хребет Черского) и (Народная, Победа, Казбек, Белуха, Эльбрус).
-
9.Выделите форму рельефа, образовавшуюся в результате древнего оледенения: А)морена б)лавина в)сель г)дюна. 10.Основная часть России расположена в климатическом поясе: А)арктическом б)умеренном в)субарктическом г)субтропическом. 11. Наиболее заболоченной территорией России является: а)Западно-Сибирская равнина б)Восточно-Европейская равнина в)Среднесибирское плоскогорье г)Приамурье. 12. Плодородие почв обеспечивается наличием: а)гумуса б)грунтовых вод в)живых организмов . 13.Расставьте смену почв при движении с юга на север: (чернозёмы, подзолистые, серые лесные, тундрово-глеевые, каштановые). 14.Проверьте свои знания. А) Процесс разрушения почв называется эрозией или известкованием? Б) В зоне смешанных лесов проводят орошение или осушение почв? В) На территории России большую площадь занимают подзолистые или чернозёмные почвы?
-
16.Установите соответствие:
-
Географический диктант
карта
-
Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов написал о Русской равнине такие проникновенные строки. Согласны ли вы с ним?
Но я люблю – за что, не знаю сам – Её степей холодное молчанье. Её лесов безбрежных колыханье, Разливы рек, подобные морям… Люблю дымок спалённой жнивы. В степи кочующий обоз. И на холме средь жёлтой нивы Чету белеющих берёз.
-
Иван Иванович Шишкин (1832-1898)
Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.
-
Исаак Ильич Левитан (1860 (1860-1900)
"Левитан - это художник, который так ясно, таким чистым, таким пленительным голосом спел свою песню о русской природе». (Иогансон Б.В.)
-
-
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПТК
Географическое положение. Тектоническое строение и рельеф. Климат. Почвы. Внутренние воды. Растительный и животный мир. Природные зоны. Памятники природы. Проблемы хозяйственного использования природных ресурсов региона.
-
Определение ФГП равнины.
-
выводы: По площади территории равнина уступает в мире лишь Амазонской низменности, крупнейшая в России; Находится на северо-востоке Европы, на севере омывается Баренцевым и Белым морями, затем граница совпадает с государственными границами России и Финляндии, на юге омывается Черным, Азовским и Каспийским морями, на востоке расположены Уральские горы; Равнина расположена в пределах субарктического и умеренного типов климата; Природные зоны на территории равнины: тундра и лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепь, степь, полупустыни, пустыни.
-
Опорный сигнал
-
Вывод:
Крупнейшая равнина мира. Древняя равнина. Разнообразие рельефа (возвышенности и низменности). Самая низкая точка России – Прикаспийская низменность, - 28 м. На севере альпийские черты ландшафта при отсутствии гор – скалы, каменные развалы (связано с деятельностью ледника). Имеются водопады! На юге имеют место землетрясения!
-
Климат.Распределите природные объекты с учётом характеристик. 1. Прикаспийская низменность, 2. Кольский полуостров, 3. Приволжская возвышенность, 4. Смоленско-Московская возвышенность
-
Работа по карте:
Назовите речные системы Восточно-Европейской равнины. Между бассейнами каких океанов распределены реки равнины? Чем объяснить сток на север и юг ? Выявите различия в густоте речной и озерной сети северной и южной частей равнины. На берегах каких рек и озер расположены города Рязань, Владимир, Тверь, Ростов Великий, Архангельск, Новгород? Какое питание характерно для рек Русской равнины? (смешанное) Каков режим рек? (с весенним половодьем) Назовите крупные озёра равнины.
-
Распределите по природным зонам
Вывод:
-
Закрепление.
Закончите предложение. 1.Русская равнина по площади занимает … место после … низменности в мире. 2.Протяжённость равнины с севера на юг … км, а с запада на восток …км. 3.Равнинность рельефа обусловлена наличием в основании … . 4. На Русской равнине расположены самые древние и славные города России … . 5.На Кольском полуострове и Карелии выходит на поверхность фундамент, в виде … . 6. К поднятиям фундамента приурочены возвышенности … . 7. При отступлении ледника образовались огромные озёра … . 8. Основная часть равнины расположена в … климатическом поясе. 9. Особенно сильно расчленены оврагами и балками возвышенности: … . 10. Равнина находится под влиянием … , приходящих с Атлантики и получает много осадков. 11. Крупными реками являются: … . 12. Характерной особенностью природы равнины является … зональность.
-
Рефлексия осуществленной деятельности на уроке.
-
В конце урока прошу каждого учащегося оценить и заполнить предложенную схему по 5 бальной системе:- свою работу в процессе урока (я);- работу в паре, с одноклассником с которым Вы принимали участие (мы);- работу всего коллектива (дело).Далее проводится итог (вычисляется средний балл по каждому параметру) .
-
Домашнее задание:
параграф 27 учебника, совершить заочное путешествие по природным объектам Русской равнины (написать письмо учителю, другу об увиденном и услышанном объекте). Водопад Кивач, оз.Эльтон, Баскунчак, горы Хибины, дельта Волги, оз. Селигер, Прикаспийская низменность и т.д.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.