Презентация на тему "Друзья и соратники Д.И.Менделеева в сфере науки и культуры"

Презентация: Друзья и соратники Д.И.Менделеева в сфере науки и культуры
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Друзья и соратники Д.И.Менделеева в сфере науки и культуры" по химии. Состоит из 16 слайдов. Размер файла 1.13 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    16
  • Слова
    химия
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Друзья и соратники Д.И.Менделеева в сфере науки и культуры
    Слайд 1

    Друзья и соратники Д.И.Менделеева в сфере науки и культуры.

  • Слайд 2

    Введение

    До некоторого момента я знала Д.И. Менделеева как великого химика – создателя Периодического Закона и Периодической системы. Но когда поближе познакомилась с его жизнью и деятельностью, то меня поразил круг его интересов. Д.И. Менделеева еще при жизни называли гением. На что он отвечал, отшучиваясь: «Гений? Какой там гений? Работал всю жизнь – вот вам и гений!» Действительно , он опубликовал 431 работу по различным отраслям знаний. Только 40 было написано по химии, 99 - по физике, 36 - по экономическим и общественным вопросам, 99 – по технике и развитию промышленности в России, 22 – по географии, 106 по физико – химии и 29 по другим темам. Он говорил о себе: «Сам удивляюсь – чего только я не делывал на своей научной жизни». Такая ярчайшая гениальная личность всегда притягивает к себе множество людей. Среди друзей и знакомых Д.И.Менделеева находилось целое созвездие талантливых и знаменитых людей – деятелей науки и искусства. Мне захотелось узнать побольше о людях, которые окружали Д.И.Менделеева на протяжении всей жизни и о мнении этих людей о великом ученом. Какой это был человек в жизни, в общении с другими людьми? Как оценивали и какую давали характеристику этому гению окружающие его современники при жизни ученого.

  • Слайд 3

    Цель работы

    Рассмотреть окружение Д.И.Менделеева в течение всей жизни по литературным источникам и выбрать наиболее близких друзей и соратников в сфере науки и культуры. Задачи: познакомиться и изучить биографию Д.И.Менделеева; рассмотреть окружение Д.И. Менделеева на разных этапах его жизни; изучить характеристики, данные этим людям Д.И.Менделеевым и высказывания друзей и соратников о нём самом.

  • Слайд 4

    Наставники Д.И.Менделеева в годы детства и отрочества.

    Родился Д.И.Менделеев 8 февраля 1834 года в семье директора Тобольской гимназии. Он был семнадцатым и последним ребенком в семье. Отец в это время уже был болен и вскоре умер. Воспитанием в семье занималась мать Мария Дмитриевна – женщина умная, энергичная с сильным характером и незаурядными интеллектуальными качествами сделавшая всё, чтобы сын получил образование. Д.И.Менделеев преклонялся перед памятью матери. Недаром ему принадлежат слова: «Я люблю свою страну, как мать, а свою науку, как дух».

  • Слайд 5

    Наставники Д.И.Менделеева в годыюности.

    В 1850 г. Менделеев поступил в Главный педагогический институт при Петербургском университете. Здесь преподавали лучшие профессора того времени. Но больше всего он занимался химией под руководством А.А.Воскресенского – создателя одной из первых научных химических школ России, которого называли «дедушкой русских химиков». А.А Воскресенский подготовил целую плеяду выдающихся русских химиков, и был не только педагогом, но и химиком практиком

  • Слайд 6

    Жизнь за границей

    В 1859 году Д.И.Менделеева направили за границу «для усовершенствования в науках». Своё образование он продолжил в тихом городке Гейдельберге, где много работал. Вместе с Менделеевым в то время практиковались и другие русские исследователи, среди них будущий великий физиолог И.М.Сеченов, А.И.Бородин – русский композитор и химик, А. М. Бутлеров, семья двоюродной сестры А.И.Герцена – Пассек. Среди своих соотечественников Д.И.Менделеев чувствовал себя, как в родной России. Часто друзья собирались у Дмитрия Ивановича, слушали игру А.И.Бородина на пианино. Д.И.Менделеев и А.И.Бородин очень любили арии из итальянских опер и музыку Бетховена.

  • Слайд 7

    И.М.Сеченов (1829 – 1905)

    Вклад этого ученого в науку метко охарактеризовал И.П.Павлов, назвавший Сеченова «отцом русской физиологии». В 1863 году он опубликовал работу «Рефлексы головного мозга», впервые показав, что вся сложная психическая жизнь человека, его поведение зависит от внешних раздражителей, а не от некоей загадочной «души». Эта работа стала известной в самых широких кругах русского общества и за границей. Для царского правительства был политически неблагонадежным.

  • Слайд 8

    А.П.Бородин (1833 - 1887)

    А.П. Бородин был ближайшим другом Д.И.Менделеева в течение 28 лет. «Господин Бородин, - часто говорил студенту химик профессор Н.Н.Зинин, - поменьше занимайтесь романсами, на вас я возлагаю все свои надежды». «Займитесь музыкой», призывал уже известного профессора – химика композитор Н.А. Римский – Корсаков. В химии им был открыт новый тип реакции – альдольная конденсация. В музыке он прославился тем, что написал первую часть Богатырской Симфонии и отдельные сцены из оперы «Князь Игорь»,романсы, песни и эпические поэмы.

  • Слайд 9

    Д.И.Менделееви студенчество.

    Общий трудовой стаж Д.И.Менделеева равен 52 годам, 30 из которых он находился на преподавательской работе. Его очень любили все студенты. Он был настолько популярным и интересным лектором с холерическим темпераментом и оригинальной жестикуляцией , что его аудитория переполнялась слушателями. Очевидцы вспоминают: «Когда Менделеев читал лекцию, то «потели» стены в аудитории». Он поражал обширностью своих знаний и эрудицией.

  • Слайд 10

    Менделеевские «среды»

    Д.И.Менделеев часто собирал друзей на молодёжных «пятницах», которые он устраивал у себя. Вскоре эти «пятницы» превратились в литературно – художественные «среды», куда приходили художники, ученые, музыканты. На среды приходили без приглашения. На столе уютно шумел самовар, царила шутливая, доброжелательная атмосфера. Здесь впервые на суд знатоков выносились новые полотна русских художников, исполнялись лучшие и новейшие музыкальные произведения. Сам Дмитрий Иванович любил шутить, нередко для разрядки обстановки показывал занимательные опыты.

  • Слайд 11

    И.Е.Репин (1844 -1930)

    Великий русский художник с мировым именем - завсегдатай Менделеевских «сред». Небольшого роста, подвижный, смешливый, с тонкими чертами лица. Был вспыльчив и порою до крайностей неумерен в оценках. К своим собственным работам относился с болезненной неудовлетворительностью, всегда был недоволен ими. Работа для Репина была единственно мыслимой формой существования.

  • Слайд 12

    А.М.Бутлеров (1828 – 1886)

    Русский химик основатель классической теории химического строения органических соединений, создатель крупнейшей , казанской школы химиков – органиков. А.М. Бутлеров и Д.И. Менделеев – давние знакомые со времени учебы за границей. Приглашен в Петербургский университет на преподавательскую должность по инициативе Д.И.Менделеева весной 1868 года. А.М Бутлеров был известен не только как незаурядный химик, но и как талантливый ботаник, выводил новые сорта цветов, занимался садоводством. Страсть на всю жизнь - пчеловодство. Своей книгой «Пчела, её жизнь и правила толкового пчеловодства» он гордился едва ли не больше, чем научными работами.

  • Слайд 13

    А.И. Куинджи (1841 – 1910)

    Архип Иванович Куинджи русский художник – передвижник был близким другом Д.И.Менделеева. Обладал феноменальной чувствительностью зрения к оттенкам, к тончайшим различиям тонов. Главная черта –был добр и любил людей не на словах, а на деле. Очень любил птиц. Д.И.Менделеев под впечатлением от картины А.И.Куинджи « Лунная ночь на Днепре» написал искусствоведческую статью, в которой сопоставил становление живописи и естествознания.

  • Слайд 14

    Психологический портрет Д.И.Менделеева, составленный на основе воспоминаний родных и друзей ученого.

    Характерная черта – не любил, когда при нём про кого – то говорили дурно. Не любил неуверенность в характере, необдуманность, торопыжничество в работе. Любимые качества – правда, труд, прощение. Любимое занятие в часы отдыха – клеить футляры, коробки, шкатулки, дорожные ящики. Любимое место жительства – Боблово. Любимые исторические герои – Петр Ι. Любимые герои художественных произведений – краснокожие индейцы. Девиз: «Один человек – нуль, вместе только люди». Завет детям – труд, работа не всякая, а работа осмысленная, нужная людям.

  • Слайд 15

    Заключение

    В своей исследовательской работе я показала самых близких и наиболее ярких и гениальных друзей и товарищей Д.И.Менделеева. Он как большая звезда, притягивающая планеты, притягивал талантливых и разносторонне одаренных людей. Каждый из них имеет мировую славу. Это лишь небольшая часть тех людей , которая общалась с гениальным ученым. Все его друзья и товарищи преклонялись перед его разносторонней деятельностью, работоспособностью, гениальностью, авторитетом в научных, деловых и правительственных кругах. Суть духовного облика Д.И.Менделеева наиболее чутко уловили совершенно разные люди: поэт Александр Блок (зять Д.И.Менделеева) и ученый – химик Лев Чугаев. А.Блок писал своей невесте Любе Менделеевой: «Твой папа вот какой: он давно всё знает, что бывает на свете. Во всё проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно проходит от гениальности, у простых людей такого не бывает». А.Блок.

  • Слайд 16

    Л.А. Чугаев, профессор химии , автор первого подробного исследования жизненного и творческого пути Д.И.Менделеева писал о нём: «Из всех признаков, отличающих гениальность и её проявления, два, кажется, являются наиболее показательными: это, во – первых, способность охватывать и объединять широкие области знания и , во – вторых, способность к резким скачкам мысли, к неожиданному сближению фактов и понятий, которые для обыкновенного смертного кажутся далеко стоящими друг от друга и ничем не связанными…. Эти черты мы как раз и находим у Менделеева». Нам, современникам, нужно больше знакомиться с жизнью замечательных людей, потому как говорил А.С.Пушкин, «уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке