Содержание
-
Вклад М.В. Ломоносова в дидактику химии.
Трегуб А.В., учитель химии.
-
-
В 1745 г. Высочайшим указом Елизаветы Петровны Ломоносов был назначен профессором химии, и стал действительным членом Российской Академии наук.
Михаил Васильевич Ломоносов считал химию одной из главных областей своего научного творчества. Ломоносов не раз говорил, что химия – его «главная профессия»
-
Лаборатория Ломоносова стала первым в истории России исследовательским учреждением, прообразом будущих научно-исследовательских институтов г
-
Сохранились собственноручные записи М. В. Ломоносовав лабораторном журнале-дневнике
Этот замечательный лабораторный дневник “Химические и оптическиезаписи”, состоящий из 169 записей разнообразного содержания, главным образом с планами различных опытов или приборов, раскрывает огромную экспериментальную работу учёного, охватывающую самые разнообразные научные, инструментальные и технические задачи.
-
Намеченная Ломоносовым широкая программа физико-химических опытов, потребовали также создания целой серии новых приборов: прибор для исследования твёрдости разных камней и стёкол; для исследования вязкости жидких материй - вискозиметр; -для измерений температуры Ломоносов сконструировал собственный термометр, наиболее рациональный из всех существовавших.
-
«Химия - наука об изменениях, происходящих в смешанном теле» В этой формулировке предмета химии Ломоносов впервые представляет её в виде науки, а не искусства
-
М.В. Ломоносов был автором первого в мире “Курса истинной физической химии” (1752-1754 г) “Физическая химия есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях”
-
Дидактические идеи Ломоносова :
Михаил Васильевич Ломоносов, какпедагог и ученый, призывал творчески относиться к труду. Основным видомтруда молодых людей он считал учение, постижение наук, поэтому, преждевсего, советовал не «терять золотое младых лет время без приобретения тойпользы, которая зрелым и престарелым летам большую приятность и веселиепринести может чрез науки, нежели в юношестве игры и праздность».
-
Ломоносов поставил проблему методов воспитания и обучения. Он былсторонником использования словесных и практических методов, высоко ценилсамостоятельный поиск, самостоятельное изучение источников учениками истудентами. Ломоносов опубликовал важные методические советы попреподаванию некоторых предметов, в том числе русского языка, иностранных идревних языков, химии.
-
М.В. Ломоносов знакомил учащихсяи студентов не только с теоретическими вопросами, но и с их практическимобоснованием и воплощением. Включение молодежи в непосредственныйпроизводственный процесс, совместный научный поиск, обучение будущих ученыхметодике исследования были характерными для Ломоносова-педагога.
-
М.В. Ломоносов полагал, что умственное развитие может бытьрезультативным тогда, когда в процессе обучения педагог будет использоватьопределенные дидактические правила или принципы. Он добивался соблюденияпринципа доступности обучения. Ломоносов, учитывая особенности детскогопознания, советовал идти в обучении от простого к сложному: «Заблуждалисьбы математики, если бы, отбросив самые простые понятия, стали исследоватьтрудные».
-
В "Риторике" он рекомендует изложение вести чистым и ровным голосом, не сильным и не слабым, не монотонно, а повышая или понижая его, сопровождая речь адекватными ее содержанию движениями тела и головы. Он считал, что главные научные положения следует формулировать кратко и ясно, а затем диктовать их для записи учащимся.
-
Большое значение в преподавании химии М. В. Ломоносов придавал химическому эксперименту. По его суждению, словесное изложение научных положений необходимо сопровождать химическими опытами, так как исходным моментом познания является чувственное восприятие. Вещества надо изучать целостно с качественной и количественной сторон, используя при этом методы других наук, прежде всего математики и физики.
-
Ломоносов утверждал, что в познании химических явлений нельзя ограничиваться только чувственным восприятием. Следует обобщать опытные данные, "проникать" во внутреннее строение корпускул, в их движение. Чтобы теоретические знания стали истинными, необходимо проверять их методами наблюдения и опыта.
-
-
Перед университетом Ломоносов поставил несколько целей, объединенных идеей служения на «пользу и славу Отечества»:1) развитие науки (особенно в области философии, истории, русской грамматики, права, медицины);2)популяризация научных знаний (через печать, библиотеку, лекции,диспуты);3) решение педагогических задач (подготовка образованного молодогопоколения через университет и гимназии).
-
Заключение
Приведя программу для химических исследований, изложенную Ломоносовым в «Слове о пользе химии», профессор Курилов замечает: «Эти золотые слова, сказанные 160 лет тому назад, сохраняют свою силу свежесть и для данного момента: они должны служить руководством при составлении учебных планов факультетского преподавания химии; их следует иметь пред собой каждому, кто готовит себя к работам по химической специальности».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.