Презентация на тему "1000-летию единения Мордовии с Российским государством посвящается"

Презентация: 1000-летию единения Мордовии с Российским государством посвящается
1 из 13
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "1000-летию единения Мордовии с Российским государством посвящается" для 6-8 класса в режиме онлайн. Содержит 13 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по истории в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: 1000-летию единения Мордовии с Российским государством посвящается
    Слайд 1

    1000-летию единения Мордовии с Российским государством посвящается…

    "Край мой! Любимая Русь и Мордва!Притчею мглы ты как прежде жива".                                          С. А. Есенин Классный час подготовила: Косырькова С.Н.

  • Слайд 2

    Как всё начиналось…

    К середине XV века не имевшая ни крепкой экономической базы, ни этнического единства и объединяемая лишь силой оружия, Золотая Орда окончательно распалась на несколько государств. Причерноморские степи и Крым составили владения Крымского ханства; низовья Волги — Астраханского; бассейн Оби — Сибирского. В среднем течении Волги и низовьях Камы образовалось Казанское ханство. Ниже, по левобережью, простирались кочевья Ногайской, а на правобережье — Большой Орды, ханы которой ещё не оставляли надежд на воссоздание когда-то могучей кочевой империи. Однако их время прошло. Окончательную победу одерживал оседлый земледелец, а кочевые ханства, державшиеся на грабеже окружающих народов, быстро двигались к гибели среди бесконечных войн и междоусобиц.   Золотая Орда 

  • Слайд 3

    В те же годы происходило окончательное объединение русских земель вокруг Москвы. Сильное централизованное государство, возглавляемое во второй половине XV века опытным руководителем и политиком Иваном III, носившим уже титул «государя всея Руси», сбросило наконец ордынское иго и само перешло в наступление. Под ударами с севера и юга рассыпалась Большая Орда, что означало конец ордынского ига и для мордовского народа. Однако набеги кочевников не только не прекратились, но даже усилились. Отсутствие постоянной дани крымские и ногайские ханы пытались восполнить путем регулярных грабительских походов в мордовские земли. К началу XVI столетия мордовская земля представляла собой поголовно вооруженную федерацию мелких независимых друг от друга территорий, во главе которых стояли или размножившиеся потомки бывших князей, как мордовских, так и татарских, или даже выборные вожди типа казацких атаманов. В Мещере, фактически вошедшей в состав Русского государства еще в 1380 году, формально существовало полностью зависимое от Москвы небольшое Касимовское ханство, управляемое татарскими феодалами. Что же касается остальной мордовской территории, то в зависимости от ситуации она считалась вассальной либо по отношению к Москве, либо к Казани. ...мавзолей правителя Касимовского и Казанского ханств

  • Слайд 4

    Естественным стремлением большинства мордовских феодалов являлось сохранение самостоятельности и независимости как от Москвы, так и от Казани. Поэтому, в основном, мордовский край придерживался нейтралитета в войнах между ними. До 20-х годов XVI века перевес в борьбе постоянно был на стороне русских. Однако в 1521 году крымский хан Мухаммед Гирей, воспользовавшись русско-литовской войной, организовал в Казани переворот и возвел там на ханский престол брата Сагиб Гирея. Тот также признал верховную власть могущественного султана Османской Порты. Вновь произошло сплочение тюрксо-исламских сил от Урала до Дуная, на этот раз под покровительством Турции. В том же году армия крымского хана совместно с ногаями нанесла удар по Москве. Столицу ей взять не удалось, но земли от Тулы до Владимира подверглись страшному разгрому. Войско Сагиб Гирея обрушилось на правобережье Волги, дойдя от Казани до Владимира  и опустошив попутно мордовскую территорию. Это был уже не обычный грабительский набег, а хорошо организованный поход, ставивший целью подорвать производительные силы нетюркских народов. Османская Порта

  • Слайд 5

    В 1540 году последовал новый грабительский набег, во время которого были разорены мордовские земли от Суры до Мурома. Кроме того, казанские феодалы стали в массовом порядке переселять целые мордовские деревни на территорию ханства в Заволжье. Над мордовским народом нависла угроза полного исчезновения. И хотя вскоре союз ханств распался, опасность его возобновления не миновала, тем более, что с юга началось продвижение турок, укрепившихся в низовьях Дона и на Северном Кавказе. Ими даже была предпринята попытка прорыть канал для ввода в бассейн Волги османского флота. В таких условиях мордовским феодалам пришлось делать окончательный выбор, так сказать, между востоком и западом.

  • Слайд 6

    Связи Мордовии с Казанью были весьма крепкими. Ещё со времен Булгарского царства на восток установились торговые пути для сбыта пушнины и других товаров. Сам город был сделан столицей в 30-40 годы XV века ханом Улу-Мухаммедом. Сохранилось множество народных преданий о добровольном строительстве этого города, в которых мордовский народ называет Казань чуть ли не своей столицей. Проживание в одном географическом регионе, схожий во многом характер хозяйственной деятельности, родственные связи с казанцами многих мордовских князей не говоря уже о татарских мурзах — все это так же сближало мордовский край с казанским ханством, в котором финно-угры составляли немалую часть населения. Однако беспорядочные грабительские набеги казанцев вызывали крайне негативную реакцию основной массы населения края. Что же касается мордовских и даже татарских князей и мурз, то их отталкивала политическая нестабильность ханства, непрекращающиеся междоусобицы. Казань  Улу-Мухаммед

  • Слайд 7

    Этим не замедлил воспользоваться наследник Ивана III — великий князь московский Василий Иванович. В 20-е–40-е годы на территории расселения мордвы русскими гарнизонами с  помощью местного населения возводятся города-крепости: Васильсурск, Мокшанск,  Темников, Шацк, Елатьма; восстанавливаются Арзамас, Кадом, Курмыш, Наровчат. Строительство русской крепости на границе. Миниатюра Лицевого свода.

  • Слайд 8

    Ещё раньше мордва выступала вместе с русскими против кочевников. Так, в 1444 году приход мордовской рати на помощь рязанцам оказался решающим в разгроме сильного войска ордынского царевича Мустафы. С 20-х годов XVI столетия совместная борьба против Казанского и Крымского ханств становится постоянной. Начинается массовый переход мордовских феодалов на службу русскому правительству.

  • Слайд 9

    С 1545 года на Казань возобновились регулярные походы русских войск. Два из них возглавлял сам царь Иван Васильевич, названный впоследствии Грозным. В результате этих походов к России присоединяются поволжские земли до Свияги, в устье которой в 1551 году строится опорная крепость Свияжск. В 1552 Казань взята войсками под командованием Ивана Грозного и Казанское ханство присоединено к Москве. В памяти мордовского народа год падения Казани отождествляется со временем присоединения мордвы к русскому государству. Как исторические, так и фольклорные памятники не дают оснований утверждать, что такое присоединение  в  то время было  обусловлено завоеванием. Свияжск

  • Слайд 10

    Вот как, например, объясняет этот факт мордовская народная былина, приведенная Андреем Печерским: И сказал слугам мурза, московский царь: «Слуги вы мои, подите,Слуги верные, отнесите, мордве на  моляне скажите:«Вот вам бочонок серебра, старики, Вот вам бочонок злата, молельщики».На  мордовский  молян так и ступайте, старикам мордовским серебро,                                           злато отдайте».Верные слуги от  мурзы пошли, мурзин дар старикам донесли.Старики серебро, злато приняли, суслом сладким слуг напоили.Слуги к  мурзе приходят, весть  мурзе приносят :«Угостили нас, напоили нас суслом сладким,Накормили нас  хлебом мягким».Мордовские старики  от  мурзы деньги получили,После  моляна  судили, рядили:«Что нам мурзе в дар дать,Что московскому царю послать ?»Мёду, хлеба, соли взяли,Блюда  могучие поклали,С  молодыми ребятами послали.Молодые ребята приуставши, сели,Мёд, хлеб да соль поели,Говорят : «Старики не узнают!»Земли и желта песку в блюда накладали,Наклавши, пришли и  мурзе, московскому царю, поднесли.Мурза землю и песок честно принимает,Крестится, бога благословляет :«Слава тебе, боже царю,Что отдал  в  мои руки мордовску землю!»

  • Слайд 11

    Благодаря инициативе мордовских учёных 1000-летие пребывания мокши и эрзи в составе России официально подтвердили учёные РАН. "Процесс вливания мордовского народа в Русское государство был очень длительным и занял несколько столетий, — сказано в экспертном заключении.— Несомненно, что свое начало он берет в X-XI веке, и имеет исторические основания. За исходный хронологический пункт взяты события и ситуация конца X века, когда летопись упоминает о выплате мордвой дани русским князьям. При этом многозначный термин «дань» означал всю совокупность податей и налогов, а не сводился к выплатам побеждённых завоевателям. Именно тогда начинала складываться "национальная политика", присущая впоследствии Московскому государству и Российской империи — постепенная интеграция народов и регионов в свою структуру. Первоначально на новых территориях традиционный социальный уклад оставлялся в неприкосновенности. Центральные власти долгое время довольствовались регулярным получением необременительных податей, привлечением местного населения во время военных компаний и лояльности к верховному Государю. Именно такой статус имела мордва в Древнерусском государстве.

  • Слайд 12

    Что касается вражды между мордвой и славянами, то еще известный историк В. Ключевский утверждал, что отношения между финно-уграми и славянами носили мирный характер. Ни в письменных источниках, ни в народных преданиях великороссов не уцелело воспоминаний об упорной и повсеместной борьбе пришельцев с туземцами. Наоборот — имело место взаимопроникновения культур: мордовские праздники приурочивались к русским народным или церковным празднествам, в молитвы, обращенные к языческим богам, вставлялись русские слова. В свою очередь, при проведении первой религиозной реформы, которая должна была объединить все союзные племена, Владимир Красное Солнышко включил в пантеон славянских богов мордовскую богиню плодородия и земледелия Мокошь. “ВСТРЕЧА ВЕСНЫ. В центре — Мокошь с поднятыми к небу руками.На конях — женщины с сохами позади.(Вышивка на праздничном полотенце.)”

  • Слайд 13

    Памятник "Навеки с Россией", г. Саранск. Сооружён в 1986 г.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке