Содержание
-
Реформы Петра I. Реформы системы государственного управления Чупров Леонид Александрович МОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края
-
Основные даты и события 1708—1710 гг. — губернская реформа. 1711 г. — учреждение Сената. 1712 г. — указ об учреждении торгово-промышленных компаний. 1714 г. — указ о единонаследии. 1718—1720 гг. — введение коллегий. 1718—1724 гг. — податная реформа. 1721 г. — церковная реформа. 1722 г. — принятие Табели о рангах. 1722 г. — указ об объединении мастеров-ремесленников в цехи. 1724 г. — введение покровительственного таможенного тарифа.
-
Термины и понятия уроков Ассамблея (от франц. assemblee — собрание) — собрания-балы с участием женщин в домах российской знати, введенные и регламентированные в 1718 г. Петром I. Генерал-губернатор — высшая должность местной администрации России в 1703—1917 гг.; обладал гражданской и военной властью, с 1775 г. возглавлял генерал-губернаторство. Генерал-прокурор — одна из высших государственных должностей в имперской России. Наблюдал за законностью деятельности государственного аппарата, возглавлял Сенат; с 1802 г. был одновременно и министром юстиции. Даточные люди — в России XV—XVII вв. лица из тяглого населения, отданные на пожизненную военную службу. С середины XVII в. в составе полков нового строя. Заменены рекрутами. Коллегия — группа лиц, образующих руководящий, совещательный или распорядительный орган (например, коллегия министерства, судейская коллегия). Название высшего правительственного учреждения в России XVIII в. Магистрат — сословный орган городского управления в России с 1720 г. (в 1727—1743 гг. назывался ратушей). Первоначально имел административно-судебные, с 1775 г. преимущественно судебные функции. Упразднен Судебной реформой 1864 г. Меркантилизм (от итал. mercante — торговец, купец) — экономическая политика эпохи так называемого первоначального накопления капитала, выражалась в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь и проводилась в интересах купечества. !
-
Подушная подать — в России XVIII—ХIХ вв. основной прямой налог. Заменила в 1724 г. подворное обложение. Облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 80—90-х гг. XIX в. Провинции — административно-территориальные единицы в России в 1719—1775 гг. в составе губернии. Делились на доли и дистрикты (более мелкие административно-территориальные единицы). Протекционизм — экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта. Разряды — правительственные назначения на военную, государственную и придворную службу с учетом местничества в России XV—XVII вв., соответственно записи о назначениях (в разрядных книгах). Сенат — в России в 1711—1917 гг. — Правительствующий сенат, высший государственный орган, подчиненный императору. Учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления. Синод (от греч. synodos — собрание) — собрание высшей церковной иерархии в Русской православной церкви, введено в 1721 г. Руководил Русской православной церковью до 1917 г. Табель о рангах — законодательный акт в России XVIII—XX вв., определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Петром I в 1722 г. Табель о рангах устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й — высший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные. Упразднена после 1917 г.
-
Предпосылки реформ Экономические 1) Уменьшение экономической разобщенности районов страны, начало процесса складывания всероссийского рынка; 2) Специализация сельскохозяйственного производства; 3) возникновение и развитие мануфактурного производства; 4) развитие ремесленного производства в городе и промышленных селах Социально-политические 1) Тенденция к установлению абсолютной монархии; 2) начало консолидации различных групп феодалов в единый класс-сословие; 3) усиление роли городских элементов в экономической жизни страны; 4) неспособность институтов сословно-представительной монархии справиться с подъемом крестьянского движения; 5) нараставшее экономическое и культурное отставание России не только от передовых буржуазных государств, но и от менее развитых стран; 6) угроза потери национальной независимости в ходе Северной войны 1700—1721 гг.
-
Цели реформ Необходимость победы в Северной войне Необходимость повышения международного авторитета страны Необходимость преодоления отставания от Западноевропейских стран Добиться выхода в Балтийское море Возвращение отобранных у России в ходе предыдущих войн территорий Стремление Петра укрепить царскую власть
-
Особенности реформ 1) проводились по европейскому образцу; 2) Проводились жесткими методами и быстрыми темпами 3) отсутствовала система в их проведении; 4) проходили на базе государственной системы крепостного права; 5) охватили все сферы деятельности и жизни общества; 6) зависели от внешней политики. Основной движущей силой петровских реформ стала война.
-
Государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода I период II период 1695—1715 Реформы были более планомерными и направленными на внутреннее обустройство государства. Спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. 1715—1725.
-
Военная Адмиралтейская Иностранных дел . Генерал-прокурор СЕНАТ Обер прокурор Вместо 44 приказов – 12 коллегий Синод Обер фискал Прокуроры (гласный контроль) Фискалы (тайный контроль) Губернии Провинции Дистрикты (уезды)
-
Гласный контроль - прокуроры Генерал-прокурор Иностранных дел Адмиралтейская Военная Тайный контроль - фискалы Обер фискал СЕНАТ Губернии Провинции Дистрикты (уезды)
-
СЕНАТ (22 февраля 1711 , 9 чел) Причиной создания послужил отъезд Петра на войну с Турцией. "Суд иметь нелицемерный, и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, то ж и ябедникам да последует" "Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, оставить". Члены Сената назначались царем. В основу комплектования Сената был положен не принцип знатности, а компетентности, выслуги и близости к царю. вопросы правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за администрацией разных уровней. «Денег, как возможно, собирать, понеже деньги суть артерия войны» Высшая судебная инстанция в России Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом. Высший законосовещательный , а в отсутствие царя законодательный и исполнительный орган
-
Генерал-прокурор — одна из высших государственных должностей в имперской России. Наблюдал за законностью деятельности государственного аппарата, возглавлял Сенат; с 1802 г. был одновременно и министром юстиции. Все дела, поступавшие в Сенат, проходили через руки генерал-прокурора Ягужинский П. первый генерал-прокурор России Сенат сыграл большую роль в укреплении абсолютизма. Он сосредоточил за собой руководство центральными и местными органами государственного управления, и его решения не подлежали обжалованию. Независимое положение в Сенате занимал генерал-прокурор со своим помощником – обер-прокурором. Должность обер-прокурора была учреждена в 1722 г. для гласного надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и Сената. Генерал-прокурору, ответственному только перед царем, подчинялись коллегии и придворные суды. 1722 г
-
Синод (от греч. synodos — собрание) — собрание высшей церковной иерархии в Русской православной церкви, введено в 1721 г. Руководил Русской православной церковью до 1917 г. В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий Синод", или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату. 1721 г Адриан 1700 г
-
1711 г 2 марта 1711 г. Сенату, говорится: «учинить фискалов по всяким делам, а как быть им пришлется известие». Обер-фискал был высшим должностным лицом по тайному надзору за делами; в губерниях были «провинциал-фискалы», по одному для каждой отрасли управления; они имели «под собой» «низших», городских. Обо всех них говорится, что они «имеют во всём такую же силу и свободность, как и обер-фискалы».
-
Коллегии — центральные органы отраслевого управления в Российской империи, сформированные в петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системе приказов. Коллегии существовали вплоть до 1802 года, когда им на смену пришли министерства. Система коллегий, однако, начала складываться только в конце 1717 года. «Сломать» приказную систему в одночасье оказалось делом непростым, поэтому от единовременного упразднения пришлось отказаться. Приказы либо поглощались коллегиями, либо подчинялись им (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь приказов). Уже в 1718 году был принят реестр коллегий: Иностранных дел. Казённых сборов. Юстиции. Коммерц-коллегия (торговая). Штатс-контора (ведение государственных расходов и составление штатов по всем ведомствам). Камер-коллегия (управление государственными доходами: назначение лиц, заведовавших сбором государственных доходов, установление и отмена податей, соблюдение равенства между податями в зависимости от уровня доходов) Берг-Мануфактур-коллегия (промышленность и добыча полезных ископаемых). Деятельность коллегий определял Генеральный регламент, утверждённый Петром I 28 февраля 1720 года (утратил значение с изданием Свода законов Российской империи). 1718 г
-
Табель о рангах («Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных»— закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства). Утверждена 24 января (4 февраля) 1722 императором Петром I, просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года. 1721 г
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.