Содержание
-
«Государственное и местное управление в России в первой четверти XVIII в.»
Реформы Петра I
-
Модели реформационного процесса.
Эволюционная модель, характеризующаяся плавным развитием реформационного процесса. Революционная модель реформ -радикальная ломка старых государственных учреждений и управления.
-
Общая характеристика реформ
1) Реформы носили принудительный характер: инициированы и реализованы государственным аппаратом власти; отсутствие какого-либо социального контроля над государственными структурами. 2) Реформы были связаны с чудовищной затратой народных сил: вызывали сопротивление общества нововведениям; создавали потенциальную возможность для контрреформ; сформировали основу социального конфликта.
-
Особенности процесса проведения реформ
Сочетание активной внешней политики – ведение войны – и реформирование внутригосударственной системы: - война оставалась тормозом реформы, а реформа затягивала войну, вызывая глухое народное противодействие и открытые мятежи, мешавшие собрать народные силы для окончательного удара врагу.
-
Реформирование системы местного управления
Январь 1699 г. – подписан царский указ о введении в городах принципиально нового органа управления – выборной земской избы. (сбор налогов и судебные дела по гражданским и мелким уголовным делам) Управление городом Воевода Земская изба
-
- 10 марта 1702 г. – указ об упразднении губных старост и введении воеводских товарищей. (2-4 человека из местной знати, незанятых на военной и государственной службе). Перемена в финансовом устройстве городского торгово-промышленного класса. 30 января 1699 г. - указ о подчинении городовых земских изб с их выборными «земскими» бурмистрами московской Бурмистерской палате, (ратуше), в которой заседали выборные из крупного московского купечества бурмистры.
-
Бурмистерская палата (ратуша)
Состав: Московское купечество - выборные представители Основные функции: Обеспечение централизации налоговых сборов: сборы стрелецкие, таможенные, кабацкие и другие собранные по городам суммы. Входила с докладами прямо к Государю, минуя приказы.
-
Изменение структуры центрального аппарата
Боярская дума Консилия министров. Ближняя канцелярия Расправная палата Состав и принцип формирования: бояре и руководители важнейших приказов. орган формируется не по знатности, а по принципу профессиональных обязанностей, связанных с выполнением функций исполнительной власти. Решения принимаются коллегиально и вести протоколы своих заседаний. (указ 1707 г. «…каждый министр своей рукой подписывался …ибо сим всякого дурость явна будет».
-
Учреждение Сената: 22 февраля 1711 г. – указом «определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления». Сенат - не государственный совет при государе, а высшее распорядительное и ответственное учреждение по текущим делам управления и по исполнению особых поручений отсутствующего государя, - совет, собиравшийся «вместо присутствия его величества собственной персоны».
-
Функции Сената
Высший надзор за судом ; Высший надзор за расходами; Подготовка предложений об умножении доходов; Особые поручения о наборе молодых дворян и боярских людей в офицерский запас; Осмотр казенных товаров. Надзор за торговлей. Полномочия и ответственность Сената: Все лица и учреждения обязаны повиноваться Сенату, как самому государю, под страхом смертной казни за ослушание; Никто не может заявлять даже о несправедливых распоряжениях Сената до возвращения государя,
-
Структура Сената
Сенат Обер-фискалРасправная палата фискалы Ближняя канцелярия
-
Изменение административно-территориального устройства
1) Губернская реформа 1707 – 1709 гг. 1709 г. - именной указ о разделении всей страны на 8 губерний: Московскую, Ингерманландскую (потом названная С.-Петербургской), Киевскую, Смоленскую, Архангелогородскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. 1711 г. – Воронежская губерния (9-я)
-
Структура губернского управления
Губернатор (административная, финансовая, судебная, военная, власть) Коллегия ландратов Губернская канцелярия вице-губернатор обер-комендант(военные вопросы) обер-комиссар(сбор налогов с населения) ландрихт(отправление правосудия) обер-провиантмейстер комиссары
-
Изменение административно-территориального устройства
2) Введение новых административных единиц: С 1711 г. уезды соединялись в провинции. Указом 28 января 1715 г. упразднялось уездное и провинциальное деление и губерния разделялась на доли (5536 дворов), управителями которых становились ландраты.
-
Реформа исполнительной системы
На первом этапе с 1717 г. было образовано 9 коллегий: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия (контроль за поступлением денег в казну и планирование доходов), Штатс-коллегия(государственные расходы), Коммерц-коллегия (контроль отношений в области торговли), Берг-мануфактур-коллегия (контроль промышленности), Ревизион-коллегия(общий контроль за доходами и расходами), Юстиц-коллегия (судебные функции, надворные суды).
-
Отличительные особенности новой исполнительной системы
1) Руководил работой коллегии – президент, однако решения принимались коллегиально. 2) В новой системе исчез территориальный элемент, присущий старым приказам. 3) Коллегии поставлены в прямую зависимость от Сената: - в Сенат вносили дела, которые не могли решить в коллегии; - в Сенат обращались и частные лица с жалобами на задержку решения их дел коллегиями.
-
Характерные особенности в деятельности Сената
1) Сенат был проводником самодержавной воли, не имея своей собственной; его полномочия были приказчичьего, а не хозяйского характера, не права, а ответственные поручения; он - механический прибор управления, а не политическая сила. 2) За деятельностью сенаторов осуществлял надзор генеральный ревизор, или надзиратель указов. Главное дело ревизора - «дабы все исполнено было»
-
Усиление контрольно-надзорных структур
27 апреля 1722 г. - указ о должности генерал-прокурора при Сенате. Генерал-прокурор: - представитель верховной власти и государства перед Сенатом, прямой начальник сенатской канцелярии, становился между Сенатом и подчиненными ему учреждениями, осуществлял надзор за всем управлением и за Сенатом,
-
Функции генерал-прокурора
принимал участие в действиях Сената по существу и делал ему указания на неправоту, по его мнению, приговоров, а в случае несогласия с этими указаниями останавливал дело и доносил Государю. обладал законодательной инициативой.
-
Структура государственного управления в первой четверти XVIII в.
Царь – Император Генерал-прокурор Сенат Канцелярия ГенеральныйРасправная палата рекетмейстер ревизорБлижняя канцелярия герольдмейстер обер-секретарь Обер-фискалГлавный Коллегии магистрат Синод – Духовная коллегия Магистраты в городах
-
Рекетмейстер - занимался жалобами на медленное или неправое решение дел в коллегиях, заставлял решать дела в указные сроки и сам контролировал их исполнение и суд, ходатайствуя за обижаемых. Герольдмейстер - был преемником Разрядного приказа, заведовал дворянством и его службой.
-
Перестройка областных учреждений.
1) 26 ноября 1718 г. - указ о введении шведских учреждений на местном уровне. Сохранена крупная областная единица, губерния (11). Губерния делилась на провинции, Провинции - надистрикты. Части губернии подчинялись губернскому управлению лишь в военных и судебных отношениях.
-
Структура местного управления
Губернское управление Губернатор – коллегия ландратов Вице-губернатор Надворные суды Обер-комендант Обер-провиантмейстерНижние суды: Обер-комиссарКоллегиальные Ландрихтер Единоличные
-
Провинциальное управление Воевода Земская канцелярия Земский камерир земская контора Рентмейстер - земский казначей Провиантмейстер Дистрикт Земский комиссар Сельский сход Сотские, десятские
-
2) Указом 8 января 1719 г. были учредены 9 гофгерихтов, надворных судов. Нижние суды Коллегиальные (провинциальные) - в наиболее важных городах, с обер- ландрихтерами, во главе и с несколькими асессорами Единоличные суды (городовые или земские), - по незначительным городам с их уездами
-
Реформа городского сословного управления
28 февраля 1721 г. – учрежден Регламент Главного магистрата. Присутствие магистрата : президент, нескольких бургомистров и ратманов. Функции магистрата: судебная власть (только смертные приговоры представлялись на утверждение в Главный магистрат), ведали городскую полицию и городское хозяйство, обязаны были заботиться о размножении мануфактур и ремесел, о заведении городских начальных школ, богаделен и т. п.
-
Новые классовое деление тяглого посадского населения
Верхние слои образовали две гильдии: Первая гильдия: банкиры; крупные, «знатные» купцы; доктора; аптекари; мастера высших ремесел. Вторая - мелочные торговцы и простые ремесленники, объединенные в цехи. Третий класс - подлых людей - рабочие люди, живущие наймом и черной работой, признанные гражданами.
-
Взаимоотношения магистрата с городским миром (выборным органом местного самоуправления)
Магистрат не заменял выборных властей города, старшин и старост, а становился над ними с новыми полномочиями, судебными и административными. Магистрат становился «действительным начальником» граждан. Реформа местного управления приобрела сословно-бюрократический характер.
-
Причины неудач петровских реформ
Отсутствие подготовленных профессиональных кадров. Не было свода законов, отвечающего нуждам времени. Пренебрежение русским обычаям и традициям вызывало неодобрение общества и не обеспечило необходимую поддержку введению новшеств. Казнокрадство и взятничество достигли небывалых размеров.
-
Значение петровских реформ
Абсолютизм при Петре I достиг своего апогея и вскрыл слабые стороны абсолютной власти. Изменен принцип продвижения по служебной лестнице: категорию знатности заменяет – заслуга перед Отечеством и монархом, профессионализм и деловые качества. Укореняется понятие «Государь-император служит Отечеству».
-
Предприняты попытки отделить суд от администрации. Изменен принцип формирования местной власти: в управление на местном уровне привлечены граждане не дворянского сословия. Реформы способствовали росту политического самосознания российского общества.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.