Содержание
-
Скифы Савроматы и сарматы Саки и массагеты Пазырыкская культура Гунны Лекция 5. Скифо-сарматская археология Литература Артамонов М. И. Сокровища саков. М., 1973. Вишневская О. А. Культура сакских племен низовьев Сырдарьи в VII–V вв. до н. э. М., 1973. Граков Б. Н. Скифы. М., 1971. Литвинский Б. А. Древние кочевники «Крыши мира». М., 1972. Руденко С. И. Горноалтайские находки и скифы. М.; Л., 1952. Руденко С. И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.; Л., 1960. Смирнов А. П. Скифы. М., 1966. Смирнов К. Ф. Савроматы. Ранняя история и культура сарматов. М., 1964. Смирнов К. Ф., Петренко В. Г. Савроматы Поволжья и Южного Приуралья // Археология СССР. Свод археологических источников. Д1–9. М., 1963. Хазанов А. М. Золото скифов. М., 1975. 1
-
2 Ранних кочевников евразийских степей от Байкала до Дуная скифо-сарматского времени объединяет так называемая «скифская триада», позволяющая говорить об их единстве: экономическом; социальном; идеологическом и этногенетическом. Скифская триада: оружие – короткий меч-акинак, трехгранные и трехлопастные наконечники стрел, короткий лук скифского типа; предметы конской сбруи – S-видные псалии, кольцевые подпружные пряжки и т. д.; «звериный стиль» - тип декора, отличительной чертой которого были стилизованные изображения отдельных животных, частей их тела или сцен борьбы зверей. К основным культурам скифо-сибирского мира относятся: собственно скифская; савроматская; культура саков; пазырыкская культура Горного Алтая; тагарская; уюкская культура Тувы; культура ордоса скифского времени.
-
Скифы Скифы упоминаются уже в первой половине VII в. до н. э. в ассирийских клинописных текстах как народ, проникший из Причерноморья через Западное Закавказье на территорию Передней Азии. Скифия располагалась: от Нижнего Дуная и Карпат до Дона; на юге – до побережья Черного и Азовского морей; на севере – до лесной зоне. Первый скифский курган был раскопан в 1763 г. А. И. Мельгуновым. В кургане были найдены железный меч в золотых ножнах, с изображением стреляющих из луков львов и крылатых быков с человеческими лицами. Около Никополя во второй половине XIX в. был вскрыт курган Чертомлык. Его высота – более 20 м, а окружность – з5о м. Внутри кургана обнаружены погребения знатных людей. Рядом с вождем были похоронены жена, шесть рабов и одиннадцать коней. Особый интерес в погребении представляет большой серебряный сосуд для вина с кранами внизу, покрытый красивым рельефом. Поверхность сосуда украшена цветами и птицами, в верхней части помещена композиция, изображающая скифов, ловящих и спутывающих лошадей. 3
-
Раскопки царских курганов велись и в ХХ в. Уникальные предметы были найдены в 1969–1970 гг. в Гаймановой Могиле в Запорожской области Украины. Огромный курган (более 8 м высотой и 80 м в диаметре) стоял в окружении 70 небольших курганов. В насыпи кургана обнаружены следы поминальной тризны: обломки сосудов; наконечники стрел; кости животных. В погребении найдены атрибуты скифской царской власти: чаши; ритоны; кубок; кувшин. Среди находок выделяются также: несколько тысяч ювелирных изделий; золотые и серебряные ритуальные сосуды; два ритона для вина; серебряные кувшины (килики) с золотыми раструбами; чаша. 4
-
5 В 1975 г. в Днепропетровской области раскопан царский курган – Толстая Могила с царским погребением в центре, двумя ямами для погребения коней и могилами конюших. В боковой могиле находилось погребение молодой скифянки. Рядом с ней в алебастровом саркофаге обнаружен костяк ребенка, принесенного в гробницу позднее через специальный вход. Рядом с останками ребенка обнаружены: золотые бляшки; перстни; браслеты. Центральная могила была разграблена, но среди остатков погребального инвентаря найдены атрибуты царской власти и парадные вещи царя: сосуды для вина; широкий золотой пояс; обложенный золотом меч; украшенные золотом нагайки; золотая пектораль весом более килограмма. Пектораль разделена на три яруса, на которых изображены: в нижнем: сцены терзания коня грифонами; схватка дикого кабана и оленя с леопардами и львами; погоня собак за зайцами; в среднем – растительный орнамент; в верхнем – композиция, прославляющая богатство: в центре двое мужчин держат шкуру барана; слева и справа стоят домашние животные с детенышами и двое юношей, доящие овец.
-
6 По сведениям Геродота (IV, 71–73), обряд погребения у скифов происходил следующим образом: тело умершего царя, пропитанное воском, возили от племени к племени; затем его доставляли к заранее приготовленной могиле и клали на подстилку; рядом хоронили, сопровождавших в иной мир царя: одну из наложниц; виночерпия; повара; конюха; слугу; в могилу клали также по отборной части разного скота и золотые чаши; после этого над могилой насыпали высокий курган.
-
7 Раскопки скифских поселений начались позднее, только в ХХ в. Наиболее ранние из них выявлены у Бугского лимана. Скифы жили в домах-полуземлянках с глинобитным полом и печами. Обязательная принадлежность домов – хозяйственные ямы для хранения зерна. На поселениях находят кости домашних животных (коров, овец, лошадей). Наиболее известными скифскими городищами являются: Пастырское, занимающее площадь около 35 га; Немировское, около Винницы; Григорьевское, у Могилев-Подольского; Матронинское; Бельское. Люди жили на них в землянках, крытых корой и соломой. Наиболее хорошо изучено Каменское городище, расположенное на Днепре. Оно занимало 12 кв. км, было окружено мощным земляным валом шириной и высотой около 11 м. Вдоль наружной стороны вала тянулся ров. Внутри городища находился акрополь. В акрополе жила скифская аристократия. Здесь обнаружены остатки каменных и сырцовых домов с печами, сооруженными из глины на деревянном каркасе. В ремесленной части города найдено два вида построек – наземные жилища и землянки: наземные дома, со стенами из вертикально поставленных столбов и плетня, состояли из двух-трех комнат; землянки разделены внутри столбовыми стенами на комнаты.
-
8 Рядом с жилищами располагались: землянки-мастерские; амбары для хранения продуктов; землянки для прочих хозяйственных нужд. На поселениях встречается керамика. Все сосуды делались вручную. Каменское городище было заселено преимущественно металлургами. О чем свидетельствуют находки: кусочки железного шлака; куски кричного железа; заготовки; изделия и инструменты металлургов и кузнецов. Орудия труда у скифов были в основном из железа. Особо выделяются орудия труда ремесленников: молотки; зубила; пилы; стамески; клещи; наковальни; пряслица; иголки.
-
9 Земледельческие орудия труда: железные серпы с крючком на конце; зернотерки. Скифское вооружение составляли: меч-акинак; железные мечи; боевые топоры; лук; копья; ножи; дротики; стрелы с бронзовыми наконечниками; крючки для кочанов; железные пластины от панцирей; конская сбруя.
-
10 В III в. до н. э. на территорию скифов вторглись жившие к востоку от них сарматы. Они подчинили себе часть скифов, другая отошла в Крым. Здесь скифы продолжали развивать свою культуру и основали столицу – Неаполь Скифский. Позднескифская культура испытывала влияние греческой и римской культур. Это отразилось на предметах роскоши и архитектуре городских построек.
-
11 2. Савроматы и сарматы За Доном, к востоку от земель, занятых скифами, жили кочевые племена – носители савроматской, а позднее сарматской культур. Территория их расселения охватывала степи Заволжья и Южного Приуралья. Выделяют четыре хронологических горизонта (периода): савроматский – VII –V вв. до н. э.; раннесарматский – IV – II вв. до н. э.; среднесарматский – I в. до н. э. – I в. н. э.; позднесарматский (гунский) – II – IV вв. н. э. Ранние кочевники (савроматы, сарматы) изучены исключительно по курганам. Савроматские курганы – это большие родовые усыпальницы, которые расположены группами, иногда до сотни и более курганов вместе. Под курганами стречаются обширные квадратные погребальные камеры. Умерших обычно хоронили вытянуто на спине, головой на запад в сопровождении разнообразного инвентаря и заупокойной пищей (встречаются кости овец, лошадей и крупного рогатого скота).
-
12 Оружие: короткий лук скифского типа; трехгранные и трехлопастные бронзовые втульчатые и черешковые наконечники стрел; короткие мечи-акинаки. Предметы культа: бронзовые зеркала; глиняные курильницы; каменные блюда – жертвенники-алтарики.
-
13
-
14 В V - IV вв. до н. э. в южноуральских степях возникают грандиозные некрополи сарматских вождей, состоящие из многих десятков больших курганов, достигающих в диаметре 100-150 м высотой 8-10 м. Их отличает очень сложный и пышный погребальный обряд: останки вождей помещались в обширные (до 20 м диаметром) камеры с наклонными проходами-дромосами (коридорами), перекрытые шатрами из древесных стволов сожженных в момент сооружения насыпи. В одном из таких курганов у с. Филипповка в жертвенных ямах-бофрах в 1989 году, обнаружена масса золотых украшений, оружия, бытовой утвари, культовых предметов.
-
15
-
16 В IV в. до н. э. на территории Поволжья, Подонья и Приуралья складывается раннесарматская (прохоровская) культура. Ее наиболее характерные памятники – курганные могильники – расположены в Южном Приуралье: Прохоровка; Мечетсай; ПятимарыI. Для этих могильников характерно многообразие погребальных сооружений: катакомбные; подбойные; прямоугольные; узкие продолговатые; овальные с входом в могильные ямы. В погребениях найдены кости барана и лошади, а также разнообразные предметы: наконечники стрел; черешковые железные ножи; бронзовые зеркала; спиральные височные кольца; бусы из цветного стекла; плоскодонные и круглодонные сосуды.
-
17 3. Саки и массагеты Саки – кочевое население Средней Азии и Казахстана. Характерные памятники – курганные могильники Тагискен и Уйгарак. На берегу р. Иссык в 50 км восточнее Алма-Аты находится знаменитый могильник саков Иссык, состоящий из царских курганов диаметром до 90 м и высотой до 15 м. Это своего рода Долина Царей. Особым богатством отличался один курган, под насыпью которого находились две погребальные камеры – центральная и боковая, сооруженные из бревен. В боковой камере размером 2,9 х 1,5 м были найдены остатки погребенного в сопровождении многочисленного инвентаря. Тагискен. Погребальное сооружение.
-
18 У погребенного были обнаружены многочисленные (свыше 4 тысяч) золотые украшения: на одежде; головном уборе; обуви. В том числе: бляшки в виде: барсов; лошадей; горных козлов; пластины; различные декоративные нашивки из листового золота; пронизки; серьги. В погребальной камере находились также: остатки железного меча и ножен; железный кинжал; предметы туалета и быта.
-
19 Амударьинский клад, клад золотых и серебряных предметов IV – II вв. до н. э. Найден в 1877г. на территории современного Таджикистана (древняя Бактрия). Хранится в Британском музее. Содержит 1300 монет (самые поздние 200 г. до н. э.), сосуды, статуэтки, браслеты, медальоны, плакетки, великолепные геммы. В изделиях отражены традиции ахеменидского искусства, местное греко-бактрийское искусство и искусство т. н. скифского "звериного стиля", восходящее к кочевому миру, в том числе среднеазиатских степей. Искусство саков представлено многочисленными предметами, в том числе художественными изделиями Амударьинского клада. В том числе: алтари, украшенные фигурами идущих друг за другом барсов; прямоугольные жертвенные столы на ножках и с ручками по бокам; золотые пластины с изображением саков; предметы в форме различных зверей; золотая модель колесницы с запряженными лошадьми; котлы, в том числе служившие для приготовления ритуальной пищи; золотые браслеты; диадемы; перстни; объемные золотые фигуры людей и животных; металлические жертвенники.
-
20
-
21 Общество саков как и другие племена скифо-сибирского мира находилось на уровне раннегосударственного образования со значительным сохранением родоплеменной структуры. Об этом свидетельствуют захоронения знати, грандиозные погребальные сооружения. Массаге́ты – собирательное имя, используемое античными авторами для обозначения среднеазиатских кочевых и полукочевых племен. Культура массагетов тесно связана с саками настолько, что точно идентифицировать принадлежность археологических памятников невозможно – используется термин «культуры сако-массагетского круга». Массагеты говорили на одном из иранских языков.
-
22 Согласно Геродоту (I, 201, 215-216), эти массагеты, как говорят, многочисленное и храброе племя. Живут они на востоке по направлению к восходу солнца за рекой Араксом напротив исседонов. Иные считают их также скифским племенем[. Массагеты носят одежду, подобную скифской, и ведут похожий образ жизни. Сражаются они на конях и в пешем строю (и так и этак). Есть у них обычно также луки, копья и боевые секиры. Из золота и меди у них все вещи. Но все металлические части копий, стрел и боевых секир они изготовляют из меди, а головные уборы, пояса и перевязи украшают золотом. Так же и коням они надевают медные панцири, как нагрудники. Уздечки же, удила и нащечники инкрустируют золотом. Железа и серебра у них совсем нет в обиходе, так как этих металлов вовсе не встретишь в этой стране. Зато золота и меди там в изобилии. Хлеба массагеты не сеют, но живут скотоводством и рыбной ловлей (в реке Аракс чрезвычайное обилие рыбы), а также пьют молоко. Единственный бог, которого они почитают, это — солнце. Солнцу они приносят в жертву коней, полагая смысл этого жертвоприношения в том, что самому быстрому богу нужно приносить в жертву самое быстрое существо на свете.
-
23 4. Пазырыкская культура Курганы Горного Алтая скифской эпохи расположены: в урочище Пазырык; долинах Башадар и Туэкты; на плато Укок и Кош-Агач. Это большие каменные насыпи, в которых были погребены вожди, возглавлявшие крупные племена. Особый интерес представляет погребение вождя кургана 2 могильника Пазырык: к его подбородку была привязана длинная борода, густо окрашенная черной краской; тело покрывала роскошная татуировка; на груди была изображена фантастическая фигура зверя (грифона) с птичьей головкой на конце хвоста; на правой руке сохранилась татуировка, состоящая из серии рисунков, изображающих: кулана; фантастического крылатого зверя; горного козла; оленя с птичьим клювом на конце морды; клыкастого хищника.
-
24 В Горном Алтае складывается особый «звериный стиль», в котором центральное место занимает изображение нереальных, мифических существ, совмещающих в себе признаки различных животных. Наиболее типичный фантастический образ – грифон – существо с телом льва или тигра, крыльями птицы и ушастой головой. Звери на изображениях часто представлены в сценах яростной борьбы. Это композиции, изображающие, например, грифона, терзающего горного козла, и др.
-
25 В кургане 5 могильника Пазырык были найдены два ковра: первый, изготовленный из войлока, имел длину 6,5 м, ширину 4,5 м. на ковре изображен всадник и сидящая женщина; второй, размером 4 кв. м – древнейший в мире многоцветный ворсовый ковер. Вокруг центрального поля квадратной формы, заполненного геометрическим узором в виде лучистых розеток, расположены широкие полосы, на которых изображены фигуры фантастических грифонов, олени, лошади со всадниками.
-
26 5. Гунны Забайкалья Основные археологические памятники ранних гуннов расположены: в долине р. Селенги; ее притоков – Орхона, Джиды и Чикоя. Еще в XIX в. был открыт могильник в Ильмовой пади, в котором было раскопано около 100 погребений в срубах и гробах. В 1924 – 1925 гг. были раскопаны знаменитые Ноинулинские курганы в Монголии. Рядовые гунны погребены в деревянных гробах и срубах, а представители власти – в погребальных камерах с двойными срубами. Среди находок выделяются предметы вооружения: трехлопастные и листовидные железные наконечники стрел; костяные накладки для лука. Встречаются также предметы одежды, быта и конского снаряжения: удила и псалии; костяные и железные пряжки; кольца; застежки; ножи; шилья; глиняная посуда; лаковые чашки; костяные и деревянные палочки и ложечки; бронзовые зеркала; игральные кости.
-
27 В Забайкалье встречаются и поселенческие памятники. Наиболее изученным является Нижне-Иволгинское городище, расположенное на левом берегу р. Селенги около г. Улан-Удэ. На городище найдены остатки сыродутного горна для плавки железа, обломки криц и шлаков. На поселениях также найдены: большие сосуды высотой более метра, служившие для хранения продуктов; котлы и горшки для приготовления пищи; низкие глиняные сосуды; миски. Орнамент: волнистые линии; сетка из косых линий; накладной валик.
-
28 В конце I тыс. до н. э. значительная часть гуннов начинает двигаться на запад. К IV в. н. э., пройдя Южную Сибирь, степи Прикаспия и Причерноморья, гуннские орды дошли до границ Римской империи. За это время сами гунны настолько изменились, что уже невозможно поставить знак равенства между ранними гуннами (хунну) и теми, которые спустя несколько столетий появились на границах Римской империи. Это явление евразийской истории получило название Великого переселения народов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.