Содержание
-
Лекция 6. Археология финно-угров Проблема происхождения и прародины финно-угров Финно-угорские племена в эпоху палеометалла Древние финны между Уралом и Балтикой в I тыс. до н. э. – первой половине I тыс. н. э. Финские древности I – начала II тыс. н. э. Литература Генинг В.Ф. Этногенез удмуртов по данным археологии //Вопросы финно-угорского языкознания. Вып.4. Ижевск, 1967. Дьяковскаякультура. М., 1974. Збруева А.В. История населения Прикамья в ананьинскую эпоху. М., 1952 (МИА. № 30). Патрушев В.С. У истоков волжских финнов. Йошкар-Ола, 1989. Проблемы этногенеза финно-угорских народов Приуралья. Ижевск, 1992. Смирнов А. П., Трубникова Н. В. Городецкая культура. М., 1965 (САИ. Вып.Д1-14). Финно-угрыи балты в эпоху средневековья. М. 1987 (Археология СССР).
-
Ранняя история племен уральской языковой общности, включавшей предков финно-угров, прослеживается с эпохи мезолита (VII–XII тыс. до н. э.). Уже к концу этой эпохи древние финно-угры расселились на территории от Зауралья до Восточной Прибалтики. В период неолита финно-угры в Среднем Поволжье и Прикамье были представлены племенами волго-камскойкультуры. В конце III – первой половине II тыс. до н. э. в Верхнем и Среднем Поволжье проживали финно-угорские племена волосовской культуры. Во II тыс. до н.э. на этногенетические процессы в этом регионе оказали воздействие индоевропейские племена. Следы их влияния на местное население сохранились до настоящего времени как в языке, так и в антропологическом составе финно-угорских народов.
-
Волосовская культура эпохи неолита, конца III– первой половины IIтыс. до н. э., была распространена в бассейне р. Оки, ниже г. Рязани и в низовьях р. Клязьмы. Выделена В. А. Городцовым. Название получила по стоянке у с. Волосово, близ г. Мурома. Для нее типичны большие стоянки с обширными жилищами-землянками, своеобразные типы кремнёвых орудий, фигурки из кости и камня и сосуды из глины с примесью раковин, украшенные оттисками штампов, ямками и др.
-
Вопрос о происхождениидревнейшего населения Европейского Северо-Востока пока не решен. Выдвигалось, вчастности, предположение, что в среднем палеолите человек появился на Печоре состороны Поволжья и Прикамья. Более определенные выводы археологи смогли сделатьотносительно верхнепалеолитического населения. В верхнем палеолите в бассейнПечоры пришли две волны мигрантов: первая – около 40 тыс. лет назад из центраРусской равнины (имеется сходство памятников европейского Северо-Востокатогопериода со стоянками костенковско-стрелецкой культуры).
-
Согласно данным языкознания, в периодверхнего палеолита и мезолита (мезолитическая эпоха на Европейском Северо-Востокедатируется концом IX–VI тыс. до н. э.) далекие предки коми, финнов, венгров,ненцев и ряда других народов составляли единую крупную этнолингвистическуюобщность. Об этом свидетельствуют сходные черты в языках, на которых говорятэти народы (в частности, существование общекоренных слов, обозначающих такиепонятия, как название частей тела, местоимения, термины родства и др.).Лингвисты называют эту общность уральской языковой семьей. По мнениюбольшинства языковедов, прародина уральцев находилась между Уралом и среднейВолгой. Некоторые исследователи в Финляндии, Эстонии и Венгрии считают, чтоуральские народы жили также на обширной территории к западу, до Балтийскогоморя. По мнению венгерского ученого П. Хайду древняя родина уральцев находиласьв бассейне нижней и средней Оби и в районе истоков Печоры.
-
В V–IV тыс. до н. э. уральская общностьразделилась на самодийскую (предки ненцев, нганасан, селькупов и некоторыхдругих народов) и финно-угорскую. В период раннего неолита (неолит на крайнемСеверо-ВостокеЕвропы датируется V – второй четвертью III тыс. до н. э.)Европейский Северо-Восток входил в обширную верхневолжскую этнокультурнуюобщность. Неолитическое население региона сформировалось, вероятно, на основеместного мезолитического населения, но при участии переселенцев с верхней Волгии, возможно, из других регионов. Возможно, что население периода раннегонеолита принадлежало к уральской этнолингвистической общности или ужевыделившимся из нее финно-уграм. В период позднего неолита на территорииЕвропейского Северо-Востока появлялись переселенцы из Прикамья и другихрайонов, но смены населения (полной или частичной), по мнению современныхисследователей, не происходило. На территории региона жили племена древнихфинно-угров. С ними соотносят памятники раннего периода развития чужъяельской культуры.
-
Чужъяёльская культура датируется второйполовиной IV – началом II тыс. до н. э.). Памятники чужъяёльской культурыисследованы на Мезени, Вычегде и Печоре, в том числе в при- и заполярныхрайонах. Поселениярасполагались на краю невысоких боровых террас. Для этой культуры характернысрубная полуземлянка. Сосуды преимущественно полуяйцевидной формы, хотявстречаются котловидные и чашевидные, украшенные густым зонально расположеннымгребенчатым орнаментом; грубая техника расщепления кремня. Орудия трудапредставлены скребками, комбинированными формами, которые одновременно моглииспользоваться и в качестве скребков и ножей. Наконечники стрел малочисленны,представлены листовидными на пластинчатых отщепах с двухсторонней обработкой инамечающимся черешком. Чужъяёльскаякультураобнаруживает сходство с западносибирскими общностями от Нижнего ПриобьядоЮжного Зауралья, что свидетельствует об этнической близости населения к западуи востоку от Урала. Это население сопоставляется с нераспавшейсяфинно-угорскойобщностью. Начало распада этой общности на угорскую в Зауралье и финно-пермскуюв Приуралье относится к середине III тыс. до н. э.
-
2. Финно-угорские племена в эпоху палеометалла Начиная с XVI в. до н. э. в лесной илесостепной зонах Евразии – от Саяно-Алтая до северной половины Европы происходитраспространение археологических памятников со схожими металлическими вещами,так называемый сейминско-турбинскийтранскультурный феномен. В совокупность этих памятников включает пятькрупных могильников: Решное, Сейма и Турбино к западу от Урала, Ростовка иСатыга XVI к востоку, а также предполагаемое святилище в Канинской пещере;малые и условные могильники (Соколовка, Мурзиха, Бор-Ленва, Заосиново,Березовка-Омары и др.) и одиночные погребения на территории чужеродныхнекрополей (Сопка II); единичные случайные находки металлических предметовсейминско-турбинских форм и их литейные формы.
-
Сама история сейминско-турбинскоготранскультурного феномена была недолгой. Предполагается возможностьполитического господства сейминско-турбинских дружинных групп над аборигенныминародами лесной полосы Евразии. Однако явные человеческие потери в ходе тяжелыхмноготысячекилометровых походов, все большая инкорпорация представителей иныхэтносов с неизбежностью «размывали» этническое и этнопсихологическое единство и,в конце концов, привели к их растворению в среде местных восточно-европейскихнародов. Эти народы еще век-два оказались неспособными к быстрому восприятиюинноваций в технологии металлообработки (тонкостенное литье и оловянныебронзы), которой в совершенстве владели сейминско-турбинские мастера. Лишьпозднее – в конце бронзового и в раннем железном веке здесь широко развиваютсяи дольше всего воспроизводятся формы оружия и орудий, которые несут на себеотпечаток изначального импульса сейминско-турбинскоготранскультурного феномена. Но так или иначе стремительнаямиграция в Восточную Европу сибирскогонаселения, оставившего сейминско-турбинские могильники, способствовала прогрессу местной металлургии. В эпоху палеометалла на базеволосовского населения под сильным воздействием ираноязычных племен срубной культурыформируется своеобразная культура – поздняковская.
-
Поздняковская культура была распространенаво второй половине II тыс. до н.э. в бассейнерр. Оки, Клязьмы, в верхнем и частичносреднем (правобережном)Поволжье. Названапо с. Поздняковоблиз г. Мурома, околокоторогобыловпервыераскопанопоселениеэтойкультуры. Происхождениекультурысвязывают спродвижением в середине II тыс. до н.э. с Дона и СеверскогоДонцаплемёнсрубнойкультуры и ассимиляциейимиместногонаселения. Характернынебольшиеродовыепоселения,расположенныенанадпойменныхтеррасах, рядоммогильники – курганныедляраннегоэтапа, грунтовыедляпозднего. Погребальныйобряд – трупоположение(скорченное). У могилобнаруженыследыритуальныхкострищ. Найденыпосуда,кремнёвыеорудия, в богатыхпогребениях – бронзовыеножи, кинжалы, украшения. Основнымизанятиямибылискотоводство и земледелие, выплавкабронзы, подсобными – охота ирыболовство. Приэтомсобственныхместорождениймеди у поздняковцевнебыло и еёпривозили в слиткахс южногоПриуралья. Известнысвоеобразныебронзовыетопоры, ножи, серпы,кинжалы, наконечникикопий, височныекольца, бляхи, браслеты, кольца. Поздняковскаякультураоказалавлияниенаформированиеболеепозднихместныхкультур, вчастности городецкой, хотяиз-захронологическогоразрыва в ихсуществованииневозможнонапрямуювывестипоследнююизпоздняковской.
-
-
К востоку от поздняковцев в Прикамье и близлежащих областях обитало пестрое в этническом отношении население, долгое времяобъединяемое в приказанскую культуру.Приказанские племена составили общность пермских народов. Общепринятая датировка единой культуры – ХVI – IХ вв до н. э. Однако в Среднем Поволжье приказанскиеплемена, смешавшись с населением с текстильной керамикой, уже в ХI–Хвв до н. э. теряют свои этнические черты.
-
Приказанскаякультура (XVI–IX вв. до н. э.) была распространена на ранних этапах в Приказанском Поволжье и соседних районахНижнего Прикамья, а позднее на обширной территории в бассейнах рек Кама, Белая, Вятка, Ветлуга. Сложилась на основе волосовской культуры под влиянием срубной. Сменилась ананьинской культурой железного века. Представлена поселениями с полуземляночными жилищами, а также могильниками (грунтовыми и курганными) с вытянутыми и скорченными погребениями. Племена приказанской культуры занимались земледелием и скотоводством, была развита обработка меди и бронзы (кинжалы, наконечники копий, кельты; украшения – бляхи, височные подвески, спиральные колечки). Характерная керамика – плоскодонные (позже круглодонные) лепные горшки с геометрическим орнаментом.
-
3. Древние финны между Уралом и Балтикой в I тыс. до н. э. – первой половине I тыс. н. э. В эпохи развитой бронзы и начала железазначительную роль в этногенетических процессах играло население с «текстильной»(«сетчатой», ниточно-рябчатой, псевдосетчатой) керамикой. Такая керамикараспространилась на огромной территории от устья Камы на востоке доСкандинавии. Важнейшей особенностью такой керамики являются ниточные и рябчатыеотпечатки на поверхности сосудов в результате распространения своеобразныхтехнологических приемов их изготовления с целью уплотнения глиняной массы.Наиболее характерна горшковидная форма сосудов с плоскими днищами, но естьтакже чашевидные и баночные сосуды с уплощенным или округлым дном. В глиняномтесте присутствуют примеси песка или дресвы. Сосуды орнаментированыгоризонтальными зонами ямок или выпуклин, оттисков зубчатого штампа, реже шнураили клиновидными вдавлениями.
-
В формировании культуры данного населенияпринимали участие, очевидно, поздние племена культуры ямочно-гребенчатойкерамики, а также фатьяновской. В начале эпохи раннего железа одним из основныхпризнаков населения с ниточно-рябчатой керамикой являются кельты акозинско-меларского облика.
-
В Прикамье культуру приказанского облика в VII в.до н. э. сменяет ананьинскаякультурно-историческая общность. В. Н. Марков считает, что приказанская культура дает основуананьинскойкультуре только в районах Среднего Поволжья и в устье Камы.Основными признаками данной группы населения в начале эпохи железа являютсякельты с линзовидным сечением втулки. На значительной территории в ананьинскоевремя из Пермского Прикамья распространяется керамика, украшенная многозоннымишнуровыми оттисками. Гребенчато-шнуровая керамика Приуральясопровождаетсякельтами с шестигранным сечением втулки. Указанные элементы на западе доходятдо Вятки и устьевых районов Ветлуги.
-
В Западной Сибири угорская этнокультурнаяобщность распадается на этнические группы прамадьяр, угров лесостепи и обскихугров. На этом этапе сложилась культура самодийских племен гамаюнского облика.
-
В V в. до н. э. – V в. н. э. формируются региональные общности, это время активных передвижений и взаимовлияний. В Западной Сибири формируются сложные в этническом отношении культуры усть-полуйская, богачановская, иткульская(обских угров), саргатская(прамадьяр) и кулайская (самодийская); под натиском гуннов в конце II – III вв. начинается движение на запад правенгров.
-
Материалы саргатской культуры
-
В Приуралье на базе населения постананьинскогооблика сначала формируются племена пьяноборской и гляденовской культур, а затем на основе последних азелинской и мазунинской. Основными этническими признаками приуральскогонаселения являются богатые украшения женских костюмов с нагрудниками, а такжеразличные украшения головы, шеи, рук. Материалы пьяноборской культуры
-
Материалы гляденовской культуры
-
-
С середины I тыс. до н. э. формируется собственно городецкая культура с рогожной керамикойи происходит этническая переориентация дьяковской культуры, в которой начинают превалировать балтскиеэлементы. В первыхвеках нашей эры, когда вновь побеждают финно-угорские черты, позднедьяковскоенаселение стало базой ростовской мери. При некотором влиянии балтовформируютсяэтнические особенности прибалтийских финнов. Дьяково городище в Коломенском. Вид с Москва-реки. Дьяково городище в Коломенском. Раскопки длинного дома.
-
Носителей дьяковской культуры обычно считают предками летописных Мери и Веси, тогда как племена родственной ей городецкой культуры были предками Муромы, Мещеры и Эрзи. Материалы городецкой культуры
-
4. Финские древности I – начала II тыс. н. э. Как особый этап этногенеза финно-угров (с VI в.до обширной русской колонизации) можно выделить время формирования известных поисторическим документам современных народов. Продолжительность этапа различна вразных регионах. На базе прибалтийско-финской общности при некоторомвоздействии соседних народов формируются корела, весь, ливы и водь, давшиеоснову для современных народов. На Волге население ахмыловского облика стало базой для костромской мери и мари, атакже, возможно, муромы. Городецкие племена стали основой формирования мордвы. В Приуралье на основе пьяноборско-азелинскихи гляденовских племен сформировались поломская,ломоватовская и ванвиздинская культуры V–X вв. Поломскую культуру, в которойотмечены угорские элементы, сменяет чепецкаякультура IX–XV вв., переросшая в культуру удмуртов.
-
Поломская культура Подвеска шумящая нагрудная. VI-VIII вв. Концовский могильник. Названа по могильникам у дер. Полом (Поломские могильники) Кезского р-на Удмуртской республики. Наиболее известны Варнинский (486 погребений), Поломский (173), Мыдланьшай (86), Тольенский (134) могильники. Умерших хоронили по обряду трупоположения в гробах, иногда обертывали в бересту, одевали в лучшие костюмы с разнообразными украшениями. В могилу складывали оружие, орудия труда, предметы быта, а также глиняный или металлический сосуд, в к-ром иногда сохраняется деревянная или костяная ложка, остатки пищи, кости.
-
Основу хозяйства составляло подсечное земледелие и животноводство, важную роль играли охота, рыболовство. Были развиты кузнечное, ювелирное, косторезное ремесла. Население поломской культуры сложилось в результате смешения двух этнически близких групп выходцев с Верхней Камы и Ср. Вятки, в дальнейшем послужило основой формирования населения чепецкой культуры, непосредственно связанной с сев. удмуртами. Материалы ломоватовской культуры
-
Ломоватовская культура, испытавшая значительное воздействие угров Зауралья, стала основой формирования родановской культуры IX–XI вв. – этнической основы коми-пермяков. По мнению исследователей древних культур Прикамья, в частности М. В. Талицкого, О. Н. Бадера, А. П. Смирнова, носителей родановской культуры уже можно считать коми-пермяками, которые сформировались на базе местных племен и говорили на самостоятельном коми языке, близком к удмуртскому. На базе ванвиздинской культуры при участии прибалтийско-финских племен сложилась вымская культура IX–XI вв., переросшая в культуру коми-зырян. Карту расселения финно-угров в Приуральевплоть до VIII–IX вв. дополняет территориальнообособившаяся от обских угров группа мадьяр. Исследователи предполагаютвыделение в Западной Сибири в VI–IX вв. или позднее этнических основобско-угорских и самодийских отдельных народов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.