Содержание
-
Темы 1 Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига. 2 Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения 3 Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян 4 Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война
-
Раскройте значение образования Российского государствав XV столетии, приведите не менее трех аргументов.
-
-
Раскройте предпосылки объединения русских в единое государство, приведите не менее трех положений.
-
-
Раскройте сущность династической войны в московском княжестве в 1425-1453 гг.
-
По родовой традиции и по завещанию Дмитрия Донского – после смерти Василия I наследовать должен был его младший брат Юрий Звенигородский, но завещание было написано, когда у Василия ещё не было детей. Вполне естественно, что Василий I передаёт княжество своему сыну Василию II (1425-1462). Юрий Звенигородский высказал несогласие и вступил в борьбу за великокняжеский престол с племянником. После смерти Юрия в борьбу вступили его сыновья – Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Распри начинались с оспаривания «старинного права» наследования – от брата к брату, а затем приобрели характер противостояния централизации, объединительному процессу.
-
Какие формы землевладения в XV веке вы знаете, раскройте их сущность.
-
-
Корнем слова «вотчина» является «отчина», то есть это земля, передающаяся от отца к сыну. В состав вотчины входили: леса, луга, пашни, строения, инвентарь, животные, крестьяне, проживающие на этих землях. Поместье - это крупное феодальное владение, большую часть площади которого занимали барские угодья, обрабатываемые крепостными крестьянами. Способы приобретения Государственные и военные служащие наделялись землей – поместьем. Причем, при прекращении служения царю, поместье изымалось. Также причиной лишения владельца поместных земель могло стать их запустение и недостаточный уход. Вотчины могли быть приобретены тремя способами: родовое наследование, дарование за службу, выкуп. Размер вотчин владельцы увеличивали за счет купли, дарения, захвата общинных крестьянских земель. История возникновения Вотчины появились еще в 10 веке, а к 13-15 векам этот вид собственности на землю стал самым популярным. Появление первых поместий датируется 15 веком. Однако еще в 13 веке некоторые князья награждали дворцовых или военных слуг земельными наделами, при условии выполнения службы. Формы владения Вотчины наследовались боярами и князьями и могли быть ими проданы, заложены или подарены. Поместье представлялось дворянам или боярским детям и не являлось личной собственностью. А, соответственно, любые манипуляции с ним были запрещены. При этом, как и владельцы вотчин, помещики имели право на крестьян, относящихся к этим землям, и взимали с них подати. А с конца 16 века был введен новый закон, по которому поместье могло быть унаследовано, однако новый владелец должен был также служить государству, как и прежний. В 18 веке права владельцев поместий и вотчин были уравнены и создан новый вид собственности – имение. Таким образом, основные отличия вотчины от поместья заключаются в следующем: 1. Вотчина – более ранняя форма собственности, чем поместье. 2. Вотчина являлась личным владением с правом продажи, залога, дарения и наследования. Поместье – государственная собственность, выдаваемая на время службы. 3. К 18 веку владельцы поместий и вотчин стали равны в правах
-
Прочитайте фрагмент сочинения побывавшего в России Сигизмунда Герберштейна и дайте ответы на вопросы: «После смерти Владимира Мономаха вплоть до этого Василия в Руссии не было монархов. Сын же этого Василия, по имени ___________, был весьма удачлив. Именно, как только он женился на Марии, сестре [великого] князя тверского, он изгнал шурина и захватил [великое] княжение Тверское, а затем и Новгород Великий; впоследствии ему подчинились и все другие государи, кто под впечатлением величия его деяний, кто под давлением страха. Продолжая и далее вести свои дела столь же счастливо, он усвоил себе титул [великого князя владимирского, московского и новгородского] и наконец стал величать себя монархом всей Руссии. От Марии у этого Иоанна был сын, по имени Иоанн, которого он женил на дочери знаменитого Стефана, великого воеводы молдавского, победителя Мухаммеда, царя турецкого, королей Матвея венгерского и Иоанна Альберта польского. По смерти первой супруги Марии ____________ женился вторично на ____________, дочери Фомы, который некогда владел обширным (царством) в Пелопоннесе и был сыном Эммануила, царя константинопольского, из рода Палеологов. Монархию (великое княжение) он предоставил первородному Иоанну (сыну от первой жены)... Первородный Иоанн умер (при жизни отца), оставив сына Димитрия, которому дед, согласно обычаю, и предоставил монархию вместо покойного отца. Говорят, вторая жена была очень хитра, и по ее наущению князь делал многое. Рассказывают, что, между прочим, она убедила мужа лишить монархии внука Димитрия и поставить на его место (ее сына) ______________. По настоянию жены князь заключил Димитрия в тюрьму и держал его там».
-
Вопросы: 1. Назовите имя характеризуемого С. Герберштейном государя, который унаследовал престол после своего отца Василия. Укажите хронологические рамки его правления. 2. Укажите даты ликвидации независимости Тверского княжества и Новгородской земли. 3. Назовите имя второй жены великого князя. Какое значение имел второй брак этого великого князя для укрепления его власти? 4. Назовите сына великого князя от второго брака, который унаследовал власть. Охарактеризуйте его правление .
-
Ответы 1. Иван III (1462-1505 гг.) 2. Тверское княжество было присоединено к Московскому в 1485 г., Новгородская земля – в 1478 г. 3. Софья Палеолог. Был введен новый герб – двуглавый орел, появились царские регалии: скипетр и держава. После брака с С. Палеолог Иван III стал требовать беспрекословного повиновения у князей и дружины и строго карать за ослушание, первым из великих князей получил название Грозного. 4. Василий III (1505-1533 гг.). В период его правления завершилась политическая централизация Руси. В 1510 г. была ликвидирована независимость Псковской республики, в 1521 г. – Рязанского княжества. В начале правления он вынашивал планы секуляризации церковно-монастырских земель и поддерживал религиозно-политическое течение нестяжателей, но затем пошел на компромисс с иосифлянским большинством русской церкви. В 1525 и 1531 гг. иосифляне организовали церковные соборы, осудившие нестяжателей (Максима Грека и Вассиана Патрикеева).
-
Портрет из «Царского титулярника» (XVII век).
-
-
Назовите основные органы власти российского государства в XV-начале XVI столетиях.
-
-
Прика́з — органы центрального государственного управления заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Ко времени Ивана III относят появление приказов разрядного, холопьего, житного, Большого двора, казённого, постельного, конюшенного, а также приказов для управления отдельных княжеств и земель, приобретенных Иваном III. Момент превращения личных поручений (приказов) в постоянные присутственные места зафиксирован в Судебнике 1497 г. Становление приказов не одномоментный акт, а процесс, в котором следует выделить развитие трех факторов: во-первых, наделение ведомств административными общегосударственными полномочиями; во-вторых, развитие делопроизводства; в-третьих, складывание штата учреждения. Последнее — решающий фактор для появления постоянных ведомств.
-
-
Н. С. Шустов «Иоанн III свергает татарское иго, разорвав изображение хана и приказав умертвить послов» (1862)
-
Отношения с Ордой, и без того бывшие напряжёнными, к началу 1470-х годов окончательно испортились. Орда продолжала распадаться; на территории прежней Золотой орды, помимо непосредственного преемника («Большой Орды»), образовались также Астраханская, Казанская, Крымская, Ногайская и Сибирская Орды. В 1472 году хан Большой Орды Ахмат начал поход на Русь. Ордынскому войску удалось сжечь город Алексин, однако поход в целом окончился провалом. Вскоре в 1476 году Иван III прекратил уплату дани хану Большой Орды. Летом 1480 года хан Ахмат двинулся на Русь. Новый поход также не стал успешным. Осенью 1480 года войска Ахмада и Ивана III встретились на Угре после непродолжительного стояния Ахмат отдал приказ отступить. Стояние на Угре. Миниатюра летописного свода. XVI век
-
-
-
Клавдий Лебедев «Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча». 1889
-
Иван III и Новгородская республика
-
В начале правления Ивана III в состав московских владений были включены Ярославское и Ростовское княжества. Завершению объединения русских земель мешала Новгородская республика. Тут правящий слой раскололся на враждующие группировки. Часть бояр и купцов во главе с вдовой посадника Марфой Борецкой (или Посадницей) желала подчиниться Литве, а другая, меньшая, часть тянулась к Москве. Простые горожане обычно выступали против бояр и считали великого князя защитником от их притеснений. Не поддержало сторонников Литвы и духовенство, поскольку Литва была чуждой (католической) по вере. В начале 1471 года сторонники Посадницы добились признания на вече литовского князя (он же был польским королем) своим «господином». Но это решение не поддержали архиепископ и рядовые горожане. Этого не мог допустить и великий князь Московский. 6 июня 1471 года десятитысячный отряд московских войск под командованием Данилы Холмского в битве на реке Шелониразбил войска новгородцев. Новгород должен был уплатить московскому князю дань признав его власть, наместников, суд. После битвы на Шелони обстановка в Новгороде обострилась. Сторонники Литвы начали притеснять своих противников. Этим воспользовался Иван III: московское войско снова выступило в поход на Новгород. На этот раз обошлось без битвы. В 1478 году новгородцы согласились с основными требованиями Ивана III. Новгород с его обширными владениями был присоединен к Московскому княжеству. «Вечевому колоколу в Новгороде не быть, посаднику не быть, а править нам, как в своей вотчине», – определил Иван III. Вечевой колокол – символ независимости республики – был увезен в Москву. Много знатных новгородских семей было переселено в другие области, а их земли отданы дворянам московского князя. Они стали опорой Ивана III в присоединенных владениях.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
57-я статья Судебника 1497 года важный этап на пути оформления крепостного права. Согласно этой статье крестьянин может покинуть землю владельца в период с 19 ноября по 3 декабря, «за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего», как говорилось в этой статье. Крестьянин, пожелавший покинуть землевладельца, мог сделать это, только выплатив «пожилое», размер которого был связан с природными факторами (больше лесов — меньшая сумма и наоборот) и со временем проживания у данного феодала. За четыре и более года следовало уплатить один рубль или полтину это размер «пожилого» в полном объеме. Чем меньше жил крестьянин, тем меньшую часть суммы он платил: за один год платилась четверть, за два половина, за три - три четверти полной суммы. Много это или мало? За год в среднем крестьянин зарабатывал приблизительно рубля четыре, но из них следовало вычесть то, что шло на выплату налогов государству, покупку необходимого для проведения посевных работ и около четверти этой суммы феодалу. Оставалось не так уж и много. Попробуйте определить, имели ли русские крестьяне реальную возможность воспользоваться 57 статьей Судебника? Что нового вносил в крестьянскую жизнь этот документ? Согласны ли вы со справедливостью первого предложения этого задания? Объясните свое мнение. Почему устанавливалось «пожилое»?
-
Оценка личности и деятельности Ивана III Н.М. Карамзин ставит его на очень высокое место. По его мнению, это деятель не только русской, но и всемирной истории. Не обладая привлекательными свойствами Мономаха или Дмитрия Донского, он «стоит, как государь, на высшей ступени величия». Его осторожность не может не пленить нас, иногда она кажется даже боязливостью и нерешительностью, но она подсказана благоразумием, благодаря ей «творение» его приобрело надлежащую прочность, устойчивость и пережило его самого. Он оставил после себя «государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления». Он создал нынешнюю Россию. Д.И. Иловайский: «Он представляется нам основателем того истинно государственного строя, которому отныне подчинилась вся Русская земля и которым она обязана своим последующим величием. Суровый, деспотичный, крайне осторожный и вообще мало привлекательный характер этого первого московского царя, сложившийся еще под тяжелыми впечатлениями потерявших смысл княжеских междоусобиц и постыдного варварского ига, не может умалить его необычайный государственный ум и великие заслуги в глазах историка. И если от Владимира Святого до Петра I кто из русских государей достоин наименования Великого, то это именно он». С.М. Соловьев: «Он вступил на Московский престол, когда дело собирания Северо-Восточной Руси могло почитаться уже оконченным, нужен был последний, уже легкий удар... Пользуясь полученными от предков средствами, счастливым положением своим относительно соседних государств, он доканчивает старое и вместе с тем необходимо начинает новое. Это новое не есть следствие его одной деятельности; но ему принадлежит почетное место среди собирателей Русской земли, среди образователей Московского государства; ему принадлежит честь за то, что он умел пользоваться своими средствами и счастливыми обстоятельствами, в которых находился во все продолжение жизни. При пользовании своими средствами и своим положением он явился истым потомком Всеволода III и Калиты, истым князем северной Руси: расчетливость, медлительность, осторожность, сильное отвращение от мер решительных, которыми было можно много выиграть, но и потерять, и при этом стойкость в доведении до конца раз начатого, хладнокровие — вот отличительные черты его деятельности ».
-
1.Сравните эти оценки и выделите главную идею каждой из них. 2.Какая из позиций вам представляется более достоверной и обоснованной, соответствующей историческим реалиям? 3.Чем можно объяснить различие оценок? 4.Какие из заслуг Ивана III вы поставили бы на первое место и почему? 5.Какими вам представляются личность Ивана III, его характер, образ? Что привлекает и что отталкивает вас в нем?
-
ПарфенийУродивый
-
В.М. Васнецов Царь Иван Грозный 1897
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Клавдий Лебедев «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла постричь его в монахи» 1898
-
-
-
-
-
-
Взятие Нарвы Иваном Грозным. Б. А. Чориков, 1836
-
Ливо́нскаявойна́ (1558-1583) — участники: Ливонская конфедерация, Русское царство, Великое княжество Литовское, Шведское и Датское королевства. Война началась с нападения Русского царства на Ливонию в январе 1558 года. На первом этапе войны русские войска достигли значительных успехов, завоевав Нарву, Дерпт и целый ряд других городов и замков. В 1561 году по Виленским договорам Ливонская конфедерация была ликвидирована, часть её территории преобразовывалась в вассальное по отношению к Великому княжеству Литовскому герцогство Курляндия и Семигалия, другая же непосредственно вошла в состав Великого княжества Литовского. С этого времени война приобрела в основном характер противостояния Русского царства и Великого княжества Литовского и велась преимущественно на территории последнего. В 1563 году русским войском был взят Полоцк, но развить успех не удалось. В 1569 году Великое княжество Литовское объединилось с Королевством Польским в единую Речь Посполитую. Вслед за неудачной осадой Ревеля русскими войсками (1577) войска Речи Посполитой вернули Полоцк и неудачно осаждали Псков. Шведы взяли Нарву и безуспешно осаждали Орешек. Война закончилась подписанием Ям-Запольского (1582 год) и Плюсского (1583 год) перемирий. Россия лишалась всех завоеваний, сделанных в результате войны, а также земель на границе с Речью Посполитой и приморских балтийских городов (Копорья, Яма, Ивангорода). Территория бывшей Ливонской конфедерации оказалась разделена между Речью Посполитой, Швецией и Данией.
-
-
Взятие войсками Ивана Грозного ливонской крепости Кокенгаузен. Художник П. Соколов-Скаля. 1942 г.
-
Суриков Покорение Сибири Ярмаком1895 г.
-
1581—1585 — Сибирский поход Ермака. 1586 — Василий Сукин основал Тюмень (первый русский город в Сибири), на месте бывшей столицы Сибирского ханства 1587 — основан Тобольск на Иртыше, ставший впоследствии «столицей Сибири» 1593 — основан Берёзов 1594 — основан Сургут 1595 — основан Обдорск 1596 — завоевание Пегой Орды.
-
-
-
-
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ выполнения задания исторического сочинения (портрет исторического деятеля): анализ деятельности исторической личности. Формулировка этого задания представляет собой своеобразный план, который является основой для ответа экзаменуемого: «Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений». Проверка задания осуществляется по трем критериям: К1 ,-указание времени жизни исторического деятеля, К2 — характеристика основных направлений деятельности, КЗ — указание результатов деятельности. Максимальный балл по критерию К1—1, по критерию К2-3, по критерию КЗ-2. Полное правильное выполнение задания Сб оценивается 6 баллами.
-
При оценивании выполнения задания по первому критерию (К1) учитывается, что ответ может быть признан верным в том случае, если указаны годы жизни с точностью до части века или до десятилетий (например, «первая половина XIX в.», «30-80-е гг. XVI в.»). Указание точных лет жизни от выпускников не требуется. Ошибка выпускника в определении одной из хронологических рамок не повлияет на оценку. Возможны также ситуации, когда время жизни исторического деятеля в явном виде не указано. Если при этом выпускником правильно приведены даты событий, связанных с выбранным деятелем, что свидетельствует о знании его времени жизни, то такой ответ засчитывается по данному критерию как правильный. Также возможна ситуация, когда вместо лет жизни выпускник указал годы (или период) правления, активной государственной (военной и т. п.) деятельности. Если эти даты указаны верно, то такой ответ также должен быть засчитан как правильный по критерию К1 (например, А.Х. Бенкендорф — время активной деятельности 1820-1840-е гг. при Николае I; для правителей будет достаточно указать период правления).
-
По второму критерию (К2) оцениваются формулировка и характеристика основных направлений деятельности. В первую очередь следует обратить внимание на формулировку основных направлений деятельности, которые в дальнейшем будут характеризоваться. Эти направления могут быть сформулированы с различной степенью детализации. Например, речь может идти как о внутренней и внешней политике, так и о реформах государственного управления, реформах просвещения, крестьянской реформе, дипломатии, войнах. В ответе экзаменуемого с невысоким уровнем подготовки направления деятельности могут быть не сформулированы в явном виде, но приведены факты, показаны связи событий, относящихся к одному или нескольким направлениям деятельности. Эта ситуация предусмотрена критериями оценивания. В зависимости от того, какого исторического деятеля выбрал выпускник, количество направлений деятельности, достаточных для её характеристики, может быть различным, но всегда не менее двух. Ответ, в котором дана характеристика только одного направления деятельности, также предусмотрен критериями оценивания.
-
При оценивании выполнения задания по третьему критерию (КЗ) учитываются результаты деятельности по направлениям. Под характеристикой результатов деятельности понимаются изложение итогов и (или) раскрытие исторического значения направлений деятельности личности для определённой эпохи, истории страны в целом. Выпускник может выделить характеристику результатов как отдельную часть ответа, а может раскрыть результаты при характеристике направлений деятельности. Задача проверки в данном случае — увидеть в работе характеристику результатов (отличить от характеристики деятельности) и верно её оценить.
-
Поскольку задание предполагает ответ в свободной форме, то следует помнить, что основой любого научного сочинения является логическая пара «тезис-аргументы», то есть когда формулируется не только идея, но и приводятся аргументы в ее защиту. Один аргумент — это всего лишь отдельный пример, иллюстрация. Тезис может быть признан обоснованным, когда приведены несколько аргументов. Крайне желательно в качестве доказательств использовать конкретные факты, а не только авторитетное мнение (особенно оценочного характера). Таким образом, историческое сочинение приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли): • вступление • основная часть: тезис, аргументы; тезис, аргументы; тезис, аргументы и т.д. • заключение
-
Например, при характеристике Екатерины II можно указать, что одним из направлений ее деятельности был крестьянский вопрос. Екатерина II не раз осуждала жестокость крепостного права. Она провела конкурс Вольного экономического общества по вопросу о том, следует ли крестьянам владеть недвижимым имуществом, поставила вопрос о положении крестьян перед Уложенной комиссией, подготовила Жалованную грамоту государственным крестьянам, однако не опубликовала ее. На практике в ее царствование положение крестьян стало еще более тяжелым, крепостное право было распространено на Украину. Ряд историков полагают, что Екатерина желала облегчить положение крестьян, но не решилась на это, боясь сопротивления дворянства, другие считают, что ее рассуждения о пагубности крепостного права были лицемерием. В любом случае оцениваться будут не мнения историков или выпускника, а их доказательность, т.е. факты и аргументы.
-
Если, допустим, при характеристике Ивана IV высказывается тезис, что он «укрепил самодержавие» или «ослабил свою власть», то для признания подобных утверждений в качестве результатов деятельности в ответе должны быть обязательно приведены аргументы (факты, направления, события, достижения и пр.). Для получения максимального балла выпускник должен отметить как отмену кормлений, создание Приказов, военную реформу, передачу местного управления в руки выборных лиц — для периода Избранной рады, так и массовые казни служилых людей, подчинение церкви государственной власти в результате действий митрополита Филиппа, ликвидацию Старицкого удела, освобождение государя от необходимости «советоваться» с боярами и митрополитом — в результате опричнины, тем самым указав на противоречивость результатов деятельности Ивана IV на разных этапах его царствования.
-
Объём исторического сочинения зависит от особенностей исторической личности, а не от каких-либо шаблонов. Целесообразно выбирать историческую личность, при раскрытии деятельности которой выпускник сможет лучше проявить свои знания, эрудицию, творческие способности.
-
При характеристике исторического деятеля можно использовать следующий алгоритм: 1) определить время деятельности исторической личности (примерные хронологические рамки; время правления; правители, при которых протекала его деятельность и т.д.); 2) кратко охарактеризовать социальное происхождение (исторические условия, эпоха, в которых формировались характер, взгляды; влияние среды или обстоятельств жизни на формирование личности); 3) выделить цели, задачи и особенности деятельности, представительство интересов социальных групп; 4) определить личные качества и степень их влияния на деятельность исторической личности; 5) назвать основные направления деятельности (проблемы, события, достижения и т.п., возможно, по сферам общественной жизни); 6) раскрыть и оценить средства, способы, методы, формы, которые использовались для достижения целей, соответствие их требованиям времени для осуществления поставленных задач на каждом направлении (конкретные факты). Если необходимо, то показать связи и противоречия личности — в деятельности, между его целями и средствами их достижения, с другими людьми; 7) привести основные итоги и результаты деятельности на каждом направлении (в социальной, экономической, духовной, политической сферах); причины успеха (неудач); 8) оценить роль и значение в истории (влияние исторической личности и ее деятельности на дальнейший ход событий). Неплохо дать обобщенную характеристику перечисленным результатам (по значимости этих результатов для страны, народа); указать альтернативные оценки данного исторического деятеля, существующие в исторической науке; выразить свое отношение к результатам деятельности этой исторической личности (восхищение его деятельностью или неодобрение каких-то его поступков; возможна оценка с точки зрения общественного блага, позиций гуманизма или понимания прогресса).
-
Самые ответственные части работы — вступление и заключение. Вступление фокусирует в себе хронологические рамки активной деятельности исторической личности, концентрированно указывает на ее характеристики (положение деятеля, ключевые направления и результаты). Заключением должна стать наиболее яркая мысль, подытоживающая, резюмирующая все рассуждения, выделенные направления, приведенные факты, события, аргументы, результаты деятельности. Например, если характеризуется М. М. Сперанский, то в черновике может быть зафиксирована следующая информация: 1) активная деятельность при Александре I — примерно с 1807 по 1812 гг.; при Николае I во второй половине 1820-х — 1830-х гг. руководил кодификацией Основных государственных законов Российской империи. 2) Основные направления деятельности: а) разработка либеральных реформ системы государственной власти (идея предоставить России конституцию с сохранением самодержавия; разделение властей; выборность распорядительных и исполнительных органов власти и т. д.); б) ослабление роли придворной знати и усиление требований к чиновничеству; в) попытка разработки реформы по изменению сословной структуры России; г) кодификация законодательства (работа во II отделении СЕИВК). 3) Основные результаты деятельности: а) принятие указов о придворных званиях и экзаменов на чин; б) создание Государственного совета (1810 г.); в) опубликование «Полного собрания законов Российской империи» и «Свода законов». 4) Вывод — огромная роль в выработке либерального проекта реформ в первый период царствования Александра I, который, однако, не был реализован в своих основных положениях.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.