Содержание
-
Бенедикт Спиноза
Выполнила: Лощинина Александра
Группа: ЭФ-14
Факультет: ЭиФ
-
- Бенедикт Спиноза (рожд. Барух Спиноза, 24 ноября 1632 года, Амстердам — 21 февраля 1677 года, Гаага) — нидерландский философ-рационалист, натуралист, противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма.
- Один из главных представителей философии Нового времени.
-
- Основные идеи философии Спинозы изложены в его главном и основном труде «Этика»
- Также можно отметить его труды «О боге и человеке и его счастье».
- «Теолого-политический трактат».
- «Трактат о совершенствовании разума».
-
- Свою философскую деятельность Спиноза начал как пламенный последователь Декарта, читал лекции по философии картезианства.
- Впоследствии в философии Спинозы от Декарта остался только рациональный подход к решению всех философских проблем.
- Философ считал, что только с позиций разума и средствами разума можно подходить к поисками Истины и находить ее.
- Во всех других аспектах своего философского мышления Спиноза расходился с Декартом и подверг резкой критике взгляды своего бывшего кумира.
-
- Геометрический стиль мышления выше всего.
- В этом отношении он разделял взгляды Томаса Гоббса, но более последовательно и с большим успехом применял геометрические методы исследования и изложения материала в своих философских произведениях.
- Результаты своих философских исследований Спиноза изложил в виде геометрических Аксиом, Лемм и Теорем, - способом четких логических определений и доказательств.
- Своей логической безупречностью Спиноза до сих пор привлекает к себе сторонников среди великих ученых. Даже гениальный Альберт Эйнштейн не стыдился называть себя учеником Спинозы в проблемах философии.
-
Мони́зм— философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания.
-
Учение о единой субстанции:
• не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотворенными им другими Субстанциями;
• существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;
• данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога;
• природа и Бог — едины;
-
• не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой;
• Бог внутри Природы;
• только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является "миром творящим" и создает "мир сотворенный" — единичные вещи;
• единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями — "модусами" единой субстанции — Природы-Бога;
-
Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами:
- самостоятельна и независима от кого-либо;
- имеет внутреннюю причину самой себя;
- обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых — мышление и протяжение;
- бесконечна в пространстве и времени;
- вечна (не сотворимаи неуничтожима);
- неподвижна.
-
Схема теории субстанций Спинозы
-
Три ступени познания
- "познание в чистом виде", которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин, — высший вид познания;
- полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций), - второй уровень, менее истинный;
- чувственное отражение окружающего мира согласно Спинозе - полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания
-
Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы
- детерминизма (обусловленности всего в природе);
- соотношения свободы и необходимости.
-
Исследуя их, философ пришел к следующим выводам:
• свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно целое;
• Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости;
• модусы (проявления субстанции - единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости;
-
• модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в "тисках" необходимости;
• желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим течением и вынужден мириться с необходимостью (является "духовным автоматом", по выражению Спинозы);
• путь к свободе — это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю;
• свобода — это познанная необходимость.
-
Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо:
- максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) — внешней причины всего сущего;
- освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.) — так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости.
-
По этим причинам девиз Спинозы: "Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать".
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.