Содержание
-
Философия Эпохи Просвещения
-
Эпоха Просвещения – интеллектуальное и духовное движение конца XVII- начала XIXвв. вЕвропе и Северной Америке
ПРОСВЕЩЕНИЕ зародилось в Англии в конце XVII в. В сочинениях его основателя Дж. Локка Основные понятия: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор»
-
Отличительные черты Французского Просвещения:
четко выраженная антиклерикальная направленность, доходящая до антитеологической, богоборческой и атеистической; неразрывная связь философских систем с достижениями естествознания; гуманистическая ориентация с доминированием проблем общества и государства; социально-критическая направленность на изменение действительности в интересах прогресса и «улучшения гражданского общества»
-
Начало эпохи связывают с 1718 г., когда в Париже была осуществлена первая постановка трагедии «Эдип» Франсуа Мари Аруэ Вольтера(1694-1778)
романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения Основные труды: Философские письма», «Философский словарь», а также «Театр Вольтера», содержащий более 50 пьес
-
Основные идеи:
Сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять»; Как деист отождествляет Бога и разум. Существование Бога – факт разума, а не веры; Предлагает в обществе свободу вероисповеданияи сосуществование различных религиозных конфессий; Совмещал эмпиризм и рационализм, отдавая предпочтение эмпиризму; Ввел понятие «философия истории»
-
Выступал сторонником просвещенной монархии. «Добрый король есть лучший подарок для людей» Стоит только просвещенному монарху пожелать, как в обществе будут господствовать свобода, равенство и собственность
-
Деизм – направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, однако отвергали его какое-либо последующее влияние на окружающий мир и человека
Основные представители деизма: Вольтер; Монтескье Руссо Кондильяк
-
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – философ, писатель, юрист, ученый
В работе «О духе закона» анализирует основные формы правления; Критик и противник абсолютной монархии. Считал, что республика возможна только для небольших территорий; Автор теории влияния географической среды на общество; Один из сторонников «Теории разделения властей» Сторонник защиты гражданских свобод
-
Основные идеи:
Свободаможет быть обеспечена только законами: «Свобода есть право проделывать все, что позволительно законами»; Идея о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную. Ни одна из ветвей власти не может подменять другую. Соединение властей в одном лице ведет к злоупотреблениям и даже к деспотизму
-
отвергал идею бессмертия души; считал, что история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения; пытался объяснить законы и политическую жизнь различных стран и народов, исходя из их природных и исторических условий – географический детерминизм; выступал за верховенство закона; исследовал расцвет и упадок римского государства
-
Жан Жак Руссо (1712-1778) – основное внимание уделял социально-политической философии Основные труды: «Эмиль, или о воспитании», «Об общественном договоре», «Исповедь»
Видел в Боге мировую волю и мировой разум; Выступал против религии, предлагал заменить ее на «гражданскую религию»; Считал, что материя не сотворима и объективно существует всегда
-
Основные идеи:
Человек рожден свободным, а между тем «везде он в оковах»; Главная причина неравенства – в частной собственности; Отстаивал идею социального эгалитаризма; Пытался доказать, что с прогрессом культуры идет падение нравственности
-
Дени Дидрописатель, философ, просветитель и драматург, автор «Энциклопедии или толкового словаря наук, искусств и ремесел»
был МАТЕРИАЛИСТОМ; Отрицал ДУАЛИСТИЧЕСКОЕ учение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления — лишь результат движения её частиц
-
Основные идеи:
По своим политическим воззрениям Дидро был сторонником теории просвещенного абсолютизма; Подобно Вольтеру он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах», и считал идеальным государственным строем монархию
-
Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в.
Атеизм – направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию Механистический материализм был характерен французским просветителям - Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвецию. Они рассматривали Вселенную как закономерную, взаимосвязанную необходимую цепь причин и следствий, где не может быть места случайности
-
Ж. Ламетрии Дени Дидро как яркие представители атеистического материализма
-
Особенности атеистическо-материалистического направления:
четко выделили «линию Демокрита» и «линию Платона»; освободили философию и науку от многих религиозных предрассудков; дали реалистическое определение субстанции как материи; выдвинули идею о сознании как свойстве материи отражать саму себя; подвергли критике доопытное, сверхчувственное знание; утверждали, что в основе познания лежат чувственные ощущения; обратили внимание на движение как на свойство материи; идеологически подготовили Великую Французскую революцию
-
Основные положения социалистическо-утопического направления:
Основными представителями направления были: Габриэль Мабли, Франсуа Бабеф, Клод Сен-Симон, Франсуа Фурье. Критиковали существующий общественно-экономический и политический строй; Предложили проект нового общества и государства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая как всеобщее равенство
-
Представитель философии Французского Просвещения:
А) Б. Спиноза, Б) Т. Кампанелла, В) Ж.-Ж. Руссо, Г) Г. Лейбниц
-
Сущность деизма состоит в:
А) Сведении роли Бога к творению материи и первотолчку Б) Утверждении о наличии у Бога двух ипостасей В) Растворению Бога в природе Г) Признании постоянного вмешательства Бога в процессы, происходящие в человеческом обществе
-
Идея правового государства включает в себя положение о:
А) Приоритете общечеловеческих ценностей Б) Пагубности частной собственности В) Недопустимости эксплуатации человека человеком Г) Разделении властей
-
Дэвид Юм (1711-1776)
Представитель шотландского Просвещения - В своей философии комбинирует скептицизм, субъективизм и психологизм Объединяет идеи британского Просвещения Основоположник «моральной философии» Один из первых критикует понятие «естественной религии»
-
Как звучит основной вопрос философии Юма?
А) Что я способен знать? Б) Существует ли Бог? В) Что такое эстетическое познание? Г) Кто такой человек?
-
Что есть, по Юму, мысленные образы?
А) Умственные представления Б) Вещи объективного мира В) Интуитивные представления
-
Концепции общественного договора
Социально-экономическая и политическая теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми Распространяются в Европе 17-18 вв. под влиянием идей антропологизма, индивидуализма, натурализма и естественного права
-
Гуго ГроцийТомас Гоббс(1583-1645)(1588-1679)
Возникновение общества В естественном состоянии под началом государства - «человек человеку – проявление человеческой волк», при переходе в природы, в которой заложено общественное состояние стремление к самосохранению действует формула и разумному человеческому «Человек человеку – общению Бог»
-
Джон ЛоккЖан-Жак Руссо (1632-1704)(1712-1778)
В естественном состоянии неотчуждаемые права людей не защищены; в гражданском состоянии государство защищает права граждан, используя, в том числе, принцип разделения властей Заключение общественного договора обеспечивает мир в государстве, который, однако, не прочен, пока существует общественное неравенство
-
Кто из перечисленных философов считал, что в естественном состоянии «человек человеку – волк»?
А) Гроций Б) Гоббс В) Локк Г) Руссо
-
Согласно теории Руссо главной проблемой общества, созданного в результате договора людей, является:
А) Бедность Б) Неравенство В) Авторитарность
-
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
-
Представители немецкой классической философии:
Иммануил Кант (1724-1804) Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
-
Характерные особенности немецкой классической философии:
1. Объективный идеализм. Объективный идеализм предполагает первичность духовного, идеального начала перед материальным. Кроме того, признается объективность существующего мира по отношению к нашим чувствам и представлениям; 2. Гносеологическая направленность (И. Кант). Ориентация на решение в первую очередь проблем познания. Определение границ и возможностей рационального познания; 3. Системность (Гегель). Охват философией множества проблем на основе целостного единства принципов
-
Иммануил Кант (1724-1804) - основатель немецкой классической философии
Главный труд - «Критика чистого разума». Первое издание 1781 г. Два периода философского творчества: 1. «Докритический»; труд «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) – выдвинул небулярную гипотезу происхождения звезд и планет вселенной (из газообразных облаков) 2. «Критический»; основные труды: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788)
-
Процесс познания по И. Канту
Главное условия опытного познания – это априорное (доопытное) знание времени и пространства Время и пространство – это чистые, бессодержательные формы, в которых чувственными ощущениями воспринимается реальный мир
-
Ступени познания
Осуществляет синтез ощущений – рассудок; Рассудок – это мыслящая синтезирующая способность разума; Чувственные ощущения обобщаются рассудком в понятия на основе собственных чистых априорных форм, которые Кант называет категориями
-
Категории – это формы мышления
1) категории количества(единство (мера), множественность (величина), целокупность (целое); 2) категории качества(реальность, отрицание, ограничение); 3) категории отношения(субстанция, причина, взаимодействие); 4) категории модальности(возможность, существование, необходимость) Опираясь на эти категориальные позициирассудок соединяет результаты ощущений в единое целое
-
Роль Разума
-Разумсоставляет принципиальное основание деятельности рассудка; - Разум создает себе идеи и идеалы как знание целого, которое предшествует познанию (знанию) частей; - Идеалы разума дают смысл всему тому, с чем сталкивается в процессе познания человек
-
Сверхопытные понятия, которыми оперирует разум называются трансцендентальные идеи
-
Необходимо отличать предмет как явление и как предмет сам по себе (вещь-в-себе) Явление – это та часть предмета, которая уловлена сознанием субъекта познания, но это не есть предмет целиком в своей целостности
-
Феноменальный мир - это мир нашего сознания Трансцендентный мир – это та часть мира, которая не схватывается нашим сознанием и не может быть выявлена опытным путем Этомир запредельный нашему опыту, мир вещей-в-себе, которые мы можем только мыслить, что он есть (ноуменальный мир)
-
Антиномии – это когда одновременно и логически успешно доказываются два противоречащих суждения Такое положение возможно тогда, когда нет подтверждающего опытного знания
-
«Вечен ли мир, или он имеет начало; наполнено ли мировое пространство существами на бесконечном протяжении или оно заключено в определенные границы; есть ли где-нибудь в мире нечто простое или же все должно делиться до бесконечности; возникает ли и создается ли что-то свободно или же все связано цепью естественного порядка; наконец, существует ли совершенно безусловная и сама по себе необходимая сущность или существование всего обусловлено и, стало быть, все зависимо от чего-то внешнего и носит случайные характер»
-
Признание принципиальной непознаваемости мира называется агностицизмом Познаваемыми могут быть явления, а не вещи в себе
-
Этические взгляды И. Канта: Разум в своем практическом применении устанавливает нравственный закон Категорический императив – универсальное (нравственное) правило для оценки человеческих действий
-
«Я всегда должен поступать только так, чтобы я также мог желать превращения моей максимы во всеобщий закон». «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» Поступай так, «чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как средству»
-
-
Пространство и время по И. Канту являются:
А) априорными формами сознания; Б) атрибуты материи; В) объективная реальность
-
Согласно И. Канту познание чистого разума
А) не имеет границ; Б) возможно в границах только опыта; В) требует универсального нравственного правила
-
Георг Гегель
-
Основные работы:
1. «Феноменология духа» (1807) 2. «Наука логики» (1812-1816) 3. «Энциклопедия философских наук» (1817) 4. «Философия права» (1821)
-
Цели философии:
Защита и упрочение позиций классической культуры; Уменьшение влияния романтического иррационализма и индивидуализма; Соединение рационализма и диалектики
-
Структура философии Гегеля
ОБЪЕКТИВНЫЙ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ ПАНТЕИЗМ ПАНЛОГИЗМ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ОПТИМИЗМ
-
Абсолютный идеализм
Основные идеи философии Г. Гегеля: Тождество субстанции и субъекта; Действительность как процесс саморазвития Структура абсолютной реальности (система Гегеля) Логика (дух «в себе») Природа (инобытие духа) Дух («в себе и для себя»)
-
Диалектика (метод Гегеля)
Соотношение между системой и методом: Противоречие между системой и методом Панлогизм Гегеля и классический рационализм Принцип и законы диалектики: Единство противоположностей Переход количественных изменений в качественные Отрицание отрицания
-
Категории диалектики
Бытие, небытие, количество, качество, мера, всеобщее, особенное, единичное, форма, содержание, необходимость, случайность, явление, сущность, субъект, объект; Философские категории лежат в основе всех наук; Диалектика– универсальная методология познания
-
Разум господствует в мире
История - самораскрытие мирового духа, как прогрессивное движение человечества к осознанию свободы: «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы, который мы должны познать в его необходимости» Критерий прогресса 3 мира (восточный, античный, германский)
-
Абсолютная идея -
чистое мышление, объективно существующее в мире, как субъект и объект одновременно, как безусловная и конкретная всеобщность, как мировой разум; Кроме Абсолютной идеи и ее форм другой реальности и бытия не существует. Такой подход к пониманию объективного мира может быть назван тождеством мышления и бытия
-
Три уровня логического мышления
1. Абстрактное рассудочное - негибкое, предметы, их свойства жестко разграничены,оно характерно для «прежней метафизики»; 2. Отрицательно-разумное– «негативная диалектика», разум отказывается от рассудка и производит голое отрицание, скепсис; 3. Положительно-разумное (спекулятивное)– положительная диалектика, позволяющая разуму, опирающемуся на рассудок, приходить к положительному результату, устанавливая единство в многообразии
-
СФЕРЫ РАЗВИТИЯ АБСОЛЮТНОЙ ИДЕИ
-
Совершенные формы развития
В истории – германский мир; В обществе – буржуазное гражданское общество; В государственном устройстве – конституционная монархия с сословным представительством; В религии – протестантизм; В философии – гегелевский тип философствования
-
Это понятие, по Гегелю, «саморазвивается»
А) Нус Б) Абсолютная идея В) Логос Г) Вещь в себе
-
Назовите один из законов диалектики по Гегелю
А) В одну и ту же реку нельзя войти дважды Б) Отрицание отрицания В) Развитие – есть движение к цели
-
ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ
Главное направление философии – критика немецкого идеализма и обоснование материализма Основные труды: «К критике гегелевской философии» (1839) «Сущность христианства» (1841) «Основные положения философии будущего» (1843) «Сущность религии» (1845) (1804 -1872)
-
Основные черты материализма Людвига Фейербаха
полный разрыв с религией (атеизм) попытка объяснения Бога с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы материалистическое объяснение проблем мира и человека убеждение в познаваемости мира большой интерес к социально-политическим вопросам
-
Л. ФЕЙЕРБАХ подверг критике идеалистическую философиюГ. ГЕГЕЛЯ
отвергал идею тождества бытия и мышления; отрицал наличие Абсолютной идеи; не признавал единство философии и религии; отверг диалектику
-
В вопросах познания Л. ФЕЙЕРБАХ выступает как оппонент И. КАНТА
Согласно Л.Фейербахуокружающий мир познаваем Познавательные возможности человека безграничны Идея о постепенном увеличении познавательных способностей разума выражена словами: «То, что не познаем мы, познают наши потомки» Основу познания составляют субъективные чувственные ощущения, осознаваемые разумом, в основе которых лежит объективная реальность
-
Социально-политические взгляды Людвига ФЕЙЕРБАХА
Человек – уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями Полная реализация человеком своего «Я» возможна только во взаимодействии с «ТЫ» (человек может жить только в обществе) Основа связи между людьми в обществе и его стержень – РЕЛИГИЯ, но она должна быть основана не на вере в Бога, а на иных принципах Традиционную религию (христианство, мусульманство и т.д.) надо отбросить На ее место должна стать РЕЛИГИЯ ЛЮБВИлюдей друг к другу и особенно ВНУТРИ СЕМЬИ Смысл жизни человека – стремление к счастью
-
-
В чем заключается ошибка Фейербаха относительно философии Гегеля?
А) Фейербах отвергает диалектику Б) Фейербах отвергает идею тождества бытия и мышления В) Фейербах считает абсолютную идею выдумкой Гегеля
-
Продолжите мысль Фейербаха: «То, что не познАем мы…
А) не познАет никто Б) познАют наши потомки В) не стоит познавательных усилий
-
Семинар «Смысл жизни»
1. Что такое смысл жизни? Что может входить в это понимание? 2. Идеалы смысла жизни: религиозный идеал; атеистический идеал. 3. Смысл жизни в русской философии. 4. Смысл жизни в восточной философии: - буддизм, - индуизм, - китайская философия 5. Смысл жизни в западной философии
-
Ряд высказываний о смысле жизни:
Смысл жизни – в получении максимума удовольствия… Смысл жизни – в достижении максимума счастья… Смысл жизни – в подготовке к жизни в потустороннем мире… Смысл жизни – в обеспечении условий своего существования… Смысл жизни – в служении людям… Понятие смысла по отношению к жизни человека неприменимо: «Абсурдно, что мы рождаемся, абсурдно, что мы умираем»
-
-Как называются, в чем суть и аргументация этих концепций? - Какие недостатки и достоинства этих концепций Вы обнаруживаете? - Какой концепции Вы придерживаетесь?
-
Литература:
Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994. Франк С.Л. Смысл жизни // Духовные основы общества. М., 1992 Трубников Н.Н. О смысле жизни и смерти. М., 1996 Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М. 1984 Малахов В.А. Смысл жизни и нравственное отношение человека к миру. М. 1986 Фролов И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. М., 1985 А. Камю. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде Книга Премудрости Соломона. Книга Экклезиаста
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.