Презентация на тему "Быт коренных жителей Алтая"

Включить эффекты
1 из 22
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.7
3 оценки

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Быт коренных жителей Алтая" по истории. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

  • Быт коренных жителей Алтая
    Слайд 1

    Быт коренных жителей Алтая

    МОУ СОШ № 25 Кабинет Технологии Бийск, 2009

  • Слайд 2

    Содержание

    Коренные жители Алтая. Состав населения Республики Алтай. Жилище. Предметы домашнего обихода. Ремесла. Промыслы. Земледелие. Скотоводство. «Кан- Алтай» Литература.

  • Слайд 3

    Алтайцы

    Алтайцы - коренной народ, населяющий горы и предгорья географического Алтая. С середины 19-го века в связи с переходом от кочевого образа жизни к оседлости алтайцы (джунгары после распада Джунгарского государства в Центральной Азии в 18 веке) до начала 20-го века делились на ряд племенных и территориальных групп. В настоящее время алтайцы делятся на малочисленные народности: алтайцы, телеуты, шорцы, тубалары, теленгиты, урянхайцы и проживают в Республике Алтай, Алтайском крае, Кемеровской области Российской Федерации, Западной Монголии, Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая.

  • Слайд 4

    Состав населения Республики Алтай

    Национальный и этнический состав населения Республики весьма разнообразен. По данным последней переписи население русской национальности составило 63%; алтайской - 31%; казахской - 5,6%.Остальные национальности немногочисленны. Русское население проживает в основном в северных районах Майминском, Турочакском, Шебалинском, Усть-Коксинском и г. Горно-Алтайске.Алтайцы преобладают в Улаганском, Усть-Канском, Онгудайском районах. Казахи (83%) проживают в Кош-Агачском районе.

  • Слайд 5

    Кумандинцы Кумандинцы - это этническая группа северных алтайцев, проживающих компактно в Солтонском, Красногорском районах и городе Бийске Алтайского края; Турачакском районе и городе Горно-Алтайске Республики Алтай. Алтайский край и северная часть Республики Алтай являются исторической родиной народа. Телеуты Численность – около 2594 человека. Язык – тюркская ветвь алтайской семьи языков. Расселение – Кемеровская область, Алтайский край, Республика Алтай. Живут в южной Сибири. Самоназвание – теленгеттер, пайаттар, тадарлар. Письменность – на русской графической основе. Древнейшие предки телеутов – древнетюркские племена теле, расселившиеся в Центральной Азии, впервые упоминаются в литературных источниках в 1601 г. Их тогда называли "белыми калмыками".

  • Слайд 6

    Жилище алтайцев- юрта

    Корьевые - сначала заготавливаются жерди определенных размеров, кору лиственниц, иногда сосны, прутья для обруча. Для остова юрты использовались толстые и тонкие жерди и кора. Начинали покрывать юрту снизу и по кругу. Дверь всегда ориентирована на восток. Войлочные - состоят из 10-14 жердей, толстые концы которых располагаются по окружности, верхние концы сходились, перекрещиваясь в одной точке. Этот остов покрывается войлочными кошмами, обвязанными волосяными арканами. Цилиндрические юрты - состоят из 5-6 отдельных деревянных разборных частей - решетчатых звеньев деревянного круга, в который вкладывается крестовина, рамы, двери, створки, шестов и войлочных покрытий. Для приготовления одной юрты требуется шерсть не менее 50 овец. Бревенчатые многоугольные - строят пяти, шести, семи, восьмиугольными. Сруб складывается из бревен, рубленных в паз. Крыша такой юрты обычно двух видов: полусферическая и конусообразная.

  • Слайд 7

    Убранство юрты

  • Слайд 8

    Ворсовой ковер

  • Слайд 9

    Предметы домашнего обихода

    Предметы домашнего обихода, посуда для пищи и для ее хранения, трубки, лыжи, остовы седел - все было из самого разного материала. Это было дерево, кожа, береста, волосяные нитки, различные органы диких и домашних животных. Одним из элементов материальной культуры являются ложки: для жидкой пищи и различные ковши. Первые именуются кайяк, вторые хамыш. Выполнены из березы. Ложка кайяк вырезана из цельного куска дерева. Имеет традиционную яйцевидную форму черпательной части и тонкую прямую рукоять. Такая форма ложки была распространена и у сопредельных народностей. Ими пользовались алтайцы (алтай-кижи), шорцы, хакасы как при еде жидкой пищи, так и для снятия пенок

  • Слайд 10

    Посуда

    Глубокие круглые чашки аяк использовались для жидкой пищи и замешивания теста. Их изготавливали путем долбления из больших наростов (кап) на стволах лиственниц и берез. Особо ценился нарост на корне березы. Подобные предметы с различными вариантами известны в быту тувинцев, алтайцев, шорцев.

  • Слайд 11

    Кружки для чая такша — небольшие, круглой формы, глубокие, выдолблены из капа или дерева, с небольшой ручкой. По мнению В.П. Дьяконовой, такими кружками пользовались только тофы. Плиточный чай крошили в специальных деревянных корытцах-крошилках. Имеется два варианта крошилок. Первый представлен неглубоким корытцем прямоугольной формы с прямым дном и скошенными внутрь стенками. Узкие стороны корытца, украшенные геометрическим резным орнаментом, являлись ручками. Второй вариант представлен также неглубоким прямоугольной формы корытцем. Одна узкая сторона, украшенная прорезным орнаментом, являлась ручкой. Противоположная - завершена выступающим прямосрезанным мысом, при помощи которого накрошенный продукт ссыпали

  • Слайд 12

    Берестяная посуда

    Тофаларская берестяная посуда не блещет разнообразием форм. Небольшими коробочками томук (чумашек - заимствование у русских) квадратной формы с прямыми стенками пользовались для доения оленухи. В берестяных ведерках (со) конусовидной формы различной величины и туесах хранили жидкие и сыпучие продукты (молоко, ягоду, соль). Такая посуда изготавливалась из двух слоев бересты. Слои прошивались сухожильными нитками, дно — волосяными. Ведерки имели ручки, сплетенные из конских волос или пеньки.

  • Слайд 13

    Сумки

    В обиходе также были и сумки округлой формы, сплетенные из жильных ниток. Верхняя часть выполнена из неширокой замшевой полосы, к которой прикреплено несколько пар сыромятных ремешков и один непарный. По рассказам коренного населения, такую сумку использовали под выкопанные корни сараны. Сумку носили через плечо, держа за длинный ремень. Аналогичные плетеные сумки использовались в хозяйстве хакасами и тувинцами. Наиболее распространены были в конце XIX — начале XX в. мешки, сумки и сумочки различной величины и формы из кожи домашнего оленя и диких животных.

  • Слайд 14

    Ремесла

    Племена Алтая издревле знали различные приемы художественной обработки металлических изделий: литье, чеканку, гравировку, серебрение, листовую насечку и т.д. Деревообработка у алтайцев включает столярные и плотницкие ремесла. Умельцы изготавливали деревянную посуду, мебель, остовы юрт, седла. Их продукция была довольно разнообразной и нередко художественно Издавна алтайские мастера металлообработки производили металлическую посуду, предметы хозяйственного инвентаря, оружие, конское снаряжение, металлические части костюма, атрибуты шаманов, ювелирные украшения, огниво и многое другое. Алтай привлекал завоевателей именно по наличию сырья из металла, дань выплачивалась металлическими изделиями. Мастера металлообработки (темир ус) пользовались в народе огромным уважением. Считалось, что они могут противостоять натиску злых сил, в том числе козням шаманов. В основе технических приемов кузнеца была горячая и холодная ковка, твердая и мягкая закалка, варка, которые сложились в Южной Сибири в период с конца I тыс. до н.э. до начала I тыс. н.э. Свидетельством того, что на Алтае существовало развитое производство металлоизделий говорит то, что археологи до сих пор находят остатки железоплавильных производств (Куяхтанарские, Юс-Тытские железоплавильные печи, медеплавильные печи в Майминском районе и др.).Деревянные изделия из-за местных лесных запасов были широко распространены в быту. Они изготавливались с помощью несложных инструментов практически в каждом хозяйстве.

  • Слайд 15

    Украшение деревянного саркофага- кожа Грифон- войлочная аппликация Деревянное украшение конской сбруи Золотая бляшка- сцена терзания

  • Слайд 16

    Шорные мастера так же пользовались известностью и уважением в народе. В ходе работы над изделиями шорные мастера выполняли кройку, прошивку кожи, декоративную отделку теснением, вышивкой и аппликацией. Кожу использовали для шитья одежды, обуви, изготовления конской сбруи, плети, сумы и других изделий

  • Слайд 17

    Промыслы

    Основными типами промыслов алтайского населения остаются охота на пушных зверей – соболей, лисиц, белку, копытных зверей – косулю, лосей, маралов, а также собирательство – сбор кедровых орехов, лекарственных трав. Рыбу больше ловят в северных районах, чем в южных. Везде, где произрастают ягоды их сбор довольно развит. Весной собирают калбу (черемша), полевой лук, дикий чеснок, ревень и др.В Горном Алтае достигло значительных успехов пчеловодство, которое стало традиционным в последние двести лет. Занятие промыслами было характерно для всех групп населения Алтая. Если один вид промысел преобладал над другими, то второй существенно дополнял те виды хозяйственной деятельности, которые менее всего были развиты в силу тех или иных причин. Алтаец с древним ружьем

  • Слайд 18

    Земледелие

    Данные археологических раскопок показывают, что земледелие на Алтае было развито также в глубокой древности. Установлено наличие древних оросительных систем в различных районах Среднего и Южного Алтая: в степи Тетё – в Курайской степи, в долине реки Урсул между с. Курота и с. Шашикман, в долине реки Ильгумен – около сел Хабаровка, Купчегень, у сел Яломан в Онгудайском районе, сел Улаган, Балыктуюль, Язула, Балыкча в Улаганском районе и др. В некоторых селах как Балыкча, Яломан, Инегень до сих пор жители используют для орошения огородов древние арыки.Археологические находки говорят о том, что на Алтае земледелие имело широкое распространение. В курганах находят зернотерки, мотыги, ручные мельницы. В китайских хрониках имеются указания, что племена Южной Сибири занимались земледелием. Они распахивали свои поля с помощью лошадей. Пашут плугом, сеют хлеб, любят ловить рыбу, охотятся. Архаичные методы и приемы обработки пашни и уборки урожая не сохранились до наших дней, и они известны по исследованиям в области этнографии.

  • Слайд 19

    Скотоводство

    Основным занятием алтайцев было скотоводство. Разводили, главным образом, лошадей и овец. В верхних районах Алтая также разводили сарлыков и верблюдов. Прекрасные долины Алтая с богатыми пастбищами позволяли держать огромные стада домашних животных. В.В. Радлов в середине XIX века встретил в первый раз своего путешествия в Чуйской степи весьма обширные стада, видел табуны зайсана Мангдая и одной богатой наследницы калмычки, в каждом из которых было, несомненно, по несколько тысяч лошадей. В долине реки Урсула у богача Толоя имелось до шести тысяч лошадей. В хозяйстве алтайцев большую роль играла лошадь.

  • Слайд 20

    Культура кочевников Алтая, как духовная, так и материальная, также связана с конем. Поэтому в эпосе у скакуна дыханье как белый утренний туман, стрижет ушами синеву, литая грудь его крута, стена зубов его – бела, спина с макушки до хвоста – блестит, обширна и светла…В настоящее время, кроме разведения традиционных видов домашних животных, большое развитие получило разведение маралов и пятнистых оленей для получения из их рогов ценнейшего лекарственного сырья.

  • Слайд 21

    "Кан- Алтай"

    Когда посмотришь сверху,Треугольным кажется Кан Алтай,Когда посмотришь со стороны,Девятигранным кажется Кан Алтай.Если смотреть со ската горыКак расплетенная плетьХребты твои Кан Алтай!За тебя, славный наш Алтай,Многое множество крови пролито,Красные сосны твои окомолены,Не смотреть бы такое оголение.- Нашего стройного батюшки Алтая. Мультинское озеро. Катунский хребет.

  • Слайд 22

    Литература:

    Алтайцы. В.П. Дьяконова. Горно- Алтайск: Юч- Сумер, 2001 История культуры Алтая. Под редакцией В.Е.Фомина. Барнаул. Пикет. 1999 Красная книга ремесел. А.Радионов. Барнаул. Алтайское книжное издательство. 1990 Кумандинцы. Ф.Сатлаев. Горно- Алтайск. 1974 Народные мастера. Традиции, школы. Под редакцией М.А.Некрасовой. Москва. Изобразительное искусство. 1985 Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. Москва. 1983 www.turkolog.narod.ru

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке