Содержание
-
Муниципальное образовательное учереждение Творческая работа по истории Адыгеи на тему: "Материальная культура адыгов" Выполнили: Бондарев Константин Лапчук Сергей Максимов Влад "Средняя общеобразовательная школа №8" Проверил: Учитель истории Цыганков С.Б. Шунтук 2009 Оглавление: Поселения адыгов Жилища адыгов Внутреннее устройство и убранство адыгских жилищ Адыгская посуда Оружие адыгов Пища адыгов Адыгская одежда Прикладное искусcтво
-
Материальная культура адыгов Творческая работа по истории Адыгеи на тему:
-
Поселения адыгов Адыгские населенные пункты были сугубо сельского типа, городов у черкесов не было. Причинами отсутствия городов было следующее: 1) господство натурального хозяйства; 2)неразвитость ремесел и торговли (ремесла окончательно не отделились от сельского хозяйства и не было товарным, а неразвитость товарно-денежных отношений сдерживала развитие торговли) ; 3) особенности национального характера адыгов (сохранение кровнородственных уз, коллективизм , пренебрежение к опасности и т.д.); 4)феодальная раздробленность и др. но главным, конечно же, были экономические факторы. Поселения адыгов обычно располагались в удобных местах - там, где можно было эффективно вести свое хозяйство, и где можно было хорошо обороняться от врагов. В адыгских поселениях обычно не было крепостных стен, но встречались и такие аулы, где имелись укрепления. Постройки у адыгов были разнообразными и зависели от природных факторов и от состоятельности владельца усадьбы, а так же от некоторых местных традиций.
-
Жилища адыгов Адыги жили в турлучных домах, крытых соломой или камышом. Интериано писал, что "их (адыгов) дома построены из соломы, либо дерева" и далее "все они живут в хатах из тростника либо соломы, лишь немногие в деревянных". Такие же дома через двести лет после Интериано видел у адыгов и Эвлия Челеби во время своего путешествия в XVII веке. У племени жане дома крыты тростником и камышом, у крепости Кызыл-таш "находятся около восьмидесяти черкесских домов, построенных из камыша". У шегаков в пшуко (селении) "все пятьсот домов крыты камышом, обнесены плетнем, имеют по две двери - одну за другой. Все (дома) имеют неприступный, также обнесенный забором, двор". Описывая внутренность дома, Эвлия Челеби говорит, что "в зимние дни в домах жгут крупные дубовые дрова. Все мужчины в семье располагаются возле огня. У них есть дома, жаркие как баня. На постелях бедняков постлана (сухая) трава. Подушки сделаны из бараньих шкур. Дома, которые принадлежат мурзам (то есть богатым, Н. А.), в этой стране украшены чистыми циновками, войлоками и ткаными коврами. А для приезжих дома особые". Конечно, бедняки отдельных домов - кунацких иметь не могли. Жан де Люк (XVII в.) приводит более подробное описание конструкции турлучного дома у адыгов. Он пишет, что жилища "состоят из двух рядов кольев, воткнутых в землю, между которыми вплетены ветви, наполняют промежутки глиной и кроют их соломой; княжеские дома построены из того же материала, только просторнее и выше".
-
Внутреннее устройство и убранство адыгских жилищ Первоначально в адыгских домах существовала лишь одна комната, служившая сразу для многих целей. Но затем дом начали разгораживать на отдельные комнаты. Для каждого женатого сына хозяина устраивали отдельный небольшой дом состоящий из одной комнаты.
-
Адыгская посуда Посуда у адыгов изготовлена из дерева, металла, или была керамической. В то время широко были распространены разнообразные ножи, ложки, кувшины, горшки, тазы, чаны, плошки, блюдца, подносы, корзинки, поварешки, и т.п.
-
Оружие адыгов Основным наступательным оружием были носившиеся с левой стороны пояса, сабли и шашки («сэшхо»), а также кинжалы («камэ») и ножи, которые использовались в ближнем бою. Шашки были кривыми с длиной клинка в 1 метр и более. Луки у адыгов были очень прочные, деревянные, длиной около 1,3-1,4 м. Стрелы снабжались железным наконечником и хранились в колчане, который, как правило, носился с правой стороны, подвешиваясь к поясу ремнями. Кроме вышеперечисленного наступательного оружия у адыгов было и оборонительное, защитное вооружение: щиты, кольчуги, шлемы, налокотники, некоторые другие защитные приспособления. Ружье по-адыгски называлось «шхонч» и первоначально было довольно длинным и лишь позднее длина ствола стала укорачиваться.
-
Адыгская одежда Адыги одевали на тело рубашку (>), застегивающеюся на груди ,поверх нее - бешмет (кэптан) - кафтан, часто обшитый галуном. Бешмет был несколько короче черкески - верхнего кафтана -шился на подкладке, со стоячим воротником и длинными рукавами. Бешмет застегивался от шеи до талии на ряд частых пуговиц. Черкеска, которая по-адыгски называлась>, доходила до колен и шилась в талию с цельной спинкой, передним и вставным боками, без подкладки, с широкими длинными рукавами , покрывающими руки. Воротника у черкески не было, она открывала часть груди. На талии черкеска застегивалась, довольно туго, на ряд маленьких пуговиц, и подпоясывалась узким кожаным ремнем, украшенным застежками. На груди находились газыри - продолговатые трубочки для хранения патронов. В рассматриваемое время черкеска была довольно дорогой одеждой, и поэтому для многих крестьян она являлась праздничной, надевали ее соответственно не каждый день, а по каким-то важным случаям. В качестве брюк использовались шаровары особого покроя: широкие, суживающиеся к щиколотке. Верхней одеждой служила бурка, которая изготавливалась из овечьих шкур (овчин) шерстью наружу и из войлока. На шее она обычно завязывалась шнурками, реже застегивалась на пуговицы. Бурка была постоянной спутницей адыга, она спасала его от холода, от дождя, превращавшись в маленькую палатку, служила постелью. Кроме этого, бурка служила своему хозяину дополнительной защитой от стрел, пуль и сабельных ударов. Бурка обычно висела на правом плече, оставляя правое плечо и правую руку свободными. Обувь у мужчин-адыгов была нескольких видов: Наиболее распространены были чувяки, которые выкраивались с одним швом, шедшим от носка под подошвой вдоль всей его длины. Кроме них адыги носили сапоги и поршни. Одежда адыгских женщин так же, как и мужская, была красивой, элегантной и удобной, и по покрою не слишком отличалась от последней. Верхняя женская одежда была схожа по покрою с черкеской и называлась >
-
Пища адыгов Тот хлеб, который, хотя и в небольшом количестве, выпекали адыги, был из пшеничной, просяной или ячменной муки. Адыги много ели различных ягод и фруктов – яблоки, груши, алычу, абрикосы, сливу, айву и др. Из мяса адыги чаще всего употребляли баранину, в большом количестве употреблялось мясо домашней птицы и дичь. В пищу также шли куриные яйца и рыба - в тех местах, где она обильно водилась.
-
Прикладное искусство Искусство адыгов XVl-XVll вв. носило прикладной характер. Оно было связано с украшением различных предметов домашнего обихода и одежды. Наиболее ярко отразились черты национального прикладного искусства в золотошвейных работах, в художественном декорирование войлока, ковров, циновок, и изделий из серебра. Первым узором украшали войлочные ковры - рисунок на них вышивался или вшивался в фон( такой рисунок назывался >) - а также им украшали различные серебряные предметы (оправа холодного оружия, седел, упряжи, поясов и нагрудных подвесок к женской одежде). Как вы уже знаете, девочек с самого детства приучали к занятию рукоделием, в том числе к украшению праздничной одежды и приготовлению всевозможных подарков (кисетов, кобур и т.п.)
-
Вывод В XVl-XVll вв.материальная культура у адыгов развивалась неравномерно. В ней соседствовали прагматичность, практичность и высокохудожественность, элегантность. Наивысших успехов в то время адыги добились в прикладном искусстве.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.