Содержание
-
Человек в системе советской культуры
Домашнее задание § 2, глава 4 пересказ
-
Классовое воспитание советского человека
Сознание человека ориентировалось на еще не осуществленное, но великое будущее, во имя которого можно было оправдать любые жертвы, лишения и даже террор. И чем грандиознее становились задачи, тем большее значение придавалось роли идеологического фактора.
-
Задача утверждение марксистско-ленинской идеологии в сознании людей Стержнем государственной политики воспитания человека социалистического общества становится идеология. Приоритетными «классовое сознание», «национальное сознание». При этом власть активно обращается к национальным традициям, взывает к национальной гордости. Постановления ЦК ВКП(б) 1931 г. «О журнале «Под знаменем марксизма, «О работе Комакадемии» письмо И. В. Сталина «О некоторых вопросах истории большевизма»
-
Ускорение темпов индустриализации
История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Били турецкие беки. Били шведские феодалы... Били польско-литовские паны. Били англо-французские капиталисты. Били японские бароны. Били все — за отсталость. За отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость государственную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную... Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».
-
ИСТОРИЯ – средство классового воспитания
16 мая 1934 г. вышло Постановление правительства (СНК СССР) и Центрального комитета ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР». И. В. Сталин лично курировал процесс подготовки школьных учебников по истории. Все учебники были тщательно проверены и приведены в соответствие с генеральной линией партии. Главное место в отечественной истории теперь отводилось событиям Октября 1917 года. Эти события становились главными и для всемирной истории. Положительная оценка политики Ивана Грозного (опричнина рассматривалась как прогрессивное, полезное для укрепления государства дело).
-
В 30-40-е гг. во всех высших учебных заведениях было введено преподавание общественных наук. В 1938 г. был опубликован «Краткий курс истории ВКП(б)», в подготовке которого принимали непосредственное участие руководители правящей партии (узаконил диктат единомыслия и в науке, и в обществе). Все события исторического процесса были соотнесены с самым великим событием XX в. — Октябрьской революцией 1917 г. Действующие лица истории жестко разделялись на «своих» и «врагов». В сознании людей утверждался один из главных стереотипов, существовавших вплоть до середины 50-х гг.: «Сталин — это Ленин сегодня».
-
Литература
Лучшим писателем в школьных учебниках литературы становится А.М. Горький, лучшим поэтом — В.В. Маяковский. Л.Н. Толстого стали изучать лишь как «зеркало русской революции», А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова — как «борцов с самодержавием и крепостничеством». Не укладывавшиеся в рамки идеологии литературные произведения и их авторы были изъяты из школьных учебников. Творчество Ф.М. Достоевского, Н.С. Гумилева, И.А. Бунина, С.А. Есенина, Е.И. Замятина, А.П. Платонова, М.А. Булгакова и многих других талантливых русских литераторов постепенно оказалось под запретом. Запреты на эти имена сохранялись вплоть до середины 80-х гг. XX в. Идеологические стереотипы становились органической частью сознания человека.
-
Советская идеология
Словосочетание «советский человек» стало своего рода обобщенным символом, набором определенных ментальных характеристик. Благодаря этим чертам были возможны великие жертвы и великие достижения и победы. Люди возводили новые города, строили заводы и фабрики, демонстрировали чудеса трудового героизма. Во имя великого завтра они защищали свою Родину в Великой Отечественной войне, не раздумывая жертвовали своей жизнью, возрождали из пепла разрушенные города и осваивали целину.
-
Философ Г.П. Федотов
Вглядимся в черты советского человека, конечно, того, который строит жизнь, не смят под ногами на дне колхозов и фабрик, в черте концлагерей. Он очень крепок, физически и душевно, очень целен и прост, живет по указке и по заданию, не любит думать и сомневаться, ценит практический опыт и знания. Он предан власти, которая подняла его из грязи и сделала ответственным хозяином над жизнью сограждан. Он очень честолюбив и довольно черств к страданиям ближнего — необходимое условие советской карьеры. Но он готов заморить себя работой, и его высшее честолюбие — отдать свою жизнь за коллектив: партию или Родину, смотря по временам
-
Черты советского человека
Отсутствие потребности свободы личности, независимости мышления Мифологизированное сознание Утопизм, слепая вера Исторический оптимизм Коллективизм Жертвенность
-
Картина мира советского человека
Время – мифологизировалось – сакральное и профанное. В советской мифологии сакральное время охватывает период от 7 ноября 1917 года до первых советских «пятилеток». Воспитание всех советских поколений осуществлялось через изучение жизни и деятельности революционеров и героев Гражданской войны). Важнейшие понятия прошлого – народ, масса, партия, класс, вождь. Настоящее – подчинялось идее великого будущего Формирование поколений людей созидателей.
-
пространство – имело четкие внешние границы. «Свое», «свои», «советское» – «чужое», «чужие» «Чужое» – враждебное, угроза Внутреннее пространство – человек в коллективе Коллектив определял иерархию ценностей: энтузиазм, патриотизм, жертвенность, ответственность, дисциплина
-
Система ценностей – иерархическая лестница, устремленная к идее светлого будущего – коммунизм. Коллектив с. 157, 163 Вождь – титанический герой с. 161 Герои – челюскинцы, отважные летчики, папанинцы, стахановцы, Павлик Морозов Простой человек – главный герой – передовик производства, защитник, хозяин страны
-
Стиль жизни советского человека
Фабрика грез «Весёлые ребя́та» — первая музыкальная кинокомедия, снятая в 1934 году в СССР Театральность – проигрывание разных ролей: героя – жертвы Унификация – трудовая деятельность, коммунальный быт, стереотипы поведения, внешности Реклама будущего
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.