Презентация на тему "Дней Александровых прекрасное начало"

Презентация: Дней Александровых прекрасное начало
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (1.05 Мб). Тема: "Дней Александровых прекрасное начало". Предмет: история. 22 слайда. Для учеников 7-9 класса. Добавлена в 2016 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Дней Александровых прекрасное начало
    Слайд 1

    «Дней Александровыхпрекрасное начало»

    © Л.А. Кацва, 2012

  • Слайд 2

    Император Александр I

    12 марта 1801 г. императором России стал 23-летний Александр I. Александр и его брат Константин воспитаны не родителями, а Екатериной II. Воспитатель наследника – Ф.-Ц. Лагарп, швейцарский республиканец. Мягкий и обходительный – полная противоположность Павлу. В то же время царю свойственны лицемерие и позерство. Кн. А. Чарторыйский: «Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление». Император Александр I. 1802 г. Худ. В.Л. Боровиковский.

  • Слайд 3

    «Самодержавие, ограниченное…»

    Александр I вступил на престол в результате дворянского заговора, переворота и цареубийства. Какие политические выводы он должен был сделать? Избегать конфликтов с дворянством. Французская писательница Ж. де Сталь: «Государственный строй России есть самодержавие, ограниченное удавкою». Император Александр I. 1802 г. Худ. В.Л. Боровиковский. ?

  • Слайд 4

    «Все будет как при бабушке»

    В Манифесте 12 марта царь обещал править «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей Екатерины Великия». Какие меры следовало предпринять во исполнение этого обещания? Восстановлены Жалованные грамоты. Ликвидирована тайная экспедиция. Запрещены пытки. Возвращены на службу уволенные Павлом офицеры и чиновники (12–15 тыс. человек). Смягчена цензура. Император Александр I. 1802 г. Худ. В.Л. Боровиковский. ?

  • Слайд 5

    Негласный комитет

    Опорой царя стали его «молодые друзья», составившие «Негласный комитет». Г.Р. Державин называл членов «Негласного комитета» якобинской шайкой. Адмирал А.С. Шишков: «Молодые наперсники Александровы, напыщенные самолюбием, не имели ни опытности, ни знаний, стали все прежние постановления, законы и обряды порицать, называть устарелыми, невежественными». В.П. Кочубей Н.Н. Новосильцев П.А. Строганов А. Чарторыйский

  • Слайд 6

    С августа 1801 г. до мая 1802 г. в России находился воспитатель Александра I Ф.-Ц. Лагарп. Советы Лагарпа и «молодых друзей» оказались весьма осторожными: избегать «скоропостижных и насильственных реформ» и сохранять «всецело без ущерба» самодержавие. Чем вызвана такая позиция? Фредерик ЦезарЛагарп. ? Пониманием ограниченной социальной базы реформ: «за» – немногочисленное просвещенное меньшинство,«против» – основная масса дворянства и чиновничества.

  • Слайд 7

    При подготовке коронационного манифеста намечалось расширить права дворянства, создать законосовещательный, а впоследствии законодательный Сенат. Позднее избирательные права следовалораспространить на другие сословия. В ходе консультаций с «молодыми друзьями» Александр пришел к выводу, что дворянство будет действовать лишь в собственных интересах и не допустит расширения прав других сословий, особенно крестьян. Поэтому была подготовлена «Жалованная грамота российскому народу», носившая всесословный характер. Иногда ее рассматривают как введение к будущей конституции Российской империи.

  • Слайд 8

    «Жалованная грамота российскому народу» провозглашала неприкосновенность личности и предоставляла подданным право «пользоваться невозбранно свободою мысли, веры и исповедания, богослужения,слова и речи, письма или деяния».Члены Негласного комитета посчитали, что давать такие обязательства несвоевременно и неосторожно. Александр I с облегчением согласилсяи отказался от издания Жалованной грамоты. «Почему Негласный комитет отверг Жалованную грамоту российскому народу»? ?

  • Слайд 9

    Реформа Сената

    «Молодые друзья» считали необходимым реформировать систему управления. Первой стала реформа Сената. П.А. Зубов предлагал дать Сенату законодательные права, составив его из знати и сановников. Г.Р. Державин предлагал, чтобы Сенат избираливысшие чиновники. Оба предложения отвергнуты. Почему были отвергнуты проекты Зубова и Державина? Потому что в этом случае дворянство смогло бы воспрепятствовать намеченным императором реформам. ?

  • Слайд 10

    Сенат объявлен высшим судебным и контрольным органом – «хранилищем законов». Указы Сената надлежало исполнять «как собственные указы государя». Сенат получил право «представлять государю о таких высочайших указах, которые сопряжены с большими неудобствами при исполнении, либо несогласны с другими законами». Если царь не вносил изменений, опротестованный указ оставался в силе. Ограничивал ли Сенат самодержавную власть императора? ?

  • Слайд 11

    Министерская реформа

    8 сентября 1802 г. – Манифест «О учреждении министерств». В отличие от коллегий, министерства строились на принципе единоначалия. Министр обладал всей полнотой власти в министерствеи единолично нес ответственность перед царем. Структура министерства Министерство Министр, товарищ министра Департаменты Столы Директоры департаментов Столоначальники

  • Слайд 12

    Министерства: иностранных дел, военное, военно-морское,внутренних дел, коммерции, финансов,юстиции, народного просвещения. Сравните состав петровских коллегий и министерств.Объясните причины различий. ?

  • Слайд 13

    Крестьянский вопрос

    Александр I осуждал крепостное право. Он прекратил практику пожалования государственных крестьян в частные руки. Совет Лагарпа: крепостное право «не должно быть уничтожено сразу, но освобождения крестьян можно достичь путем медленных и осторожных мер». 1801 г. – проект о запрете продажи крепостных без земли. Проект провален Непременным советом из опасения «возбудить простой народ, всегда жаждущий свободы». Осуществлен лишь запрет публиковать объявления о продаже крепостных в газетах. ? Какое значение имел такой запрет? Власть давала понять, что торговать людьми постыдно.

  • Слайд 14

    В 1801 г. по инициативе Н.С. Мордвинова принят указ о разрешении духовенству, купцам, мещанам, государственным крестьянам покупать «ненаселенные» земли. Дворянство формально лишилось монополии на владение землей. К крепостному праву это не имело отношения, хотя Мордвинов надеялся, что новые владельцы, не имея крепостных, станут использовать наемный труд, и дворяне, убедившись на их примере в невыгодности крепостного труда, начнут освобождать крепостных. Адмирал Николай Семенович Мордвинов.

  • Слайд 15

    Февраль 1803 г. – указ о вольных хлебопашцах. Помещики получили право отпускать крестьян на свободу, предоставляя им землю в собственность за выкуп. Вольные хлебопашцы получали право владеть и распоряжаться землей, не раздробляя ее на участки менее 8 десятин. Выкуп составлял 100 руб. серебром (400 ассигнациями) за ревизскую душу. За 1803–1825 гг. вольными хлебопашцами стали 47 тыс. крестьян, т.е. менее 0,5% их общего количества, за 1803–1858 гг. – 152 тыс., 1,5%. Граф С.П. Румянцевполучает от Александра Iуказ об освобождениикрестьян. Гравюра начала XIX в.

  • Слайд 16

    Чем были вызваны столь незначительные результаты Указа о вольных хлебопашцах? 1. Нежеланием помещиков освобождать крепостных. 2. Нежеланием помещиков лишаться части земли. 3. Чрезмерной величиной выкупа. Высокий выкуп и непременное наделение землей были установлены потому, что власть желала предоставить свободу лишь крепким хозяевам. Граф С.П. Румянцевполучает от Александра Iуказ об освобождениикрестьян. Гравюра начала XIX в. ?

  • Слайд 17

    1804–1805 гг. – «инвентарная» реформа в Остзейском крае. Крестьяне объявлены наследственными держателями наделов, точно определены повинности. 1808 г. – запрет продавать крестьян на ярмарках поодиночке. 1809 г. – запрет помещикам ссылать крестьян на каторгу. 1811 г. – запрет помещикам ссылать крестьян в Сибирь. Жизнь русской деревни. Гравюра по оригиналуА.С. Орловского. ? Оцените итоги политикиАлександра I по крестьянскому вопросу.

  • Слайд 18

    Реформы народного образования

    Лагарп внушал Александру I, что преобразование России невозможно без просвещения. Как вы понимаете эту мысль? В 1803 г. создана четырехступенчатая система образования Приход Уезд Губерния Учебный округ Приходское училище (1-классное) Уездное училище (3-классное) Гимназия (6-классная) Университет ?

  • Слайд 19

    Созданы 4 университета: Дерпт (1802 г.), Вильно (1803 г.), Казано (1803 г.), Харьков (1805 г.) 1804 г. – в Петербурге открыт Педагогический институт (в 1819 г. преобразован в университет). Созданы 6 учебных округов. В университетах разрабатывали программы и учебные пособия, готовили учителей. Учебные округа возглавляли попечители – видные вельможи (Петербургский – Новосильцев, Виленский – Чарторыйский). Большой университетский двор Виленского университета. Середина XIX века.

  • Слайд 20

    Факультеты российских университетов: Нравственныхи политическихнаук Медицинский Словесных наук Физико-математический БогословиеФилософияПравоведениеПолитэкономия ФилологияИсторияАрхеологияГеография По университетскому уставу 1804 г. университеты пользовались значительной автономией: самостоятельно избирали ректора, деканов факультетов, профессоров. В университетах существовал собственный суд,власти в их внутренние дела не вмешивались. ? Какого факультета, обычного для европейских стран, в российских университетах не было? Почему?

  • Слайд 21

    Лицеи

    К университетам были приравнены привилегированные средние учебные заведения – лицеи. Первый лицей – Демидовский, основан в 1805 г. в Ярославле. 1809 г. – Ришельевский лицей в Одессе(назван в честь основателя Одессы, герцого А.-Э. Ришелье, царского наместника на юге, французского эмигранта). 1811 г. – Царскосельский лицей. Демидовский лицей.г. Ярославль. Фото С.М. Прокудина-Горского.1910 г.

  • Слайд 22

    Источники иллюстраций

    Слайд №2. http://www.hrono.info/biograf/bio_a/alexand1.php Слайд №3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/74870 Слайд №4. http://www.alexanderpalace.org/jewels/alexander.html Слайд №5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/972061; http://www.ras.ru/presidents/edbb9364-1f79-4f9f-a9f2-c2f125572194.aspx?hidetoc=1; http://www.portretlavka.ru/images/man/big/308.jpg; http://visualrian.ru/ru/site/gallery/#50276/context[q]=%D0%A7%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 Слайд №6. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/74870 Слайд №14. http://www.navy.su/daybyday/april/17/index-photo.htm Слайд №15–16. http://www.museum.ru/museum/1812/Persons/russ/t_a07i.html Слайд № 17. http://www.runivers.ru/net/IMG/Blogs/2009/october/ludi_1.jpg Слайд «19. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82 Слайд №21. http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=692

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке