Содержание
-
Духовная жизнь советского общества
-
План урока.
- Кризис официальной идеологии.
- Движение диссидентов.
- Борьба с «Буржуазной культурой».
- Развитие художественной культуры.
- Система образования.
-
Задание на урок.
Докажите двойственный характер советской культуры в период «Застоя»?
-
Кризис официальной идеологии
Разрыв между официальной идеологией и реальной жизнью привел к тому, что население перестало доверять властям. Люди стали терять веру не только в конечную веру, но и стимулы к труду. В 80 г. коммунизм так и не был построен и власти выдвинули новую концепцию - «дальнейшего совершенствования развитого социализма». Это означало начало серьезного кризиса официальной идеологии.
Л.И.Брежнев и М.А.Суслов.
-
Движение диссидентов
В н. 60-х гг. часть интеллигенции, осознав идейный кризис коммунистической идеологии, начала говорить об обновлении марксизма-ленинизма. Вскоре в стране возникло диссидентское движение. Оно включало 3 направления:правозащитное, национальное и религиозное. Диссидентство было представлено либерализмом (А. Сахаров) и национализмом (А. Солженицын). Сахаров выдвинул идею конвергенции - объединения социализма и капитализма.
А.Д. Сахаров
-
Солженицын выступал за возрождение национального государства.В 1965 г. диссиденты выступили в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля, опубликовавших свои произведения за границей. В 1969 г .возникла инициативная группа защиты прав человека (С. Ковалев), в 1975 - группа во главе с Ю. Орловым. В 1975 г. капитан 3-ранга В. Саблин поднял мятеж на корабле «Сторожевой». За измену Родине он был расстрелян.
В. Новодворская в тюрьме.
-
Борьба с «Буржуазной культурой»
В диссидентском движении власти видели влияние Запада и выдвинули тезис об обострении классовой борьбы. Диссидентов стали представлять как «агентов влияния» Запада, или как шпионов.В 70-е гг. усилилась борьба с буржуазной культурой. Из репертуаров театров изымались пьесы зарубежных авторов, отменялись концерты известных исполнителей, запрещался прокат западных кинофильмов.
Идеологическая диверсия. Плакат 70-х годов.
-
Развитие художественной культуры
Власти требовали от деятелей культуры «золотой середины» - отказа от «очернительства» и от «лакирования действительности». Предписывалось создавать произведения на производственную тематику с положительным героем-партийным руководителем.В кинематографе на этот период пришелся расцвет творчества С. Бондарчука, Ю.Озерова, Т.Лиозновой, А.Тарковского, Э.Рязанова, Л.Гайдая и др.
С. Бондарчук в роли П.Безухова.
-
В театре свой взгляд на жизнь предлагали Г. Товстоногов, А.Эфрос, М.Захаров, О.Ефремоф, Г.Волчек и др. Огромной популярности достигли актеры, Е.Лебедев, К.Лавров, С.Юрский, О.Басилашвили, В.Тихонов, Р.Плятт, Т.Доронина и др.
В то же время ряд деятелей культуры эммигрировали за границу - В. Аксенов, А.Солженицин, И.Бродский, А.Тарковский, М.Растропович, Г.Вишневская и т.д.
А.Калягин в роли В.И.Ленина. «Так победим!» МХАТ.
-
Развитие художественной культуры.
Советский балет ставший лучшим в мире гордился М.Плиссецкой, М.Лиепой, В.Васильевым, Н. Павловой, в то же время остались за границей и получили там признание Р.Нуриев, М. Барышников, А.Годунов. Оперное искусство было представлено И. Архиповой, В.Атланото вым, З.Соткилавой, Е.образцовой, Т.Синявской, Б.Штоколовым.Архитектурные достижения были связаны с именами В.Вучетича, Л. Кребель, Н.Томской и др.
В.Вучетич. Комплекс на Мамаевом кургане.
-
Характерной чертой куль туры 60-70-х гг. стал расцвет авторской песни. Он был связан с творчеством мэтров жанра - Б.Окуджавы, Ю.Визбора, А.Городницкого, Ю.Кима, А.Галича и более молодых авторов - В.Высоцкого, В.Егорова, А. Суханова.Огромной популярности на советской эстраде получили А.Пугачева, И.Кобзон, Э.Пьеха, Л. Лещенко, М.Кристалинская, М.Магомаев, В.Леонтьев, С.Ротару, Э. Хиль.
В.Высоцкий. Б.Окуджава. Ю.Ким.
-
Система образования.
Дальнейшее развитие получила система образования. В 1974 г. был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию, но при этом качество образования снизилось, т.к. не было отбора в старшие классы школы.за 20 лет число ВУЗов выросло в 1,8 раза. Ежегодно они выпускали 1 млн. специалистов.В то же время многие задачи реформы 1974 г. не были достигнуты из-за катастрофической нехватки ресурсов.
Лекция в МИЭТ.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.