Содержание
-
Двусторонниеинициативыпоограничению и сокращениювооружений: 1945-1991 гг.
Михайленко Е.Б. История международных отношений, 1 курс
-
План лекции
Начало ядерной эры: 1945-1963. Предпосылки для переговорного процесса. Начало переговорного процесса: 1963-1968. Значение разрядки в переговорном процессе: Общая характеристика международных отношений к середине 70-х годов Кризис разрядки Политика США и американо-советские отношения во второй половине 70-х годов (ОСВ-1, ОСВ-2) Неоконсервативные тенденции в политике Запада. Внешнеполитический курс администрации Р. Рейгана Американо-советские отношения в первой половине 80-х годов Советско-американские отношения в 1985-1991 гг. (СНВ-1)
-
Начало ядерной эры
Ядерная эра началась в 1945 г., когда США стали первым государством, которое испытало ядерное оружие. 1949 г. – СССР испытывает первое ядерное взрывное устройство (ЯВУ) 1952 г. – Великобритания 1960 г. – Франция 1964 г. – Китай Одновременно встает вопрос о предотвращении ядерной войны. Человечество впервые столкнулось с угрозой утраты своего бессмертия
-
Роль ЯО в международных отношениях в 1940-1950- е гг.
Атомная монополия США с 1945 по 1949 г. Фактор жесткой внешней политики. Гонка вооружений как черта биполярной системы. 1949 г. – СССР испытывает ЯО 1957 г. запуск спутника, появление МБР ЯО как фактор сдерживания MAD, second strike Стабильность системы МО
-
1950-е гг. ядерный романтизм
СССР: 1955 –1958 – соглашение с Китаем о сотрудничестве Франция: помощь Израилю, создание «ядерно-стратегического сообщества (Франция + ФРГ + Италия) ФРГ: развитие атомной энергетической промышленности Израиль: 1956 – 1967 гг. – разработка и создание ЯВУ Индия: 1964 – 1969 гг. – идея мирного ЯВУ КНДР: 1960-е гг. – создание научно-экспериментальной инфраструктуры. ЮАР: проведение научно-исследовательских работ Аргентина: работы в области ядерной энергетики Бразилия: две параллельные атомные программы Швеция: 1957 – 1964 гг. – дискуссии о необходимости ЯО Швейцария: 1945 – 1965 гг. – идея ядерной обороны страны Австралия: два этапа попытки получения АО (1956 – 1963 гг.) и (1964 – 1972 гг.) Япония: 1950-1960-е гг. – дебаты о возможности создания ЯО Южная Корея: 1959 г. – начало ядерной программы Тайвань: 1969 г. – получил у Канады 40-мегаватный исследовательский реактор.
-
Но на рубеже 1950-60-х гг.
ситуация стала меняться – реалистическое и скептическое отношение к ЯО: Пониманиепоследствий Широкоеантиядерноедвижение Непомерныерасходы Препятствие ЯОГ появлениюновых ЯОГ
-
Перевес в пользу нераспространения (Карибский кризис)
Лидерыдвухсверхдержавосознали и почувствовалиопасностьбалансированиянаграниядернойвойны. Осознание необходимости внести изменения в в "правилаигры", исключитьвозможностьслучайноговозникновенияядернойвойны.
-
Первые шаги по контролю над гонкой вооружений
СССР и США готовы были внести в свои отношения некоторые черты кооперативной биполярности, которые: закрепляли бы их положение гарантов Ялтинско-Потсдамской системы; уменьшалибырискстолкновениямеждуними;
-
Первые соглашения
Осень 1958 г. – переговоры трех держав в Женеве (СССР, США и Великобритания), цель – прекращение испытания экспериментального ЯО Март 1962 г. Комитет по разоружению (Комитет 18-ти) – разногласия по подземным испытаниям
-
Московский договор (1963)
2 июля 1963 г.советскоеправительствозаявилоо своейготовностизаключитьсоглашение о прекращенииядерныхиспытаний в атмосфере, космическомпространстве и подводой 5 марта 1963 г. был заключен Московский договор - "Договор о запрещениииспытанийядерногооружия в атмосфере, в космическомпространстве и подводой« Октябрь 1963 г. – вступил в силу
-
Договоры 1967-1969 гг.
январь 1967 г. -подписаниеДоговораобиспользованиикосмическогопространства, включаяЛуну и другиенебесныетела. 1967 г. -подписандоговорТлатетолко о запрещенииядерногооружия в ЛатинскойАмерике. 1968 г. – Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)
-
Значениеразрядки в переговорномпроцессе
Предпосылки разрядки Невозможность победы одной из сверхдержав в вооруженном конфликте (ядерный паритет). Каждаяизсторонстремилась «переиграть» другую, получить в процессеразрядкиполитическиепреимущества. Опасения СССР по поводу сближения США с Китаем Необходимость США сохранения стату-кво. Р.Никсонаконгрессу: «существующийбалансядерноймощидиктуетнеобходимостьделатьглавныйупорнапереговоры, а ненаконфронтацию».
-
1971 г. – вопросы для диалога:
предотвращениеядернойвойны; ограничениестратегическихвооружений; региональныеконфликты, включаяположениенаБлижнемВостоке; достижениесоглашенияпоЗападномуБерлину и проведениеобщеевропейскогосовещания
-
Соглашения между СССР и США
Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между двумя государствами (1971) «Основы взаимоотношений между СССР и США» (1972) Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) Соглашение о предотвращении ядерной войны (1973) Соглашение об ограничении подземных испытаний ядерного оружия (мощностью не более 150 кТ с 31 марта 1976 года)
-
1972 г.
Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1).
-
Договор по ПРО
обесторонывзялинасебяобязательствонеразвертыватьтакиесистемы, которыеобеспечивалибызащитувсейтерриториистраныотракетногонападения. Запрещалосьиспытывать и развертыватьпротиворакетныесистемыморского, воздушного, космическогоилимобильно-наземногобазирования. Каждомуучастникудоговораразрешалосьразместитьсистемы ПРО в двухрайонах (прикрытьстолицу и однубазу МБР) радиусомнеболее 150 км с наличием в каждомрайоненеболее 100 противоракет. 1974 г. – Дополнительное соглашение по ПРО (один район)
-
ОСВ-1 (SALT)
Переговоры: 1969-1972 Подписан: 26 мая 1972 г. В ступил в силу: 3 октября 1972 г. Состоит из 2 соглашений: Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения СНВ (обычно подразумевается под ОСВ-1) Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор ПРО). США вышли из договора по ПРО в июне 2002 г.
-
ОСВ-1
Основное разногласие: определение стратегического бомбардировщика США: советские бомбардировщики, способные достичь территории США с территории СССР. СССР: любой бомбардировщик США, способный достичь территории СССР (включая из Европы и с американских баз в других регионах) Результат: авиация осталась за рамками договора, мнимое неравенство, поправка Джексона 1972 г. с требованием равных уровней в следующем договоре.
-
Уровни ОСВ -1 (носители) 100% - 2500
-
ОСВ-2
Переговоры: 1973-1979 Подписан: 18 июня 1979 г. в Вене Отозван Дж. Картером из сената в январе 1980 гг. Соблюдался де факто до 1987 г. Новыйдоговордолженбылустановитьодинаковыепотолкидляобщегочисланосителейстратегическихвооружений — 2400 единиц с каждойстороны, изнихпо 1320 единиц с РГЧ ИН.
-
Общая характеристика международных отношений к середине 70-х годов
Военно-стратегический паритет США и СССР Сложный период для капиталистического лагеря Сложности в советском блоке
-
Проблемы Запада
новые центры силы безрезультатная война в Индокитае резкое повышение цен на энергоносители, имевшее место после октябрьской войны 1973 г. на Ближнем Востоке наращивание военной мощи СССР
-
СССР и страны ОВД
медленные темпы экономического роста, проблемы в социалистическом лагере Европы осложнение отношений с Китаем).
-
Озабоченность Запада ростом военной мощи СССР
Освоение технологий производства РГЧ ИН, чтопозволялоемудостаточнобыстронараститьколичестводоставляемыхстратегическихбоезарядовбезувеличениячисларакет-носителей, ограниченных эксперименты с созданиемпротивоспутниковогооружия (системы ASAT). Наращивалосьстроительствовоенно-морскогофлота СССР, превращаяего в серьезногосоперника ВМС США. резкийростбронетанковыхсредствсоветскойармии и силОрганизацииВаршавскогодоговора.
-
Кризис разрядки
Рост внешнеполитической активности СССР Ответ США и их союзников.
-
Роствнешнеполитическойактивности СССР
оснащение советских стратегических ракетных сил боеголовками с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН); размещение в 1977 г. новых мобильных ракет средней дальности (РСД-10) в западных районах СССР, нацеленных на объекты в западноевропейских странах-членах НАТО; последующее размещение аналогичных ракет в азиатской части страны, направленных против военных структур США в Азиатско-Тихоокеанском регионе (и, естественно, государств, где они размещались); дальнейшее насыщение расположенных в Европе группировок советских войск новейшей бронетанковой и авиационной техникой; формирование стратегической укрепленной группировки на Дальнем Востоке и в Сибири (направленной на предупреждение возможных действий КНР, но также представлявшей потенциальную угрозу для Японии и ряда азиатских союзников США);
-
Роствнешнеполитическойактивности СССР (продолжение)
масштабное наращивание военно-морского флота СССР, включая строительство не имевшихся ранее на вооружении авианесущих крейсеров; придание ему характера глобальной стратегической силы; активная поддержка ряда пришедших к власти в государствах "третьего мира" режимов, оказание им значительной военной и/или экономической помощи, подписание со многими из них Договоров о дружбе и сотрудничестве; к числу таких государств можно отнести Анголу, Мозамбик, Эфиопию, Афганистан, Южный Йемен, Никарагуа, Конго и др.; жесткий контроль за строгим соблюдением союзниками СССР блоковой дисциплины, недопущение появления в них каких-либо отклонений от устоявшейся модели экономического и политического строя, угрожающих возможным выпадением союзников из сложившихся коалиций.
-
Ответ США и союзников
мерыпоподдержкеантиправительственныхповстанцев в Анголе, поощрениеантиангольских и антимозамбикскихдействийруководителей ЮАР, заигрывание с правительством С. Барре в Сомали, расширениесферыдеятельности 7-го флота США наИндийскийокеан и ряддругихшагов. спланированныеВашингтономмерыпоподрывусоветскихпозиций в ключевыхдля СССР регионах: наБлижнем и ДальнемВостоке. укреплениюсвоихсвязей с КитайскойНароднойРеспубликой. сепаратные соглашения в арабо-израильском конфликте
-
Политика США и Американо-Советские отношения во второй половине 70-х годов
Критика политики Никсона (односторонние уступки) Дж. Форд (peace through strength) Дж. Картер (сотрудничество и соперничество), 1977 Проблема стратегических вооружений. Договор ОСВ-2.
-
Критика Никсоновской внешней политики
Ущербность соглашений с СССР 1972 г. «Уотергейтскимскандалом» 1976 г. «Комитетпосуществующейопасности» "односторонниеуступки" американскойстороны
-
Президент Дж. Форд
отказался даже употреблять слово "разрядка", характеризуя советско-американские отношения, заменив его на термин "мир, достигаемый путем демонстрации силы" (peacethroughstrength). политика "увязок" – попытокобусловитьрешениекаких-либовопросовпеременами в политике СССР в другихобластях. поправкаДжексона – Вэника, принятаяконгрессом США в декабре 1974 г., ставившаяпредоставление СССР режиманаибольшегоблагоприятствования в торговле и возможностьиспользованияимкредитовамериканскогоЭкспортно-импортногобанка в зависимостьотизменения в правилахсоветскогоэмиграционногозаконодательства. С марта 1976 г. фактическиприостановилисьпереговорыпоподготовкедоговора ОСВ-II.
-
Президентство Картера. "Сотрудничество и соперничество"
Разноголосица во мнениях официальных лиц Попытка утверждения в мире универсальных норм в области прав человека, применения этой установки в качестве критерия подхода США ко всем государствам мира. Активное противостояние СССР по всем основным направлениям международной политики (торгово-экономическое противостояние, уход от переговоров по разоружению, Эфиопская проблема) Наращивание военных расходов США и союзников по НАТО. Проблема Афганистана. «Доктрина Картера»
-
Результаты пртивостояния
Прекращение или значительное свертывание многих важных двусторонних и многосторонних переговоров, в которых участвовали СССР и США. Были заблокированы трехсторонние переговоры с участием Великобритании по выработке документа о полном запрещении ядерных испытаний. В начале 1978 г. США прекратили переговоры с Советским Союзом об ограничении военно-морской деятельности в Индийском океане. В декабре того же года были приостановлены советско-американские переговоры о торговле оружием. Позднее, летом 1979 г. США ушли с переговоров по противоспутниковым системам.
-
Афганский узел
Администрация немедленно отозвала подписанный ею в июне 1979 г. и направленный на процедуру согласования с сенатом договор ОСВ-II и объявила о комплексе мер, которые будут приняты в ответ на это вторжение: дальнейшие существенные ограничения в торговле с Советским Союзом (сокращение на 17 млн. тонн продажи зерна; запрет на продажу высокотехнологичного оборудования, включая вычислительную технику и нефтедобывающее оборудование); запрет на вылов рыбы советскими траулерами в экономической зоне США; прекращение переговоров об открытии новых консульств СССР и США; прекращение культурных и экономических связей; оказание помощи Пакистану и силам афганской оппозиции там; бойкот Олимпийских игр 1980 г. в Москве.
-
Доктрина Картера
Была создана командно-штабная структура Сентком – Центральное командование, отвечающая за возможные операции в районе Ближнего и Среднего Востока, Персидского залива и Индийского океана. По указанию администрации в США началась регистрация молодых людей для возможного призыва в армию. Президентом Дж. Картером 25 июля 1980 г. был издан специальный документ – президентская директива № 59, предусматривавшая создание специальных сил для подготовки к "длительной, но ограниченной ядерной войне". Была провозглашена "доктрина Картера", заявлявшая о готовности Соединенных Штатов применить военную силу – в случае необходимости даже без участия союзников – если СССР будет угрожать интересам Запада в зоне Персидского залива.
-
Проблема стратегических вооружений. Договор ОСВ-2.
Концепция "контролируемой, выборочной разрядки". Новые проекты Картера в области ядерных вооружений. Договоренности по ОСВ-2. Критика Договора ОСВ-2 в США, отказ в ратификации (1980)
-
Концепция "контролируемой, выборочнойразрядки"
США должныдобиватьсяусловий, максимальноблагоприятныхдляразвертыванияновыхсистемамериканскихстратегическихвооружений, стремясьодновременноблокироватьилихотябызначительноограничитьнаиболееэффективныесистемысоветскогостратегическогокомплекса.
-
Количество стратегических ракетных боеголовок у США и СССР (единиц)
-
Проекты Картера
созданиеновойвысокоточноймежконтинентальнойракетыназемногобазирования "МХ", оснащеннойдесятьюразделяющимисябоеголовками и способнойпоражатьракетныешахты и укрепленныекомандныепунктыпротивника; заменаракетногооружиядляамериканских ВМС – насменуотслужившимсвойвекракетам "Поларис" должныбылиприйтиновыеракетысистемы "Трайдент«; началисьработыпосозданиюстратегическогобомбардировщикановогопоколения Б-1Б; былоразработановзрывноеустройствоотносительнонебольшоймощности, нообладающееповышеннойпроникающейрадиацией – такназываемая "чистая", или "нейтронная" бомба
-
Советско-американскиепереговорыпоподготовкедоговорапоограничениюстратегическихнаступательныхвооружений
должныбылиначатьсянабазепредварительнодостигнутыхнавысшемуровнедоговоренностеймежду Л. И. Брежневым, Р. Никсоном и Дж. Фордомлетом и осенью 1974 г. Этидоговоренностиопределялиобщиепараметрыбудущегодоговора: ондолженбылдействоватьдо 1985 г.; в составограничиваемыхсредствпопадаливсеносителистратегическогоядерногооружия, включая и стратегическуюавиацию; пределсуммарногочисланосителейустанавливался в 2400 единиц; количестворакетназемного и морскогобазирования, оснащенных РГЧ ИН, ограничивалось 1320 единицами. Однакоподписатьдоговор в1975 г., какпредполагалилидерыдвухстраннавладивостокскойвстрече, неудалосьиз-завозникшихразногласийпоамериканскимкрылатымракетам, советскомубомбардировщику ТУ-22М ("Бэкфайр") и рядудругихпроблем.
-
Задачи:
Равные уровни – необходимо включить стратегическую авиацию; Учесть баллистические ракеты с РГЧ ИН; Учесть КРВБ. Решение по ТБ за счет перечисления соответствующих типов. Будущий тип самолета считается ТБ: если оснащен КРВБ или если схож с существующим типом.
-
Компромисс по критериям стабильности:
структура подуровней на виды носителей отразила американские критерии стабильности (принцип матрешки), но количественные параметры подуровней достаточны, чтобы вместить советские программы.
-
Уровни и подуровни ОСВ-2 (носители)
-
КОНТРОЛЬ
Национальные технические средства (спутники) + запрет на создание помех + обмен данными (перечень существующих типов носителей) + запрет на шифрование определенных категорий телеметрической информации.
-
ОСВ-2
С 15 по 18 июня 1979 г. в ВенесостояласьвстречаЛ. И. Брежнева и Дж. Картера – перваяпослепочтипятилетнегоперерывасоветско-американскаявстречанавысшемуровне. В ходеэтойвстречибылподписанДоговоробограничениистратегическихнаступательныхвооружений – ОСВ-II. Договорподписывалсянасрокдо 31 декабря 1985 г. и предусматривалобщееравенствоСоветскогоСоюза и США повсемкомпонентамстратегическихвооружений.
-
Стороны брали на себя обязательство в развертывании своих стратегических сил не превышать количественный уровень стратегических носителей в 2400 единиц для всех компонентов своей стратегической триады, а к 1981 г. сократить их до 2250 единиц. В рамках согласованного общего количества носителей предусматривались фиксированные подуровни: по общему количеству МБР (межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования), БРПЛ (баллистических ракет на подводных лодках), БРВЗ (баллистических ракет воздушного запуска) с разделяющимися головными частями (РГЧ), а также стратегических бомбардировщиков, оснащенных крылатыми ракетами – 1320 единиц; по общему количеству МБР, БРПЛ и БРВЗ с РГЧ – 1200 единиц; по общему количеству МБР с РГЧ – 820 единиц. Вводились ограничения на количество ядерных зарядов, устанавливаемых на МБР и БРВЗ с разделяющимися головными частями – не более 10 боезарядов на каждой ракете, а также на бомбардировщиках, оснащенных крылатыми ракетами – не более 28 крылатых ракет дальностью свыше 600 км на каждом стратегическом бомбардировщике (в течение срока действия договора количество крылатых ракет на стратегических бомбардировщиках было ограничено 20 единицами) (4).
-
Договор ОСВ-II подвергсяостройкритикесостороныправыхкругов США
Администрациюобвиняли в том, чтоподписанныйдоговорякобыодносторонневыгоден СССР и невыгоденСоединеннымШтатам, чтооннезакрываетвозможностидлянаращиванияСоветскимСоюзомколичестваядерныхбоеголовок, угрожающихтерритории США. Насенат США, кудаДоговор ОСВ-II былнаправленнапроцедурусогласования, оказывалосьмощноеполитическоедавлениесовсехсторон. Последлительных и противоречивыхслушанийсенатскийкомитетпоиностраннымделам 9 ноября 1979 г. одобрилдоговор, носенатскийкомитетподеламвооруженныхсил 10 декабрявысказалсяпротивегоутверждения. Договорбылпереданнарассмотрениевсегосената. Однакодорассмотрениядоговора в полномсоставесенатаделонедошло. Какотмечалосьвыше, администрацияотозвалаего в январе 1980 г. в качествеответанасоветскиедействия в Афганистане.
-
Неоконсервативные тенденции в политике Запада
Внешнеполитический курс администрации Р. Рейгана Поворот общественного мнения в пользу консервативных тенденций Внешнеполитический курс Рейгана (стратегия неоглобализма), модернизация вооруженных сил США (довооружение США) Разработка и создание космических вооружений (программа «СОИ»).
-
Четыре основных варианта обеспечения "модернизации стратегических сил" США
Первый вариант предлагал не нарушать прямо режим ОСВ-II, однако его недостатком являлась невозможность развернуть некоторые типы крылатых ракет. Другой вариант предусматривал пересмотр договора ОСВ-II в сторону, выгодную для США. По третьему варианту предлагалось выдвинуть требования к СССР односторонне сократить его тяжелые ракеты. А негативную реакцию Советского Союза предлагалось переждать, пока США не нарастят собственные силы и не смогут вести переговоры "с более сильных позиций". И последний вариант предусматривал "полное прекращение переговоров с СССР по ОСВ и переход США к одностороннему решению проблем" путем безудержной гонки вооружений.
-
стратегии"неоглобализма"
укрепить старые и создать новые военно-политические союзы – формальные и неформальные; усилить военное присутствие США на Дальнем Востоке, обеспечить мощное военно-морское присутствие в Индийском океане, распространить сферу действия НАТО на районы Ближнего Востока и Африки; существенно нарастить военную мощь в наступательном и оборонном плане, чтобы добиться стратегического превосходства над СССР, на что и была направлена рассчитанная на 5 лет (1982–1986 гг.) программа перевооружения Америки, на которую предполагалось израсходовать 1,6 трлн. долл. (вместо 1,2 трлн. долл., запланированных администрацией Дж. Картера) И наконец, сам президент Р. Рейган публично призвал начать "крестовый поход против коммунизма".
-
программа"довооружения"
форсированноеразвитие ВМС общегоназначения. АдминистрацияРейганапоставилазадачудовестичисленностькорабельногосостава ВМС до 600 единиц, тоестьувеличитьсвойфлотпочти в полторараза, включаямодернизацию и переоборудованиесудов, ненаходившихсядолгоевремя в эксплуатации (например, историческоголинкора "Миссури", перевооруженногокрылатымиракетами "Томагавк"), созданиебоевыхкораблейновогопоколения (такихкакракетныеподводныелодкикласса "Огайо" и подводнаялодка-охотник "Морскойволк"). Напериод 1981–1985 гг. былонамеченоувеличитьрасходынаразвитиеобычныхвооружений в двараза, а наразвитиестратегическихсредств – в 2,6 раза.
-
Разработка и созданиекосмическихвооружений
созданиеэшелонированнойпротиворакетнойобороны, использующейэкзотическиевидыоружия, базирующегосянаспециальныхкосмическихплатформах и основанногонапринципиальноновыхфизическихпринципах, включаяприменениелазерной и кинетической энергии
-
Американо-советские отношения в первой половине 80-х годов
Политика Рейгана в отношении СССР О необходимости разработки "сбалансированных соглашений" Ухудшение торговых и военно-политических отношений США-СССР. Ослабление антисоветских заявлений. Советско-американские переговоры по ограничению ракетно-ядерных вооружений. Проблема ОСВ-2 и переговоры «с позиции силы». Советско-американские переговоры по ограничению ядерных вооружений в Европе (ОЯВЕ), 1981 Отказ от дальнейших переговоров, 1983
-
Политика Рейгана в отношении СССР
О необходимости разработки «сбалансированных соглашений» смена парадигмы Договора (SALT – START) – включение всех видов вооружений тактика увязок Ухудшение торговых и военно-политических отношений США-СССР Эмбарго на продажу зерна Проблемы в Польше спровоцировали ряд мер по сворачиванию торговых программ Ослабление антисоветских заявлений: Осознание бесперспективности политики противостояния (последствия ядерной атаки, ядерной зимы) Начало переговорного процесса
-
Советско-американские переговоры по ограничению ракетно-ядерных вооружений
в мае 1982 г., президент США заявил о необходимостинепростоограничивать, а сокращатьстратегическоеоружие и предложилуменьшитьнатретьколичествостратегическихядерныхбоеголовок СССР и США.
-
СНВ-1
Переговоры: май 1982 – ноябрь 1983 Возобновление переговоров: январь 1985 г. Подписан в Москве М. Горбачевым и Дж. Бушем: 31 июля 1991 г. Вступил в силу – декабрь 1994 г. Сокращение завершены в декабре 2001 г.
-
США
США добивалисьформальноравныхуровнейстратегическихвооруженийкаждойстороны, нонесовокупных, а поотдельным, выборочновзятым и выгоднымдляамериканскойстороныкомпонентамстратегическихсил. В случаепринятияСоветскимСоюзомэтихпредложенийСША получилибыпочтиполуторноепреимуществопоносителям и примернотрехкратноепревосходствопобоезарядамнад СССР.
-
Навторомэтапе США предлагалиограничитьсовокупныйзабрасываемыйвесстратегическихядерныхсредствсторонуровнем в 3,5 млн. кг, а такжевключить в общийсуммарныйуровеньстратегическихносителейсоветскийсреднийбомбардировщик ТУ-22М и ограничитьчислостратегическихбомбардировщиковдо 400 длякаждойстороны. Одновременноизсферыограниченийисключалисьновыетипы БРПЛ, крылатыеракетывсехспособовбазирования, новыетипыстратегическихбомбардировщиков
-
СоветскийСоюзженапереговорах
настаивалнатом, чтосокращениедолжноохватыватьвсекомпонентыстратегическихсил, тоестьвключать в себя и бомбардировщики, и ракетныесилыморскогобазирования, а нетолько МБР наземногобазирования. СССР утверждалтакже, чтодляувеличениястабильностибылонеобязательноразвертыватьновыесистемыоружия (напримертипа"Миджитмен"). И наконец, СССР полагал, чтозначительноесокращениебоезарядов в стратегическихсилах США и СССР должноидтивместе с сокращениемядерныхвооруженийнатеатрахвоенныхдействий в Европе и Азии.
-
Задача:
ограничить количество боезарядов, доставляемых в одном пуске/вылете Решение: за каждым типом носителя засчитывается определенное (как правило максимальное) число боезарядов.
-
Существенноновымфактором, оказывавшимвоздействиенапозиции СССР напереговорахпоограничениюстратегическихнаступательныхвооружений, былонамеченное "двойнымрешением" НАТО размещение в конце 1983 г. американскихсредствсреднейдальности в государствахЗападнойЕвропы.
-
30 ноября 1981 г. в Женевевновьоткрылисьсоветско-американскиепереговорыпоограничениюядерныхвооружений в Европе (ОЯВЕ)
-
"нулевойвариант"
в обменнаотказ США отразмещениясредствсреднейдальностинатерриториисвоихевропейскихсоюзников (108 ракетсреднейдальности "Першинг-2" в ФРГ и 464 крылатыеракетыназемногобазирования в ФРГ, Италии и Великобритании) СССР долженбылпрекратитьустановкуновыхсистемсреднейдальности РСД-10 и убратьвсеранееразмещенные в европейскойчаститерриториистраныракетысреднейдальности Р-12 и Р-14.
-
Сосвоейстороны СССР утверждал, чторазмещениеновыхракет РСД-10, начавшеесявовторойполовине 70-х гг., проводитсявзаменустаревших и выработавшихсвойресурсракетсреднейдальности Р-12 и Р-14, развернутыхСоветскимСоюзомеще в конце 50-х – начале 60-х гг., и чтовместокаждыхдвухновыхвводимых в стройкомплексовзаменеподлежаттриракетыстарыхобразцов.
-
Переговорыоказалисьбезрезультатными
В ноябре 1983 г. США приступили к развертыванию своих средств средней дальности: "Першингов-2" и крылатых ракет на территории ФРГ, а также крылатых ракет на территории Великобритании и Италии. СССР принял решение покинуть переговоры об ОЯВЕ. Были отменены взятые ранее на себя Советским Союзом односторонние обязательства, в том числе мораторий на развертывание советских ядерных средств средней дальности в европейской части СССР. По согласованию с правительствами ГДР и ЧССР, на их территории размещались советские оперативно-тактические ракеты повышенной дальности, дабы нейтрализовать преимущества, получаемые США в результате размещения ракет "Першинг-2". Учитывая возросшую ядерную угрозу для СССР, было решено также развернуть соответствующие советские средства в океанских районах и морях, примыкающих к территории самих США. В октябре 1984 г. Министерство обороны СССР объявило, что советские вооруженные силы приступили к развертыванию крылатых ракет большой дальности на стратегических бомбардировщиках и подводных лодках.
-
Итоги политики США и СССР
Подрыв стратегического равновесия, существовавшего между двумя странами Массированное давление американской политики на СССР заставило его существенно модифицировать свои позиции по многим направлениям . Активно проводилась эта линия и в отношениях США с государствами "третьего мира".
-
Переговорный процесс в середине 1980-х гг.
Внутриполитические и внешнеполитические проблемы в СССР (перегрузка экономики, потеря стратегического влияния, проблема безопасности страны) Внешнеполитические предложения М.С. Горбачева Установление одностороннего моратория на проведение ядерных испытаний – сначала до конца 1985 г., а затем еще на один год. Программа существенных сокращений вооружений, включая полное уничтожение ядерного оружия к 2000 г. Создание всеобъемлющей системы международной безопасности, 1986.
-
15 января 1986 г.
Программасущественныхсокращенийвооружений, включаяполноеуничтожениеядерногооружия к 2000 г.: в ходе первого СССР и США должны были наполовину (до 6000 боезарядов) сократить свои стратегические арсеналы, а также полностью ликвидировать ракеты средней дальности в Европе, запретить проведение ядерных испытаний и призвать другие ядерные державы присоединиться к этому мораторию. Все эти меры должны проходить при условии отказа как США, так и СССР от создания космических вооружений; на втором этапе происходит дальнейшее сокращение стратегических вооружений СССР и США и к сокращению ядерных вооружений подключаются остальные ядерные государства – принимается решение о всеобщей ликвидации тактического ядерного оружия, происходит полное прекращение ядерных испытаний и вводится абсолютный запрет на создание всеми государствами космических вооружений; третий этап знаменовался окончательным уничтожением ядерного оружия вместе с его носителями при всеобъемлющем международном контроле, включая инспекции на местах.
-
Изменение внешнеполитической стратегии:
по вопросам ядерного оружия в Европе СССР выразил готовность отказаться от учета британских и французских ядерных сил в балансе ядерного противостояния на континенте и пойти на сокращение только советских и американских средств средней и меньшей дальности; в области стратегических вооружений Советский Союз не только предложил, как упоминалось выше, программу полной ликвидации оружия массового поражения, но также в ходе конкретных переговоров выражал готовность учесть американские позиции по вопросам советских тяжелых межконтинентальных ракет наземного базирования; что касается запрета испытаний ядерного оружия, то, стремясь к полному запрещению всех ядерных испытаний, СССР пошел на беспрецедентный ранее шаг, согласившись разрешить контроль на местах, допустить на взаимной основе иностранных инспекторов в районы своих ядерных полигонов; в области химических вооружений Советский Союз обещал открыть для инспекций центры их производства и хранения.
-
Состояние советско-американских отношений к середине 80-х гг.
Советско-американские встречи в Женеве и Рейкьявике. Договор по ракетам средней и меньшей дальности. Советско-американские отношения при администрации Дж. Буша. Договор СНВ-I.
-
Предварительные консультации
22–23 октября 1985 г. прошла встреча руководителей ОВД в Софии, а 24 октября Р. Рейган провел в Вашингтоне консультации с лидерами Великобритании, ФРГ, Италии, Японии и Канады (президент Франции Ф. Миттеран не проявил интереса к участию в подобном совещании).
-
Женева
длясоветскогоруководствавоглавеугластоялипроблемыограничениягонкивооружений(и в первуюочередьнедопущенияпереводаее в космос), тоСоединенныеШтатыпредполагалирассмотретьвесьсвойстандартныйнаборвопросов, включавшийпомиморазоруженческихпроблемвопросыправчеловека, региональныхконфликтов и двустороннихотношений Результат: не допустить ядерную войну
-
Рейкьявик
Советскиепредложениявключалиподготовкусоглашенияпополномузапрещениюпроведенияядерныхиспытаний. Былопредложеносократитьна 50 % всекомпонентыстратегическойтриады: МБР, БРПЛ и тяжелыебомбардировщики. Приэтом СССР соглашалсявывестизаскобкиамериканскиеядерныесредствапередовогобазирования. Болеетого, в ходедискуссиипопроблемамстратегическихвооруженийсоветскаясторонавыдвинулапредложениеполиквидациивсехвидовстратегическогоядерногооружия. Проблема – демилитаризация космоса (отказ США)
-
Договор по ракетам средней и меньшей дальности
В апреле 1987 г. вовремяпереговоров с госсекретарем США Дж. Шульцем в Москвесоветскойсторонойбылавыдвинутаидеяобустранениинетольковсехсоветских и американскихсредствсреднейдальности в Европе, но и ликвидациитехракетменьшейдальности (ОТР-22 и ОТР-23, позападнойклассификациисоответственно SS-12 и SS-23), которыебылиразмещены в Чехословакии и ГДР в ответнаразмещениеамериканских "Першингов-2" и крылатыхракет, – такназываемый "двойнойноль"
-
Советско-американскаявстречанавысшемуровне в Вашингтоне, проходившая с 7 по 10 декабря 1987 г. РСМДпредусматривалликвидацию и уничтожениецелогоклассаракетногооружия, способногонестиядерныебоеголовки, дальностьюот 500 до 5000 км. Историческое значение Договора
-
Советско-американские отношения при администрации Дж. Буша. Договор СНВ-I
Существенными подвижками в советской позиции стали отказ от требования непременной увязки сокращения стратегических систем с ограничениями на развертывание космических противоракетных средств, готовность к закрытию радиолокационной станции с фазированной решеткой под Красноярском и выведение за скобки переговоров по стратегическим системам крылатых ракет морского базирования. Такие подвижки позволяли надеяться на успех переговоров по сокращению стратегических наступательных вооружений, что дало возможность назначить следующую встречу в верхах на май-июнь 1990 г.
-
Причины подвижек СССР
совершились преобразования в государствах бывшего социалистического содружества, произошло объединение Германии, начался распад Социалистической Федеративной Республики Югославия, была упразднена сначала военная организация ОВД, а затем распущена и сама организация, прекратил свое существование Совет Экономической Взаимопомощи, в тяжелейшем экономическом и политическом положении оказался сам Советский Союз (самому его существованию – хотя тогда, разумеется, об этом мало кто догадывался – было отпущено всего лишь еще четыре месяца). война в Персидском заливе, помощь Кувейту в коалиции с США
-
Подписанный 31 июля 1991 г. в МосквеДоговор СНВ-I ознаменовалсобойзавершениепочтидесятилетнегопроцессапереговоров и впервыеобозначилреальнуюготовность СССР и США к глубокимсокращениям стратегических наступательных вооружений
-
Стороныдоговорились, что в течениесемилеткаждаяизнихсократитсвоиядерныеарсеналыпочтивдвое, доведяколичествоядерныхбоезарядовдоуровня в 6000 единиц. Как и в Договоре ОСВ-II, устанавливалисьсогласованныеподуровнинаразличныетипыносителей. Так, специальнооговаривалось, чтонатяжелых МБР можетбытьразмещенонеболее 1540 боезарядов, а всегонаракетныхносителяхмоглоразмещатьсянеболее 4900 боезарядов, в томчисленамобильных МБР – неболее 1500 боезарядов. Былтакжеустановленпотолокнаобщееколичествосредствдоставки в количестве 1600 единиц.
-
СНВ-1
Механизм контроля: пять видов инспекций с коротким сроком предупреждения; семь видов плановых инспекций; наблюдение по периметру и проходным пунктам, объектам по производству; Проведено инспекций: РФ – 243; США – 335 (по июнь 2002 г.) Число подлежащих инспекции объектов РФ – 41 + 13 в других государствах СНГ (69 в 1991) США – 27 (43 в 1991)
-
Заключение
Роль ядерного оружия в биполярной системе международных отношений. Стратегии переговоров, прямых и непрямых действий. Два этапа в 1969-2000 гг.: ОСВ и СНВ 1. ОСВ-1,2: Ограничение стратегических вооружений (1970-е гг.) 2. СНВ-1,2: Сокращение стратегических вооружений (1980-е – 1990-е гг.)
-
Спасибо за внимание!
ВОПРОСЫ????
-
Вопросы для семинара
Почему возникла необходимость переговорного процесса в 1960-е гг.? Какие факторы влияли на внешнюю политику СССР и США в 1970 е гг.? Как вы оцениваете результаты ОСВ-1? Почему возникли проблемы переговоров и ратификации ОСВ-2? Насколько была реалистична программа СОИ? Что заставило Рейгановскую администрацию идти на переговоры? Почему стало возможным «новое мышление» во внешней политике СССР? Договор РСДМ СНВ-1
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.