Содержание
-
Землякам – каменноярцам, погибшим в годы Великой Отечественной посвящается….
Голоса далекой той войны (письма с фронта)
-
Цели нашей работы:- познакомиться с историей развития эпистолярного жанр в годы Великой Отечественной войны;-воспитывать уважение к письмам как свидетельству времени;- воспитывать уважение к истории родного края;-развивать умение исследовать исторический материал.
-
-
В работе использованы письма и фотографии семьи Иванниковой (в замужестве Шишкиной)Раисы Ермолаевны: отца Иванникова Ермолая Петровича,брата Иванникова Павла Ермолаевича
-
Иванников Ермолай Петрович.Родился в 1904г. Перед войной работал бакенщиком. Призван на фронт в 1941г. На фронте был связистом. В 1943 году пропал без вести.
Иванников Павел Ермолаевич родился 24 февраля 1926г. Учился в Каменноярской школе. В феврале 1943 года (исполнилось 17 лет) был призван в действующую армию. Погиб в 1945г.
-
Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше шестидесяти пяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями.
-
Письма-треугольники В СССР пересылка корреспонденции с фронта (кроме посылок) производилась бесплатно. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на фронте всегда были в дефиците. Конверт-треугольник — обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь неквадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его всё равно должна была прочитать цензура; почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.
-
Помимо писем-треугольников, во время войны также выпускались секретки, конверты и открытки. Большинство из них имели текст «Смерть немецким оккупантам», «Воинское», иногда «Письмо с фронта». Рисунки на них обычно были на темы боевых действий и героического труда в тылу. Поскольку пересылка почты на фронт и с фронта была бесплатной, почтовые отправления, франкированные марками, попадаются очень редко.
-
Важным было сохранение военной тайны: надо было не дать возможности врагу по содержанию писем получить сведения о дислокации частей, их вооружении и проч. Для этого была создана военная цензура. Все письма с фронта в обязательном порядке просматривались, любые спорные места вымарывались чёрной краской. На почтовые отправления ставился штамп«Проверено военной цензурой». Письма либо открытки, адресованные в армию и брошенные в почтовый ящик тылового города, сначала отправлялись в гражданское отделение связи, оттуда в тыловой военно-сортировочный пункт. Затем в почтовом вагоне они отправлялись на фронтовой военно-почтовый пункт, оттуда на военно-почтовую базу армии, оттуда в дивизию, полк, батальон и, наконец, попадали адресату.
-
Письма написаны по всем законам эпистолярного жанра. Все они начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша», «моя дорогая супруга» и т.д. Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Никого не забывали в письмах: передавали приветы всем родным, знакомым, соседям…
-
Как правило, в письмах бойцов встречаются короткие повествования о войне. Отправляли родным стихи, фотографии, вырезки из газет-листовок. Поскольку письма писали прямо с поля боя, «с переднего края», фронтовики по мере того, как шла война, все чаще указывали места, где шел бой. Обычно всего одной строкой: «едем все дальше и дальше на запад», «пишу из Пруссии», «отстояли Одер». О войне в этих письмах рассказывается просто, буднично: «Не беспокойся, мама, у меня все хорошо».
-
Глубоко мирный человек, вырванный войной из естественного хода сельской жизни, солдат и на фронте не теряет связи с малой родиной, его волнует чисто бытовые проблемы сельчан: «как зимуете скотину», «как дело с покосом и как у вас с огородами дело, с хлебом, как дают или нет пособие» В письме от 1 января1945 года с глубокой верой в победу пишет : «Мама, обо мне не беспокойтесь, как войну кончим так придем домой с победой».
-
…весть сквозь битвы и ненастья Приносит треугольник полевой….
Не легче было работать почтальоном и в тылу. Стали тоньше нервы…Она прошла всего лишь два квартала…Девчушечка 14-ти летНести усталас похоронкою конверт.Нет горше, нет ужасней новостей;И этот плач невыносимо слушать:«Зачем господь мне подарил детей?! —заплачет мама. — Петенька! Петруша!»Нет горше, нет ужасней новостей,Ей кажется невыносимой ноша:«Ну как же мне растить троих детей?! —жена заплачет. — Мой Алёшенька! Алёша!!!» Когда ж Раиса треугольники вручала,Вся улица и пела, и плясала!И, получив привет с передовой,Смахнёт слезинку мать:«Сыночек мой! Живой!» А. Лактионов «Письмо с фронта»
-
-
-
-
-
-
Вспомним всех поименно, Горем вспомним своим….. Это нужно – не мертвым! Это нужно живым! Роберт Рождественский
-
Выражаем благодарность за предоставленные семейные реликвии Шишкиной Р.Е.
Авторы работы: Ткачева И.С., 11-й класс , МБОУ «СОШ с. Каменный Яр», Черноярский р-н, Астраханская обл.; Мясникова А.И., 11-й класс , МБОУ «СОШ с. Каменный Яр», Черноярский р-н, Астраханская обл. Руководитель: Шабанова Н.Д., учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ с. Каменный Яр», Черноярский р-н, Астраханская обл. Мурашкин Е.А., учитель истории, МБОУ «СОШ с. Каменный Яр», Черноярский р-н, Астраханская обл.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.