Презентация на тему "Идеология и культура периода Гражданской войны. История России 10 класс"

Презентация: Идеология и культура периода Гражданской войны. История России 10 класс
Включить эффекты
1 из 6
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Идеология и культура периода Гражданской войны. История России 10 класс" по истории. Презентация состоит из 6 слайдов. Для учеников 10 класса. Материал добавлен в 2025 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.08 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    6
  • Аудитория
    10 класс
  • Слова
    история
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Идеология и культура периода Гражданской войны. История России 10 класс
    Слайд 1

    §8Идеология и культура периодаГражданской войны

  • Слайд 2

    1. Политика новой власти в области образования и науки

    Среди врагов социалистической революции В. И. Ленин называл неграмотность.30 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР».В его основе лежали передовые идеи русских и зарубежных педагогов: внедрялись элементы самоуправления и принцип бесплатного обучения. Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. При университетах и институтах были созданы рабочие факультеты (рабфаки). К 1925 г. выпускники рабфаков, направляемые на учёбу по партийным и комсомольским путёвкам, составляли половину всех абитуриентов. Государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями. Так началось формированиесоветской интеллигенции. Большевики стремились привлечь к сотрудничеству учёных. Им обеспечивали сносные по сравнению с другими слоями населения условия жизни и работы.

  • Слайд 3

    2. Власть и интеллигенция

    Некоторые деятели культуры Серебряного века из них считали, что отечественные культурные традиции будут либо растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти. К середине 1920-х гг. за границей оказались многие писатели, поэты, композиторы, певцы, музыканты, художники: И. А. Бунин, А. И. Куприн, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, И. Е. Репин и др. Ряд выдающихся деятелей культуры, таких, как А. А. Ахматова, М. А. Волошин, М. М. Пришвин, М. А. Булгаков, оставаясь на Родине, ушли в глубокую духовную оппозицию. Многие считали, что революция, как очистительная гроза, омолодит страну, разбудит созидательные силы. Революция уже в первые годы была воспета в стихах В. В. Маяковского («Ода революции», «Левый марш») и А. А. Блока («Двенадцать»). Всё громче заявлял о себе Пролеткульт. Её руководители призывали выбросить «на свалку истории» культурные достижения и традиции прошлого. Они создавали художественные студии и клубы, которые объединяли склонных к творчеству пролетариев. Особое место в искусстве жанра плаката тех лет занимала новая форма агитационного искусства — «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством и газетами. В апреле 1918 г. Ленин подписал декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции». Был составлен список революционных деятелей, монументы которым должны быть установлены в первоочередном порядке.

  • Слайд 4

    3. Отношение новой власти к Русской православной церкви

    Борьба с религией была обусловлена не только атеистическими воззрениями большевиков, но и стремлением устранить опасного конкурента в духовной жизни страны. В декабре 1917 г. был издан декрет о передаче всех церковных учебных заведений в ведение Комиссариата просвещения. В январе 1918 г. было принято решение о реквизиции помещений Александро-Невской лавры в Петрограде для нужд Комиссариата государственного призрения. Это вызвало возмущение духовенства и прихожан. В январе 1918 г. был убит один из самых авторитетных иерархов митрополит Киевский Владимир. Патриарх Тихон ответил на подобные деяния посланием, в котором предал большевиков анафеме. Ответом стал декрет 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви. Он послужил основой для закрытия храмов и монастырей. Их имущество и предметы культа конфисковались «для революционных нужд». Священнослужителей арестовывали и отправляли на принудительные работы. Они были лишены избирательных прав, облагались самыми высокими налогами, их дети лишались возможности получить специальное или высшее образование. Патриарх Тихон в1919 г. в своём послании православному духовенству призывал духовенство не участвовать в политической борьбе, подчиняться советской власти, поскольку она «не противоречит вере и благочестию». Большевики сосредоточили внимание на разоблачении «церковного обмана». Набирала обороты начавшаяся в 1918 г. кампания по вскрытию почитаемых верующими мощей святых. Вскрытию подверглись, в частности, мощи Сергия Радонежского и Александра Невского. 29 июля 1920 г. СНК РСФСР принял решение «о ликвидации мощей во всероссийском масштабе», согласно которому все вскрытые мощи подлежали передаче в музеи или захоронению.

  • Слайд 5

    4. Повседневная жизнь

    Революция и Гражданская война внесли свои суровые коррективы в жизнь людей. Смыслом существования стало выживание. С начала 1918 г. большевики вернулись к карточной системе распределения продуктов, но придали ей классовую направленность. Население разделили на две группы: трудовое и нетрудовое («бывшие эксплуататоры» и лица свободных профессий). Самые большие пайки получали военные и медики. Следующими шли рабочие наиболее важных промышленных предприятий, нефтяники и шахтёры, железнодорожники и водники. Постоянное недоедание гнало людей на поиски хоть чего-нибудь съестного. Тысячи горожан, с мешками за плечами, невзирая на запреты и суровые наказания, устремлялись в хлебопроизводящие регионы в надежде обменять отрез материи, сапоги, нитки и прочее подобное на продовольствие Появились мешочники –люди, которые занимались скупкой, перевозкой вручную и продажей каких-либо товаров. Название происходит от мешков, в которых они перевозили товар. Дома в городах не отапливались. Чтобы обогреть промёрзшие комнаты, применялись небольшие железные печки, которые из-за необходимости высокого расхода дров называли буржуйками.

  • Слайд 6

    5. Общественные настроения

    Большевики, поглощённые политической борьбой и разрухой в городе, не имели сил для какого-либо существенного влияния на деревню. Большинство крестьян сторонились политической борьбы. Однако введение большевиками чрезвычайной политики в деревне и массовая мобилизация в Красную Армию втягивали крестьян в орбиту политической жизни. Чрезвычайный налог, насильственное изъятие продовольствия, продразвёрстка, мобилизация лошадей вызвали резкое недовольство. Колокольным звоном и хлебом-солью встречали в деревнях белых. Буквально через несколько месяцев крестьяне обращали свой гнев на белых правителей. Недовольство вызывала и мобилизация в белые армии, от которой крестьяне массово уклонялись. В ответ следовали самые жестокие репрессии — расстрелы и повешения. Насилия белых воспринимались людьми более болезненно, чем насилия красных. Опорой большевиков были рабочие крупных промышленных центров. Однако часть из них достаточно скоро стала разочаровываться в большевистской власти. Причиной этого стало снижение уровня жизни, вызванное резким сокращением производства и массовой безработицей. Весной 1918 г. в ходе новых выборов в Советы почти по всем губерниям России большевики проиграли меньшевикам и эсерам. В целом отношение белых к рабочим было негативным. Когда ими был занят Урал, вместо налаживания производства и установления нормальных отношений с рабочими они развернули там жесточайший террор. От работников предприятий требовали железной дисциплины и беспрекословного подчинения. Деникинское правительство отменило узаконенный большевиками 8-часовой рабочий день. Любая попытка рабочих выступить в защиту своих экономических интересов, даже в самой мирной форме, воспринималась как большевистская вылазка, которая должна быть подавлена жёстко и незамедлительно. Люди были поглощены задачей простого выживания. Порой большевикам достаточно было выдать интеллигенции продуктовый паёк, чтобы она начинала верить, что власти «идут ей навстречу». С 1918 г. в интеллигентской среде был выдвинут целый спектр объяснений, почему необходимо служить новой власти. Среди них представления о том, что большевики предотвратили анархию, насадили дисциплину, заставили считаться с собой крестьянство, сумели всё централизовать, создали из ничего армию. Заметен и фактор иного порядка: лучше большевистская деспотия, чем возврат к старому или генеральская диктатура и распад России.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке