Презентация на тему "Искусство Византии"

Презентация: Искусство Византии
1 из 34
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (3.48 Мб). Тема: "Искусство Византии". Предмет: история. 34 слайда. Для учеников 5-7 класса. Добавлена в 2016 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Искусство Византии
    Слайд 1

    Искусство Византии

    МОУ Ильинская СОШ. Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г.

  • Слайд 2

    В безоблачном небе над берегами Босфора парил орел со змеёй в когтях. Змея извивалась, пытаясь ужалить врага, но орёл камнем упал вниз и раздробил ей голову ударом мощного клюва. Победу царя пернатых встретили радостными криками посланники римского императора Константина, искавшие место для новой столицы. Битву орла со змеёй они истолковали как знак свыше. На месте старой греческой колонии Византии был основан город Константина — Константинополь, который 11 мая 330 г. официально провозгласили столицей Римской империи, новым Римом.

  • Слайд 3

    Византи́йская импе́рия

    Византи́йская импе́рия, Византи́я— название Восточной Римской империи в западной исторической науке. Название «Византийская империя» государство получило в трудах западноевропейских историков уже после своего падения. Сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями», а свою державу — «римской», «ромейской»

  • Слайд 4

    Западные источники также называют Византийскую империю «Романия» (Romania, Ρωμανία на греческом языке). В течение большой части её истории многие из западных современников называли её «империя греков» из-за господства в ней греческого населения и культуры. В Древней Руси её также обычно называли «Греческим царством», а её столицу — «Царьградом».

  • Слайд 5

    С этого времени государство постепенно утрачивало земли под натиском варварских королевств и восточноевропейских племён. После арабских завоеваний империя занимала лишь территорию Греции и Малой Азии. Некоторое усиление в IX—XI веках сменилось серьёзными потерями, распадом страны под ударами крестоносцев и гибелью под натиском турок-сельджуков и турок-осман. Столицей Византии на протяжении всей её истории стал Константинополь, один из крупнейших городов средневекового мира. Наибольшие территории империя контролировала при императоре Юстиниане I (527—565).

  • Слайд 6

    Византийское искусство

    Византии, в отличие от западной части Римской империи, удалось избежать опустошительных набегов варваров; она осталась главной хранительницей античного наследия, центром науки и культуры. Наряду с греческими и римскими, в Византии творчески перерабатывались элементы художественной культуры Ирана, Сирии, Древнего Египта и др. стран; этот сложный сплав преобразовался в самобытный художественный стиль византийского искусства, тесно связанный с христианским вероучением (в 325 г. христианство стало государственной религией Римской империи). В византийском искусстве тесно переплелись утончённая декоративность и пышная зрелищность, условность художественного языка и глубокая религиозность, эмоциональность и догматизм, экспрессия и философская глубина, служение Высшему началу и восхищение красотой мира.

  • Слайд 7

    Иконопись

    Владимирская икона Божией Матери Иконопись Византийской империи была крупнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире. Византийская художественная культура не только стала родоначальницей некоторых национальных культур (например, Древнерусской), но и на протяжении всего своего существования оказывала влияние на иконопись других православных стран: Сербии, Болгарии, Македонии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины, Египта. Так же под влиянием Византии находилась культура Италии, в особенности Венеции. На Русь икона попала из Византии в начале XII века (ок. 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Уехав из Вышгорода на север, князь Андрей Боголюбский перевёз икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году, где она хранилась в Успенском соборе.

  • Слайд 8

    Ваяние в Византии

    Для религиозных целей ваяние с самого начала употреблялось умеренно, потому что восточная церковь всегда неблагосклонно смотрела на статуи, считая поклонение им в некотором роде идолопоклонством, и если до IX века круглые фигуры ещё были терпимы в византийских храмах, то постановлением Никейского собора 842 г. они были совсем устранены из них.

  • Слайд 9

    Византийская архитектура

    В архитектуре Византии неразрывно слиты утонченная декоративность, стремление к пышной зрелищности и глубокая религиозность. Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты. Эти особенности византийского искусства ярко проявились в архитектуре. Здесь возводятся великолепные сооружения, призванные укреплять авторитет государства и церкви — храмы, дворцы, ипподром, триумфальные арки и различные инженерные сооружения.

  • Слайд 10

    Большого расцвета византийская культура достигает в VI в., когда были заложены основы новой архитектуры. Возникает особый архитектурный стиль, особенно проявившийся в строении храмов. Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями. Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, аместом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания «слова божьего». Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего пространства.

  • Слайд 11

    Строились церкви двух основных типов: базилики и крестово-купольные церкви

    Базиликипредставляли собой прямоугольные, вытянутые в длину здания, разделенные на продольные помещения — нефы, из которых средний был выше боковых. Часто они пересекались широким поперечным нефом, образуя в плане вытянутый, так называемый латинский крест. В восточной части базилики находился алтарь. Античные базилики в Византии были приспособлены для христианского культа.

  • Слайд 12

    Позднее наибольшее распространение получил тип крестово-купольной церкви— квадратное в плане здание, в центральной части которого находились четыре столба, поддерживающие купол. От центра расходились четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестовокупольной церковью. В самой Византии возобладал крестово-купольный храм.

  • Слайд 13

    В результате соединения обоих типов возникает пятикупольная системанад планом в форме равностороннего или «греческого» креста (Храм св. Апостоловв Константинополе) Храм Св. Апостолов в Константинополе, византийская миниатюра

  • Слайд 14

    Мавзолей Галлы Плацидии Равенна. Италия.V в. - один из древнейших христианских храмов.

    Мавзолей Галлы Плацидии (первая половина V века) получил свое название в честь безвременно умершей дочери императора Феодосия Великого. На самом деле он не является мавзолеем, поскольку Галла Плацидия похоронена в Риме. Видимо, это была молельня, посвященная особо почитаемому в роду мученику Лаврентию - по крайней мере, именно его изображение находится прямо напротив входа.

  • Слайд 15

    Мавзолей Галлы Плацидии - один из древнейших христианских храмов.

    Это центрическое здание, крестообразное в плане, является типичным примером внутренней архитектуры, столь характерной для ранних христианских храмов: ее аскетичный, неприхотливый внешний вид резко контрастирует с богатством внутреннего интерьера. Внешнюю кирпичную поверхность стен "украшают" только плоские вертикальные выступы - лопатки, соединенные со столь же плоскими арками ("глухая аркада").

  • Слайд 16

    Внутри мавзолея стены на половину высоты облицованы полированным мрамором. Остальные поверхности стен, купол и люнеты арок сплошь покрыты великолепной мозаикой, в которой еще очень сильны античные мотивы. Под куполом в ярко-синем небе сияют звезды, голуби пьют из чаши, олени пасутся у озера, золоченые виноградные лозы вьются по аркам.

  • Слайд 17

    Люнет: 1 — в распалубке свода; 2 — над дверью.

      люнетта (от французского lunette, буквально — лунка), арочный проём в своде или стене, ограниченный снизу горизонтально. В сквозных люнетах обычно помещаются окна, «глухие» Л. нередко украшают росписью или скульптурой.

  • Слайд 18

    Mозаика мавзолея Галлы Плацидии. Равенна. Италия.V в.

    "Добрый Пастырь"Mозаика мавзолея Галлы Плацидии(середина V века, Равенна, Италия) В мавзолее Галлы молодой Христос в простых одеждах скромно восседает на пригорке. Вокруг него по зеленой траве гуляют овечки, к одной из них он ласково прикасается. Живость позы, как и вся композиция, явно унаследованы из античности. Однако, Добрый Пастырь опирается не на пастушеский посох, а на крест, как бы утверждая его над миром в знак триумфального шествия христианства.

  • Слайд 19

    Мозаики мавзолея Галлы Плацидии. Равенна. Италия.V в.

  • Слайд 20

    Мозаики мавзолея Галлы Плацидии. Равенна. Италия.V в.

  • Слайд 21

    Спустя много веков в Равенне побывал поэт А.А. Блок. Вдохновленный мозаиками, он написал такие стихи: «Все, что минутно, все, что бренно, Похоронила ты в веках. Ты, как младенец, спишь, Равеннна, У сонной вечности в руках».

  • Слайд 22

    Храм св. Ирины в Константинополе.

    Византийские строители были хорошими конструкторами, они успешно использовали и развивали технические достижения римской архитектуры. Наиболее важным элементом, появившимся в византийской архитектуре, стал барабан — цилиндрическая вставка между куполом и стенами, который позволил сохранить монолитность купола, устроив оконные проемы в стенах барабана. Купол с барабаном — один из наиболее типичных знаков византийской архитектуры. Эта система в дальнейшем заимствуется различными архитектурами, по-новому интерпретируется и обогащается. Строители восточных областей Римской империи вообще были более активны в поиске новых строительных приемов. Здесь очень часто строили центричные в плане сооружения и пробовали различные способы возведения сводов. Кроме этого типа был создан и тип купольной базилики, например храм св. Ирины в Константинополе.

  • Слайд 23

    Внутренние поверхности византийских зданий облицовывались: своды — мозаикой из стеклянной смальты, стены — мраморной мозаикой, полы — мраморным мощением.

  • Слайд 24

    Собор Святой Софии.Турция, Стамбул

    зодчие Анфимий из Тралл, Исидор из Милета,532-537, 553-562

  • Слайд 25

    Собор Святой Софии

    Закладка его состоялась 23 февраля 533 года. На строительстве его работали 10 000 человек. Юстиниан не жалел никаких денег и сам каждый день посещал стройку. Все доходы империи за пять лет не покрыли расходов на сооружение храма. Только на амвон и хоры был потрачен годовой доход от Египта. По приказу императора все провинции и города империи поставляли в Константинополь самые замечательные остатки античных зданий и мрамор. Рим, Афины, Эфес прислали колонны, которые и сейчас вызывают восхищение. Из Проконеза доставляли белоснежный мрамор, из Каристоса — светло-зеленый, из Ясоса — бело-красный, из Фригии — розовый с прожилками.

  • Слайд 26

    Много необычного было в строительстве этого собора. Известь изготовляли на ячменной воде, в цемент добавляли масло. Для верхней доски престола был изобретен новый материал: в растопленную массу золота бросали ониксы, топазы, жемчуг, аметисты, сапфиры, рубины — словом, все самое дорогое. Постройка храма, его размеры и украшения производили на современников неизъяснимое впечатление, поэтому не удивительно, что вокруг всего этого сразу же стали складываться легенды и мифы. Рассказывали, что план здания был вручен императору Юстиниану во сне ангелом. Когда между императором и архитекторами возникали споры (например, сколько окон делать над главным алтарем), Юстиниану якобы во сне опять явился ангел и приказал сделать три окна в честь Святой Троицы.

  • Слайд 27

    Храм, предназначенный для явлений императора народным массам в окружении свиты и духовенства, должен был создавать впечатление ослепительного великолепия. Византийский летописец VI века Прокопий так пишет об этом соборе: «Этот храм являет собой чудесное зрелище. Тем, кто его видит, он кажется исключительным, тем, кто о нем слышит, — невероятным. Он взмывает ввысь, словно до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья на бурных волнах моря... Он весь полон света и солнечных лучей, и можно было бы сказать, что не снаружи идет это освещение, а само оно рождает этот дивный блеск, так чудно светел этот храм».

  • Слайд 28

    Стены, выложенные различными рисунками из разноцветного мрамора, производят впечатление, будто они увешены дорогими коврами. На некоторых мраморных плитах — причудливые рисунки, напоминающие голову дьявола и облако после атомного взрыва. Эта самая пышная византийская постройка была гордостью Юстиниана. В день освящения храма, 27 декабря 537 года, император подъехал к главному входу на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Он быстро прошел до середины собора и, подняв к небу руки, воскликнул: «Слава Богу, который дал мне возможность закончить эту постройку. О, Соломон! Я превзошел тебя!» Празднества по случаю освящения храма продолжались 15 дней.

  • Слайд 29

    Мозаичный цикл

    Архангел Гавриил Мозаичное изображение Богородицы в апсиде ru.wikipedia.org/wiki

  • Слайд 30

    Иоанн Златоуст Император Александр ru.wikipedia.org/wiki

  • Слайд 31

    Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей ru.wikipedia.org/wiki

  • Слайд 32
  • Слайд 33

    Исламские элементы

    Михраб, расположенный в апсиде Минбар, откуда имам читает проповеди ru.wikipedia.org/wiki

  • Слайд 34

    Ложа Султана, декорированная братьями Фоссати ru.wikipedia.org/wiki

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке