Содержание
-
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Кафедра ИЗО ОЗО Контрольная работа по истории ИЗО Тема: «Ай-я София» Выполнил: Семёнова Л.Б. гр.2986 Проверил: Колчанова Е.А. кфн, доцент Тюмень, 2010
-
Айя София
-
Символом духовного обновления Римской империи с принятием христианства становится город Константинополь, названный именем основавшего его императора, св. равноапостольного Константина Великого. Новая столица империи находилась на границе Европы и Азии, на берегу моря, удобного для торговли и сообщения, посреди плодородных цветущих холмов и долин.
-
Довольно скоро Константинополь приобретает черты римского города: были воздвигнуты два императорских дворца, построены цирк, ипподром, амфитеатр, портики на площадях, бани, водопроводы, фонтаны. На главной площади была поставлена привезенная из Рима порфировая колонна; вдоль улиц вытягиваются вереницей статуи богов, взятые из языческих алтарей и потерявшие теперь свое сакральное назначение. Тут находились и Аполлон Пифийский, и треножник Дельфийский, и музы Геликона, и обитатели Олимпа. Но церкви, устроенные на месте языческих храмов, и крест, царствующий повсюду, говорят , что это город христианский.
-
Кто дал имя храму святой Софии, неизвестно. Во всяком случае, в IV веке его уже называли Софией. Протоиерей Г. Флоровский говорит, что «нетрудно сказать, как понимали это имя христиане того времени. Это было имя Христа, Сына Божия, под этим именем предвозвещенного в Ветхом Завете (прежде всего в книге Притч), которое затем повторяет апостол Павел (1 Кор 1:24).
В известном символе Григория Чудотворца Христос называется Словом и Премудростью и Силой... Вряд ли можно сомневаться, что воздвигнутый в IV веке храм Премудрости был посвящен Христу, Воплощенному Слову. И напрасно догадываться, не посвящали ли тогда храмов отвлеченным идеям... Во время правления Юстиниана, когда империю терзали напряженные христологические споры, опять-таки уместнее было посвятить «великую церковь» Христу, Премудрости и Слову. Во всяком случае, впоследствии в Византии всегда и неизменно считали Константинопольскую Софию храмом Слова.
-
На месте будущей Софии император Константин Великий построил небольшую церковь-базилику. Храм был богато украшен: редкий мрамор, серебро, золото, мозаики.
Но освящен он был уже при императоре Констанции, в 360 году. Констанций увеличил храм так, что современники стали называть его «великой церковью». В 404 году из-за народных волнений при императоре Аркадии, по поводу изгнания им из столицы Св. Иоанна Златоуста, базилика погибла в пожаре. Император Феодосий Младший в 415 году отстроил церковь заново. В 532 году при императоре Юстиниане вспыхнуло народное восстание, известное под названием «Ника», в результате которого погибло 35 000 человек. Погиб в огне и многострадальный храм Софии. Восстание было подавлено. После этого Юстиниан на месте сгоревшей базилики решил воздвигнуть великолепный храм, который своими размерами и пышностью затмил бы все, что было построено в Константинополе до него.
-
Закладка фундамента состоялась 23 февраля 532 года, а строилась святая София всей империей. Ефесский претор прислал восемь колонн зеленого с черными пятнами мрамора, взятых из храма Дианы. Римская знатная госпожа Марция пожертвовала восемь изящных порфировых колонн из храма солнца в Бальбеке. Можно было также видеть редчайшие украшения, привезенные из Троады, Кизика, Афин и Циклад; белый с розовыми жилками мрамор Фригии, зеленый мрамор Лаконии, голубой – Ливии, красный гранит Египта, порфир Саиса. Все доходы империи за пять лет не покрыли расходов на сооружение храма. Например, только на амвон и хоры был потрачен годовой доход от Египта. Строительство храма разорило народ, даже чиновникам перестали выплачивать жалование.
Император поручил строительство двум архитекторам: Анфимию из Тралл и Исидору из Милета. Траллы и Милет – древнейшие греческие города в Малой Азии, процветающие богатые торговые и культурные центры того времени. Анфимий отлично знал механику, а Исидор был превосходный ваятель. Первому понадобилось неполных два месяца для создания проекта и подготовки к строительству. Само же строительство продолжалось 5 лет, 10 месяцев и 10 дней – сообщают византийские летописи.
-
Под начальством каждого архитектора состояло 100 мастеров-каменщиков, и каждому из них было дано в распоряжение по 10 работников. Таким образом 5000 работников было приставлено к правой стороне здания и 5000 – к левой. Работы шли равномерно и правильно.
За строительством наблюдал сам император: он нередко приходил к месту постройки в простой льняной одежде и осматривал материалы, мастерские, поощрял и награждал рабочих. Дно рвов, которые были вырыты для закладки фундамента, было покрыто особым раствором извести, очень быстро приобретавшим крепость железа. Столбы, предназначенные для опоры купола, клали из больших глыб известкового камня, связывая их свинцовой заливкой и железными полосами. Стены строили из особых кирпичей, которые уменьшали тяжесть громадного купола. Эти кирпичи были сделаны из родосской глины и так легки, что по просушке дюжина их весила не более одного обыкновенного кирпича. На них были оттиснуты слова: «Господь да поможет».
-
План купола был очень сложным и казался невыполнимым. Правда, и раньше строили широкие купола. Но этими куполами увенчивались кругообразные здания (Пантеон Агриппы в Риме), поэтому купол опирался со всех сторон на стены. Купол же св. Софии предполагалось воздвигнуть на строении в форме квадрата. Это было достигнуто следующим образом: четыре массивные столба, установленные в квадрат, были перекрыты со всех сторон арками. Промежутки между соседними арками были заполнены сводами в форме надутых треугольных парусов. Верхние ребра этих парусов создали, соединившись, в плане форму круга, на который и легло основание полусферического купола. Этот прием стал впоследствии применяться во всех православных храмах.
Таким образом, с построения св. Софии начинается новый период в истории христианского зодчества. Храм св. Софии есть базилика, в соединении с куполом получившая новый вид и характер. План этого храма представляет собой несколько удлиненный четырехугольник в 250 футов длины и 235 широты, разделенный на три корабля колоннами и четырьмя огромными столбами, поддерживающими купол, который органически связан с остальным покрытием посредством парусов, сводов и полукуполов. Вообще купол поражал своими размерами: диаметр его – 32,9 метра, высота от пола до самого купола – 55,6 метра. У основания купола сделано 40 больших арочных окон, через которые льется яркий свет южного солнца, и, таким образом, громадный купол, вознесенный на головокружительную высоту, кажется невесомым, парящим в воздухе.
-
Впечатление необыкновенной легкости и пространственности интерьера создалось также за счет применения мозаики. Внутренние поверхности купола, сводов и арок покрывались мозаичными орнаментами, иконами и картинами на темы Священного Писания на золотом и темно-лазоревом фоне. Мозаикой был украшен не только храм Софии, но и принадлежащие ему постройки, например, баптистерий.
«Мозаика — дело роскоши, она требует значительных материальных затрат, которые для столицы богатой, склонной к пышному великолепию и роскоши Востока, не представлялись обременительными. Налицо были и богатые средства, и любовь к делу, и отличные художники. К сожалению, сперва алчность и невежество крестоносцев, топором рубивших мозаики Константинополя, а затем турок – мусульман, превращавших христианские храмы в мечети и враждебно относящихся к христианским изображениям, уничтожили большую часть этих сокровищ. Мусульманская кирка и молот прошли по всем древним мозаикам Константинополя. До настоящего времени от всех константинопольских мозаик сохранились лишь некоторые остатки, притом поврежденные от времени и замазанные по требованию мусульманства. Наиболее видное место занимают мозаики в храме св. Софии Замечательная правильность рисунка, изящество форм, прелестное сочетание красок ставят софийскую орнаментику в разряд лучших произведений византийского искусства».
-
Среди дошедших до нас мозаик св. Софии необходимо отметить крупное мозаичное изображение величия и славы Господа Иисуса Христа, помещенное над царскими вратами. Это изображение выполнено в формах, заимствованных от византийского придворного церемониала. Спаситель с серьезным выразительным лицом, обрамленным темно-каштановыми длинными волосами и бородой, восседает на троне, изображенным в виде роскошного кресла с подушкой, разукрашенной золотом и серебром с геометрическими и крестообразными фигурами.
Голова Спасителя увенчана золотым нимбом, который разделен на четыре части белым крестом; две одежды – раззолоченная туника и серый гиматий – покрывают все тело; на ногах сандалии. С правой стороны Спасителя – медальонное изображение Богоматери в синем мафории, с руками, простертыми к Спасителю, с левой стороны в таком же медальоне – архангел с жезлом, в белой одежде, со светло-желтыми крыльями, с каштановыми волосами, перевязанными тороками. Несколько ниже Богоматери изображен византийский император (возможно, что это Лев Мудрый), припадающий к ногам Спасителя. Император одет в светло-голубой хитон с золотыми поручами и светло-зеленый далматик, застегнутый на правом плече; на ногах - желтые сапоги, украшенные перлами (привилегия властелина). На голове императора золотая диадема с крестом напереди; вокруг головы золотой нимб. Тип лица близкий к старческому: борода седая, волосы длинные.
-
«Блеск золота, разнообразие цветов и теней, величавые мозаические изображения Иисуса Христа и святых в их цельном первоначальном виде должны были производить неотразимое впечатление на зрителя. Под влиянием таких впечатлений Павел Силенциарий говорил, что никто, вступив в этот храм, уже не пожелает отсюда возвратиться назад ».
-
-
-
Приношение даров Константином и Юстинианом. Мозаика в южном вестибюле Святой Софии
-
Приношение даров императором Константином IX Мономахом и императрицей Зоей
-
Приношение даров императором Иоанном II Комнином и императрицей Ириной
-
-
Юстиниан настойчиво стремился к тому, чтобы храм не имел себе равных во внутреннем убранстве. В своем рвении он зашел так далеко, что весь пол в храме захотел вымостить золотыми плитками. Придворные отговорили императора от этого предприятия. Пол был выложен редкими по красоте разноцветным мрамором, порфирой и яшмой.
-
Несомненно, что внутреннее великолепие храма превосходит самое смелое воображение. Золото для сооружения престола в алтаре было сочтено недостаточно драгоценным, и для этого употребили особый сплав из золота, серебра, толченого жемчуга и драгоценных камней, так что поверхность престола имела 72 разных цвета и оттенка
Престол инкрустировали драгоценными камнями. Над престолом возвышался в виде башни балдахин, кровля которого из массивного золота покоилась на золотых и серебряных колоннах, украшенных инкрустацией из жемчугов и алмазов и золотыми лилиями, между которыми находились шары с крестами из массивного золота весом в 30 кг, равным образом осыпанные драгоценными камнями; из-под купола балдахина спускался голубь, изображавший Святого Духа, внутри голубя хранились Святые Дары. Престол был отделен от народа иконостасом, украшенным рельефными изображениями святых; иконостас поддерживали 12 золотых колонн. В алтарь вели трое врат, задернутых драгоценными завесами. Посреди церкви находился особый амвон, имевший полукруглую форму и окруженный балюстрадой. Над ним был тоже балдахин из драгоценных металлов, покоившийся на восьми колоннах и увенчанный золотым, усыпанным драгоценными камнями и жемчугом крестом в 40 кг весом.
-
На этот амвон вели мраморные ступени, перила их, равно как и балдахин, сверкали золотом.Сюда выходило духовенство, и здесь же возвышался императорский трон. Все священные богослужебные предметы – чаши, сосуды, ковчежцы – были из самого чистого золота и ослепляли сверканием драгоценных камней; книги Священного Писания с их золотыми переплетами и застежками немало весили
Из золота были все священные принадлежности и предметы придворного церемониала, при короновании и разных византийских церемониях, славящихся своей сложностью и пышностью. Шесть тысяч канделябров в виде громадных гроздей, столько же переносных подсвечников, каждый весом в 45 кг. Мозаики на куполе сверкали от сияния канделябров, серебряные лампады висели на бронзовых цепях, бесчисленные огни отражались в мозаиках и драгоценных камнях.
-
Врата были из слоновой кости, янтаря и кедрового дерева с наличниками из позолоченного серебра. В притворе находился яшмовый бассейн со скульптурами львов, извергавших воду. В Дом Божий могли входить, только омыв ноги.
-
Юстиниан достиг поставленной цели. Созданный храм превзошел своим великолепием знаменитый храм в Иерусалиме, построенный царем Соломоном. Когда император вошел в храм в день его освящения 26 декабря 537 года, он воскликнул: «Слава Всевышнему, Который избрал меня для совершения этого великого дела! Я превзошел тебя, Соломон!»
Освящение храма было всенародным праздником. Император осыпал серебром народонаселение столицы. Рассказывают, что в ипподроме по этому случаю было убито 1000 быков, 10 000 баранов, 600 оленей, 1000 свиней, 10 000 куриц, 10 000 цыплят, и все это роздано народу, точно также, как и 30 000 мер зернового хлеба.
-
Через 17 лет после освящения сильное землетрясение привело к обрушению части купола. Восстанавливал его Исидор, внук (а по другим источникам – племянник) архитектора Исидора-старшего, который создал проект св. Софии. Исидор-младший приподнял купол на девять метров, отчего тот потерял свою легкость, восхищавшую всех. Вторично купол обвалился в 986 г., и реконструировал его архитектор Трдат из Армении. Этот купол и сохранился на св. Софии до наших дней.
-
В 1204 г. с благословения римского папы Иннокентия III «благочестивое» крестоносное воинство (4-й крестовый поход) вместо борьбы с «неверными» за освобождение Иерусалима и гроба Господня свернуло к Константинополю ...
Алчных и жестоких рыцарей прежде всего интересовала добыча. В Западной Европе было известно о сказочно богатой Византийской империи. И вот город-крепость под натиском многочисленного войска крестоносцев пал. Пожары и грабежи приобрели чудовищные размеры. Крестоносцы уничтожали многочисленные произведения искусства, не представляя себе их неизмеримой художественной ценности. Были разорены сотни церквей. Грабежу подвергся и храм св. Софии. Аналои необыкновенной красоты, затканные драгоценностями, всех приводившие в изумление, были разрублены на куски и разделены между воинами вместе с другими драгоценными вещами. Когда рыцарям было нужно вывезти из храма священные сосуды, серебро и золото, которыми были обложены кафедры, амвоны и врата, они ввели в притворы храмов мулов и лошадей. Животные, пугаясь блестящего пола, не хотели идти, но их били, из-за чего священный пол храма осквернялся кровью. Грабители разорили усыпальницы византийских императоров: саркофаги были взломаны, а находящиеся в них золото и серебро с драгоценными камнями были украдены. В поисках сокровищ они выбрасывали из гробниц мощи святых. Православным монахам вспарывали животы, думая, что они проглотили драгоценные камни.
-
На развалинах Византийской империи возникло на короткий срок несколько крестоносных государств. Небольшая Латинская империя со столицей в Константинополе жила продажей в Западную Европу награбленных драгоценностей, ибо других источников дохода в сожженной и разграбленной стране почти не было, население погибло или разбежалось. К концу XIII века Византийская империя была восстановлена, Константинополь почти на два столетия снова стал столицей. Но прежнего величия и могущества Византия уже не могла вернуть. Храм святой Софии много раз украшался и реставрировался, но прежней роскоши восстановить было уже невозможно.
-
29 мая 1453 года Константинополь пал. В бою героически погиб последний византийский император Константин XI Палеолог Багрянородный. В середине XV века столица Византии уже не представляла собой такой сказочной добычи, как для крестоносцев-христиан 2,5 веками ранее.
Некоторые историки считают, что при грабеже Константинополя турками в их руки не попало и половины того, что получили латиняне в 1204 году. Св. София была поругана. Магомет, въехав в нее на коне, объявил, что этот вековой храм православия делается мечетью султана. 1 июня 1453 года в пятницу там была совершена первая мусульманская молитва. Святой крест был заменен луной, а впоследствии вокруг храма были сооружены четыре минарета. Магомету II приписывают устройство юго-восточного минарета, Селиму II – северо-восточного, а Амурату III – двух западных. Великолепные мозаики были частично сбиты, частично замазаны известкой. Чудный храм, приводивший когда-то в изумление весь мир своей красотой и богатством, опустел и обнищал. Только изящные ряды колонн, величественные своды, купол, мрамор – вот то, что напоминало еще о прежнем его величии. При султанах Селиме II и Амурате III были устроены тяжелые, массивные и некрасивые контрфорсы, имевшие, однако, своей целью предохранение здания от падения в случае землетрясения. Но все равно драгоценнейший памятник византийского искусства находился в печальном состоянии. «Расщелившиеся своды и купол давали доступ дождю, ветру и снегу Внутри здания гнездились тучи голубей и хищных вредоносных птиц; одним словом, все содействовало близкому разрушению св. Софии».
-
Султан Абдул-Меджид (сер. XIX в.), сблизившийся с европейским образованием, пожелал очистить и обновить храм. Для реставрации были приглашены итальянские братья-архитекторы Фоссати. Труды обновления продолжались два года и были успешно завершены. Части здания, наиболее пострадавшие от времени, были перестроены; свинцовая крыша починена, купол освобожден от четырех тяжелых подпорок и опоясан двойным железным поясом, тринадцать колонн на хорах, вышедших со своих мест от давления сводов, выпрямлены. Внутренность храма была отчищена от копоти и грязи. Были также восстановлены несколько мозаик, в том числе портреты императоров Константина и Юстиниана. После реставрации они были снова замазаны мусульманами...
-
В 1934 году по решению первого президента Турции КемаляАтатюрка мечеть в храме св. Софии была упразднена, и вместо нее был открыт музей, где можно видеть мозаичные образы Богоматери с Младенцем, Христа Пантократора и другие многочисленные шедевры византийских мастеров. «Посетитель и ныне испытывает совершенно особое чувство в этом храме, купол которого как бы являет собой небесную сферу, опрокинутую над головой, – пишет Л.Д. Любимов, – как некогда людям средневековья, подлинным чудом кажутся легкость, торжественная свобода, с которыми, обрамляя грандиозное сияющее пространство, вырастают кругом арки и галереи с их порфирными, мраморными или малахитовыми колоннами да вьющимся над ними изумительной тонкости каменным кружевным узором».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.