Презентация на тему "История Тихоокеанского флота России" 6 класс

Презентация: История Тихоокеанского флота России
Включить эффекты
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "История Тихоокеанского флота России" для 6 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 19 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по истории в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    19
  • Аудитория
    6 класс
  • Слова
    история
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: История Тихоокеанского флота России
    Слайд 1

    История Тихоокеанского флота России

    Выполнил Гуляев Дмитрий Ученик 6 «б» класса Учитель: Кузнецова Л.Н.

  • Слайд 2

    21 мая - День Тихоокеанского флота

    Более чем 280 лет назад, в 1731 году, был издан Указ царского Сената об учреждении Охотского военного порта как постоянно действующего военно-морского опорного пункта России на Дальнем Востоке и Охотской военной флотилии. В связи с этим, согласно приказу главнокомандующего ВМФ Российской Федерации от 15 апреля 1999 года, дата 21 мая считается Днем образования Тихоокеанского флота.

  • Слайд 3

    Предпосылки создания флота

    Одним из великих начинаний царя Петра I стало научное изучение географии России и сопредельных территорий — в первую очередь, инструментальные съёмки и составление «генеральных карт». В 1714—1716 годах, после присоединения Камчатки к России, по указанию Петра было налажено морское сообщение на ладьях между Охотском и западным побережьем Камчатки. Получив об этом известие, он решил организовать поиск побережья Северной Америки, которое, как он полагал, находится недалеко от Камчатки или даже смыкается с Азией. В 1720—1721 годах одна из экспедиций, направившись с Камчатки на юго-запад, достигла середины Курильской гряды, но американского побережья так и не отыскала. Уже перед самой смертью Пётр направляет на Дальний Восток очередную экспедицию, возглавит которую Витус Беринг. По секретной инструкции российского императора, Берингу поручено построить два корабля, направиться вдоль побережья, попробовать отыскать перешеек или пролив между Азией и Северной Америкой, а затем спуститься вдоль североамериканского побережья на юг. Важную роль в организации и работах Первой, а затем — и Второй Камчатской экспедиции играли помощники Беринга — капитан-командор А. И. Чириков и М. П. Шпанберг. Витус Беринг

  • Слайд 4

    Великая Северная экспедиция

    По сути, это был ряд географических экспедиций, предпринятых русскими моряками вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии во второй четверти XVIII века. Экспедиция состояла из семи самостоятельных отрядов, экспедиции которых состоялись в 1733—1743 годах. Побережье Северного Ледовитого океана было разбито на пять участков: На Дальнем Востоке действовало два морских отряда: Отряд Беринга-Чирикова. Экспедицию отряда, которым руководил непосредственно Витус Беринг, нередко называют непосредственно «второй камчатской экспедицией». Перед этим отрядом ставилась задача отыскания пути в Северную Америку и островов в северной части Тихого океана. Южный отряд. Отряд Шпанберга должен был составить опись Курильских островов, берегов Охотского моря и, по возможности, достичь берегов Японии. По итогам Великой Северной экспедиции впервые произведена опись отдельных участков побережья Северного Ледовитого океана, открыт американский берег и подтверждено наличие пролива между Азией и Америкой, открыты и нанесены на карту Южные Курильские острова, доказано отсутствие каких-либо земель между Камчаткой и Северной Америкой, обследованы побережье Камчатки, Охотского моря и отдельные участки побережья Японии. Двинско-Обский отряд. Первым начал свою деятельность самый западный отряд экспедиции, подчинявшийся непосредственно Адмиралтейств-коллегии. Ему предстояло описать давно освоенный поморами участок арктического побережья России. Им предстояло найти морской проход к Оби Обско-Енисейский отряд. В задачу отряда входило исследование берега между реками Обь и Енисей. Отряд Минина. В задачу отряда входило составить опись берегов от Енисейского залива до реки Хатанга вокруг полуострова Таймыр. Ленско-Енисейский отряд. Участок побережья к западу от Лены был поручен отряду Прончищева, Харитона Лаптева и Челюскина Ленско-Колымский отряд. Участок побережья к востоку от Лены обследовал отряд Лассниуса и Дмитрия Лаптева.

  • Слайд 5

    1731 г. — начало XIX века

    Охотская военная флотилия была создана 21 мая 1731 года и до 1850-х гг. выполняла следующие основные задачи: Перевозка грузов и пассажиров между портами Охотского моря, в особенности, между Охотском и Большерецком. Обеспечение русских научно-исследовательских экспедиций на Тихом океане. Изредка перевозила войска для Анадырской партии, созданной для покорения «немирных» чукчей и коряков; покорение вылилось в вялотекущую войну, которая продолжалась до 1760-х гг. Военные задачи перед флотилией не ставились ввиду отсутствия возможного противника, в связи с чем суда флотилии по конструкции относились, в основном, к военно-транспортным типам — парусные галиоты, гукоры и пакетботы, парусно-гребные бригантины, дубель-шлюпки и боты. Эти корабли или не вооружались вовсе или имели на вооружении несколько мелкокалиберных орудий. В общей сложности с 1731 по 1854 год во флотилии числилось 85 судов различных классов, а единовременно — от 5 до 10 кораблей указанных типов. Использование Охотской флотилии исключительно в транспортных и экспедиционных целях превратилось в своеобразную привычку, и когда появилась необходимость военной защиты интересов России на Тихом океане, свою задачу она не выполнила. Первый раз непосредственная военная угроза возникла во время русско-шведской войны 1788—1790 гг., когда на север Тихого океана был послан 16-пушечный бриг английского капера Дж. Кокса, перешедшего на шведскую службу. «К отражению этой первой серьёзной военной угрозы русские были явно не готовы, так как их селения были слабо укреплены, а неповоротливые и тихоходные галиоты промышленников имели на вооружении в лучшем случае несколько легких фальконетов. К счастью для русских, команда и капитан шведского капера, подошедшего в октябре 1789 г. к острову Уналашка, вопреки своему заданию дружески обошлись с русскими промышленниками, встретившимися им на острове». Другой угрозой стала Япония, которая в 1798—1800 гг. начала экспансию на Южные Курильские острова (в то время принадлежавшие России) и на южное побережье острова Сахалин (в то время России не принадлежавшего). Не имевшие военно-морского флота японцы действовали осторожно, с оглядкой на действия русских властей, но русское военное командование и гражданская администрация не захотели оказать силового противодействия, а от попыток дипломатических переговоров о границе японцы регулярно уклонялись. В итоге острова Уруп, Итуруп и ряд мелких островов оказались под контролем Японии к 1800 году.

  • Слайд 6

    Начало XIX века — 1855 г

    Первая русская кругосветная экспедиция под командованием капитана 1 ранга Г. И. Муловского готовилась в Санкт-Петербурге ещё в 1787 году, но из-за начавшейся русско-турецкой, затем русско-шведской войны и гибели своего главного инициатора была отложена на 16 лет. Наконец, в 1803—1806 гг. состоялось первое русское кругосветное плавание на кораблях Русско-американской компании «Надежда» и «Нева» под командованием капитан-лейтенанта И. Ф. Крузенштерна и капитан-лейтенанта Ю. Ф. Лисянского. Хотя эти «корабли», как их называли в Компании, и не принадлежали к Военно-Морскому Флоту России, но по особому указанию императора они несли военные (Андреевские) флаги, а само событие стало эпохальным для русского Дальнего Востока, открыв череду кругосветных и полукругосветных плаваний кораблей из Балтийского моря в Петропавловский порт и Новоархангельск. Таким образом, с 1809 г. на Дальнем Востоке, помимо Охотской флотилии и «компанейских» кораблей появляется третья военно-морская составляющая — корабли Балтийского флота. В первой четверти XIX века они, в основном, занимались географическими исследованиями в Тихом океане и, отчасти, охраной калановых промыслов от американских браконьеров. Кругосветные плавания получили широкий резонанс в среде морской общественности. К концу 1820-х гг. стала очевидной экономическая неэффективность дальневосточных рейсов, в связи с чем на первый план вышли прагматические соображения: корабли стали посылать с Балтики реже, и, почти исключительно, в транспортных целях. Корабли Охотской флотилии по-прежнему, в основном, занимались транспортными рейсами в Охотском море. Разделение военно-морских сил России на Дальнем Востоке на самостоятельные «сибирскую» и «балтийскую» составляющие в лице Охотской (Сибирской) флотилии и Тихоокеанской эскадры Балтийского флота останется порочной административной практикой вплоть до 1904 г. В таком состоянии военно-морские силы России на Дальнем Востоке застигло начало Крымской войны.

  • Слайд 7

    1856—1904 гг

    По окончании войны, 1856 году флотилию переименовывают в Сибирскую флотилию, во главе которой становится «командир Сибирской флотилии и портов Восточного океана», и в важные переходные годы (до 1865 г.) её возглавляет контр-адмирал П. В. Казакевич. В службе флотилии начинается новый этап, связанный, прежде всего с освоением Приморского края. Наиболее вероятным военным противником это время считалась Великобритания, с которой Россия всю вторую половину XIX в. и начало XX в. находилась в состоянии «холодной войны», которая несколько раз угрожала перерасти в войну «горячую». Главным антироссийским инструментом в руках английских политиков был цинский Китай, которого подстрекали к войне с Россией и обещали всяческую помощь. В качестве главных союзников России рассматривались Северо-Американские Соединенные Штаты (в 1860-70-х гг.), Франция и Германия (с 1880-х гг.), Япония (до конца 1890-х гг.). Важным делом для подготовки офицерских кадров флотилии стало открытие в 1858 г. Мореходного училища в Николаевске, самым известным выпускником которого был выдающийся русский флотоводец вице-адмирал С. О. Макаров. Во время русско-китайского политического кризиса 1860 г. (связанного с захватом русскими Посьета) флотилия готовилась к отражению нападения китайских войск и английского флота. В конце 1880-х гг. произошло качественного обновление корабельного состава флотилии на новые образцы техники и вооружения. Но главной проблемой, все же, оставалась слабо развитая система базирования. Судостроительная база отсутствовала. Главное судоремонтное предприятие — Механическое заведение Владивостокского порта (нынешний «Дальзавод») — было построено только в 1883—1887 гг. 15 (27) марта 1898 года Россия подписала с Китаем договор об аренде на 25 лет части Квантунского полуострова с портами Порт-Артур и Дальний. Здесь с 1898 по 1904 г. стали базироваться корабли Тихоокеанской эскадры Балтийского флота. Значительные финансовые вложения были направлены на строительство в Маньчжурии КВЖД и ЮМЖД, обустройство базы флота в Порт-Артуре со своими доками, заводами и крепостными сооружениями. Развитие русского Приморского края и Владивостока, на который продолжала базироваться Сибирская флотилия, напротив, сильно затормозилось. Время показало ошибочность такой дальневосточной политики: Россия не смогла защитить свои интересы в Маньчжурии, и плоды гигантских усилий и огромных капиталовложений достались Китаю и Японии. В итоге, масштабная правительственная кампания по подъему хозяйства Приморья была организована только в 1930-е годы.

  • Слайд 8

    Русско-японская война 1904—1905 гг.

    5 февраля 1904 г. Высочайшим указом образован «Флот в Тихом океане» под командованием вице-адмирала С. О. Макарова, которому подчинены все русские военные корабли на Дальнем Востоке. После гибели Макарова, 17.04.1904 г. этот флот переименован в Первую эскадру флота Тихого океана под командованием контр-адмирала П. А. Безобразова Военно-морские силы России на Дальнем Востоке состояли к началу 1904 года из 1-ой Тихоокеанской эскадры, базировавшейся в Порт-Артуре, который был взят в аренду у Китая в 1898 году на 25 лет, где и была учреждена главная база Тихоокеанского флота. В ночь на 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 года, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура русскую эскадру внезапно атаковали японские миноносцы. Россия ни в военном, ни в политическом отношении не была готова к войне, но с начала войны правительством России была развернута пропаганда о необходимости решающего сражения с Японией, что вызвало патриотический подъем среди населения. Первая атака японцев на русские корабли, базировавшиеся в Порт-Артуре, ослабила русскую эскадру, выведя из строя 3 боевых корабля, два из которых,- «Ретвизан» и «Цесаревич»,- являлись самыми сильными кораблями в эскадре. Положение осложнялось еще и тем, что в Порт-Артуре не было доков, которые могли вместить такие корабли. Одновременно с попыткой уничтожить русскую эскадру командующий японским флотом адмирал Того направил передовой отряд своих десантных сил в Чемульпо, поставив перед ними задачу занять столицу Кореи город Сеул. 7 февраля японский флот прибыл к Чемульпо. Стоявшие там на рейде русские корабли – крейсер I ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» - не имели связи с Порт-Артуром и не знали о положении дел. В 8 часов утра 9-го февраля командир крейсера «Варяг» капитан I ранга В.Ф.Руднев получил от японского адмирала официальное уведомление о начале военных действий и требование покинуть рейд до полудня с угрозой в противном случае атаковать его на рейде. Командир «Варяга» решил совместно с канонерской лодкой «Кореец», которой командовал капитан II ранга Беляев прорываться с боем. Когда русские корабли выходили в море, они были встречены японцами. Произошел короткий, но очень кровопролитный бой двух русских кораблей с превосходящими в несколько раз силами японской эскадры.

  • Слайд 9

    «Варяг» и «Кореец» после боя вернулись на рейд Чемульпо, где осмотр корабля показал, что исправить повреждения на «Варяге» быстро невозможно. Продолжать сражение корабль не мог. Учтя все это, Руднев принял единственно правильное решение, единодушно одобренное советом офицеров – взорвать корабли, чтобы они не попали в руки врага. Неблагоприятная обстановка, сложившаяся на морском театре военных действий, первые поражения заставили правительство вспомнить об адмирале С.О. Макарове, который по праву считался наиболее выдающимся в России флагманом, пользовался огромным авторитетом. Макаров поставил перед флотом такие задачи: принять все меры к тому, чтобы не допустить высадки японской армии на Ляодунский полуостров, постепенно расширять зону действий против неприятеля легких сил флота. Намечалось нанесение удара по главным силам японцев на море, а Владивостокскому отряду крейсеров предлагалось активно действовать на морских коммуникациях флота противника от Порт-Артура. Новый командующий предпринял частые выходы эскадры для отработки совместного плавания и боевого маневрирования кораблей. Утром 31 марта (старый стиль), при выходе из Порт-Артура для сражения с японским флотом броненосец «Петропавловск», на котором находился штаб эскадры во главе с адмиралом Макаровым взорвался на минах и затонул. Вместе с броненосцем погиб и командующий эскадрой адмирал. Ослабление эскадры и гибель ее энергичного руководителя привели к отказу от активных действий на море.

  • Слайд 10

    Одним из центральных событий русско-японской войны явилась оборона Порт-Артура. Несмотря на мужество и героизм участников обороны крепости, которая продолжалась одиннадцать месяцев, на тяжелые оборонительные бои Порт-Артур был сдан 20 декабря 1904 года. В боях у Порт-Артура японцы потеряли 112 тысяч человек и 15 кораблей, 16 кораблей получили серьезные повреждения. Наши потери составили 28 тысяч человек. С падением Порт-Артура японское командование получило возможность беспрепятственно перевозить войска морем и сосредоточить их против русской армии в Маньчжурии. Потеря Россией военно-морской базы и Тихоокеанской эскадры оказала огромное влияние на исход войны. По Портсмутскому мирному договору от 23 августа 1905 года арендные права на Порт-Артур были переданы Японии. Крепость была сдана, как считается, не исчерпав до конца возможностей ее обороны.

  • Слайд 11

    Цусимское сражение

    В апреле 1904 года правительством России было принято решение о посылке эскадры с Балтики на Дальний Восток на помощь 1-ой Тихоокеанской эскадре и для совместного затем овладения Японским морем. 2-я Тихоокеанская эскадра вышла в поход из Либавы только 2 октября 1904 года, так как подготовка производилась крайне медленно. На подходе к Владивостоку (через Корейский пролив) утром 14 мая (по старому стилю) 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры вступили в Корейский пролив. Здесь кораблибыли встречены японской эскадрой. Состоялось Цусимское морское сражение (у острова Цусима) 30 русских боевых кораблей с японским флотом в составе 120 кораблей. Главной целью русского флота был прорыв во Владивосток, японский флот под командованием Того имел задачу полного разгрома русского флота. Большая концентрация сил японского флота, его лучшая оснащенность и маневренность привели к военному успеху. Несмотря на мужество и героизм русских офицеров и матросов, прошедших перед этим 33 тысячи километров от Балтики до Японского моря и вступивших с ходу в бой, потери были катастрофическими: русские потеряли 19 кораблей, 3 крейсера прорвались в нейтральные порты и были интернированы, крейсер «Алмаз» и 2 миноносца прорвались во Владивосток. Из 14 тысяч человек личного состава эскадры погибло более 5 тысяч. 15 мая русская эскадра как организованная сила перестала существовать. С поражением флота в Цусимском сражении рушились окончательно всякие надежды на благоприятный конец войны, ибо окончательный исход ее зависел от победы на море. На Маньчжурском театре обстановка складывалась тоже неблагоприятно. Военный разгром царской России был очевиден и 23 августа 1905 года в Портсмуте (США) между Россией и Японией был подписан мирный договор.

  • Слайд 12

    Послевоенный период и начало революционных выступлений

    Во Владивостоке после заключения Портсмутского договора 22 августа 1905 г . скопилось большое количество солдат и матросов, призванных из запаса, которые надеялись на скорое возвращение домой. Но военное командование не спешило с их отправкой, стало известно, что это планируется на весну следующего года. Среди мобилизованных было немало участников революционных выступлений в западных областях страны, которые непосредственно общались с матросами, живя в казармах Сибирского флотского экипажа. Шла пропаганда революционной агитации. Условия службы были крайне тяжелыми: не было дней отдыха, плохое питание, частые наказания за любую провинность ограничения в правах. В революционных выступлениях во Владивостоке участвовали огромные массы матросов и солдат, лишь небольшая часть войск во время этих выступлений оставалась в подчинении властям. Таким образом, то угасая, то вспыхивая с новой силой, митинги и восстания следовали один за другим, революционное движение не затихало вплоть до 1907 г. С потерей Порт-Артура растет значение Владивостока как порта и крепости на тихоокеанском побережье. После русско-японской войны 1904-1905 гг., российское правительство вновь вернулось к необходимости освоения Северного морского пути. С 1910 г . по линии военно-морского ведомства шла интенсивная подготовка гидрографической "экспедиции Восточного океана" под руководством Б.А. Вилькицкого. С началом первой мировой войны российское правительство спешно начало перебрасывать военно-морские силы с Дальнего Востока на Европейский театр военных действий. В феврале 1917 г . произошла вторая русская революция, в результате которой Россия из монархического государства стала республикой, а в октябре 1917 г . залп с крейсера "Аврора" возвестил о начале Октябрьского вооруженного восстания.

  • Слайд 13

    Гражданская война и борьба с интервенцией

    В ночь на 5 апреля 1918 г . во Владивостоке высадились японские, а затем американские и английские войска. После Октябрьского вооруженного восстания 1917 г . Сибирская флотилия находилась в руках Владивостокского совета, где главную роль играли большевики. После чехословацко-белогвардейского переворота 29 июня 1918 г . Сибирская флотилия до победы Советов на ДВ находилась в составе Белого движения. В 1921 г . после Меркуловского переворота командующим флотилией был назначен контр-адмирал Г.К. Старк. Корабли флотилии принимали активное участие в боевых операциях белоповстанческой армии и земской рати против партизанских отрядов в бассейнах рек Амур и Уссури и озера Ханка. В 1920 г . была создана Дальневосточная Республика (ДВР), в которой была организована Народно-революционная армия, а также морские силы (с сентября 1921 г . - Народно-революционный флот ДВР). Морские Силы ДВР сыграли существенную роль в исходе вооруженного противоборства на Дальнем Востоке. Кроме того, моряки Сибирской и Амурской флотилий воевали в составе красногвардейских и партизанских отрядов. 25 октября 1922 г . части НРА ДВР и партизаны вошли в г. Владивосток. После вхождения ДВР в состав РСФСР НРФ был переименован в Красный флот на ДВ. С 17 ноября 1922 г . он носит название - Морские силы ДВ.

  • Слайд 14

    Строительство советского Тихоокеанского флота(1932-1941гг.)

    Непосредственная угроза территории советского ДВ со стороны Японии вызвала необходимость в принятии энергичных мер по укреплению дальневосточных рубежей СССР, увеличению численности и мощи морских сил. После ввода в 1931 году японских войск в Манчжурию возникла угроза их вторжения на территорию советского Дальнего Востока. В связи с этим было принято решение об усилении Особой Краснознаменной Дальневосточной армии и срочном создании в этом регионе Морских сил. В начале 1932 года в сложных экономических и политических условиях началось формирование частей, соединений и управления Морских сил Дальнего Востока. Для их создания были отмобилизованы и переоборудованы в тральщики сторожевые корабли и минные заградители, торговые и промысловые суда. Несколько боевых кораблей были переведены морем с других флотов, а катера и малые подводные лодки перевезены по железной дороге. Личный состав поступал с Балтийского и Черноморского флотов, а также по призыву. Одновременно началось создание кораблестроительных предприятий во Владивостоке и Хабаровске, а несколько позже и в Комсомольске-на-Амуре. Специально для Дальнего Востока строились 12 подводных лодок типа "Щ" и 30 лодок типа "М". Начались работы по созданию системы береговой обороны. Первым командующим Морскими силами Дальнего Востока был назначен флагман флота 2 ранга М.В. Викторов, до этого занимавший должность начальника Морских сил Балтийского моря. В его первом приказе от 21 апреля 1932 года были объявлены соединения, части, корабли и учреждения нового флота. Этот день теперь считается днем создания Тихоокеанского флота. К 1932 г . были восстановлены и частично модернизированы все ценные в боевом отношении корабли. С Балтики и Черного моря следовали эшелоны с катерниками и подводниками. В необжитых местах строились аэродромы, возводились батареи береговой артиллерии, строились казармы.

  • Слайд 15

    К началу 1935 г . Морские силы Дальнего Востока настолько выросли, что, по существу, уже представляли собой вполне организационно оформленный военно-морской флот. Исходя из этого, приказом Народного комиссара обороны СССР от 11 января 1935 г . они были переименованы в Тихоокеанский флот. Настоящую проверку на боевую готовность Тихоокеанский флот прошел в 1938 г . во время событий у озера Хасан. 31 июля крупные силы японцев вторглись в советское Приморье и овладели сопками Безымянная и Заозерная, начались ожесточенные бои на территории сложной горно-болотистой местности, которые продолжались до 11 августа. С началом военных действий корабли ТОФ перешли на повышенную боевую готовность. Подводные лодки охраняли морские коммуникации, а надводные корабли перевозили в район боевых действий войска, боеприпасы и снаряжение, эвакуировали раненых. Все участники боев у озера Хасан были награждены специально учрежденным знаком "Участник Хасанских боев", а 74 моряка-тихоокеанца - награждены орденами и медалями. В 1939 г . командующий ТОФ Н.Г. Кузнецов докладывал советскому правительству о том, что флот на Тихом океане построен. В его состав входили: 2 лидера эскадренных миноносцев - "Баку" и "Тбилиси", 5 эскадренных миноносцев, 145 торпедных катеров, 6 сторожевых кораблей, 5 минных заградителей, 18 тральщиков, 19 охотников за ПЛ, 86 ПЛ, около 500 самолетов. С такими силами флот встретил известие о начале ВОВ. С марта 1939 г . Тихоокеанский флот возглавил флагман 2 ранга Юмашев И.С., командовавший ранее ЧФ.

  • Слайд 16

    Тихоокеанский флот в период Великой Отечественной войны

    В годы войны Тихоокеанский флот находился в постоянной боевой готовности. Часть кораблей и личного состава была передана действующим флотам и флотилиям. Свыше 147 тысяч моряков-тихоокеанцев в составе морских стрелковых бригад участвовали в Московской, Сталинградской битвах, в Битве за Кавказ, в обороне Заполярья, Севастополя и Ленинграда. В ходе Маньчжурской операции 1945 года авиация Тихоокеанского флота наносила удары по военно-морским базам, аэродромам и другим военным объектам противника в Северной Корее. Тихоокеанский флот осуществлял постановку минных заграждений на подступах к Владивостоку и Петропавловску-Камчатскому, бухтам Владимира и Ольги, в Татарском проливе, нарушал морские перевозки противника, содействовал войскам Дальневосточного фронта, наступавшим вдоль восточного побережья Северной Кореи. 12—20 августа 1945 года флот осуществил высадку серии десантов, захвативших порты на северо-восточном побережье Кореи: десант в порт Юки (Унги), десант в порт Расин (Наджин), десант в порт Одецин и операции по захвату военно-морских баз Сэйсин (Чхонджин) (Сэйсинская операция) и Гэндзан (Вонсан). С 11 августа по 1 сентября силы флота участвовали в Южно-Сахалинской операции 1945 года и Курильской десантной операции 1945 года. Авиация Тихоокеанского флота высадила воздушные десанты в Порт-Артуре (Люйшунь) и Дальнем (Далянь). Выполняя задачи по защите морских сообщений и по переброске войск, корабли и авиация флота обеспечили проводку 28 конвоев.

  • Слайд 17

    Советско-японская война

    В феврале 1945 на Ялтинской конференции Сталин дал обещание союзникам объявить войну Японии через 2-3 месяца после окончания боевых действий в Европе (хотя пакт о нейтралитете предусматривал, что его действие прекращается лишь спустя год после денонсации). На Потсдамской конференции в июле 1945 союзники выступили с декларацией, требуя безоговорочной капитуляции Японии. Тем же летом Япония пыталась вести переговоры с СССР о посредничестве, но безуспешно. На рассвете 9 августа 1945 года советские войска начали интенсивную артподготовку с моря и с суши, после которой последовали активные наземные боевые действия Маньчжурской операции. Учитывая опыт войны с немцами, укреплённые районы японцев обходились подвижными частями и блокировались пехотой. Первый Дальневосточный фронт к этому времени сломил сопротивление японцев на востоке Маньчжурии, заняв крупнейший город в том регионе — Муданьцзян. В ряде районов в глубине обороны советским войскам пришлось преодолевать ожесточённое сопротивление противника. В полосе 5-й армии с особой силой оно было оказано в районе Муданьцзяна. Были случаи упорного сопротивления противника в полосах Забайкальского и 2-го Дальневосточного фронтов. Японская армия предпринимала и неоднократные контратаки. 19 августа 1945 в Мукдене советские войска взяли в плен императора Маньчжоу-ГоПу И (ранее — последний император Китая). 14 августа японское командование обратилось с предложением о заключении перемирия. Но практически военные действия с японской стороны не прекращались. Лишь через три дня Квантунская армия получила приказ своего командования о капитуляции, которая началась 20 августа. Но и он не сразу до всех дошёл, а кое-где японцы действовали и вопреки приказу. 18 августа была начата Курильская десантная операция, в ходе которой советские войска заняли Курильские острова. Южно-Сахалинская сухопутная операция была проведена для освобождения южной части Сахалина. 18 августа, главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке маршал Василевский отдал приказ об оккупации японского острова Хоккайдо силами двух стрелковых дивизий[12]. Эта высадка не была осуществлена из-за задержки продвижения советских войск в Южном Сахалине, а затем отложена до указаний Ставки. Основные боевые действия на континенте велись 12 дней, по 20 августа. Однако отдельные боестолкновения продолжались вплоть до 10 сентября, ставшего днём окончания полной капитуляции и пленения Квантунской армии. Боевые действия на островах полностью закончились 5 сентября. Акт о капитуляции Японии был подписан 2 сентября 1945 года на борту линкора «Миссури» в Токийском заливе. В результате была полностью разгромлена миллионная Квантунская армия. По советским данным, её потери убитыми составили 84 тыс. человек, взято в плен около 600 тыс. Безвозвратные потери РККА составили 12 тыс. человек. Советские войска заняли Маньчжурию.

  • Слайд 18

    Тихоокеанский флотв послевоенный период и в наши дни

    10 лет продолжалась на флоте борьба с минной опасностью. Только по официальным данным американских источников за годы войны было выставлено порядка 780-ти глубинных бомб. Работы по их уничтожению были связаны с огромным риском. Под руководством флагманского минера Гензанской ВМБ капитан-лейтенанта Децика И.С. было уничтожено 77 неконтактных донных мин. В послевоенный период Тихоокеанский флот претерпел коренные качественные изменения. Он был оснащен самыми совершенными видами вооружения - подводными и надводными кораблями, ракетоносцами с большой автономностью плавания, неограниченной мореходностью и ударной мощью. Все это позволило ему из прибрежных вод закрытых морей выйти на просторы Мирового океана. В 1961 г . в состав ТОФ вошла первая атомная ПЛ "К-45" под командованием капитана 2 ранга Белашева В.Г. Имея на борту крылатые ракеты, лодка была способна их применить как по наземным, так и морским целям. Подводные лодки первого поколения заложили основу для дальнейшего развития атомного подводного кораблестроения. В 1965 г . в состав флота вошел гвардейский ракетный крейсер "Варяг". На его счету 12 дальних походов. В 1982 г . экипаж корабля был награжден вымпелом Министра Обороны "За мужество и воинскую доблесть". В 1972 г . по просьбе правительства Бангладеш для оказания помощи этой республике с Тихоокеанского флота была направлена спасательная экспедиция под командованием контр-адмирала Зуенко С.П. 26 месяцев большая группа моряков флота трудилась в этой стране, очищая порт Читтагонг. Водолазы провели под водой более 40 тыс. часов, на поверхность было поднято 26 судов.

  • Слайд 19

    В настоящее время на ТОФ сохраняются стратегические ядерные силы, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и морской зонах, морская ракетоносная и противолодочная авиация, сухопутные войска, береговые ракетные части и морская пехота. Силы флота успешно решают поставленные задачи в море. Это подтверждают и итоги 2010 учебного года. Тихоокеанцы принимали участие в крупномасштабном оперативно-стратегическом учении «Восток-2010». Во время проведения учения были выполнены десятки боевых упражнений, включающих ракетные стрельбы с пусками различной дальности, артиллерийские, торпедные стрельбы, бомбометания, полеты авиации. Своеобразным итогом учебно-боевой деятельности сил и войск флота за 2010 г. стало завоевание восьми призов главнокомандующего ВМФ по различным видам деятельности. В последние годы значительное место в деятельности ТОФ занимает выполнение внешнеполитических акций в различных районах Мирового океана. Корабли и личный состав флота принимали участие в выполнении миссии Организации Объединенных Наций в зоне Персидского залива, совершали официальные визиты в порты Вьетнама, Джибути, Индии, Индонезии, Йемена, Китая, Омана, Сингапура, США, Таиланда, Франции, Шри-Ланки и Японии. Военные делегации и отряды кораблей военно-морских сил Австралии, Великобритании, Китая, Республики Корея, Мексики, Перу, США, Франции, Японии посещали главную базу Тихоокеанского флота - Владивосток. С 1996 г. Россия является постоянным участником Симпозиума военно-морских флотов стран западной части Тихого океана. С кораблями военно-морских сил США и Японии корабли Тихоокеанского флота отрабатывали совместные действия в ходе учений по оказанию помощи терпящим бедствие на берегу и в море. С кораблями военно-морских сил других стран АТР в ходе визитов проводились учения по связи и маневрированию. С декабря 2008 г. корабли Тихоокеанского флота регулярно и успешно обеспечивают безопасность судоходства в районе Аденского залива. В этом опасном районе Индийского океана побывало уже несколько отрядов кораблей ТОФ. Международный аспект деятельности ТОФ представляет хорошую перспективу для укрепления мер доверия в АТР, поддержание стабильности в зоне ответственности флота.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке