Содержание
-
Урок 15
История России ХХ - началоХХI века Тема «коллективизация сельского хозяйства» 9 класс Составитель: Шолнерова Г.А., учитель истории и обществознания МКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №4 города Йошкар-Олы».
-
Тема урока : «Коллективизация сельского хозяйства»
-
Цель урока
знать о состоянии сельского хозяйства и положении крестьян накануне коллективизации; выяснить причины коллективизации, этапы и итоги; воссоздать объективной картины коллективизации через исторические документы; знать понятия : «репрессия», «коллективизация», «раскулачивание», «кулаки»;
-
План урока
I. Состояние сельского хозяйства накануне коллективизации. II. Борьба в партийном руководстве по вопросу коллективизации. III. Коллективизация: причины, сроки, принципы, основные этапы. IV. Итоги коллективизации.
-
Проблемное задание
О коллективизации и её целях в 30-е годы говорили, что она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми. Определите, насколько это соответствовало действительности и что на практике означали эти слова. В конце урока мы должны будем опровергнуть или доказать правомерность этих слов.
-
Сельское хозяйство в конце 20-х г.г.
Крестьяне и крестьянский быт В 1928 г. на селе проживало более 80% населения СССР, сельское хозяйство давало более половины всего произведённого продукта в экономике. Сельское хозяйство было мелкокрестьянским. Из-за грубой политики правительства крестьяне не были заинтересованы в продаже зерна и другой продукции государству. В результате в 1927-1928, 1928-1929 гг. возникли кризисы хлебозаготовок.Большевистское руководство всегда рассматривало основу нации – крестьянство – как реакционный класс , делая исключение для бедноты.
-
Борьба в партийном руководстве по вопросу коллективизации
Сталинвидел выход из кризиса в необходимости форсированной индустриализации, производственном кооперировании, свёртывании рынка, а значит, в ликвидации многоукладности экономики и нажиме на кулака. Бухарин. видел выход в увеличении выпуска промтоваров, коллективизации отводил вспомогательную роль основой сельскохозяйственного производства будет оставаться индивидуальный производитель.
-
Ученые-аграрники о крестьянах
Александр Васильевич Чая́нов (17 января 1888 года, Москва — 3 октября 1937 года) - российский экономист.Он думал о том, как приобщить деревню к цивилизации. Для Чаянова путь решения этого вопроса в особой экономической природе трудовой крестьянской семьи и в присущей ей в силу этого способности вступить в кооперативные связи. В 1930 году был арестован по делу так называемой «Трудовой крестьянской партии».Расстрелян в 1937 году.
-
Отвечаем на вопросы
Самостоятельная работа с учебником истории 9 класс стр.: 176-177 Какая дискуссия проходила в руководстве партии по вопросу коллективизации ? Какая точка зрения победила понятно. Почему ?
-
Причиныколлективизации
На ХV съезде ВКП (б) На ХV съезде ВКП(б), проходивший в декабре 1927 годабыл взят курс на коллективизацию крестьянства и ликвидацию кулачества как класса . Причины коллективизации : 1. Набиравшая силу индустриализация. 2. Сверхиндустриализация за счёт деревни.3. Создание опоры в деревне в лице бедняцкой массы.4. Обеспечение индустриализации дешёвой рабочей силой за счёт массового ухода крестьян из деревни.5. Ликвидация кулачества как класса. Работа с учебником : Найти в учебнике 9 класс на стр.: 182 задание № 1. Определить на основе документа, на какой принцип указывает этот факт.
-
Сроки проведения коллективизации
1929 г. – выход статьи Сталина «Год великого перелома». Статья Сталина стала теоретическим обоснованием форсированной коллективизации.»В конце декабря 1929 г. Сталин объявил о конце нэпа переходе к политике «ликвидации кулачества как класса». В 1927 г. коллективизация рассматривалась как длительный процесс.По первому пятилетнему плану предполагалось лишь к 1933 г. Охватить кооперацией 85% крестьянских хозяйств ( из них 18-20% колхозами).После статьи Сталина « Год великого перелома» намечены были совсем иные сроки. Этот факт указывает на использование принципа сплошной коллективизации.
-
Ликвидациякулачества
Раскулачивание Ю.А. Зайцева. Чебоксары. 1929-30-е гг. Ликвидацию кулачества проводили в два этапа. 1 этап – 1930г. – в северные районы выслано 115231 семейство кулаков.2 этап – раскулачено 265795 семейств. Эти данные не включают тех, кто был расстрелян в районах сплошной коллективизации, а так же сотни тысяч середняков и бедняков, высланных как подкулачников.
-
Определениекулака
Хозяйство середняка В перечне признаков кулацких хозяйств, опубликованном в 1930 году, были записаны такие «критерии»:наличие мельницы, крупорушки, маслобойни и др. орудий, в которых применялся механический двигатель; систематическая сдача в наём сельхозмашин с механическим двигателем; сдача в наем оборудованных помещений под жильё или предприятие; занятие торговлей, ростовщичеством, коммерческим посредничеством. Если хозяйство обладало хотя бы одним из перечисленных признаков и имело доход на едока 300 рублей в год, его относили к кулацкому.
-
Недовольствокрестьянколлективизацией
Крестьяне читают статью Сталина "Головокружение от успехов Форсированная коллективизация и массовое раскулачивание вызвало недовольство крестьян. В 1930 г. по стране прокатилась волна восстаний. 1930 г. – статья Сталина «Головокружение от успехов», в которой осуждались перегибы (отток их колхозов). Работа с документом (Приложение2,3) Каковы результаты коллективизации для страны в целом? Каково отношение крестьян к коллективизации ?
-
Итогиколлективизации
Массовый голод 1932-1933 г.г. Разразился массовый голод в 1932/33 г.г. в период коллективизации — тогда от голода и болезней, связанных с недоеданием, погибло около 7 млн. человек. Своеобразие голода 1932—1933 годов заключается в том, что это был первый в её истории „организованный голод“, когда субъективный, политический фактор выступил решающим и доминировал над всеми другими. Проанализируйте документ (Приложение 5,6 ) ответьте на вопросы : Как повлияла коллективизация на крестьян, их настроение ? Каково отношение интеллигенции к раскулачиванию? Одобряла ли она его? Почему?
-
Итоги коллективизации
В короткие сроки в деревне была в основном ликвидирована неграмотность, проведена работа по подготовке сельскохозяйственных кадров (агрономов, зоотехников, трактористов, шофёров и других специалистов). Для крупного сельскохозяйственного производства была подготовлена новая техническая база; развернулось строительство тракторных заводов и сельскохозяйственного машиностроения, что позволило наладить массовое производство тракторов и сельскохозяйственных машин.
-
Проверяемпроблемноезадание
О коллективизации и её целях в 30-е годы говорили, что она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми. Определите, насколько соответствовало это действительности?
-
Рефлексия
Кластер Выполнить кластер со словом - коллективизация (работа в парах – на отдельном альбомном листе). коллективизация
-
Домашнее задание
1.П. 17-18, читать ; 2.Написать эссе на выбор : а)«Коллективизация в судьбе моей семьи». б) «Мои мысли о сплошной коллективизации».
-
Литература
1. Аринин. В. «Тень генералиссимуса» Архангельск. Северо-Западное книжное издательство. 1991г..2. Геллер. М., Некрич. А. Утопия у власти. В 3-х томах, т.1 МЛ 996г.3. Гордон Л.А.Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40ые годы. М. 1989 год. с. 52-82, с. 155-169.4. Данилов А.А., Косулина Л. Г, Брандт М.Ю. История России 20 – начало 21 века. 9 класс. М. Просвещение, 2004г.5. Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации, 1927-1932 гг. М. 1989 г.6.Зевелев A.M. Истоки сталинизма. М.1991 г.7. Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивление не свободе в СССР. М. . 8.http://images.yandex.ru 9. http://ru.wikipedia.org
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.