Содержание
-
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ XXI ВЕКА ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ
КЕФЕЛИ ИГОРЬ ФЕДОРОВИЧ ДОКТОР ФИЛОСОФСКИХ НАУК ПРОФЕССОР ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ АКАДЕМИИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
-
-
-
ИСХОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
- Традиционно вооруженный конфликт определяется как «противоречие по поводу власти или территории, которые оспариваются путем применения вооруженной силы военными формированиями как минимум двух противоборствующих сторон, в результате чего погибло по меньшей мере 25 человек»
- Если в противостоянии хотя бы с одной стороны участвуют правительственные вооруженные силы, оно считается «конфликтом с участием государства».
- Если государство не является ни одной из противоборствующих сторон, то конфликт считается «негосударственным».
-
- За последние два десятилетия содержание вооруженного конфликта изменилось – от сугубо военизированного понятия «национальной безопасности» (безопасность государства) к «гуманитарной безопасности» (humansecurity) невоенного характера
- Основной мишенью в рамках современных вооруженных конфликтов является гражданское население
- Угрозы гуманитарной безопасности становятся ключевыми вызовами современных вооруженных конфликтов
-
-
-
-
-
Методы изучения вооруженных конфликтов и войн в глобальном масштабе
- Сбор и анализ количественных показателей, получаемых в ходе мониторинга параметров вооруженных конфликтов, а не на аналитическом объяснении рассматриваемых тенденций («много данных – мало анализа»)
- Качественный анализ форм вооруженного насилия и изменений в характере современных конфликтов: оценка и глубинные исследования конкретных конфликтов в различных регионах мира
-
ПЕРЕХОД К СОВРЕМЕННЫМ ВООРУЖЕННЫМ КОНФЛИКТАМ
Войной признается масштабный и интенсивный конфликт, который приводит к гибели как минимум 1000 человек в течение года (комбатантов и гражданских лиц)
-
В 1946–1991 гг. в мире происходили в основном обычные войны «средней интенсивности» при поддержке сверхдержав:
- гражданская война в Китае (1946–1949)
- война в Корее (1950–1953)
- война во Вьетнаме (1955–1975)
- война в Афганистане (1978–2002)
- ирано-иракская война (1980–1988)
Биполярная система препятствовала распространению многих локальных конфликтов и резкому росту их числа
-
- Более половины общего числа конфликтов за послевоенный период произошли после окончания холодной войны
- С 2004 г. в мире не было зафиксировано ни одного межгосударственного конфликта
-
- Вооруженные конфликты все больше смещается от государства к негосударственным игрокам, которые противостоят государству, другим группировкам или участвуют в вооруженном противостоянии на стороне государства, но не обязательно им контролируемые
- Численность людских потерь в негосударственных конфликтах обычно в 2–5 раз ниже, чем в конфликтах с участием государства
-
- Вооруженные конфликты связаны с резким ростом терроризма, межконфессиональными и другими формами межобщинного насилия, которые направлены против гражданского населения
- Возникают новые вызовы и угрозы:криминальные группировки, религиозные и квазирелигиозные движения, транснациональные сети
-
Внутригосударственные конфликты выражаются в затяжных гражданских войнах относительно невысокой интенсивности, в которых стороны избегают фронтальных столкновений и нападают в основном на гражданское население
-
Широкое распространение получают асимметричные войны, которые ведутся между вооруженными силами развитых стран мира и слабым государственным или негосударственным противником:
- военная операция НАТО против Югославии (1999)
- интервенция коалиции во главе с США в Афганистане (2001)
- вторжение США и их союзников в Ирак (2003)
-
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- Главной причиной направленности вооруженного насилия против гражданских лиц становится сочетание слабости государственной власти и распространения негосударственных вооруженных игроков
- Государство теряет монополию на легитимное насилие
- Военные методы (включая военную интервенцию) эффективны в деле развала государственной машины (пример Ирака)
- Но они не способны решать задачи восстановления и создания дееспособной государственной власти
-
АТРИБУТЫ СУБЪЕКТОВ КОНФЛИКТА
- Сила (мощь) – способность одного субъекта конфликта заставить или убедить другого субъекта конфликта сделать то, что в другой ситуации он делать не стал бы
- Сила субъекта конфликта означает способность к принуждению
- Положение субъекта конфликта в системе международных отношений, определяемые его силой и поддержкой со стороны других субъектов международных отношений
-
ХАРАКТЕРИСТИКи СИЛЫ ГОСУДАРСТВА
ФАКТОРЫ СИЛЫ (мощи государства)
- географическое положение
- естественные ресурсы
- промышленные возможности
- военный потенциал
- население
- национальный характер
- степень поддержки населением правительства
- качество дипломатии
- качество правительства
Morgenthau H. Politics among nations. The struggle for power and peace, 4-th ed.- N.Y.,1973
-
«БЫСТРЫЙ ГЛОБАЛЬНЫЙ УДАР» prompt global strike concept, PGS
В 2009 г. начал функционировать Глобальное ударное командование военно-воздушных сил США (АirForceGlobalStrikeCommand, AFGSC), в сферу ответственности которого вошли операции БГУ
Концепция БГУ в сочетании с глобальной ПРО становится инструментом обретения политического и стратегического доминирования в мире, что является фактором, подрывающим принципы взаимного сдерживания, обоюдной безопасности и стратегической стабильности
-
ДИЛЕММА ПРЕДЕЛОВ СОКРАЩЕНИЯ СЯС
- Низкая вероятность вооруженного столкновения России и США определяется отсутствием реальных политических целей подобного конфликта
- В списке приоритетов политики обеих держав, на первом месте – внутренние вопросы экономики и политической стабильности
- В среднесрочной перспективе основное внимание военно-политической стратегии США будет приковано к Китаю
- СЯС выступают главным фактором и средством стратегического сдерживания
- СЯС выступают геополитическим фактором стратегического сдерживания, определяющим мощь государства в полицентричном мире
- Уровень количественного состава СЯС должен определяться на основе анализа динамики изменений геополитического статуса государств до 2030-2040 г.
- Россия может сохраниться как единое государство, занимая 2-3 место по геополитическому статусу
-
СТАТУСЫ ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА 1946-2006
-
СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОМ
- предотвращение конфликта – действия сторон, снижающие уровень конфликтности отношений на ранних фазах конфликта
- завершение конфликта – практическое его «замораживание» на одной из фаз
- разрешение конфликта – победитель или третья сторона способны навязать решение побежденным или соперничающим сторонам
-
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ КОНФЛИКТОВ
- «рациональная» мотивация
- «реактивная» мотивация
- «иррациональная» мотивация
-
«рациональная» мотивация
- цели принявшего решение государственного органа или политического деятеля:
- носят конкретно-материальный характер (приобретение территории, эксплуатация природных ресурсов, экономических прав и т.д.)
- ограничены во времени и пространстве
- конфликт рассматривается как неизбежное средство для достижения поставленных целей
-
«реактивная» мотивация
- принимающий решение заранее не рассчитывает на какую-то выгоду от конфликта, но под влиянием внешних или внутренних обстоятельств не видит возможности поступить иначе
- конфликт воспринимается как вынужденная необходимость или как проявление собственной «силы»
-
«иррациональная» мотивация
присутствует тогда, когда ставятся неконкретные и далеко идущие цели, достижение которых связано с преодолением большого количества препятствий или вообще трудно выполнимо
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.