Презентация на тему "Контрреформы Александра 3" 8 класс

Презентация: Контрреформы Александра 3
1 из 36
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Контрреформы Александра III" рассказывает о личности российского императора Александра III, положении дел в государстве на момент его восшествия на престол, а также о ряде реформаторских действий, проведенных в разных сферах жизни общества и политики.

Краткое содержание

  • Личность Александра III;
  • Первые лица государства 1881-1893 гг.;
  • Реформы и контрреформы.

Содержание

  • Презентация: Контрреформы Александра 3
    Слайд 1

    Российская империя в период наибольшего размера территории

  • Слайд 2

    Тема: Контрреформы Александра 3.

  • Слайд 3

    Я помню хорошо глухие годы России - девяностые годы, их медленное отползание, их болезненное спокойствие, их глубокий провинциализм – тихую заводь: последнее убежище умирающего века…О.Э. Мандельштам

  • Слайд 4

    Цели и задачи урока

    1. Выявить, что стало основной причиной, свертывания реформ Александра Второго.
    2. Уметь работать с документами, фотографиями, краткими сведениями.
    3. Уметь создавать свое мнение о первых лицах государства.
  • Слайд 5

    План урока

    1. Введение
    2. Личность Александра III
    3. Первые лица государства 1881-1893 гг.
    4. Деятельность государя во всех сферах жизни государства.
    5. Вывод.
  • Слайд 6

    Историческая пауза

    Понятие контрреформы имеет широкий смысл и включает не только реакционные законы, но и весь политический курс российского самодержавия. Александр III стремился сохранить существующий порядок, укрепить позиции дворянства, не допустить революции. Внутренняя политика императора носила консервативный, охранительный характер, не исключающий, однако, защиту интересов русского промышленного и торгового капитала. Царствование Александра III было противоречивым: политическая реакция сочеталась с большими экономическими достижениями. Это было чревато потрясениями в будущем. Нельзя все же не отметить, что время этого царствования было одним из самых мирных и стабильных в истории России.

  • Слайд 7

    Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать» Александр 3

    Выросший в офицерской среде, Александр не получил образования которое подобает иметь будущему императору. Оставляли желать лучшего и особенности воспитания юноши. Александр III был надменным и грубым, к людям он относился как к подчиненным ему солдатам. В мощной фигуре Александра III присутствовала самодержавная царственность. Физически он был чрезвычайно силен: ломал подковы, гнул серебряные рубли. Характер был у него спокойный, уравновешенный, очень твердый, в редких случаях он колебался. И все же для государственного деятеля важнее ум и образованность. «Император Александр III, - писал Витте, - был совершенно обыкновенного ума, пожалуй, можно сказать, ниже среднего, ниже средних способностей, ниже среднего образования…» В отличие от отца Александр III не был храбрым человеком. Боясь покушений, он удалился в Гатчину, во дворец своего прадеда Павла I , спланированный как старинный замок, окруженный рвами и защищенный сторожевыми башнями . Александр Александрович ни в детстве, ни в ранней юности не рассчитывал на российскую корону. Законный наследник престола – его старший брат Николай Александрович – скончался на 22-м году жизни от туберкулёза.

  • Слайд 8

    Александр 3 с семьей

  • Слайд 9

    В Европе царя называли «русский медведь»

    Александр Третий с семьей.

  • Слайд 10

    Гатчинский дворец под Санкт-Петербургом,где провел почти все годы правления Александр 3.

  • Слайд 11

    Тронный зал Гатчинского дворца

  • Слайд 12

    Кабинет императора Александра 3 в Гатчине

  • Слайд 13

    Александр 3 с семьей в Гатчине

  • Слайд 14

    Новый император – новая эпоха 1881-1893 гг.

    • Наследник цесаревич и Великий князь Александр Александрович (будущий Александр 3) в 1870 г.
    • Император Александр 3 в 1880 г.
  • Слайд 15

    Александр 3 со двором в Русской Польше на охоте

  • Слайд 16

    Император Александр Миротворец

  • Слайд 17

    Александр 3 с семьей на прогулке в Гатчинском пруду

  • Слайд 18

    Вся императорская семья в Ливадии (Крым) на отдыхе.

  • Слайд 19

    Император Александр 3 и императрица Мария Федоровна

  • Слайд 20

    Александр 3 и императрица Мария Федоровна на прогулке в имении 1883 г.

  • Слайд 21

    Новый курс императора: первые лица

    Новый правительственный курс видимым образом отличался от деятельности Александра II и его ближайшего окружения –либерально настроенных министров. На смену последним пришли Д.А. Толстой, К.П. Победоносцев, С.Г. Строганов, В.П. Мещерский, ставший ближайшим советником Александра III. Основная причина резкой смены правительственного курса в начале 80-х гг. XIX столетия заключалась не только в своеобразии личности АлександраIII и его сподвижников. Решающую роль сыграла напряжённая внутриполитическая обстановка, вызванная террористической деятельностью народовольцев, и прежде всего убийством Александра II. Однако Александр III имел одно необычное для русских императоров свойство: он не завидовал чужому уму, приближал к себе и ставил на важнейшие государственные посты талантливых, неординарных людей (например, министры финансов Н.Х. Бунге (с 1881 по 1886 гг.), И.А. Вышнеградский (с 1888 по 1892 гг.), С.Ю. Витте (с 1892 по 1903 гг.), позднее – председатель Комитета министров Характерна резолюция Александра III на проекте Конституции: “Слава богу, этот преступный и спешный шаг к конституции не был сделан, и весь этот фантастический проект был отвергнут". Новый царь питал отвращение ко всяким сколько-нибудь прогрессивным движениям века. Поэтому суть внутренней политики Александра III содержала постепенный возврат к старому: укрепление сословного строя и самодержавия.

  • Слайд 22
  • Слайд 23

    Контрреформы в действии

    • Основными направлениями деятельности нового правительства были“искоренение крамолы" и успокоение общественности. Особая роль в укреплении и охранении режима отводилось Департаменту полиции во главе с Г.П. Судейкиным создавшему продуманную систему политического сыска, основанную на провокаторской деятельности, шпионаже и шантаже.
    • По новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1880 г. земство было преобразовано. Дворянство получило возможность избирать большую часть выборных земских деятелей – гласных (около 57%). Крестьяне вообще потеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал губернатор. Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность участия в работе земских органов «случайных» (нежелательных для режима) людей, увеличить представительство дворян – опоры трона и в конечном итоге сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти.
  • Слайд 24

    Жена Александра 3 Мария Дагмар (императрица Мария Федоровна)

  • Слайд 25

    Контрреформы в действии

    • Городская контрреформа преследовала точно такие же цели, как и земская. Согласно новому городовому положению 1892 г имущественный ценз, дававший право участвовать в выборах, повышался. В результате число избирателей в Москве, например, сократилось в три раза. Из законодательства изымалось положение о том, что городские думы и управы действуют самостоятельно. Закреплялось вмешательство царской администрации в их дела.
    • Судебная реформа России – наиболее удачное детище отстраненных от власти реформаторов – не потерпела в это время каких-либо значительных изменений. Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать. Однако в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: публикации отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения суда присяжных были изъяты все дела а насильственных действиях против должностных лиц.
    • Образование. Поскольку студенчество считалось главным источником вольнодумства, рассадником республиканских и идей и всякого рода смуты, российские университеты стали одной из первых жертв охранительного курса. Новый университетский устав 1884 г. упразднял их автономию. Был ликвидирован университетский суд, запрещены любые студенческие объединения. Преподаватели, избранные учёными советами, обязательно утверждались в должности министром просвещения.
  • Слайд 26

    Новый император Александр 3 принимает присягу купцов и дворян Москвы, летом 1879 г.

  • Слайд 27

    Новый император Александр 3 принимает присягу купцов и дворян Москвы, летом 1879 года.

    • Вдохновителю и главному организатору контрреформ в сфере образования графу И.Д.Делянову (1818-1897), министру народного просвещения с 1882 г., принадлежит и авторство печально знаменитого циркуляра «о кухаркиных детях». В этом документе рекомендовалось ограничить поступление в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких торговых лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». В средние и высшие учебные заведения сокращался приём лиц еврейской национальности.
    • Печать: Первый опыт свободы слова прервался после утверждения в августе 1882 г. новых «Временных правил о печати» (которые стали постоянными). Администрация получила право закрывать любые газеты и журналы, лишать издателей и редакторов права на продолжение профессиональной деятельности. Редакция обязывалась раскрывать псевдонимы своих авторов по требованию властей. Усилилась цензура. В соответствии с новым законодательством в 1884 г. прекратил существование ненавистный правительству журнал «Отечественные записки», редактором которого был М.Е.Салтыков-Щедрин.
  • Слайд 28

    Золотой империал Александра 3

  • Слайд 29

    Памятник императору Александру 3

  • Слайд 30

    Александровский мост через Неву в Париже

  • Слайд 31

    Вывод

    Таким образом, уже к середине 80-х гг. сложилась реакционная концепция контрреформ, которая основывалась на традиционных догмах:

    • божественное происхождение самодержавия и божественный промысел как основа его политики, противопоставляющиеся планам политических реформ;
    • полная централизация власти;
    • осуждение земского и городского самоуправления, как не соответствующие условиям русской жизни;
    • шовинизм; интересы дворянства рассматривались в традиционном понимании в качестве типичной фигуры представлялся помещик - крепостник).
  • Слайд 32

    Проводимые в «жизненных интересах народа» контрреформы оказались бессильными перед самим течением жизни: она брала своё. Земская контрреформа не остановила земского движения, но настроила значительную часть земцев против самодержавия. Увеличенный избирательный ценз при проведении городской реформы стал ещё одним стимулом для деловых людей, чтобы задуматься о повышении уровня своих доходов. Это в свою очередь способствовало развитию городской экономики, усилению городской буржуазии, требующей от самодержавия предоставления ей всё новых и новых прав. Контрреформы в сфере образования также дали результат, прямо противоположный ожидаемому: в университетах усилился дух свободомыслия. Не имели успеха и мероприятия правительства в области печати: количество изданий в России год от года увеличивалось. Александр III скончался осенью 1894 года от болезни почек, усилившейся из-за ушибов, полученных во время железнодорожной катастрофы под Харьковом, и постоянного неумеренного употребления спиртного. Он похоронен в Петропавловском соборе.

  • Слайд 33

    Гроб с телом императором Александра 3

  • Слайд 34
    • Памятник Александру 3 в Петербурге.
    • Траурные монеты, на смерть императора Александра 3.
  • Слайд 35

    Императорская семья в музее восковых фигур мадам Тюссо в Лондоне

  • Слайд 36

    Закрепление

    1. Что вам может сказать личность Александра Миротворца?
    2. Что стало причиной начала контрреформ?
    3. Назовите основные моменты контрреформ.
    4. Какие новые лица появились в правительстве нового императора? Кого они заменили?
    5. Что изменилось по новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» в городском самоуправлении?
    6. Какие изменения произошли в системе образования?
    7. Какой вы можете сделать вывод из контрреформ Александра 3?
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке