Содержание
-
КРЕПОСТНОЕ ПРАВО I
VII класс
-
Понятие «Крепостное право» является ключевым для понимания особенностей социально-экономического развития второй половины XVIII века. Однако, ни в одном из известных автору презентации школьных учебников VII класса нет отдельной темы с такой формулировкой.
Еще одна сложность заключается в том, что современному семикласснику крайне сложно бывает объяснить (и это, конечно, хорошо) саму возможность внеэкономического принуждения.
Для преодоления подобных трудностей автор:
Во-первых, объединил материал отдельных тем курса: экономика, внутренняя политика Екатерины II, культура и быт II половины XVIII века.
Во-вторых, для усиления эффекта презентации отчасти пожертвовал исторической истиной. Например, в презентации не утоняется, что владельцы Кусково и Марфино не являются типичными представителями дворянского сословия; схемы первого урока намеренно упрощены и тд.
-
Цели изучения темы «Крепостное право»:
- Актуализировать знания о феодальной зависимости в России и Европе (VI, VII класс). Развить навыки сравнительного анализа.
- Сформировать представление об особенностях социально-экономического развития Российской империи во второй половине XVIII века.
- Познакомить учащихся с бытом крестьянской и дворянской семьи.
- Закрепить навыки работы с разными видами исторических источников: документами, народными пословицами и поговорками, жанровой живописью.
- Сформировать ценностное отношение к праву человеческой личности на свободу.
-
План изучения темы «Крепостное право»:
- Первый урок. Крепостное право.
- Второй урок. Путешествие в XVIII век (Влияние крепостного права на повседневную жизнь).
- Третий урок. Письменный опрос.
-
Вопросы письменной работы:
- Похожи ли отношения между крестьянами и помещиками в конце XVIII века на то, что мы изучали в VI классе? Как изменилась жизнь в российской деревне по сравнению с XVII веком?
- Как крепостное право влияло на повседневную жизнь населения Российской империи?
-
Крепостное право
ПЕРВЫЙ УРОК
-
План урока:
Феодальная зависимость в Европе и России: сравнительный анализ.
«Здесь барство дикое…»(А.С. Пушкин).
Крестьянин XVIII века: един в трех лицах.
-
Феодальная зависимость в Европе и России (XVII и XVIII века): сравнительный анализ.
-
- Вспомните историю средневековой Европы и опишите в чем заключалась зависимость крестьян от феодала?
- Имели ли владельцы замка какие-либо обязанности по отношению к крестьянам?
При ответе используйте схему.
-
- ДЕРЕВНЯ
- ЗАМОК
- ОБРОК
- БАРЩИНА
- ЗЕМЛЯ
- ЗАЩИТА
- СУД
ФЕОДАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ:
-
Вспомните, как строились отношения между крестьянином и владельцем поместья по Соборному уложению 1649 года?
Найдите общее в двух схемах.
-
- СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ:
- ОБРОК
- БАРЩИНА
- ОБЩИНА
- КРЕСТЬЯНЕ:
- ВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ
- МОНАСТЫРСКИЕ
- ЧЕРНОСОШНЫЕ
- ПОМЕСТЬЕ
- ИМУЩЕСТВО КРЕСТЬЯНИНА – СОБСТВЕННОСТЬ ПОМЕЩИКА
- ЗЕМЛЕЙ ВЛАДЕЮТ ТОЛЬКО ТЕ, КТО СЛУЖИТ
-
- Прочитайте отрывки из книг современных историков, изучите схему и найдите ответ на вопрос: Как изменилась жизнь в российской деревне по сравнению с XVII веком?
- Какие изменения произошли с повинностями крестьян, какие сословные привилегии появились у помещиков?
-
Рост городов, промышленности, внешней торговли втягивал помещичье хозяйство в рыночные отношения. На юге страны, где выгодно стало производить хлеб на продажу, помещики стремились расширить барскую запашку, сокращая крестьянские наделы. Увеличивалось и время, проводимое крестьянином на барщине. (На барщине находились в конце XVIII в. почти 54% всех крепостных, а в черноземных районах - до 90%). Обычно крестьяне работали на барщине 3-4 дня в неделю, но иногда - и все 6 дней.
В некоторых случаях (правда, до конца XVIII в. сравнительно редких) помещик совсем лишал крепостного надела и принуждал всю неделю работать на своем поле, снабжая его месячным довольствием. Такая форма зависимости стала называться месячиной. Месячина превращала крепостного в раба, полностью лишая его собственности.
Кацва Л.А. Главы из истории России с древнейших времен до XIX века.http://1543.ru/history/
-
В нечерноземной полосе страны организация собственного земледельческого хозяйства была помещикам невыгодна. Поэтому здесь преобладал денежный оброк. Размеры оброка выросли в 60 - 90-е гг. с 1-2 руб. до 5-10 руб. с ревизской души. Деньги для выплаты оброка крестьяне добывали, занимаясь отхожими промыслами, уходя на заработки: в плотничьи артели, в бурлаки, в извоз, на мануфактуры. Так нарушалась присущая крепостному хозяйству привязанность работника к земле.
Крепостное право оказывалось в противоречии с потребностями экономического развития страны.
Кацва Л.А. Главы из истории России с древнейших времен до XIX века.
-
Приобретя в годы царствования Екатерины II огромные привилегии, закрепленные в Жалованной грамоте дворянству, дворяне по праву назвали её время правления «золотым веком».
Дворяне освобождались от телесных наказаний, не платили налогов, крепостные становились их собственностью.
Крестьян помещикам разрешалось продавать, отдавать в солдаты, ссылать на каторгу и в Сибирь. Даже за убийство крепостных помещика, обычно, не наказывали.
Постников Н.Д. Отечественная история. Учебное пособие. М., 2010.
-
- ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ДВОРЯНСТВУ:
- КРЕСТЬЯНЕ:
- ПОМЕЩИЧЬИ
- ДВОРЦОВЫЕ
- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
- ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
- ПОМЕСТЬЕ
- ОБРОК ДО 10 РУБЛЕЙ В ГОД
- БАРЩИНА ДО 6 ДНЕЙ В НЕДЕЛЮ
- КАПИТАЛИСТЫЕ КРЕСТЬЯНЕ
- КРЕСТЬЯНЕ-ОТХОДНИКИ
- ДВОРЯНИН ОСВОБОЖДАЕТСЯ ОТ СЛУЖБЫ
- КРЕСТЬЯНЕ НА МЕСЯЧИНЕ
-
«Здесь барство дикое…»(А.С. Пушкин).
-
Прочитайте типичный для того времени документ и ответьте, что стало предметом сделки между Н.Г. Сипягиным и Я.М. Писемским?
-
«Лета тысяча семьсот шестидесятого, 19 декабря. Отставной капрал Никифор Гаврилович Сипягин продал майору Якову Михеевичу Писемскому из деревни Глобенова крестьянских дочерей, девок: Соломониду, Мавру, да Ульяну Ивановых дочерей, малолетних на вывоз. А взял я, Никифор, у него, Якова Писемского за тех проданных девок денег три рубли.
И вольно ему, Якову, и наследникам его теми девками с сей купчей владеть вечно, продать и заложить, и во всякие крепости учинить»
Анисимов Е.В., Каменский А. Б. Россия в XVIII - первой половине XIX вв. - М., 1994.
-
- Подумайте, что значит выражение «на вывоз»?
- Как мог распорядиться майор Писемский своей покупкой?
- Можно ли сказать, что в основе сюжета картины Н.В Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта.» лежат реальные события?
Дайте краткую характеристику героев живописного полотна.
-
-
Крестьянин XVIII века: един в трех лицах.
-
Что общего между положением крепостных крестьян в России XVIII века и рабов Древнего мира.
- Можно ли было среди крестьян XVIII века отыскать будущих рабочих и предпринимателей?
-
= рабы
= феодально-зависимые крестьяне
= рабочие и предприниматели
-
- Похожи ли отношения между крестьянами и помещиками в конце XVIII века на то, что мы изучали в VI классе?
- Что изменилось?
- Как изменилась жизнь в российской деревне по сравнению с XVII веком?
- Используйте схему.
-
-
- П. И. Ковалева
- Т. В. Шлыкова
Судьба маленьких Соломониды, Мавры и Ульяны не обязательно сложилась трагично… Звезды российской театральной сцены, подруги Прасковья Ковалева и Татьяна Шлыкова тоже выросли в семьях крепостных. Талант и увлечение графа Шереметьева театром подарили им свободу. Однако для XVIII века случай это очень редкий.
-
Знакомство с жизнью дворянской усадьбы мы продолжим на следующем уроке виртуальным путешествием в имение Шереметьевых.
-
Урок опроса
ТРЕТИЙ УРОК
-
Вопросы письменной работы:
- Похожи ли отношения между крестьянами и помещиками в конце XVIII века на то, что мы изучали в VI классе? Как изменилась жизнь в российской деревне по сравнению с XVII веком?
- Как крепостное право влияло на повседневную жизнь населения Российской империи?
-
Как связаны между собой эти иллюстрации?
-
- Курная изба. Карелия.
- Псарня. Марфино.
- Хозяйственная постройка. Кусково.
- Чумной бунт
- Емельян Пугачев
-
При Борисе Алексеевиче Голицыне в Марфино был возведен ряд усадебных построек, от которых до наших дней сохранилась церковь Рождества Богородицы. Церковь построил в 1701-1707 гг. крепостной архитектор Василий Белозеров. Немолодой мастер не мог точно рассчитать толщину стен и боялся обрушения барабана. Исправить ситуацию должны были несоразмерные колонны, заполнившие объем храма. По преданию, постройка Белозерова не понравилась Голицыну, и мастер был насмерть забит кнутом. Похоронен он неподалеку от построенной им церкви.
Вернемся в Марфино…
-
Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции
Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции спроектировал и построил архитектор Филиппо Брунеллески в 1420 – 1436 гг. Блестящий инженер и математик применил новаторское решение (два купола вставленных друг в друга), что позволило обойтись без внешних конструкций. По преданию, друзья были уверены, что купол рухнет и просили Филиппо заранее уехать из города. Однако Брунеллески их не послушал и, наоборот, стоял при открытии церкви прямо под куполом. Свободный человек, он верил своим расчетам и ничего не боялся.
-
Список литературы:
Анисимов Е.В., Каменский А. Б. Россия в XVIII - первой половине XIX вв. - М., 1994.
Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. М.,2005.
Кацва Л.А. Главы из истории России с древнейших времен до XIX века.
Милов Л. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса
Очерки русской культуры XVIII века. 1 ч. М., 1985
Постников Н.Д. Отечественная история. Учебное пособие. М., 2010.
Векторные изображения «Русская архитектура». Электронное приложение к журналу «Преподавание истории в школе».
Фото автора.
-
-
ВИНОГРАДОВА Марина Викторовна ГИМНАЗИЯ №9 ХИМКИ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.