Презентация на тему "Влияние крепостного права на повседневную жизнь" 7 класс

Презентация: Влияние крепостного права на повседневную жизнь
1 из 41
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по истории на тему: "Влияние крепостного права на повседневную жизнь", в предисловии которой автор рассказывает о полном курсе этой темы для школьников. Данная работа является второй по счету по означенной теме и призвана заставить школьников поразмышлять.

Краткое содержание

  • Понятие «Крепостное право»
  • План изучения темы «Крепостное право»
  • Вопросы письменной работы
  • Кусково – имение Шерметьевых
  • Марфино: загадочные особняки
  • Курная изба в пословицах и поговорках

Содержание

  • Презентация: Влияние крепостного права на повседневную жизнь
    Слайд 1

    Путешествие в XVIII век (Влияние крепостного права на повседневную жизнь).

    VII класс

  • Слайд 2

    Понятие «Крепостное право» является ключевым для понимания особенностей социально-экономического развития второй половины XVIII века. Однако, ни в одном из известных автору презентации школьных учебников VII класса нет отдельной темы с такой формулировкой.

    Еще одна сложность заключается в том, что современному семикласснику крайне сложно бывает объяснить (и это, конечно, хорошо) саму возможность внеэкономического принуждения.

    Для преодоления подобных трудностей автор:

    • Во-первых, объединил материал отдельных тем курса: экономика, внутренняя политика Екатерины II, культура и быт II половины XVIII века.
    • Во-вторых, для усиления эффекта презентации отчасти пожертвовал исторической истиной. Например, в презентации не утоняется, что владельцы Кусково и Марфино не являются типичными представителями дворянского сословия; схемы первого урока намеренно упрощены и тд.
  • Слайд 3

    Цели изучения темы «Крепостное право»:

    • Актуализировать знания о феодальной зависимости в России и Европе (VI, VII класс). Развить навыки сравнительного анализа.
    • Сформировать представление об особенностях социально-экономического развития Российской империи во второй половине XVIII века.
    • Познакомить учащихся с бытом крестьянской и дворянской семьи.
    • Закрепить навыки работы с разными видами исторических источников: документами, народными пословицами и поговорками, жанровой живописью.
    • Сформировать ценностное отношение к праву человеческой личности на свободу.
  • Слайд 4

    План изучения темы «Крепостное право»:

    • Первый урок. Крепостное право.
    • Второй урок. Путешествие в XVIII век (Влияние крепостного права на повседневную жизнь).
    • Третий урок. Письменный опрос.
  • Слайд 5

    Вопросы письменной работы:

    • Похожи ли отношения между крестьянами и помещиками в конце XVIII века на то, что мы изучали в VI классе? Как изменилась жизнь в российской деревне по сравнению с XVII веком?
    • Как крепостное право влияло на повседневную жизнь населения Российской империи?
  • Слайд 6

    Путешествие в XVIII век

    ВТОРОЙ УРОК

  • Слайд 7

    План урока:

    • Кусково – имение Шерметьевых.
    • Марфино: загадочные особняки.
    • Курная изба в пословицах и поговорках.
  • Слайд 8

    Кусково – имение Шереметьевых.

  • Слайд 9

    Кусково

    • Усадьба Кусково - уникальный памятник культуры XVIII века, один из самых ранних образцов летних загородных резиденций России.
    • Усадьба, построенная по заказу графов Шереметевых, предназначалась для пышных приемов, проведения многолюдных театрализованных празднеств и гуляний; до наших дней сохранился единственный в Москве французский регулярный парк усадьбы с мраморной скульптурой, прудами и павильонами.

  • Слайд 10
  • Слайд 11
    • Парадный вход во дворец
    • Интерьеры дворца
  • Слайд 12

    Большая каменная оранжерея.

  • Слайд 13
    • Каретный сарай и сушилка (сушили после стирки салфетки и скатерти)
    • Кухонный флигель
  • Слайд 14

    Парадная столовая

  • Слайд 15
  • Слайд 16
    • Китайская ваза наполнялась водой и возникала иллюзия плавающей рыбки…
    • Бокалы подавались в емкости с колотым льдом…
  • Слайд 17

    Марфино – загадочные особняки.

  • Слайд 18

    Марфино

    • Старинная усадьба Марфино – это оригинальный памятник русской архитектуры XVIII - XIX веков. Прославившаяся в свое время дворцово-парковым ансамблем, пышными приемами и театральными представлениями, усадьба Марфино и сегодня представляет одну из замечательных страниц истории русского зодчества.
    • Известное с XVI столетия Марфино так или иначе связано с именами видных государственных деятелей - Б. Голицына, Салтыковых.
    • Творцами марфинского ансамбля были талантливые крепостные мастера В. Белозеров, Ф. Тугаров и выдающийся русский зодчий М. Быковский.

  • Слайд 19
    • Мост-плотина
    • Главный дом в псевдоготическом стиле
  • Слайд 20

    Церковь Рождества Богородицы в Марфино

  • Слайд 21

    Двухэтажные особняки на краю усадьбы выглядят как дома для гостей во множестве приезжавших к Голицыным и Салтыковым. В действительности - это псарни. Экскурсоводы усадьбы с увлечением рассказывают посетителям в каких комфортных условиях жили охотничьи собаки Салтыковых. Самое теплое место – второй этаж – было выделено для щенков. А как же крепостные псари, неотлучно находившиеся при своих питомцах?... Им предназначался подвал.

  • Слайд 22

    Курная изба в пословицах и поговорках.

  • Слайд 23

    Курная изба

    изба без трубы, черная, в которую дым валит из устья печи и выходит в волоковое оконце или в двери.

  • Слайд 24

    "В избах их, — пишет наблюдатель по Старицкому уезду — бывает во время топления печей дымно и хладно, а притом весьма нечисто по причине, что во время топления кормят в избе скотину, и что б(ы) дым выходил, отворяют все окошки и двери. После обеда, когда печь истопиться, скотина накормиться, тогда выметают избу, закрывают окошки и в избе становится жарко". Русские крестьяне кормили ценный скот главным образом в избе ради того, чтобы корм не остыл, что считали очень важным для здоровья животных.Дым в черной избе нещадно коптил стены и потолок дома. "Во многих местах у нас деды топили дровами, а ныне внучаты соломкою или пометом топить начинают", — горько замечает И.И. Лепехин. Об одной из таких изб очевидец пишет: "...вошел я в избу и обогревшись увидел, что потолок и стены покрыты были не токмо сажею, но оная всюду висела бахромами…".

    Милов Л. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса.

  • Слайд 25

    виртуальная экскурсия

    Курная изба. Карелия.

  • Слайд 26

    Подумай, что значат эти пословицы и поговорки?

    «Дымно, да сытно…»

    «Где оконенки брюшинны,тут и жители кручинны …»

    «Жилья с локоток,а житья с ноготок…»

    «Без ухожей не дом,а булдырь…»

    «В головы кулак,а под боки — и так…»

    «Медной посуды – крест, да пуговица; рогатой скотины – таракан, да жужелица»

    «Днем раньше посеешь – неделей раньше пожнешь».

  • Слайд 27

    «Дымно, да сытно…»

    Отсутствие трубы дает весьма ощутимую экономию дров. Заготовка дров с помощью топора весьма трудоемкое занятие, времени (или денег на пилу) у крепостного крестьянина не было. Переход к топке «по-белому» происходит только к концу XIX века.

    «Где оконенки брюшинны,тут и жители кручинны …»

    Относительно большие окна с рамами и стеклом (или слюдой) были совершенно чужды крестьянскому быту. Окно прорубалось между двумя бревнами в полбревна в верхнем и нижнем соответственно. Закрывалось оно дощечкой или полупрозрачными пленками животного происхождения.

  • Слайд 28

    «Жилья с локоток,а житья с ноготок…»

    Чем просторнее изба, тем труднее сохранить тепло, поэтому жили в страшной тесноте. При этом значительное место в доме занимала печка.

    «Без ухожей не дом,а булдырь…»

    К жилой избе в XVIII веке обязательно пристраивали сени. Это и защитный тамбур перед входом, и дополнительное жилое помещение летом и место, где держали запасы продовольствия. Это позволяло сократить отапливаемое пространство.

  • Слайд 29

    «В головы кулак,а под боки — и так…»

    Вдоль всех стен избы тянулись широкие лавки, тесанные из самых крупных деревьев. Предназначены они были не столько для сидения, сколько для сна.

    На лавки ночью настилали сено (или солому) и покрывали дерюжкой. Маленькие подушки набитые льняной пряжей встречались редко.

    Более комфортным был специальный настил – полати, но там было очень тесно.

  • Слайд 30

    «Медной посуды – крест, да пуговица; рогатой скотины – таракан, да жужелица»

    В Тульской губернии, по сведениям А.Т. Болотова, испытывался недостаток лошадей. Коров у многих крестьян было лишь по одной или вовсе не было. Основная причина – нехватка кормов, особенно там, где 200 дней в году скот был на зимнем содержании.

    Лошадь или корова съедали пуд сена в день. Поэтому крестьяне часто кормили скот соломой, а не сеном.

    При этом в помещичьих хозяйствах не жалели дорогой овес. В инструкциях приказчикам даже можно найти предупреждение: не давать чрезмерно овса, так как он дает слабость ногам животного.

  • Слайд 31

    «Днем раньше посеешь —неделей раньше пожнешь»

    Во второй половине XVIII века в результате народной практики был создан новый сорт пшеницы – «ледянка», признанный выдающимся достижением русского земледелия. Ледянка сеется весной, как скоро сойдет снег, дает хорошие урожаи без удобрений. Но… как любая пшеница требует хорошей вспашки земли. В условиях барщинного хозяйства такие затраты труда были для крестьянина непосильным бременем. В результате, посевы пшеницы-ледянки – это прежде всего элемент зернового хозяйства помещика. Основная культура в крестьянском хозяйстве – рожь.

  • Слайд 32

    Как крепостное право влияло на повседневную жизнь населения Российской империи?

    «Барам бархат да кружево, а нашему брату не обуто, не одето, ни ложкой задето»

    «Мужик то гол, да в руках у него кол, есть надежда, что будет и одежда»

    О чем говорят такие поговорки?

  • Слайд 33

    Урок опроса

    ТРЕТИЙ УРОК

  • Слайд 34

    Вопросы письменной работы:

    Похожи ли отношения между крестьянами и помещиками в конце XVIII века на то, что мы изучали в VI классе? Как изменилась жизнь в российской деревне по сравнению с XVII веком?

    Как крепостное право влияло на повседневную жизнь населения Российской империи?

  • Слайд 35

    Как связаны между собой эти иллюстрации?

  • Слайд 36
    • Курная изба. Карелия.
    • Псарня. Марфино.
    • Хозяйственная постройка. Кусково.
    • Чумной бунт
    • Емельян Пугачев
  • Слайд 37

    При Борисе Алексеевиче Голицыне в Марфино был возведен ряд усадебных построек, от которых до наших дней сохранилась церковь Рождества Богородицы. Церковь построил в 1701-1707 гг. крепостной архитектор Василий Белозеров. Немолодой мастер не мог точно рассчитать толщину стен и боялся обрушения барабана. Исправить ситуацию должны были несоразмерные колонны, заполнившие объем храма. По преданию, постройка Белозерова не понравилась Голицыну, и мастер был насмерть забит кнутом. Похоронен он неподалеку от построенной им церкви.

    Вернемся в Марфино…

  • Слайд 38

    Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции

    Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции спроектировал и построил архитектор Филиппо Брунеллески в 1420 – 1436 гг. Блестящий инженер и математик применил новаторское решение (два купола вставленных друг в друга), что позволило обойтись без внешних конструкций. По преданию, друзья были уверены, что купол рухнет и просили Филиппо заранее уехать из города. Однако Брунеллески их не послушал и, наоборот, стоял при открытии церкви прямо под куполом. Свободный человек, он верил своим расчетам и ничего не боялся.

  • Слайд 39

    Список литературы:

    • Анисимов Е.В., Каменский А. Б. Россия в XVIII - первой половине XIX вв. - М., 1994.
    • Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. М.,2005.
    • Кацва Л.А. Главы из истории России с древнейших времен до XIX века.http://1543.ru/history/
    • Милов Л. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса.http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/milov/01_9.php
    • Очерки русской культуры XVIII века. 1 ч. М., 1985
    • Постников Н.Д. Отечественная история. Учебное пособие. М., 2010.
    • Векторные изображения «Русская архитектура». Электронное приложение к журналу «Преподавание истории в школе». http://pish.ru/application/category/onlyapplication

    Фото автора.

  • Слайд 40
  • Слайд 41

    ВИНОГРАДОВА Марина Викторовна ГИМНАЗИЯ №9 ХИМКИ

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке