Содержание
-
КРЕПОСТНОЕ ПРАВО
ИСТОРИЯ РОССИИ8 КЛАСС
-
План урока.
• характеристика личности императора Александра II;• предыстория отмены крепостного права;• причины отмены крепостного права;• подготовка крестьянской реформы;• её основные положения;• значение отмены крепостного права.
-
Задание на урок.
Почему, несмотря на то, что вопрос отмены крепостного права стоял достаточно остро весь ХIХ в. решит его только Александр II ?
-
«Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в том порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот» Николай I
-
Личность Александра II.
19.2.1855на престол вступил Александр II (род. 1818).Его воспитывали офицер К.Мердер и поэт В.Жуковский, который ограничил время на военные занятия,чтобы цесаревич не стал видеть в «Отечестве-казарму». Александр II.
-
Николай I избрал своему наследнику в наставники В.А. Жуковского. Тот составил специальный план обучения на 12 лет. Цель программы – «образование для добродетели». Особое внимание уделялось гуманитарным наукам (особенно истории). В.А. Жуковский
-
С 1834 г., по достижении наследником совершеннолетия, Николай I стал приобщать его к государственным делам. Познания по экономике и юриспруденции ему преподавали виднейшие представители своего времени. М.М.Сперанский преподавал ему право, а Е.Ф.Канкрин – экономику.
-
Для полноты кругозора наследник совершил в 1837 г. две поездки – по России и по Западной Европе. Встречался в Сибири с декабристами.
-
Личность Александра II.
Александр совершил поездку по стране и по Европе,где повстречал будущую супругу-Ма-рию Дармштадтскую. В 1839 г.он назначен в Госсовет,а в 1840-в ка-бинет министров. В 1846 г. Наследник стал главой Секретного ко-митета по крестьянс-кому делу,проявив се-бя защитником крепо-стничества.Но пораже-ние в Крымской войне заставило его пойти на реформы. Мария Александровна.
-
Амнистия политических заключенных; Приостановка на 3 года рекрутских наборов; Ликвидация военных поселений; Свобода выезда за границу; Ослабление цензуры Александровская «оттепель» Александр II
-
Обличение ужасов крепостного права в русской литературе:
Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» А.С. Пушкин «Деревня» Тургенев «Записки охотника» Декабристы Западники и славянофилы Кружок А.И.Герцена и Н.П.Огарева Кружок В.Г.Белинского Кружок М.В. Буташевич-Петрашевского 1797 г. – указ о трехдневной барщине 1803 г. – указ о «вольных хлебопашцах» 1837 - 1842 гг. – реформы Киселева, указ об «обязанных крестьянах» Законы, подтачивавшие основы крепостного права Тайные организации, выступавшие за отмену крепостного права
-
Просмотр отрывка из кинофильма
Какое событие больше всего повлияло на решение вопроса об отмене крепостного пава?
-
Причины отмены крепостного права.
Крымская война окончательно подорвала экономику страны.В 1854 г.было объявлено о создании ополче-ния из крепостных.Население восприняло это, как желание царя дать волю.Крестьяне получив отказ в призывных пунктах убегали на юг. По окончании войны распространился слух об отмене крепостничества на юге.Толпы народа устремились в Крым.Перед властями встал призрак новой «пу-гачевщины». Проводы ополченца в Севастополь.
-
ПРИЧИНЫ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА:
Поражение в Крымской войне. Массовое крестьянское движение. Военно-техническое отставание России от европейских государств. Социально-экономическая отсталость России в сравнении с Западной Европой. Общественное мнение
-
Подготовка к отмене крепостного права
3.01.1857 г. — образование Секретного комитета «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Октябрь 1857 г. — виленский генерал-губернатор В.Н. Назимов от лица дворян просит разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землёй. 20.11.1857 г. — Александр II издаёт рескрипт об учреждении из числа дворян губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян. Февраль 1858 г. — Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Председателем назначен великий князь Константин Николаевич. Март 1859 г. — учреждена Редакционная комиссия. Председателем назначен генерал Я.И. Ростовцев. Главная задача: рассмотреть все материалы, поступившие из губерний, и составить на их основе общий проект закона об освобождении крестьян
-
ОТМЕНИТЬ КРЕПОСТНОЕ ПРАВО!НО КАК ?
-
с землей, которой владеют в настоящее время, за выкуп
К.Д. Кавелин А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов Освобождение крестьян без земли Освобождение крестьян с землёй без выкупа
-
Основные положения реформы
Порядок личного освобождения Крестьяне:-получили личную свободу и независимость от помещиков-наделены общегражданскимии имущественными правами ( могут совершать сделки, наниматься на работу, поступать в учебные заведения, самостоятельно вступать в брак, заниматься торговлей…)НО! сохранилось:-подушная податьрекрутские наборы;- телесное наказание
-
Порядок наделения землёй Сохранялось помещичье землевладение.Крестьяне наделялись землёй, но за выкуп на особых условиях. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «уставными грамотами» и контролировались мировыми посредниками из числа помещиков.Размер выкупной нормысоставлял от 3 до 12 десятин по обоюдному согласию помещика и крестьянина.
-
Выкупная операция:20-25% стоимости земли крестьянин платит помещику;75-80% стоимости земли помещику возмещает государство;государство выдаёт крестьянину кредит на 49 лет с начислением 6% годовых на сумму долга.После этого оказатьсяот выкупной операции нельзя! До выкупа земли крестьяне считались временно обязанными по отношению к помещикам , должны были нести старые повинности (барщину и оброк)
-
Порядок управлениякрестьянской общиной Государство проводило расчёт за землю с крестьянской общиной, выйти из которой крестьянин до уплаты выкупа не мог. Была введена круговая порука: платежи-налоги поступали от всей общины, за отсутствующих должны были платить члены общины.
-
«Значение отмены крепостного права».
Крестьянская реформа имела огромное историческое значение: -были созданы условия для широкого развития рыночных отношений, Россия вступила на путь капитализма, за 40 последующих лет страна проделала путь, который многие государства прошли за века; -неоценимо нравственное значение реформы, которая покончила с крепостным рабством; -реформа открыла путь преобразованиям в земстве, суде, армии и т. п.
-
УРОК ОКОНЧЕН!Запишите домашнее задание: §29(учебник А.Н.Боханова) + рассказ об Александре II
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.