Содержание
-
Крещение Руси
-
Более тысячи лет назад восточные славяне приняли православие. Перед Русской землей с принятием крещения открылся новый прекрасный путь, и жизнь русского человека стала устраиваться на новых, христианских началах. С событиями, происходившими на Руси перед крещением, о том, как крестили киевлян и новгородцев, о переменах в жизни князя Владимира и первых плодах христианства на Руси познакомит вас этот урок.
-
План
1. Владимир держит совет с боярами
2. Владимир посылает послов
3. Незабываемая красота
4. Выбор князя Владимира и бояр
5. События перед крещением
6. Крещение князя Владимира
7. Утро крещения Руси
8. Крещение в водах Днепра
9. Как крестили киевлян
10. Крещение в Новгороде
11. Десятинная церковь
12. Перемена в жизни князя
13. Первые плоды христианства на Руси
14. «Сказание о Борисе и Глебе»
-
Владимир держит совет с боярами
Князь Владимир щедро одарил философа-миссионера и отпустил с великой честью. А на следующий год, как пишет Нестор-летописец, Владимир созвал бояр и старых мудрых людей городских и рассказал, как к нему приходили проповедники из разных стран.
Совет Владимира Святославича с боярами и дружиной. Миниатюра Радзивилловской летописи
-
Сказал также о том, как удивил его грек своей проповедью о другом свете, о воскресении людей и о жизни вечной. Сказал, как каждый из проповедников хвалил свою веру и говорил: «Прими закон наш!». Законом называлось вероучение и все обычаи.
Иван Эггинк. «Великий князь Владимир выбирает веру».
-
Бояре и старцы сказали своему великому князю, что это неудивительно. «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит Богу».
Парсуна «Князь Владимир»
-
Владимир посылает послов
Понравилось князю предложение советников. Тогда выбрали десять «мужей славных и умных» и послали их сначала к магометанам, потом к немцам, а потом к грекам.
-
У магометан и западных христиан послы Владимира не почувствовали никакой духовной красоты.
В католическом храме
-
А церковная служба у греков в главном храме Константинополя, древнем Софийском соборе, произвела на них неизгладимое впечатление.
Храм Святой Софии, Константинополь
-
Незабываемая красота
«И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы,
Интерьер Софии Константинопольской, 1849 г.
-
ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом,
Интерьер Софии Константинопольской
-
знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах.
Интерьер Софии Константинопольской
-
Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».
Интерьер Софии Константинопольской, 1849 г.
-
Выбор князя Владимира и бояр
Вспомнили бояре и о княгине Ольге: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». Ольга умерла 18 лет назад, но память о ней свято хранилась на Руси. Ее пример подтверждал свиде-тельство послов.
Крещение кн. Ольги. С.Кириллов
-
Многое передумал и пережил за последние годы великий князь. Сам он, вероятно, и раньше склонялся принять крещение, а сейчас и боярский совет был настроен единодушно к принятию веры греков.
Князь Владимир. Музей восковых фигур, Киев
-
И спросил Владимир: «Где примем крещение?». Бояре и старцы отвечали: «Где тебе любо!». Так духовная красота православия стала решающим свидетельством для Руси, уже приготовившейся ко крещению.
Святой Равноапостольный князь Владимир.
Фреска, Соловки
-
Конечно, можно сказать, что христианство необходимо было князю Владимиру и в политических целях, и для проведения самых различных реформ в государстве, и для культурного развития Руси. Но разве все это противоречит свидетельству древнерусских летописцев, которые говорят, что христианство сделалось для князя Владимира источником духовного света, озарившего не только его сердце, но и ум.
Князь Владимир
-
Просвещенным умом великий князь понимал, что язычество никогда не сможет дать Руси того, что даст христианство. Перед Русской землей с принятием крещения открывался новый прекрасный путь. И Русь не ошиблась в своем выборе.
Крещение Руси.
Иконописец игумен Зинон
-
События перед крещением
Крещение Руси началось с крещения киевлян. О событиях, которые предшествовали крещению киевлян, сообщают не только древнерусские письменные источники, но и византийские, и арабские.
Михаил ШАНЬКОВ (род. 1962).
Крещение Руси.
2003
-
Византийские императоры Василий и Константин обратились к князю Владимиру за военной помощью. Владимир стал просить себе в жены сестру их Анну. Правители Византии в качестве условия поставили крещение Владимира, который уже и сам был расположен к принятию христианства.
Н.К.Рерих. Поход Владимира на Корсунь
-
Но когда князь Владимир помог византийским императорам, то они не стали выполнять свое обещание. Тогда князь Владимир, «помня свое и предков в военном мужестве преимущество перед греками», — как писал М. В. Ломоносов, — решил показать свою силу. Он осадил греческий город Херсонес.
Осада города Херсонеса. Миниатюра Радзивилловской летописи
-
Археологи предполагают, что местонахождение этого города — окраины нынешнего Севастополя. После длительной осады русские овладели городом.
Развалины Херсонеса и Владимирский собор
-
Сестра византийских императоров вынуждена была прибыть в Херсонес.
Царица Анна переправляется через море
-
Там состоялось торжественное крещение князя Владимира, а затем бракосочетание Владимира с Анной.
-
Наконец из Херсонеса Владимир и Анна с духовенством, крестами и иконами в сопровождении дружины отправились в стольный град Руси — Киев.
В этой чаше крестили князя Владимира. София Константинопольская
-
Рассматривая различные источники, историки по-разному говорят о времени, месте и порядке всех этих событий. Не исключается возможность и новых предположений и открытий. Это неудивительно, потому что с того времени прошло уже более тысячи лет.
Крещение князя Владимира
Развалины Корсуни, Херсонес
-
Но вот что интересно: уже Нестор-летописец, живший всего сто лет спустя после крещения князя Владимира, разбирает различные мнения о месте его крещения. «Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные говорят — в Васильеве, а другие и по-иному скажут».
Святой князь Владимир. Миниатюра. Месяцеслов с Пасхалией. Лекса, 1820
-
Сам же летописец указывает, что князь Владимир крестился в церкви Святого Василия в Корсуне (то есть Херсонесе). При святом крещении он получил имя Василия.
-
Возвратившись в Киев, великий князь Владимир прежде всего крестил двенадцать своих сыновей.
Утро крещения Руси
-
Крещение совершалось в источнике, который получил название Крещатик. Крестились тогда и те бояре, которые не были в Херсонесе.
Крещатик - центральная улица Киева.
-
Затем Владимир велел «опрокинуть идолы — одних изрубить, а других — сжечь». Перуна с серебряной головой и золотыми усами было приказано, привязав к хвосту коня, стащить в Днепр.
-
Затем Владимир послал глашатаев по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб — противен мне да будет!». И летопись, и древнее жизнеописание князя Владимира единогласно свидетельствуют, что люди с радостью шли на реку.
Крещение. Миловидова Ольга, 13 лет. МОУ лицей Школа искусств, г.Талдом
-
На берегу стоял сам великий князь. Священники, прибывшие с царицей Анной из Византии и из Корсуня, совершали Таинство Крещения.
Крещение Руси. Коваленко И.А.
-
Вот как описывает это событие «Повесть временных лет»: «Сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ».
Фреска «Крещение Руси»
-
В Киеве, во Владимирском соборе,
на одной из стен есть удивительная икона — «Крещение Руси», написанная художником Виктором Михайловичем Васнецовым.
- Крещение в водах Днепра
- Владимирский собор в Киеве
-
Князь Владимир, как восприемник своего народа, в молитве поднимает руки к Богу. Епископ благословляет новокрещеных. Священники читают молитвы и погружают людей в воды Днепра. С неба сияют божественные лучи.
Васнецов В.М. Крещение Руси
-
Радуясь обращению в христианство своего народа, князь Владимир восклицает: «Христе Боже, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны!». Такое свидетельство сохра-нил нам Нестор-летописец.
-
После крещения киевлян князь Владимир приказал тотчас воздвигать по всему городу церкви. Причем храмы ставили на тех местах, где раньше были кумиры.
-
Сразу же начали открываться школы, потому что христианской стране нельзя было без учения книжного. После Киева крещение стало совершаться и в других русских городах.
Мартынов Н. Крещение Руси
-
Как крестили киевлян
Доверяя сказаниям древнерусских писателей в целом, некоторые историки в отдельных подробностях этих сказаний сомневались. Все ли киевляне крестились по призыву своего князя? Действительно ли с радостью люди шли ко крещению? Не было ли насилия при крещении киевлян? Понимали ли люди, что над ними совершается? Эти и другие подобные вопросы уже не первое столетие беспокоят историков.
Русь языческая. Жертвоприношение Перуну
Коваленко И.А.
-
На некоторые из них ясно отвечают сами летописные сказания. Крестились не все киевляне, потому что призыв князя не был приказом. А слова «противен мне да будет» не обязательно следует переводить «будет мне врагом».
К.В. Лебедев. Крещение Киян
-
Летописец не утаивает, что приверженцы старой веры даже плакали, когда Перуна палками отталкивали от берегов Днепра и гнали вниз по течению.
В.М.Назарук. Часть диптиха Крещение Руси. Проводы Перуна
-
Подготовка ко крещению у киевлян была, конечно, разная, но ведь крестились люди города, где христианские храмы стояли уже больше столетия. И нет ничего невероятного в том, что люди радовались, идя ко крещению.
В.М.Назарук. Крещение Руси
-
Это можно наблюдать и в наше время, потому что крещение как духовное возрождение, как начало новой жизни — событие радостное для человека.
Орлов Ю. Крещение
-
Впрочем, митрополит Иларион говорит, что некоторые крестились не по любви к новой вере, а по страху, поскольку благоверие князя Владимира было «со властию сопряжено».
В.Г.Перов. Крещение Руси. Вторая половина 1870-х-начало 1880-х
-
А для многих решающее действие оказал пример князя и бояр. Люди говорили: «Если бы крещение и вера не были добрым делом, то не приняли бы этого наш князь и бояре».
Крещение Руси. Эскиз. Коваленко И.А.
-
Крещение в Новгороде
Добрыня, дядя князя Владимира, ставивший когда-то кумиров в Новгороде, сам же после крещения в Киеве поехал в Новгород истреблять идолов. Об этих событиях повествует одна из летописей — Иоакимовская, - отрывки из которой сохранились в «Истории Российской с самых древнейших времен» В. Н. Татищева.
Крещение княжеской дружины. Радзивилловская летопись. 15 в
-
Ссылаясь на эту летопись, историк говорит, что в Новгороде из-за крещения вышло целое военное столкновение. Язычники не хотели допустить истребления идолов. Начались волнения в народе. Против принятия крещения особенно возбуждал людей чародей по прозвищу Соловей.
Станислав Бабюк. Свержение Перуна. 1997
-
Епископ со священниками ходил по городу и учил людей. За два дня покрестились сотни человек. А потом народные волнения усилились. Тысяцкий Путята вступил в жестокую сечу, а Добрыня приказал поджечь некоторые дома на берегу Волхова.
Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд), А. П. Рябушкин, 1898 год
-
Поэтому о крещении новгородцев сохранилась пословица: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Но христианство вскоре утвердилось в Новгороде, и этот древний и славный город стал одним из главных церковных центров Руси.
Художник Сергей Васильевич Иванов (1864 - 1910)
-
Десятинная церковь — первая каменная церковь на Руси.
Десятинная церковь
В. П. Верещагин. Закладка десятинной церкви в Киеве
-
Вот как о ее создании повествует летописец Нестор: «Затем жил Владимир в христианском законе и задумал создать церковь Пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами».
Первоначальный вид Софийского собора в Киеве. Реконструкция И.Моргилевского
-
Когда церковь была построена, князь Владимир сказал: «Даю церкви этой Святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов». Поэтому она и стала называться Десятинной.
Князь Владимир на освящении Десятинной церкви
-
В день освящения церкви князь устроил праздник великий боярам, старцам городским, а бедным раздал много богатства. В этой церкви служить стали священники, пришедшие из Корсуня.
Развалины Десятинной церкви
Храм на руинах Десятинной церкви. Изображение начала XIX в.
-
Сюда же поместили иконы, кресты и другие святыни, принесенные из Корсуня после крещения там князя Владимира. До постройки Софийского собора Десятинная церковь была главным храмом на Руси.
Десятинная церковь, фундамент Мозаика Десятинной церкви
-
Перемена в жизни князя
Летописец отмечает разительную перемену в жизни князя Владимира, которая наступила после его крещения. Он продолжал оставаться победоносным полководцем и мудрым строителем государства, но в отношении к людям стал примером доброты, милосердия и сострадания.
Владимир-язычник. В.М. Васнецов
-
Одно время он не решался даже утверждать приговоры о справедливом наказании преступников. О перемене в жизни князя Владимира говорят такие его слова: «Боюсь греха!».
-
А его милостыни бедным были огромны. «Устроил он и такое: сказав, что «немощные и больные не могут добраться до двора моего», приказал снарядить телеги, наложив на них хлеб, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий или кто не может ходить?». И раздавали тем все необходимое». Такое свидетельство сохранила летопись о милосердии просветителя Руси.
Суздаль, фреска
-
Первые плоды христианства на Руси
В 1015 году печенеги пошли походом на Русь, и князь послал любимого сына своего Бориса защищать Русскую землю.
Владимир посылает Бориса против печенегов. Миниатюра из рукописи XIV века
-
Во время похода Бориса князь Владимир неожиданно заболел и 15 июля 1015 года скончался. Погребли святого князя в Десятинной церкви; похоронили с плачем, особенно плакали о нем бедные люди как о своем заступнике и кормильце.
Равноапостольный князь Владимир. Стенная роспись В.М.Васнецова, Свято-Владимирский собор в Киеве, 1885-95 гг.
-
Святополк, старший сын Владимира, зная, что Борис с дружиной может возвратиться в Киев, послал к нему наемных убийц. Князю Борису сказала отцова дружина: «Пойди, сядь в Киеве на отцовском столе!».
Святополк
Нестеров Андрей. Святополк Окаянный
-
Но Борис, не желая вражды и братоубийства, сказал: «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец мой умер, то пусть этот будет мне вместо отца». Услышав это, воины разошлись от него.
Билибин И.Я.
Святые Борис и Глеб
-
А убийцы, посланные Святополком, пришли ночью на реку Альту, напали на шатер князя Бориса и, как звери дикие, пронзили его копьем, и убили слугу его.
«Сказание о Борисе и Глебе»
Анна Кудинова, Дарья Шабалина
-
Затем Святополк подослал убийц и к младшему брату Бориса — Глебу, и убили юного князя.
- Анна Кудинова,
- Дарья Шабалина
- Убиение Глеба Владимировича (конец 15 в., Радзивилловская летопись)
-
Святополк получил прозвище Окаянного. А братья Борис и Глеб стали почитаться как мученики, как молитвенники за землю Русскую, как образцы христианских добродетелей.
Борис и Глеб. 1941. Николай Константинович Рерих
-
Прославление Бориса и Глеба совершилось в правление Ярослава Мудрого, который изгнал из пределов Руси Святополка Окаянного.
Миниатюра Битва Ярослава со Святополком (конец 15 в., Радзивилловская летопись)
-
«Сказание о Борисе и Глебе» — один из самых замечательных памятников русской литературы. Житие святых братьев, пострадав-ших, когда не прошло и трех десятков лет со дня крещения Руси, стало любимым чтением древнерусского читателя.
«Сказание о Борисе и Глебе». Лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV века. 1. Князь Владимир посылает Бориса против печенегов. 2. Смерть князя Владимира.
-
Посланным от брата убийцам князь Борис, обливаясь слезами, говорит: «Братья, приступивши, заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья».
Илья Глазунов. Видение Бориса и Глеба перед битвой
-
Русь приняла крещение, и жизнь русского человека стала устраиваться на новых, христианс-ких началах. Летописец постоянно напоминает своему читателю заповеди Нового Завета. Древне-русский писатель предлагает чудное «Сказание о Борисе и Глебе» — братьях, которые, живя по новой вере, не захотели обратиться к прежнему обычаю мщения и братоубийства.
Святые Борис и Глеб
-
Мы знаем, что еще несколько столетий княжеские междоусобицы будут терзать Русскую землю. Но, может быть, потому и любил древнерусский книжник переписывать, а читатель — читать житие святых братьев, которые своим примером утверждали иной, вечный смысл жизни.
Князь Владимир с сыновьями, Борисом и Глебом. Икона XV века
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.