Содержание
-
«Крещение Руси». Историческое значение принятия христианства.
-
Проникновение христианства на Русь.
Самые ранние попытки проникновения христианства в восточнославянские земли восходят еще к первым векам новой эры. Первые подступы крещению Русь сделала в ΙX веке. Тогда дважды руссы принимали крещение. Но языческая реакция бесследно поглощала эти первые попытки русских князей приобщить свой народ к христианству. И все же христианство медленно, но верно вербовало себе сторонников. Под влиянием Византии христианские храмы были построены на Таманском полуострове, в Керчи.
-
Русь перед выбором!
Характер исторического выбора, сделанного в 988 году князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций плодотворно воздействовало на духовную жизнь и культуру русского народа. Несмотря на географическую близость Западной Европы, основой обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлении, следуя течениям рек восточно-европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира, так же как до него – княгини Ольги
-
Причины Крещения Руси.
стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. Вероятно, сказались и какие-то личные соображения Владимира и некоторые эпизоды его жизни(принимал во внимание крещение своей бабки Ольги) Так же это необычайно поднимало его авторитет, а следовательно, укрепляло и княжескую власть. стремление сформировать у население единое мировоззрение потребность власти в ломке старых обычаев
-
Религиозные реформы князя Владимира.
Владимир провел две религиозные реформы: --- реформирование язычества ---обращение к христианству. Первая сводилась к тому, что Владимир отобрал из огромного числа языческих богов несколько главных, среди которых выделялись Перун, покровитель княжеской дружины, а также божества южных восточнославянских областей. Вторая привела к принятию на Руси христианства.
-
Князь Владимир.
Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. Согласно летописи в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому». В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIIIАнну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну с попами. Там же в Корсуни, Владимир с многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев.
-
Княгиня Ольга.
Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение, и, таким образом, предопределила принятие православия всем древнерусским народом. Ольга способствовала распространению на Руси христианства. В середине 50-х годов X века Ольга с большим посольством отправилась в Византию. Там она крестилась в христианскую веру, получив в крещении имя Елены. Если Ольга стала христианкой, то ее сын Святослав оставался язычником. Много раз княгиня Ольга пыталась научить сына христианской вере. Ольга была первой русской правительницей-христианкой. Став христианкой, Ольга сильно изменилась. Нрав ее стал добрее, забыла языческую жестокость, но стремилась жить по закону христианской любви.
-
«Аскольдово крещение»
Первое крещение Руси, упомянутое, в первую очередь, в византийских летописях, произошло в 60-х годах IX века, т.е. более чем на 100 лет раньше официально признанной даты крещения Руси. Поскольку это крещение состоялось предположительно в период правления киевского князя-кагана Аскольда, то его называют «аскольдовым крещением».
-
Христианские церкви до крещения Руси.
в Киеве существовала соборная церковь св. Ильи, т.е. главная церковь. Следовательно, в 40-е гг. X в. в Киеве были и другие христианские храмы, подчинявшиеся соборной Ильинской церкви.
-
Сопротивление христианизации
Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить "огнем и мечем". К 961 относится выступление варяжской знати города против христианизации, результатом которого была уступка Ольгой великокняжеской власти Святославу. В 983 здесь произошло столкновение язычников и христиан. В 989 началось насильственное крещение новгородцев. В 992 снова в Киеве вспыхнуло восстание против принятия христианства. В 1076 (убит епископ Леонтий) и в 1091 произошли выступления язычников Ростова против христианизации. В отличие от Северных и северо-восточных земель, в южных землях христианизация прошла ненасильственно.
-
Историческое значение крещения Руси.
Историческое значение этого времени заключалось в следующем: приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства. условие для сотрудничества с христианскими государствами Европы. формирование единой культурно-политической общности. введение письменности появление каменной архитектуры, иконописи, фресковой живописи и др. культурных новшеств изменения в области брачно-семейных отношений вытеснение языческих обычаев новым христианским законом