Содержание
-
Культура России в первой половине XIX века. Наука и образование.
-
Первая половина XlX века – «золотой век» русской культуры
Особенности развития:
- Складывалась под влиянием исторических событий: Отечественная война 1812 гг.
- Начало промышленного переворота имело особое значение для науки и техники.
- Рост национального самосознания привёл к усилению интереса к истории.
-
Образование в период правления Александра I (1801 – 1825)
- 1802 г. – создано Министерство народного просвещения.
- 1804 г. – Россия разделена на 6 учебных округов. Центры округов университеты: Московский, Дерптский (открыт в 1802), Виленский, Харьковский, Казанский, Санкт – Петербургский.
- Открыты специализированные учебные заведения: Лесной, Педагогический институты, Техническое училище.
- 1811 г. – Царскосельский лицей.
-
Система образования в начале XIX века
Таким образом круг образованных людей расширился. Просвещение стало доступно не только дворянству, но и разночинцам.
-
Система образования при Николае I (1825 – 1855)
1827 г. – запрещено принимать в университеты и гимназии детей крепостных.1835 г. – отменена автономия университетов. Ограничивалась численность студентов. Усилилась сословность в системе образования.
Работа с документом "Рескрипт Николая I от 19 августа 1827 гг.":«Предметы учения и сами способы преподавания должны быть соображаемы с будущим предназначением обучающихся. Необходимо, чтобы в будущим учащийся не стремился через меру возвыситься над тем состоянием, в коем ему суждено оставаться».
Как вы понимаете слова документа?
-
Задание
Сравните систему образования при Александре I и Николае I. Определите общие черты и отличии.
-
Сословность в общеобразовательной школе
-
Несмотря на расширение системы образования в России, уровень грамотности составлял к 50 – м. г. XlX века – 1 %. Грамотными людьми в основном были люди дворянского происхождения.
-
Естественно-математические науки
Н. Лобачевский (1792 – 1856).Создал неевклидову геометрию. Известный английский математик Уильям Клиффорд назвал Лобачевского «Коперником геометрии». Лобачевский в течение 40 лет преподавал в Казанском университете, в том числе 19 лет руководил им в должности ректора; его активность и умелое руководство вывели университет в число передовых российских учебных заведений.
-
М. Остроградский (1801 – 1862)
Став знаменитостью мирового класса, Остроградский развернул в Петербурге большую педагогическую и общественную деятельность. Он стал профессором Николаевских инженерных Академии и училища, Морского кадетского корпуса, Института инженеров путей сообщения, Главного педагогического института, Главного артиллерийского училища и других учебных заведений. Много лет он работал в качестве главного наблюдателя за преподаванием математики в военных школах.
-
В.В. Петров (1761 – 1834)
Нашёл новую форму перехода энергии постоянного тока в тепловую и световую энергию. В 102 г. открыл электрическую дугу., которая стала применяться в металлургии при освещении.
-
Б.С. Якоби (1801 – 1874)
Сконструировал первую модель электродвигателя. Мировую славу ему принесло изобретение гальванопластики.1839 г. - изобрёл первое телеграфное устройство, действовавшее на подземной линии Петербург – Царское село.
-
1839 – основана Пулковская обсерватория
Главное направление – составление каталога координат звёзд).
Струве Борис Яковлевич (1793 – 1864). Создатель школы русских астрономов. В области звёздной астрономии Струве открыл реальное сгущение звёзд к центральным частям Галактики и обосновал вывод о существовании и величине межзвёздного поглощения света. Много времени уделял Струве изучению двойных звёзд.
-
Павел Петрович Аносов (1799 – 1851)
В 1831 г. положил начало изучению структуры стали. Первым применил микроскоп в изучении металла.
-
Паровозы Черепановых
Паровозы Черепановых — первые паровозы построенные в России. Первый паровоз был построен в 1833 году, второй — в 1835 г.
-
Н. Зинини (1812 – 1880)
Синтезы Зинина послужили научной основой для создания промышленности синтетических красителей, взрывчатых веществ, фармацевтических препаратов.Когда в 1853 объединенная англо-французско-турецкая армия высадилась в Крыму, Зинин сделал всё, чтобы русская армия имела на вооружении самые сильные взрывчатые вещества. Он предложил начинять нитроглицерином гранаты (1854), разработал способ получения больших количеств нитроглицерина и способ его взрывания. Однако его предложения не были реализованы артиллерийским ведомством. Только в 1863—1867 гг. нитроглицерин начали применять для подземных и подводных взрывов.
-
Бутлеров А. М. (1828 – 1886)
Впервые начал на основе теории химического строения систематическое исследование полимеризации, продолженное в России его последователями и увенчавшееся открытием С. В. Лебедевым промышленного способа получения синтетического каучука.
-
Н. И. Пирогов
В 1855 г. во время Крымской войны был главным хирургом осаждённого Севастополя. Оперируя раненых, Пирогов впервые в истории мировой медицины применил гипсовую повязку, дав начало сберегательной тактике лечения ранений конечностей и избавив многих солдат и офицеров от ампутации. Внедрил новый метод ухода за ранеными. Метод этот заключается в том, что раненые подлежали отбору на первом перевязочном пункте; в зависимости от тяжести ранений одни из них подлежали немедленной операции в полевых условиях, другие, с более лёгкими ранениями, эвакуировались вглубь страны для лечения в стационарных военных госпиталях. Пирогов считается основоположником специального направления в хирургии, известного как военно-полевая хирургия.
-
Историческая наука
Н. Карамзин (1766 – 1826). Автор «Истории Российской» в 8 томах.Первый отечественный историк. Труды которого читали не только специалисты. Но и широкая аудитория. Выступал с инициативой установить памятники - мемориалы замечательным людям (Минину И Пожарскому).
-
Т. И . Грановский (1813 – 1855)
Подчёркивая общность исторического развития России и Западной Европы. Стремился науку связать с жизнью, поставить её на службу общественным интересам. Показывая в лекциях закономерность и прогрессивность исторического процесса, подводил слушателей к выводу о преходящем характере крепостнических порядков, об их исторической обречённости.
-
М. Погодин (1800 – 1855)
Обосновывал норманскую теорию возникновения русской государственности. Профессор всеобщей истории Московского университета (1826—1835), затем в 1835—1844 профессор русской истории. Занимался изучением древнерусской и славянской истории, процессов закрепощения русского крестьянства, причин возвышения Москвы. Защитил докторскую диссертацию «О летописи Нестора» (1834). Открыл и ввёл в научный оборот ряд важных исторических источников и памятников русской словесности.Собрал «Древнехранилище» — значительную коллекцию икон, медных и серебряных крестов.
-
С.М. Соловьёв (1820 – 1879)
30 лет неустанно работал Соловьёв над «Историей России», славой его жизни и гордостью русской исторической науки. Первый том её появился в 1851 году, и с тех пор аккуратно из года в год выходило по тому. Последний, 29-й, вышел в 1879 году, уже по смерти автора.
-
Развитие русской культуры происходило в противоречивых условиях
- Экономическое развитие России вызывало потребность в грамотных дюдях.
- Реакционная политика правительства в сфере культуры
- Многие открытия не получили применения в феодально – крепостнической России.
-
Спасибо за внимание.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.