Презентация на тему "«Культура Руси x – начала xiii в.» (часть 1) (материалы к урокам истории в 6 классе)"

Презентация: «Культура Руси x – начала xiii в.» (часть 1) (материалы к урокам истории в 6 классе)
Включить эффекты
1 из 18
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 6 класса на тему "«Культура Руси x – начала xiii в.» (часть 1) (материалы к урокам истории в 6 классе)" по истории. Состоит из 18 слайдов. Размер файла 2.21 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    18
  • Аудитория
    6 класс
  • Слова
    история
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: «Культура Руси x – начала xiii в.» (часть 1) (материалы к урокам истории в 6 классе)
    Слайд 1

    ИСТОРИЯ РОССИИ. 6класс.

    ПЛАН 1. ЭТАПЫ И ЧЕРТЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. 2. ПИСЬМЕННОСТЬ, ГРАМОТНОСТЬ, ШКОЛЫ. 3. ЛЕТОПИСИ. 4.ЛИТЕРАТУРА. 5. АРХИТЕКТУРА. Учитель истории Лариков Андрей Андреевич МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» имени генерала армии Владимира Ильича Исакова, г. Киров, Калужская область 2020 год. Киев. Успенский собор Киево-Печерской лавры (1073 – 1079 гг.). С древних времён служил усыпальницей киевских князей. «Культура Руси X – начала XIII в.» (1) (материалы к урокам)

  • Слайд 2

    КУЛЬТУРА РУСИ X– начала XIII в.

    Крещение киевлян. Художник В.М. Васнецов. 1885 – 1896. ПЛАН 1. ЭТАПЫ И ЧЕРТЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. 2. ПИСЬМЕННОСТЬ, ГРАМОТНОСТЬ, ШКОЛЫ. 3. ЛЕТОПИСИ. 4.ЛИТЕРАТУРА. 5. АРХИТЕКТУРА.

  • Слайд 3

    1. ЭТАПЫ КУЛЬТУРЫ РУСИ X – начала XIII в.

    *КУЛЬТУРА– совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе его общественно-исторической трудовой практики. В культуре Руси этого периода можно проследить три этапа: 1)период дохристианской культуры восточных славян, о котором известно чрезвычайно мало; 2) культура Киевской Руси; 3)на рубеже XII – XIII вв. начинается формирование местных стилевых особенностей в отдельных княжествах и землях. Памятник «Тысячелетие России». 1862 г. Новгород.

  • Слайд 4

    «Культура – это святыни народа, святыни нации» (Д.С. Лихачёв).

    Основа всякой культуры – мировоззрение. Для культуры Древней Руси это прежде всего христианское мировоззрение. Поэтому многие считают, что истоки нашей культуры берут своё начало с крещальной купели киевского князя ВЛАДИМИРА. В то время Россия, Украина и Белоруссия были единой землёй. Наша культура – живое свидетельство единства народов, творивших во имя единой цели: отобразить красоту нашей Родины, прославить в своих произведениях её и вознестись душой и духом через эти творения к Богу. Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племён, составивших ядро государства. Она испытала влияние кочевых народов и Византии, из которой на Русь пришло христианство. Крещение князя Владимира. Художник В.М. Васнецов. 1890

  • Слайд 5

    1. ЧЕРТЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

    Открытость и синтетичность древнерусской культуры, мощная опора на народные истоки, переплетение христианских и народно-языческих влияний привели к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. В древнерусской культуре преобладает СИНТЕЗ, стремление к единству и гармонии. В ЛЕТОПИСАНИИ – МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ, МАСШТАБНОСТЬ, ОБРАЗНОСТЬ В ИСКУССТВЕ – НАРОДНОСТЬ, ЦЕЛЬНОСТЬ, ПРОСТОТА В АРХИТЕКТУРЕ – ИЗЯЩЕСТВО В ЖИВОПИСИ – МЯГКОСТЬ, ДОБРОТА В ЛИТЕРАТУРЕ – ИСКАНИЯ, СОМНЕНИЯ, СТРАСТЬ Борис и Глеб. Икона. Конец XIII в.

  • Слайд 6

    2. ПИСЬМЕННОСТЬ, ГРАМОТНОСТЬ, ШКОЛЫ

    История письменности начинается с составления в IX в. славянской азбуки святыми братьями КИРИЛЛОМ и МЕФОДИЕМ. Поначалу книги на Русь привозились из православных стран – Византии и Болгарии. Затем книги стали писать и на Руси. Мощный толчок развитию грамотности дала христианизация Руси. При храмах и монастырях создавались первые русские библиотеки и школы, там же обучали искусству переписывания книг. До нашего времени сохранилось около пятисот рукописей XI – XIII вв. Большинство из них – книги для совершения церковных служб, написанные на пергаменте. Кирилл и Мефодий Икона .

  • Слайд 7

    С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нём школу для обучения девушек. Сотни берестяных грамот и граффити (надписи, нацарапанные на стенах церквей),найденные в Новгороде, Пскове, Смоленске, Витебске и других городах Руси, подтверждают, что много грамотных было и среди простого народа. Люди писали друг другу деловые письма, приглашение в гости и даже вели любовную переписку. Берестяная грамота мальчика Онфима. Новгород. XIII в.

  • Слайд 8

    Граффити на стене Софийского собора в Киеве с датой смерти князя Ярослава Мудрого – 20 февраля 1054 года. Рукопись и древнейшее изображение смерда. XII век.

  • Слайд 9

    3. ЛЕТОПИСИ

    * ЛЕТОПИСИ – исторические произведения, вид повествовательной литературы в России XI – XVII вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятники сложного состава – своды летописей. Летописи были общерусскими и местными. Летописание появилось на Руси вскоре после введения христианства и было делом государственным, княжеским. Первая летопись, вероятно, была составлена в конце X в. Право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром. Ярослав Мудрый 1019 – 1054 гг.

  • Слайд 10

    Свод, который вошёл в историю под названием «Повесть временных лет», создавался в первое десятилетие XII в. Автором этого свода считают монаха Киево-Печерского монастыря НЕСТОРА. Русские летописи – это не просто сухие, бесстрастно фиксирующие факты хроники, но и взволнованные рассказы тогдашних историков, вносивших в повествование философско-религиозные обобщения, свой темперамент и свой стиль. По мере политического распада Руси и возвышения отдельных русских центров летописание стало дробиться. Кроме Киева и Новгорода появились свои летописные своды в Смоленске, Пскове, Рязани, Владимире-на-Клязьме, Чернигове, прославлющие деяния «своих» князей. Идея единения Русской земли была ведущей и в этот период нашей истории. Летописец Нестор. Художник В.М. Васнецов. 1919 г.

  • Слайд 11

    4. ЛИТЕРАТУРА

    Общий подъём страны в XI в. и повышение грамотности населения способствовали развитию литературы. У людей повысилась потребность донести до читателей свои взляды на жизнь, свои размышления о смысле власти и общества, роли религии. От XI – XII вв. до нас дошли 80 книг, семь из которых имеют точную дату написания. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал митрополит ИЛАРИОН. В начале 40-х гг. XI в. он создал своё знаменитое «Слово о Законе и Благодати». Основной темой «Слова…» стала идея равноправия Руси среди других народов и государств. Начальная страница «Остромирова Евангелия» (1056 – 1057) – самой древней русской книги

  • Слайд 12

    Во второй половине XI в. появляются и другие яркие произведения: «Память и похвала Владимира» монаха ИАКОВА, «Сказание о Борисе и Глебе», святых покровителях и защитниках Русской земли. В последней четверти XI в. начинает работать над своими сочинениями монах НЕСТОР – «Чтение о житии Бориса и Глеба». Летопись «Повесть временных лет» будет его завершающей фундаментальной работой. В первой четверти XII в. на склоне лет ВЛАДИМИР МОНОМАХ пишет своё знаменитое «Поучение детям». Мономах постоянно опирался на христианские общечеловеческие ценности. Владимир Мономах (1053 – 1125). Великий киевский князь (1113 – 1125).

  • Слайд 13

    В начале XII в. Игумен ДАНИИЛ, совершив паломничество в Иерусалим, создаёт «Хождение игумена Даниила в святые места». В XII – XIII вв. гуманистическая линия древней русской литературы прочно утверждает себя в произведениях киевского митрополита КЛИМЕНТИЯ СМОЛЯТИЧА («Послание»), епископа из г. Турова КИРИЛЛА («Притча о человеческой душе»), ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА («Слово» и «Моления»). Последний восхвалял княжескую власть и враждебно отзывался о боярстве. После побоища Игоря Святославовича с половцами. Художник В.М. Васнецов. 1880

  • Слайд 14

    Иллюстрация к «Слову о полку Игореве». Наиболее ярко переплетение языческих и христианских черт, религиозных и светских, общечеловеческих и национальных мотивов прозвучали в «Слове о полку Игореве» (1185 год) – крупнейшем литературном произведении эпохи, вершине древнерусской литературы.

  • Слайд 15

    5. АРХИТЕКТУРА

    Говорят, что архитектура – это душа народа, воплощённая в камне. Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Каменная архитектура связана с христианской Русью. Подобного не знала Западная Европа, издревле строившая и храмы, и жилища из камня. Сейчас мы знаем более 150 памятников архитектуры, дошедших до нас от домонгольского времени. Софийский собор. 1045 – 1050 гг. Новгород..

  • Слайд 16

    История архитектуры Руси начинается с храмостроительства. В прежние времена знаменательные события на Руси принято было отмечать строительством храма. Рождается наследник, уходит в иной мир близкий человек, одерживают победу над врагом – возводят храм. А ещё давали обещания, или обеты: обращались с мольбой «Помоги, Господи, помогите, Пресвятая Богородица и святые, в том-то и том-то…» – а в благодарность возводили храм. И не только великие князья, цари и воеводы, но и купцы, и простые крестьяне. Храмы строили и в одиночку, и всем миром. А ещё возводили храмы на определённых рубежах истории, в ознаменование царствования. Пусть помнят, пока стоит храм. Рождественский собор. 1222 – 1225 гг. Суздаль.

  • Слайд 17

    Все церкви на Руси возводились по образу крестово-купольного храма греков. Одно из первых каменных сооружений, возведённое по византийскому строительному опыту и традициям греческие мастера возвели в Киеве в конце X в. Это церковь Богородицы, называемая также Десятинной церковью (989 – 996 гг.). В дальнейшем стало происходить сочетание славянских и византийских традиций. Например, на основу крестово-купольного храма киевского Софийского собора было поставлено 13 глав нового храма. Всё сооружение имеет сложную форму с пирамидальнымсилуэтом (многокупольные храмы стали особенностью русской архитектуры). В композиции доминирует главный купол: он окружён четырьмя меньшими, за которыми расположены боковые, более низкие купола. Софийский собор. Киев. 1017 – 1037 гг. Десятинная церковь.

  • Слайд 18

    В период феодальной раздробленности складывались различные архитектурно-художественные школы. Большинство храмов XII – начала XIII в. одноглавые и меньше по своим размерам, чем в Киевской Руси. В Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани по-прежнему строили из плинфы(широкий и плоский обожжённый кирпич, применявшийся в строительстве в Византии и в X – XIII вв. на Руси). Во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси основным строительным материалом был белый камень. Он вырубался блоком размером со сторонами по 50 см. Золотые ворота. 1164 г. Владимир.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке