Содержание
-
Кусницина Надежда Степановна, школа №36, Саранск, РМ КУЛЬТУРА РУСИ В X-XIII ВВ.
-
Цели урока:
Кусницина Надежда Степановна, школа №36, Саранск, РМ Выявить особенности русской культуры X – начала XIII вв. 2. Охарактеризовать главные достижения русской культуры X – начала XIII в. 3. Содействовать воспитанию чувств у учащихся уважения, гордости, восхищения трудом наших предков, создавших уникальные памятники культуры.
-
План
Кусницина Надежда Степановна, школа №36, Саранск, РМ 1. Особенности русской культуры X- начала XIII вв. 2. Грамотность, письменность на Руси. Летописание и литература. 3. Быт народа. 4. Архитектура.
-
О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты…. Всем ты преисполнена, земля Русская…А. Югов
Кусницина Надежда Степановна, школа №36, Саранск, РМ Культура (лат. culture) – возделывание, обработка, улучшение. Культура – совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной сферах.
-
Кусницина Надежда Степановна, школа №36, Саранск, РМ Языческая, Христианская, Церковная, Народная, Письменная, Устная. Виды (слои) культуры Древней Руси:
-
Особенности русской культуры X – начала XIII вв.
Кусницина Надежда Степановна, школа №36, Саранск, РМ как развитие культуры Руси связано с развитием экономической и политической жизни страны? какое влияние на культуру Руси оказала культура Византии? можно ли говорить о том, что Русь копировала культуру Византии, или речь идет о самобытности древнерусской культуры?
-
Задание:
Кусницина Надежда Степановна, школа №36, Саранск, РМ Определить факторы, повлиявшие на формирование единой русской культуры и записать их в тетради в форме тезисов.
-
Особенности русской культуры X – начала XIII вв.
Кусницина Надежда Степановна, школа №36, Саранск, РМ как развитие культуры Руси связано с развитием экономической и политической жизни страны? какое влияние на культуру Руси оказала культура Византии? можно ли говорить о том, что Русь копировала культуру Византии, или речь идет о самобытности древнерусской культуры?
-
Кусницина Надежда Степановна, школа №36, Саранск, РМ СИНТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – культура, находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
-
Кусницина Надежда Степановна, школа №36, Саранск, РМ Русская Культура Характерные черты Стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании Народность, цельность, простота в искусстве Изящество, глубокое гуманистическое начало в архитектуре Мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи Постоянное биение пульса, исканий, сомнений, страсти в литературе ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
-
Кусницина Надежда Степановна, школа №36, Саранск, РМ Открытость и синтетичность древнерусской культуры Опора культуры на народные истоки и восприятие Переплетение христианских и народно-языческих влияний ФЕНОМЕН РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
-
Факторы, повлиявшие на формирование единой русской культуры:
Кусницина Надежда Степановна, школа №36, Саранск, РМ Единая русская культура Опыт восточного славянства Иноплеменное международное влияние Византия Языческая религия Христианство
-
Вывод:
Кусницина Надежда Степановна, школа №36, Саранск, РМ В основе образования единой древнерусской культуры находятся ее открытость и синтетичность. Она опирается на народные истоки и народное восприятие. Все это в сочетании с переплетением христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры.
-
Кусницина Надежда Степановна, школа №36, Саранск, РМ ГРАМОТНОСТЬ, ПИСЬМЕННОСТЬ, НА РУСИ. ЛЕТОПИСАНИЕ И ЛИТЕРАТУРА.
-
Задания:
Кусницина Надежда Степановна, школа №36, Саранск, РМ - выписать факты, подтверждающие возникновение письменности на Руси задолго до принятия христианства; - выяснить, упоминается ли в объяснении какое-либо имя (имена) исторического(их) деятеля(ей) и сколько раз.
-
Кусницина Надежда Степановна, школа №36, Саранск, РМ Высоконравственный человек, чуждый властолюбию и тщеславию Связь души и тела Взаимоотношениедуховной и светской власти Место Руси в мировой истории, связи с окружающими народами Единство Руси Смысл жизни, гармоничность человека, идеальный правитель Основные идеи ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ
Кусницина Надежда Степановна, школа №36, Саранск, РМ ЖИТИЯ ХРОНИКИ ПОВЕСТИ ЛЕТОПИСИ ЖИТИЕ БОРИСА И ГЛЕБА ЖИТИЕ ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
-
Кусницина Надежда Степановна, школа №36, Саранск, РМ «Повесть временных лет» – наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII в. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях. ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
-
Кусницина Надежда Степановна, школа №36, Саранск, РМ БЫТ НАРОДА О жизни в городе Жизнь в боярских хоромах Одежда жителей древней Руси Быт простых людей
-
Кусницина Надежда Степановна, школа №36, Саранск, РМ Архитектура Киевской Руси Киевская Русь Киев Чернигов оз. Чудское Новгород Днепр оз. Ильмень
-
Задания:
Кусницина Надежда Степановна, школа №36, Саранск, РМ - определите и выпишите в тетрадь особенности древнерусской архитектуры - какие памятники древнерусской архитектуры вызвали у вас чувство восхищения, восторга
-
Кусницина Надежда Степановна, школа №36, Саранск, РМ Многоярусность строений Увенчанность строений башенками и теремами Наличие пристроек Художественная резьба по дереву Деревянная архитектура Русь языческая ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО НА РУСИ
-
Кусницина Надежда Степановна, школа №36, Саранск, РМ Крестово-купольные В основе квадрат, расчлененный четырьмя столбцами Прямоугольные ячейки, примыкающие к подкупольному пространству, образуют архитектурный крест Каменная Архитектура Русь христианская ЦЕРКВИ КАМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
-
Кусницина Надежда Степановна, школа №36, Саранск, РМ Многоярусность строений Увенчанность строений башенками и теремами Наличие пристроек Художественная резьба по дереву Крестово-купольные В основе квадрат, расчлененный четырьмя столбцами Прямоугольные ячейки, примыкающие к подкупольному пространству, образуют архитектурный крест Деревянная архитектура Русь языческая Каменная Архитектура Русь христианская ЦЕРКВИ АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
-
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Кусницина Надежда Степановна, школа №36, Саранск, РМ Какие из памятников древнерусской культуры (архитектурных, литературных) вам известны? Можно ли говорить о том, что Русь копировала культуру Византии, или речь идет о самобытности древнерусской культуры? Какие идеи древнерусской культуры современны и сегодня?
-
Кусницина Надежда Степановна, школа №36, Саранск, РМ Домашнее задание §§17-18, вопросы на с. 115, 121 – 122 Подготовить индивидуальное творческое задание (по желанию): «Искусство Древней Руси», «Фольклор Древней Руси»
-
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ
Кусницина Надежда Степановна, школа №36, Саранск, РМ Художественная культура России. Л.А. Рапацкая. М.:2002 Искусство средневековой Руси. Сборник статей. Под ред. Л.А. Шенникова. М.: 1999 Югов А. За Землю Русскую. История Отечества. М.,1983.с.373 Энциклопедия для детей. Под ред. М. Аксеновой. М.: Аванта+, Т. 7, 2000 г. www.tsos.lan.krusu.ru www.wco.ru www.classic-tour.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.