Содержание
-
Духовная культура:православие в России.
-
Причины принятия христианства:
Оправдание социального неравенства Необходимость укрепления княжеской власти Приобщение к европейским культурным ценностям Недопустимость международной изоляции.
-
Значение принятия христианства:
Укрепление государства и власти князя Повышение международного авторитета Руси Приобщение Руси к византийской культуре Смягчение нравов Сплочение народа Появление русской православной церкви
-
Хронология. (I-XVIIвв.)
I в.н.э. – проповеди Андрея Первозванного. Вторая половина IX в. - Кирилл и Мефодий. Около 957г. – крещение княгини Ольги с именем Елена. 980 г. – языческая реформа Владимира. 988 г. – Крещение Руси. 1051 г, - постановление Илариона, первого митрополита из русских на Киевскую митрополию. Около 1340 г. - основание Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря. 1448 г. – провозглашение автокефалии Русской церкви. Около 1510 г. – выдвижение теории «Москва – третий Рим» в послании монаха Филофея к великому князю ВасилиюIII. 1551 г. - Стоглавый Собор. 1525 г. – осуждения нестяжателей церковным Собором. 1542-1563 гг. – деятельность «кружка» митрополита Макария. 1589 г. – учреждение патриаршества в России. 1653-1665 гг. – церковная реформа патриарха Никона.
-
Хронология. (XVIII-XXI вв.)
1721 г. – церковная реформа Петра I, учреждение Синода. 1721 – 1917 гг. - Синодальный период. 1764 г. – указ о секуляризации церковных владений. 1822 г. – запрещение в России масонских лож и других тайных организаций. 1832 г. – оформление теории официальной народности С.С. Уварова «Православие, самодержавие, народность». 1917 г. – восстановление патриаршества, избрание патриархом митрополита Тихона. 1918 г. - Декрет об отделении церкви от государства, школы от церкви. 1923 г. – вынужденное признание патриархом Тихоном законности советской власти. 1990 г. – Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях». 7 января 1991 г.– появление в календаре нового государственного праздника – Рождества Христова. 17 мая 2007 г. – подписан акт о каноническом обращении Русской православной церкви заграницей с Русской православной церковью Московского патриарха – документ, провозглашающий объединение Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) с Московским патриархом.
-
Основные понятия.(IX-XVI вв.)
Язычество – общее название политеистических религий. Наряду с многобожием им присущи идолослужение и магизм. Волхвы – языческие жрецы, служители религиозного культа. Капище – место поклонений и жертвоприношений языческим богам. Крещение – христианский обряд (таинство), совершаемый над человеком, вступающим в христианскую церковь. При крещении человека троекратно погружают в воду, сопровождая обряд словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Митрополит – глава христианской церкви на Руси. Первым киевским митрополитом из русских людей был Иларион. Ливонский орден – католическая, государственная и военная организация немецких рыцарей-крестоносцев в Восточной Прибалтике XIII-XVI вв. Автокефалия – независимость Русской церкви от Константинополя. Ересь – оппозиционное6 направление по отношению к господствующему в религии толкованию догм и обрядов; течение, выступающее за преобразование церкви. «Жидовствующие» - название сторонников новгородско–московской ереси, обвиненных в приверженности иудаизму. Отрицали авторитет Церкви, церковные обряды, иконы, многие догматы православия. Иосифляне – последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в России в конце XV-XVI вв.. Отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно-монастырское землевладение. Стригольники – ересь в Новгороде и Пскове XIV в. Отрицали церковные обряды, осуждали обращение свободных людей в холопов. «Москва – третий Рим» - теория, сформулированная в начале XVI в. монахом Филофеем и обосновавшая значение Москвы как политического и православного центра и наследницы Византии. Теория утверждала, что первый Рим пал, второй Рим – Константинополь – тоже пал, а третий Рим – Москва – будет стоять вечно и четвертому не бывать. Нестяжатели – религиозно – политическое течение в Русском государстве в конце XV- начале XVI в., возглавляемое Нилом Соргским. Требовали отказа Церкви от богатств и земель, проповедовали аскетизм. Противники иосифлян. «Стоглав» - сборник решений Церковного собора 1551 г. в виде ста глав из ответов на вопросы Ивана IV о церковном «строении».
-
Основные понятия. (XVII – XVIII вв.)
Раскол церковный – отделение от Русской православной церкви верующих, не признавших реформы патриарха Никона. Раскольники – официальное название сторонников старообрядчества в России. Синод – высший государственный орган, учрежденный для управления делами Русской православной церкви. Создан по приказу Петра I в 1721 г. вместо отмененного института Патриаршества. До 1726 г. именовался «Правительствующим», затем «Святейшим». Члены Синода назначались мператором из высших духовных лиц. Над ними был поставлен обер-прокурор – руководитель Синода, назначаемый с 1722 г. из светских чиновников. Секуляризация – обращение церковной собственности (в первую очередь земель) в государственную.
-
Основные понятия. (XIX – начало XXI в.)
Масоны – представители религиозно-этического движения, ставившие перед собой задачу создать разветвленную всемирную организацию в интересах влияния на мировую политику. Славянофилы – представители либерального направления общественной мысли 1840-1850-х гг. Выступали за особый, отличный от западноевропейского, путь развития России, основанный на православии, единение царя и народа, крестьянской общине. Выступали за отмену крепостного права, свободу печати и т.д. (А.С. Хомяков, И.С. и К.С. Аксаковы, И.в и П.В Киреевские, Ю.Ф. Самарин и др.) Теория «Официальной народности» - система взглядов в области науки , просвещения, литературы в период царствования Николая I, сформулированная министром просвещения графом С.С. Уваровым. В основе теории – формула «Православие. Самодержавие. Народность» Атеизм – безбожие; отрицание существования Бога и всякого рода сверхъестественных сил. Канонизация – акт причисления того или иного лица к числу святых.
-
Некоторые прославленные святые земли русской.
-
X в. Ольга и Владимир – первые приняли христианство.
-
XI в. Страстотерпцы Борис и Глеб – первые святые; Антоний и Феодосий – основатели Киево-Печерского монастыря.
Киево-Печерский монастырь Борис и Глеб Антоний и Феодосий
-
XII в. Монах Нестор.
-
XIII в. Святой благоверный Александр Невский
-
XIV в. Преподобный Сергий Радонежский,святой благоверный князь Дмитрий Донской
-
XV-XVII вв. преподобный Нил Сорский, праведный Василий Блаженный, Христа ради юродивый, Московский чудотворец.
Нил Сорский Василий Блаженный
-
XVIII в. Святитель Тихон Задонский, блаженная Ксения Петербургская
-
XIX в. Преподобный Серафим Саровский
-
XX в. Праведный Иоанн Кронштадский
-
Известные русские митрополиты.
-
Илларион (1051-1054)
Первый митрополит из русских, поставленный Ярославом в 1051г. без согласований с Константинополем. Этим актом установилась русская церковная автономия.
-
Петр (1308-1326)
Митрополит Киевский и Всея Руси. Поддерживал московских князей в их борьбе за великое княжение. Перенес резиденцию в Москву. Канонизация Петра способствовала превращению Москвы в общерусский церковный центр.
-
Феодосий (1461-1464)
Печать митрополита Феодосия Митрополиты стали титуловаться «Московскими и Всея Руси». Первый митрополит, которого великий князь Московский утвердил в сане единолично.
-
Макарий (1542-1563)
Идея государственной и церковной централизации, сторонник иосифлян. Содействовал укреплению власти Ивана VI, впервые совершил акт венчания на царство. Боролся с новгородско-московской ересью. Инициатор созыва в 1551г. Стоглавого Собора, автор «Стоглава», «Великих Четий Миней», созвал два собора для канонизации русских святых. Канонизирован.
-
Иов (1587-1589)
Последний митрополит. В 1589 г. принял титул патриарха.
-
Патриархи Всея Руси.
-
Иов (1589-1605)
Получение Патриаршего престола для Русской церкви, распространение христианства, предание анафеме Лжедмитрия, канонизация Василия Блаженного.
-
Гермоген (1606-1612)
Автор многих книг, противник поляков.
-
Филарет (1619-1633)
Соправитель первого царя из семьи Романовых – сына Михаила.
-
Иоасаф I (1634-1640)
Значение патриаршей власти снизилось, издана «Лествицавластем».
-
Иосиф (1642-1652)
Становление Москвы в качестве центра мирового православия.
-
Никон (1652-1658)
Церковная реформа, раскол.
-
Иоасаф II (1667-1672)
Проклятие староверов.
-
Питирим (1672-1673)
Был серьезно болен.
-
Иоаким (1674-1690)
Исходатайствовал царскую грамоту о неподсудности лиц духовного сана гражданским властям. Киевская метрополия была подчинена Московскому патриархату.
-
Адриан (1690-1700)
Выступал против антирусских мероприятий Петра I.
-
Тихон (1917-1925)
Его раскаяние в действиях церкви, направленных против государственного строя, спасло РПЦ от полного уничтожения.
-
Сергий (1943-1944)
Моления за победу
-
Алексий I (1945-1970)
При нем отметили 500-летие автокефалии РПЦ. Сделал все, чтобы церковь выжила в период хрущевских гонений.
-
Пимен (1971-1990)
Празднование 1000-летия христианства на Руси.
-
Алексий II (1990-2008)
Объединение Русской православной церкви с зарубежной, усиление влияния Церкви.
-
Кирилл I (2009-…)
Возглавил Церковь в 62 года. Усиление влияния Церкви, введение в школе модуля «Основы православной культуры» в курсе «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.